|
Размещено 18:23 5/07/2011
|
|
Н.П. Борисова
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ШЕСТОПСАЛМИЯ часть 2
Мессианская тема в Шестопсалмии
Хотя рассматриваемые нами псалмы не входят в число традиционно признанных «мессианскими», каждый из них содержит пророчества о Мессии. Эти [1] отдельные пророческие стихи, вкрапленные в ткань Шестопсалмия, образуют его мессианскую тему, раскрыть которую можно только святоотеческим ключом.
Псалом 3
По мнению блаж. Августина, этот псалом предвозвещает о Воскресении Христовом. Слова: аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя (ст. 6) св. отец толкует следующим образом: под сном он понимает смерть, а под пробуждением — Воскресение Спасителя [13].
А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мессианском смысле 4, 7—9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (ст. 7) — «это я (то есть псалмопевец) сказал от лица воплотившегося Бога Слова, Господа моего, на Которого восстали не один и не два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князи и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский» [17]. И далее: «и опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: воскресни, Господи, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестия, служителей скверным бесам... Но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил; поэтому и говорится: Ты же, Господи, заступник Мой ecu, слава Моя и возносяй главу мою; Господне есть спасение и на людях Твоих благословение Твое (ст. 4, 9)» [17]. Из этих слов ясно, что преподобный видел в восстании Авессалома прообраз гонений на Христа Спасителя и Церковь Его. В таком же духе толкуют этот псалом и другие св. отцы, понимая, однако, стихи 8 и 9 как вопль ветхозаветного праведника ко Христу, Которого пророческими очами видел псалмопевец. В заключительных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое указание на Крест Господень, который несет спасение мiру и благословение христианам
Псалом 37
Страдания псалмопевца Давида, описанные в этом псалме, изображают страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя грехи и немощи всего человечества (Ис. 53, 4—5). Подобно тому, как царь Давид знал о готовящемся против него заговоре, страдал физически и нравственно, так и Спаситель, зная и о предательстве Иуды, и об отступлении учеников, и о предстоящих Ему крестных муках, испытывал тягчайшие страдания. Слова о «грехах», о «беззакониях», о «безумии» страждущего надо понимать, по толкованию св. отцов, как взятые Им на Себя грехи и беззакония всего мiра (ст. 4—6, 19). Господи, пред Тобою все желание Мое и воздыхание Мое от Тебя не утаися (ст. 10) — эти слова свт. Афанасий Александрийский соотносит со словами Спасителя, сказанными Им на Тайной Вечери ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15) [8]. Стих 11 — сердце мое смятеся, остави Мя сила Моя и свет очию Моею и той несть со Мною — св. отцы толкуют как пророческое слово Христа об Его учениках, которые, хотя и были ему верными, как свет очей Его, однако же бежали во время Его крестных страданий (Мф. 26, 56) [7]. Во время суда синедриона и у Понтия Пилата Он молчал и не оправдывался (ср. Мф. 26, 27, 14 и Пс. 37, 15). Он добровольно пошел на крестные муки (ст. 18), во время которых молился Отцу Своему: не остави Мене, Господи Боже Мой, не отступи от Мене, вонми в помощь Мою, Господи спасения Моего! — так похожи эти слова на произнесенные Им в предсмертный час известные слова 21-го псалма.
Псалом имеет надписание: в воспоминание о субботе, то есть о дне покоя, о священном дне, которым так дорожили евреи (Исх. 20, 8—10; 35, 2). К этому дню Иисус Христос совершил Свою спасительную жертву о всем мiре, и пречистое Его тело упокоилось во гробе (Мф. 27, 57—66; Лк. 23, 56).
Псалом 62
Этот псалом в пророческом своем значении относится к созданной Спасителем Церкви. Так по толкованию свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских, «жизнь», то есть ветхозаветный образ жительства,— ничто по сравнению с «милостию Божией», то есть спасением во Христе, открывшемся всем, к Нему прибегающим (ст. 4). В словах: яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалят Тя уста моя (ст. 6) св. отцы видят указание на спасительное Таинство Тела и Крови Христовых [18]. «Десницею Отчей», по свт. Афанасию Александрийскому, пророк называет Христа Спасителя, принимающего всех, обращающихся к Нему (ст. 9). Таковые, по словам свт. Кирилла Александрийского, «вводятся десницею Его, то есть Христом». Это царственный народ, христиане, которые сподобятся Царствия Небесного, а потому справедливо именуются «царями» (ст. 12) [8] (См. также 1 Кор. 4, 8. — Прим. авт.).
