Cвято-Юрьев монастырь — православный мужской монастырь близ Новгорода на берегу реки Волхов вблизи озера Ильмень. До 1918 года имел статус 1-классной обители. Основан в 1030 году князем Ярославом Мудрым. В центре монастырского двора находится Георгиевский собор (1119г.). Рядом с ним каменная беседка с резной чашей святого источника. Северо-западнее собора находится церковь во имя Спаса Нерукотворного образа (Спасо-Орловская), с примыкающими к ней настоятельскими покоями. На юго-востоке расположен белый Орловский братский корпус. В северо-восточный угол монастырских стен встроен Крестовоздвиженский собор.
Георгиевский собор (1119 г.).
Георгиевский собор расположен в центре монастыря на возвышенном месте. Собору предшествовала деревянная церковь того же наименования, построенная князем Ярославом в 1030 году. Собор сооружен князем Всеволодом Мстиславовичем - внуком Владимира Мономаха, совместно с игуменом Кириаком в период 1119-1130 гг.
Храм Георгия - крупнейший из числа монументальных княжеских построек первой половины XII века. В XII-XIII веках Юрьев монастырь являлся крупным политическим центром. В монастыре велась летопись, монастырский собор становится княжеской усыпальницей. Известно, что в соборе захоронены старший брат Александра Невского - Федор, мать его Феодосия, малолетние дети князя Ярослава Владимировича. Хоронили здесь влиятельных феодалов и духовных лиц.
В 1675 году собор пострадал от пожара. В 1706 году собор был обновлен, а с запада пристроена паперть. В период с 1825 по 1827 годы собор подвергался значительной перестройке. С северной стороны к собору был пристроен придел Феоктиста, с южной стороны во всю длину собора - ризница, с запада - паперть с ампирным портиком. Все эти пристройки закрыли нижние части фасадов. Были заделаны многочисленные ниши и оконные проемы. Древняя живопись, за ничтожным исключением, была безжалостно сбита, и все стены расписаны заново.
Роспись Георгиевского собора, исполненная, по-видимому, вскоре после его постройки, целиком связана с киевскими художественными традициями. Расчищенные в башне собора большие фигуры Святых, выполненные с исключительным мастерством, отличаются пластичностью в лепке лиц, богатством и сочностью красочной палитры и широкой монументальной манерой письма. Был настлан новый чугунный пол, сооружен новый пышный иконостас и богатейшая надпрестольная сень. Центральные столбы внутри были утолщены.
В годы Великой Отечественной войны были повреждены главы и покрытия собора. В послевоенный период проведены восстановительные работы.
В барабане северо-западной главы сохранилась живопись XII века. Древняя орнаментальная роспись сохранилась в оконных проемах и нижних частях стен и столбов. Живопись тесно связана с киевскими художественными традициями. Существующая живопись относится к 1902 году. Своды в соборе - коробовые. В настоящий момент в уровне пят сводов установлены воздушные металлические связи - убранство храма не сохранилось. В соборе расположена выставка "История Юрьева монастыря". Храмовая икона с изображением Георгия Победоносца в полный рост хранится в Государственной Третьяковской галерее. culture.natm.ru/10.1.-georgievskiy-sobor-1119-g..html
Спасский собор, 1763-1824 гг.
Расположен к северо-западу от Георгиевского собора, с севера и юга к нему вплотную примыкают крылья Архимандритского корпуса.
В 1763 году в нескольких метрах западнее Георгиевского собора была построена каменная церковь Александра Невского и его брата Федора. Заказчик храма - архимандрит монастыря Иоанникий I.
В 1823 году эта церковь сгорела во время сильного пожара.
В 1823-1824 гг. на фундаменте старой церкви, с использованием старой кладки, был построен Спасский собор. Заказчик храма - архимандрит Фотий. Собор был построен с двумя приделами: Святой Анны и Фотия и Аникиты.
В 1830 году по проекту новгородского губернского архитектора с западной стороны к собору пристраивается паперть.
В 1836 году в подвальном этаже собора устраивается церковь Похвалы Богородицы. Заказчик церкви архимандрит Фотий.
В 1841 году с юга пристроен придел Всех Святых, который непосредственно примкнул к приделу Святой Анны.
В 1848-1849 годах собор обновляется.
В 1850 году с севера пристроен еще один придел - предел Алексея Митрополита Московского, примкнувший к приделу Фотия и Аникиты. Заказчик построек архимандрит монастыря Мануил.
Собор пострадал в годы Великой Отечественной войны (были уничтожены все главы). Восстановлен в 1954-1956 годах.
Памятник представляет собой рядовое здание XIX века, решенное в формах провинциального классицизма. Интерес могут вызвать планировка и характер сводчатых перекрытий. culture.natm.ru/10.-2.-spasskiy-sobor-1763-1824-gg..htm...