|
Размещено 19:28 18/05/2011
|
|
Объяснение литургии в вопросах и ответах Глава 2
О ПРОСКОМИДИИ
Вопрос. Что значит слово проскомидия?
Ответ. Слово проскомидия значит принесение.
Вопрос. Почему так называется первая часть литургии?
Ответ. Она так называется от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб стал называться просфорою, что значит приношение.
Вопрос. Что есть проскомидия как часть литургии?
Ответ. Проскомидия есть предварительное приготовление хлеба и вина к священнодействию Таинства.
Вопрос. Где и как совершается проскомидия?
Ответ. Проскомидия совершается на жертвеннике. Облачившись в священные одежды [2] и прочитав предварительные молитвы, священник вынимает из просфоры часть [3], потребную для совершения Таинства, называемую Агнцем, полагает ее в центр дискоса, режет крестообразно и прободает копием; потом вливает в потир потребную часть вина, соединенного с водою. Приготовляя таким образом вещество для Таинства, священник воспоминает некоторые пророчества и прообразования, а частию и самые происшествия, относящиеся к рождеству и крестной смерти Спасителя.
Вопрос. Какое действие совершает священник по приготовлении вещества для Таинства Причащения?
Ответ. По приготовлении вещества для Таинства Причащения, священник вынимает частицы также из других четырех просфор: из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается по правую сторону Агнца; из третьей — девять частиц в честь и память: 1) Иоанна Предтечи, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) безсребреников, 8) праведных родителей Святой Девы Марии — Иоакима и Анны и всех святых, 9) святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого (смотря по тому, чья литургия совершается). Сии девять частиц полагаются по левую сторону Агнца, в три ряда, по подобию девяти чинов иерархии небесной [4]. Из четвертой просфоры вынимаются частицы: о духовных властях и вообще о живых православных христианах. Из пятой просфоры вынимается частица о памяти святейших патриархов, благочестивых царей и цариц и отделяется несколько частиц за усопших с надеждою воскресения и жизни вечной. Все вынутые из двух последних просфор частицы располагаются в двух рядах, на дискосе внизу Агнца. Таким образом, Агнец (изображающий Иисуса Христа), возлежа на дискосе среди всех изъятых частиц как Царь славы и таинственный Глава Церкви, на небе торжествующей и на земле воинствующей под знамением Его креста, является окружен воинством небесным и земным. При сих действиях проскомидии священник прославляет святых, молится за живых и умерших. После того, облагоухав фимиамом звездииу, он поставляет ее над Агнцем; потом, облагоухав три покрова, один из них возлагает на дискос, другой — на потир, а третий, большой, называемый воздухом, простирает поверх обоих; наконец, троекратно покадив предложенные Дары, то есть хлеб и вино, молит Господа благословить сии Дары и принять в пренебесный Свой жертвенник
Вопрос. Какой хлеб и какое вино употребляется для Таинства Причащения?
Ответ. По примеру Иисуса Христа и апостолов, употребляется для Таинства Причащения хлеб чистый, пшеничный, квасной; а вино — красное, как вместообразное Крови Иисуса Христа.
Вопрос. Почему хлеб, приготовленный для Таинства, называется Агнцем? .
Ответ. Потому что он представляет собой образ страждущего Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого израильтяне по повелению Божию закалали и ели в память избавления своего от погибели в Египте.
Вопрос. Что изображается в проскомидии изъятием из первой просфоры части, называемой Агнцем, разрезыванием и прободением его копием и вливанием в потир вина, соединенного с водою?
Ответ. Этими действиями изображается не только рождение, но и страдание Иисуса Христа, ибо Сын Божий для того и воплотился, дабы пострадать и умереть за спасение мира.
Вопрос. Для чего вино для Таинства растворяется водою?
Ответ. В ознаменование того, что когда во время распятия Иисуса Христа на кресте один из воинов пронзил Ему копьем бок, то из язвы сей излилась кровь и вода.
Вопрос. Что знаменует жертвенник, на котором совершается проскомидия, и дискос, на который возлагается Агнец?