Псалом 87
По объяснению св. отцов (Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский), этот псалом пророчествует о смерти Христа и о сошествии Его во ад (ст. 4—7). При таком толковании становится понятным надписание: о Маелефе, то есть о ликовании (духовном), как бы противоречащее скорбному содержанию псалма. По сошествии душой во ад Спаситель освободил томившихся там праведников, которые и ликовствуют совместно с ангелами [12]. Приняв за нас добровольную смерть — в мертвых свободь (ст. 5), Он снял проклятие («ярость» Божию) с рода человеческого, остановил «волны», накатившегося на него «гнева» Божия (ст. 8, 17). В этом псалме говорится и о скорби Спасителя о Своем народе, не принявшем Его (ст. 10, 19), и об учениках, оставивших Его во время мучений (ст. 9, 19). Весь псалом, понимаемый в мессианском смысле,— это молитва Христа к Своему Отцу.
Псалом 102
Относительно этого псалма свт. Афанасий Александрийский пишет: «Народ новый из язычников сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава Воскресения» [8]. Это псалом о новозаветной Церкви, о тех духовных дарах, которые принес Спаситель человечеству: «очищение от беззаконий» (то есть отпущение грехов в таинстве покаяния), «исцеление от недугов» (ст. 3), «избавление от нетления», то есть от власти диавола и страстей и дарование Своим чадам «милости и щедрот» (ст. 4) и исполнение их «благих желаний» (ст. 5). Спаситель, поправ Своею смертию смерть, открыл людям путь ко спасению, возможность обновления души (ст. 5) в таинстве крещения. Как пишет блаж. Феодорит, «и сие обновление во святом крещении даровал нам также Владыка и, отсекши ветхость греха, из состарившихся соделал юными (см. Ис. 40, 31)» [11]. Тема милосердия Божия к грешному человечеству красной нитью проходит через весь псалом (ст. 4, 6, 8, 11, 13, 17). Св. отцы видят в этом псалме и указание на будущее воскресение мертвых и дарование человеку нового нетленного тела (ст. 3—5). В сравнении души человека с парящим орлом, который «открыто может смотреть на свет солнца», свт. Евсевий видит указание на «будущую жизнь в ее крайнем свете» [7]. И далее он же пишет: «А этот орел есть Христос, Который после Своего вознесения воссел на Небеси на Престол одесную Отца, и Царство Его всеми обладает» (ст. 19). Мессианская тема псалма вводит нас в Новый Завет. Посему этот псалом поется в праздничные дни на Литургии (входит в состав изобразительных антифонов).
Псалом 142
По толкованию свт. Афанасия Александрийского, этот псалом открывается молитвой пророка, который «от лица всего человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаной, умоляет Бога Отца освободить его пришествием Единородного» [8]. Пророк напоминает древние обетование о Мессии (ст. 5), «молится, чтобы наступило утреннее Воскресение Христово, Которым мы помилованы» (ст. 8). Утро — время Воскресения Спасителя, указавшего нам путь, по которому должен идти каждый христианин (ст. 8). Этот «путь», по словам свт. Афанасия,— Евангельское учение, но этим словом также именуется и Сам Христос (Ин. 14, 6). В псалме прикровенно показаны гонения на Христа, Его страсти, крестная смерть, положение во гроб (ст. 3). «Смятение сердца» (ст. 4), по словам свт. Иоанна Златоуста, «означает крайне великую скорбь», о которой говорит сам Спаситель (Ин. 12, 27; Мк. 14, 33—34), а ст. 7 — исчезе дух. Мой, не отврати Лица Твоего от Мене — св. отцы толкуют как «глас Христов к Богу Отцу во время страсти» [18] (ср. Пс. 21, 2—3). Псалом обрамляется темой правды и истины Божией (ст. 1, 11). Помимо своего прямого значения, это — имена Сына Божия; а милость Божия, в мессианском понимании,— это «пречистые страсти Христовы» [18]. В 142-м псалме содержится и учение о Святом Духе. Свт. Василий Великий, объясняя 10 стих псалма, подчеркивает, что благодать Духа Святого — «не приобретенная, а находящаяся в самой природе Его» [7]. А «земля правая» (ст. 10), в которую входит праведник по благодати Духа Святого, есть Царствие Небесное [18]. Таким образом, этот псалом в прикровенной форме говорит о Святой Троице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вернемся к вопросу, поставленному в начале нашей работы: чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность — все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения. В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии,— это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом. В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»