Ответ. Жертвенник знаменует Вифлеемский вертеп, где родился Иисус Христос, и гору Голгофу, на которой Он был распят, а дискос — ясли и гроб Его.
Вопрос. Что изображает звездица, поставляемая поверх Агнца?
Ответ. Звездица изображает ту чудесную звезду, которая некогда привела волхвов в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Вопрос. Что изображают покровы, которые возлагаются на Святые Дары?
Ответ. Два малых покрова знаменуют пелены, которыми повит был Божественный Младенец, а большой — плащаницу, которою обвито было тело умершего Спасителя.
Вопрос. Что означает троекратное каждение предложенных Даров?
Ответ. Это каждение служит воспоминанием тех даров: злата, Ливана и смирны, которые волхвами принесены были родившемуся Спасителю, и тех аромат и мира, которыми помазано было пречистое тело Его при погребении.
Вопрос. Чем оканчивается проскомидия?
Ответ. Проскомидия оканчивается отпустом, произносимым от священника, и каждением алтаря и всего храма.
Вопрос. Для чего совершается это каждение?
Ответ. Для обозначения таинственно разливающейся благодати Святого Духа. Каждение престола, жертвенника и икон совершается для выражения почтения и благоговения к ним; а каждение предстоящих для освящения их и в ознаменование молитв их.
Примечание. Так как проскомидия совершается тихо в алтаре, то в это время читаются так называемые часы — 3-й, 6-й, а иногда и 9-й, чтобы предстоящие в храме не оставались без благоговейного размышления и молитвенного руководства.
Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами.
3-й, 6-й и 9-й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3-й приводит нам на память сошествие Святого Духа.
[2] Священные одежды, в которые облачаются священник и диакон, суть следующие: 1) стихарь, который называется и подризником, 2) орарь, 3) поручи, 4) епитрахиль, 5) пояс, 6) фелонь, 7) набедренник, 8) палица. Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя — священника. Сия одежда, всегда почти светлая, означает непорочность жизни и духовную радость и вместе изображает те блистательный ризы, в каких являлись Ангелы (Лк. 24,4; Деян. 1,10). Орарь есть длинный плат, возлагаемый на левое плечо диакона. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, орарь уподобляется Ангельским крыльям и потому означает готовность служителей Церкви исполнять волю Божию. Поручи, употребляемые диаконом и священником, служат для свободнейшего действования и знаменуют вообще силу Божию, укрепляющую их, а сверх того у священника изображают узы, которыми связаны были руки страждущего Христа, когда Он был веден к Пилату. Епитрахиль есть орарь, сложенный вдвое, и возлагается на священника в ознаменование излитой на него благодати и благого ига Христова. Пояс, которым опоясуется священник, означает готовность его служить Богу и напоминает тот лентион, которым Сам Иисус Христос препоясался при омытии ног возлюбленным ученикам Своим. Фелонь есть верхняя круглая риза священника. Она изображает ту червленую хламиду, в которую облекли Спасителя на дворе Пилата. Набедренник и палица бывают украшением высших или старших иереев и имеют знаменование духовного меча, т. е. глагола Божия, которым пастырь Церкви должен, с особенною ревностию и силою, вооружаться против неверных и нечестивых, против врагов видимых и невидимых.
[3] Православная Церковь уготовляет и приносит для литургии хлеб в пяти просфорах; но только одна из них предлагается и приготовляется для Таинства. Сим, по изъяснению апостола Павла, означается то что един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10,17).
[4] Девять чинов иерархии небесной, по учению святого Дионисия Ареопагита, суть следующие: Престолы, Херувимы, Серафимы, Власти, Господства, Силы, Ангелы, Архангелы и Начала.
Объяснение литургии в вопросах и ответах Глава 2
О ПРОСКОМИДИИ
Вопрос. Что значит слово проскомидия?
Ответ. Слово проскомидия значит принесение.
Вопрос. Почему так называется первая часть литургии?
Ответ. Она так называется от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб стал называться просфорою, что значит приношение.
Вопрос. Что есть проскомидия как часть литургии?
Ответ. Проскомидия есть предварительное приготовление хлеба и вина к священнодействию Таинства.
Вопрос. Где и как совершается проскомидия?
Ответ. Проскомидия совершается на жертвеннике. Облачившись в священные одежды [2] и прочитав предварительные молитвы, священник вынимает из просфоры часть [3], потребную для совершения Таинства, называемую Агнцем, полагает ее в центр дискоса, режет крестообразно и прободает копием; потом вливает в потир потребную часть вина, соединенного с водою. Приготовляя таким образом вещество для Таинства, священник воспоминает некоторые пророчества и прообразования, а частию и самые происшествия, относящиеся к рождеству и крестной смерти Спасителя.
Вопрос. Какое действие совершает священник по приготовлении вещества для Таинства Причащения?
Ответ. По приготовлении вещества для Таинства Причащения, священник вынимает частицы также из других четырех просфор: из второй просфоры вынимается частица в честь и память Богородицы и полагается по правую сторону Агнца; из третьей — девять частиц в честь и память: 1) Иоанна Предтечи, 2) пророков, 3) апостолов, 4) святителей, 5) мучеников, 6) преподобных, 7) безсребреников, 8) праведных родителей Святой Девы Марии — Иоакима и Анны и всех святых, 9) святого Иоанна Златоуста или святого Василия Великого (смотря по тому, чья литургия совершается). Сии девять частиц полагаются по левую сторону Агнца, в три ряда, по подобию девяти чинов иерархии небесной [4]. Из четвертой просфоры вынимаются частицы: о духовных властях и вообще о живых православных христианах. Из пятой просфоры вынимается частица о памяти святейших патриархов, благочестивых царей и цариц и отделяется несколько частиц за усопших с надеждою воскресения и жизни вечной. Все вынутые из двух последних просфор частицы располагаются в двух рядах, на дискосе внизу Агнца. Таким образом, Агнец (изображающий Иисуса Христа), возлежа на дискосе среди всех изъятых частиц как Царь славы и таинственный Глава Церкви, на небе торжествующей и на земле воинствующей под знамением Его креста, является окружен воинством небесным и земным. При сих действиях проскомидии священник прославляет святых, молится за живых и умерших. После того, облагоухав фимиамом звездииу, он поставляет ее над Агнцем; потом, облагоухав три покрова, один из них возлагает на дискос, другой — на потир, а третий, большой, называемый воздухом, простирает поверх обоих; наконец, троекратно покадив предложенные Дары, то есть хлеб и вино, молит Господа благословить сии Дары и принять в пренебесный Свой жертвенник
Вопрос. Какой хлеб и какое вино употребляется для Таинства Причащения?
Ответ. По примеру Иисуса Христа и апостолов, употребляется для Таинства Причащения хлеб чистый, пшеничный, квасной; а вино — красное, как вместообразное Крови Иисуса Христа.
Вопрос. Почему хлеб, приготовленный для Таинства, называется Агнцем? .
Ответ. Потому что он представляет собой образ страждущего Христа, подобно как в Ветхом Завете представлял Его Агнец Пасхальный, которого израильтяне по повелению Божию закалали и ели в память избавления своего от погибели в Египте.
Вопрос. Что изображается в проскомидии изъятием из первой просфоры части, называемой Агнцем, разрезыванием и прободением его копием и вливанием в потир вина, соединенного с водою?
Ответ. Этими действиями изображается не только рождение, но и страдание Иисуса Христа, ибо Сын Божий для того и воплотился, дабы пострадать и умереть за спасение мира.
Вопрос. Для чего вино для Таинства растворяется водою?
Ответ. В ознаменование того, что когда во время распятия Иисуса Христа на кресте один из воинов пронзил Ему копьем бок, то из язвы сей излилась кровь и вода.
Вопрос. Что знаменует жертвенник, на котором совершается проскомидия, и дискос, на который возлагается Агнец?
Ответ. Жертвенник знаменует Вифлеемский вертеп, где родился Иисус Христос, и гору Голгофу, на которой Он был распят, а дискос — ясли и гроб Его.