ЛИТЕРАТУРА [1] Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. [2] Толкование на Шестолсалмие. М., 1996. [3] П. В-ский. Смысл и композиция Шестопсалмия / ЖМП, №10, 1968. [4] Всенощное бдение. Литургия. М., 1982. [5] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды, сб. 18. М., 1978. [6] Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири. СПб., 1875. [7] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. [8] Афанасий Великий, свт. Творения, т. IV, М., 1902. [9] Толковая Библия. Стокгольм, 1987. [10] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М., 1860. [11] Феодорит, еп. Кирский. Творения. М., 1856. [12] Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. Творения. М., 1861. [13] Августин, еп. Иннокийский. О граде Божием. Киев, 1907. [14] Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1896. [15] Максим Исповедник. Творения, кн. II, М., 1994. [16] Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Часть III. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. [17] Максим Грек. Сочинения, ч. III. Сергиев Посад, 1911. [18] Псалтирь с кратким толкованием. Киев, 1726. (Репр. изд. М., 1994.). [19] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга девятая. М., 1908. [20] Повести Древней Руси XI-XII века. Л., 1983.
Н.П. Борисова
ДУХОВНЫЙ СМЫСЛ ШЕСТОПСАЛМИЯ часть 2
Мессианская тема в Шестопсалмии
Хотя рассматриваемые нами псалмы не входят в число традиционно признанных «мессианскими», каждый из них содержит пророчества о Мессии. Эти [1] отдельные пророческие стихи, вкрапленные в ткань Шестопсалмия, образуют его мессианскую тему, раскрыть которую можно только святоотеческим ключом.
Псалом 3
По мнению блаж. Августина, этот псалом предвозвещает о Воскресении Христовом. Слова: аз уснух и спах, востах яко Господь заступит мя (ст. 6) св. отец толкует следующим образом: под сном он понимает смерть, а под пробуждением — Воскресение Спасителя [13].
А вот что пишет преп. Максим Грек, толкуя в мессианском смысле 4, 7—9 стихи псалма. Не убоюся от тем людей, окрест нападающих на мя (ст. 7) — «это я (то есть псалмопевец) сказал от лица воплотившегося Бога Слова, Господа моего, на Которого восстали не один и не два царя, как на меня Саул и Авессалом, но все по всей вселенной цари, князи и вельможи всех народов и взбесившийся против Него народ иудейский» [17]. И далее: «и опять, молясь Отцу и Богу Своему, говорит: воскресни, Господи, спаси Мя, Боже Мой (ст. 8). И хорошо назвал зубами грешников неистовых гонителей благочестия, служителей скверным бесам... Но Бог и Отец сокрушил эти пагубные их зубы, а верующих во Христа Бога благочестивых людей возвысил и прославил; поэтому и говорится: Ты же, Господи, заступник Мой ecu, слава Моя и возносяй главу мою; Господне есть спасение и на людях Твоих благословение Твое (ст. 4, 9)» [17]. Из этих слов ясно, что преподобный видел в восстании Авессалома прообраз гонений на Христа Спасителя и Церковь Его. В таком же духе толкуют этот псалом и другие св. отцы, понимая, однако, стихи 8 и 9 как вопль ветхозаветного праведника ко Христу, Которого пророческими очами видел псалмопевец. В заключительных стихах псалма (ст. 9) многие св. отцы видят прямое указание на Крест Господень, который несет спасение мiру и благословение христианам
Псалом 37
Страдания псалмопевца Давида, описанные в этом псалме, изображают страдания Самого Господа нашего Иисуса Христа, Который принял на Себя грехи и немощи всего человечества (Ис. 53, 4—5). Подобно тому, как царь Давид знал о готовящемся против него заговоре, страдал физически и нравственно, так и Спаситель, зная и о предательстве Иуды, и об отступлении учеников, и о предстоящих Ему крестных муках, испытывал тягчайшие страдания. Слова о «грехах», о «беззакониях», о «безумии» страждущего надо понимать, по толкованию св. отцов, как взятые Им на Себя грехи и беззакония всего мiра (ст. 4—6, 19). Господи, пред Тобою все желание Мое и воздыхание Мое от Тебя не утаися (ст. 10) — эти слова свт. Афанасий Александрийский соотносит со словами Спасителя, сказанными Им на Тайной Вечери ученикам: «Очень желал Я есть с вами сию Пасху прежде Моего страдания» (Лк. 22, 15) [8]. Стих 11 — сердце мое смятеся, остави Мя сила Моя и свет очию Моею и той несть со Мною — св. отцы толкуют как пророческое слово Христа об Его учениках, которые, хотя и были ему верными, как свет очей Его, однако же бежали во время Его крестных страданий (Мф. 26, 56) [7]. Во время суда синедриона и у Понтия Пилата Он молчал и не оправдывался (ср. Мф. 26, 27, 14 и Пс. 37, 15). Он добровольно пошел на крестные муки (ст. 18), во время которых молился Отцу Своему: не остави Мене, Господи Боже Мой, не отступи от Мене, вонми в помощь Мою, Господи спасения Моего! — так похожи эти слова на произнесенные Им в предсмертный час известные слова 21-го псалма.