Вопрос. Что изображает звездица, поставляемая поверх Агнца?
Ответ. Звездица изображает ту чудесную звезду, которая некогда привела волхвов в Вифлеем на поклонение родившемуся Спасителю.
Вопрос. Что изображают покровы, которые возлагаются на Святые Дары?
Ответ. Два малых покрова знаменуют пелены, которыми повит был Божественный Младенец, а большой — плащаницу, которою обвито было тело умершего Спасителя.
Вопрос. Что означает троекратное каждение предложенных Даров?
Ответ. Это каждение служит воспоминанием тех даров: злата, Ливана и смирны, которые волхвами принесены были родившемуся Спасителю, и тех аромат и мира, которыми помазано было пречистое тело Его при погребении.
Вопрос. Чем оканчивается проскомидия?
Ответ. Проскомидия оканчивается отпустом, произносимым от священника, и каждением алтаря и всего храма.
Вопрос. Для чего совершается это каждение?
Ответ. Для обозначения таинственно разливающейся благодати Святого Духа. Каждение престола, жертвенника и икон совершается для выражения почтения и благоговения к ним; а каждение предстоящих для освящения их и в ознаменование молитв их.
Примечание. Так как проскомидия совершается тихо в алтаре, то в это время читаются так называемые часы — 3-й, 6-й, а иногда и 9-й, чтобы предстоящие в храме не оставались без благоговейного размышления и молитвенного руководства.
Часами называется собрание некоторых псалмов Богодухновенного царя Давида и назидательных молитв, написанных святыми отцами.
3-й, 6-й и 9-й часы последовательно воспоминают осуждение Господа на смерть, распятие Его и самую смерть, а сверх того, час 3-й приводит нам на память сошествие Святого Духа.
[2] Священные одежды, в которые облачаются священник и диакон, суть следующие: 1) стихарь, который называется и подризником, 2) орарь, 3) поручи, 4) епитрахиль, 5) пояс, 6) фелонь, 7) набедренник, 8) палица. Стихарь есть верхняя одежда диакона и нижняя — священника. Сия одежда, всегда почти светлая, означает непорочность жизни и духовную радость и вместе изображает те блистательный ризы, в каких являлись Ангелы (Лк. 24,4; Деян. 1,10). Орарь есть длинный плат, возлагаемый на левое плечо диакона. По толкованию святителя Иоанна Златоуста, орарь уподобляется Ангельским крыльям и потому означает готовность служителей Церкви исполнять волю Божию. Поручи, употребляемые диаконом и священником, служат для свободнейшего действования и знаменуют вообще силу Божию, укрепляющую их, а сверх того у священника изображают узы, которыми связаны были руки страждущего Христа, когда Он был веден к Пилату. Епитрахиль есть орарь, сложенный вдвое, и возлагается на священника в ознаменование излитой на него благодати и благого ига Христова. Пояс, которым опоясуется священник, означает готовность его служить Богу и напоминает тот лентион, которым Сам Иисус Христос препоясался при омытии ног возлюбленным ученикам Своим. Фелонь есть верхняя круглая риза священника. Она изображает ту червленую хламиду, в которую облекли Спасителя на дворе Пилата. Набедренник и палица бывают украшением высших или старших иереев и имеют знаменование духовного меча, т. е. глагола Божия, которым пастырь Церкви должен, с особенною ревностию и силою, вооружаться против неверных и нечестивых, против врагов видимых и невидимых.
[3] Православная Церковь уготовляет и приносит для литургии хлеб в пяти просфорах; но только одна из них предлагается и приготовляется для Таинства. Сим, по изъяснению апостола Павла, означается то что един хлеб, едино тело есмы мнози; еси бо от единаго хлеба причащаемся (1 Кор. 10,17).
[4] Девять чинов иерархии небесной, по учению святого Дионисия Ареопагита, суть следующие: Престолы, Херувимы, Серафимы, Власти, Господства, Силы, Ангелы, Архангелы и Начала.
|