Псалом имеет надписание: в воспоминание о субботе, то есть о дне покоя, о священном дне, которым так дорожили евреи (Исх. 20, 8—10; 35, 2). К этому дню Иисус Христос совершил Свою спасительную жертву о всем мiре, и пречистое Его тело упокоилось во гробе (Мф. 27, 57—66; Лк. 23, 56).
Псалом 62
Этот псалом в пророческом своем значении относится к созданной Спасителем Церкви. Так по толкованию свтт. Кирилла и Афанасия Александрийских, «жизнь», то есть ветхозаветный образ жительства,— ничто по сравнению с «милостию Божией», то есть спасением во Христе, открывшемся всем, к Нему прибегающим (ст. 4). В словах: яко от тука и масти да исполнится душа моя и устнама радости восхвалят Тя уста моя (ст. 6) св. отцы видят указание на спасительное Таинство Тела и Крови Христовых [18]. «Десницею Отчей», по свт. Афанасию Александрийскому, пророк называет Христа Спасителя, принимающего всех, обращающихся к Нему (ст. 9). Таковые, по словам свт. Кирилла Александрийского, «вводятся десницею Его, то есть Христом». Это царственный народ, христиане, которые сподобятся Царствия Небесного, а потому справедливо именуются «царями» (ст. 12) [8] (См. также 1 Кор. 4, 8. — Прим. авт.).
Псалом 87
По объяснению св. отцов (Афанасий Александрийский, Евсевий Кесарийский), этот псалом пророчествует о смерти Христа и о сошествии Его во ад (ст. 4—7). При таком толковании становится понятным надписание: о Маелефе, то есть о ликовании (духовном), как бы противоречащее скорбному содержанию псалма. По сошествии душой во ад Спаситель освободил томившихся там праведников, которые и ликовствуют совместно с ангелами [12]. Приняв за нас добровольную смерть — в мертвых свободь (ст. 5), Он снял проклятие («ярость» Божию) с рода человеческого, остановил «волны», накатившегося на него «гнева» Божия (ст. 8, 17). В этом псалме говорится и о скорби Спасителя о Своем народе, не принявшем Его (ст. 10, 19), и об учениках, оставивших Его во время мучений (ст. 9, 19). Весь псалом, понимаемый в мессианском смысле,— это молитва Христа к Своему Отцу.
Псалом 102
Относительно этого псалма свт. Афанасий Александрийский пишет: «Народ новый из язычников сим псалмом поучается песнословить Бога, великого благодетеля. Благодеяния же сии суть изглаждение греха и слава Воскресения» [8]. Это псалом о новозаветной Церкви, о тех духовных дарах, которые принес Спаситель человечеству: «очищение от беззаконий» (то есть отпущение грехов в таинстве покаяния), «исцеление от недугов» (ст. 3), «избавление от нетления», то есть от власти диавола и страстей и дарование Своим чадам «милости и щедрот» (ст. 4) и исполнение их «благих желаний» (ст. 5). Спаситель, поправ Своею смертию смерть, открыл людям путь ко спасению, возможность обновления души (ст. 5) в таинстве крещения. Как пишет блаж. Феодорит, «и сие обновление во святом крещении даровал нам также Владыка и, отсекши ветхость греха, из состарившихся соделал юными (см. Ис. 40, 31)» [11]. Тема милосердия Божия к грешному человечеству красной нитью проходит через весь псалом (ст. 4, 6, 8, 11, 13, 17). Св. отцы видят в этом псалме и указание на будущее воскресение мертвых и дарование человеку нового нетленного тела (ст. 3—5). В сравнении души человека с парящим орлом, который «открыто может смотреть на свет солнца», свт. Евсевий видит указание на «будущую жизнь в ее крайнем свете» [7]. И далее он же пишет: «А этот орел есть Христос, Который после Своего вознесения воссел на Небеси на Престол одесную Отца, и Царство Его всеми обладает» (ст. 19). Мессианская тема псалма вводит нас в Новый Завет. Посему этот псалом поется в праздничные дни на Литургии (входит в состав изобразительных антифонов).
Псалом 142
По толкованию свт. Афанасия Александрийского, этот псалом открывается молитвой пророка, который «от лица всего человечества, гонимого и притесняемого преобладающим сатаной, умоляет Бога Отца освободить его пришествием Единородного» [8]. Пророк напоминает древние обетование о Мессии (ст. 5), «молится, чтобы наступило утреннее Воскресение Христово, Которым мы помилованы» (ст. 8). Утро — время Воскресения Спасителя, указавшего нам путь, по которому должен идти каждый христианин (ст. 8). Этот «путь», по словам свт. Афанасия,— Евангельское учение, но этим словом также именуется и Сам Христос (Ин. 14, 6). В псалме прикровенно показаны гонения на Христа, Его страсти, крестная смерть, положение во гроб (ст. 3). «Смятение сердца» (ст. 4), по словам свт. Иоанна Златоуста, «означает крайне великую скорбь», о которой говорит сам Спаситель (Ин. 12, 27; Мк. 14, 33—34), а ст. 7 — исчезе дух. Мой, не отврати Лица Твоего от Мене — св. отцы толкуют как «глас Христов к Богу Отцу во время страсти» [18] (ср. Пс. 21, 2—3). Псалом обрамляется темой правды и истины Божией (ст. 1, 11). Помимо своего прямого значения, это — имена Сына Божия; а милость Божия, в мессианском понимании,— это «пречистые страсти Христовы» [18]. В 142-м псалме содержится и учение о Святом Духе. Свт. Василий Великий, объясняя 10 стих псалма, подчеркивает, что благодать Духа Святого — «не приобретенная, а находящаяся в самой природе Его» [7]. А «земля правая» (ст. 10), в которую входит праведник по благодати Духа Святого, есть Царствие Небесное [18]. Таким образом, этот псалом в прикровенной форме говорит о Святой Троице.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вернемся к вопросу, поставленному в начале нашей работы: чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность — все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения. В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии,— это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом. В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»
ЛИТЕРАТУРА [1] Скабалланович М. Толковый типикон. Киев, 1913. [2] Толкование на Шестолсалмие. М., 1996. [3] П. В-ский. Смысл и композиция Шестопсалмия / ЖМП, №10, 1968. [4] Всенощное бдение. Литургия. М., 1982. [5] Успенский Н. Д. Чин всенощного бдения на православном Востоке и в Русской Церкви // Богословские труды, сб. 18. М., 1978. [6] Вишняков Н., свящ. О происхождении Псалтири. СПб., 1875. [7] Евфимий Зигабен. Толковая Псалтирь. Киев, 1882. [8] Афанасий Великий, свт. Творения, т. IV, М., 1902. [9] Толковая Библия. Стокгольм, 1987. [10] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы. М., 1860. [11] Феодорит, еп. Кирский. Творения. М., 1856. [12] Григорий Нисский, свт. О надписании псалмов. Творения. М., 1861. [13] Августин, еп. Иннокийский. О граде Божием. Киев, 1907. [14] Иоанн Мосх. Луг духовный. Сергиев Посад, 1896. [15] Максим Исповедник. Творения, кн. II, М., 1994. [16] Афанасьев Д. Руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Часть III. Учительные книги. Джорданвилль, 1975. [17] Максим Грек. Сочинения, ч. III. Сергиев Посад, 1911. [18] Псалтирь с кратким толкованием. Киев, 1726. (Репр. изд. М., 1994.). [19] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского. Книга девятая. М., 1908. [20] Повести Древней Руси XI-XII века. Л., 1983.
|