1. Что совершается во мне? То таинство престрашно! Язык бессилен высказать и написать не смеет Несчастная рука моя словес хвалы и славы Тому, Кто выше похвалы и Кто превыше слова. 5. Ведь то, что совершается сейчас во мне, погибшем, Неизглаголанно, ничьим невыразимо словом. Ужель Податель всяческих, Творец - О, кто ответит? - От нас, убогих, требует словес хвалы и славы? Но кем и как прославится Тот, Кто вовек прославлен? 10. Так светом не наполнится, ничем не осветится В сем мире тварном зримое очам телесным солнце. Извне не просвещаемо, само всех просвещает, Хранит тот свет, что дал ему Зиждитель от начала. Самодостаточно оно и светит щедрым светом. 15. И не нуждается ни в чем, что бы его питало. Так как же Сам Зиждитель всех от нас приемлет славу И от меня, ничтожного, хвалу услышать хочет? Самодостаточен вовек Господь, Создатель солнца, Он, благ всех исполняющий вселенную извечно. 20. Одним лишь мановением, одной Своею волей Стяжавший силу. - Оттого язык словами скуден. Ум зрит, что совершается, но высказать не может, И, созерцая, ищет слов, и слова не находит. Невидимое видит он, неведомое миру, 25. Простое, нераздельное, величины безмерной. И ни начала, ни конца; ни края, ни средины Найти не может. Как же ум расскажет, что он видит? Все целым представляет он и видит нераздельным, Сам не вмещает Сущности, но Сущности причастен. 30. Так, возжигая от огня свой светоч, ты приемлешь Огонь, который неделим и целостен, как прежде. И все ж от первого огня он может удалиться, Чтоб загорелись от него премногие лампады. Но он телесен, - Тот же Огнь, - духовный, - неразделен. 35. Ни отделить, ни удалить нельзя его частицу, Он, уделяя часть другим, раздроблен быть не может, Но оставаясь неделим в душе моей почиет. Восходит изнутри меня, из глубины сердечной, Как солнце, самый солнца диск, - тот, что очами видим. 40. Восходит круглый, точно шар, как пламя светозарный... Не знаю - повторяю вновь - как говорить об этом! К молчанию стремился я, но все ж молчать не в силах: То чудо страшное моим повелевает сердцем, И отверзает мне уста, запятнанные скверной, 45. И принуждает говорить, писать - хоть против воли. О, Ты, Который воссиял из сумрачного сердца, Ты, - Кто незримое очам, чудесное явил мне, Ты, - Кто на дальний край земли - в меня - сошел смиренно, Кто сыном и учеником апостольским соделал 50. Дотоле бывшего рабом ужасного дракона, Убийцы смертных, и во всех споспешником злодействах! Ты - аду воссиявшее предвечным светом Солнце - Лучами и моей души коснулся помраченной, И даровал ей дивный свет, день вечный, невечерний. 55. - Ленивым, суетным - как я - поверить в это трудно! Ты - Тот, Кто нищету мою благ всяческих исполнил, Ты даруй мне и силу слов, и силу разуменья, С тем, чтобы знаменья Твои я смог поведать миру И рассказать о том, что Ты рабам Своим даруешь. 60. Чтобы и дремлющие днесь во мраке неразумья И говорящие: «Увы! Нет грешникам спасенья! Помилованье заслужить лишь праведник способен: Апостол Петр и прочие апостолы святые» - Чтобы узнали, поняли, насколько это просто 65. Не нам, но Благости Твоей - как было, есть и будет. И те, кто мнят, что обрели Тебя - о, Свет вселенной, Но знать не знают, что должны Тебя увидеть зримо, Ходить во свете, видеть свет, Тобою просвещаться - Пускай поймут, что Ты еще души их не коснулся, 70. Еще не просветил их ум, нечистое их сердце; И тщетно тешатся они пустой своей надеждой, Что после смерти, в жизни той, Твой свет им воссияет. Залог даешь ты здесь овцам, которых одесную Поставишь там; даешь печать, скрепляя обещанье. 75. Со смертью нашей Ты чертог Свой брачный затворяешь И ничего ни изменить нельзя, ни переделать. Творить не может человек ни доброго, ни злого, И в чем раба Ты застаешь, Спаситель, в том и судишь. И эта мысль меня страшит, меня приводит в трепет, 80. Мысль эта, Господи, во мне все расплавляет чувства. Ведь тот, кто в слепоте умрет, в тот мир переселится, Тогда лишь сможет лицезреть свет видимого солнца, Когда, воскреснув, обретет и свет очей, и зренье. Так точно тот, чей ум был слеп, по смерти не увидит 85. Тебя, о Боже мой, Тебя, о, мысленное Солнце! Но, вышедший из мрака, вновь во мрак свой возвратится И отлученным от Тебя останется до века. Никто, Спаситель, из людей, Тебе хранящих верность, Никто из тех, кто был крещен во имя Твое, Боже, 90. Не сможет муки той снести, великой и престрашной: Быть отлученным от Тебя, Всемилостивый Отче. Невыносима эта боль и пытка длится вечность: Быть отлученным от Тебя - О, есть ли что ужасней? Мучительнее есть ли что, чем с Жизнью быть в разлуке, 95. Ее лишившись, продолжать влачить существованье, Но вместе с жизнью потерять все мыслимые блага? Ведь отлученный от Тебя теряет все благое, А жить, как он сейчас живет, по смерти уж не сможет. Сейчас, не ведая забот, в телесном наслажденье 100. Резвятся, скачут и во всем подобны бессловесным: Вкушают то, что Ты им дал для наслажденья жизнью, Не помышляя ни о чем помимо жизни здешней, Не думая, что ей конец души исход положит. Но горько заблуждается, свидетельствуя ложно, 105. Кто мнит, что есть и без Тебя упокоенья место И указать его готов - Ну это ль не безумье? - Где обитают, кто ни тьме, ни свету не причастен, Равно и Царствия далек, и пламени геенны, Кто вне - и вечного огня, и брачного чертога. 110. Туда надеются попасть несчастные безумцы! Не нужно им, по их словам, ни вечной Твоей славы Ни жизни в Царствии небес - но лишь упокоенье. Увы! Какая слепота, какое помраченье! Увы! Несбыточны мечты и тщетны их надежды! 115. И подтверждения они в Писании не встретят, И будет не по их словам, но так, как Ты открыл нам. Того, кто Богу угодил, свет ожидает вечный, А зла служителям в аду мрак вечный уготован И между ними пролегла зияющая бездна. 120. И всех ужасней адских мук то место посредине Оно возмездия страшней, невыносимей пыток! Через него попавший в ад, низверженный навеки В зияющую смерти пасть, в карающую бездну, Оттуда никогда уже не сможет возвратиться, 125. На землю праведных ему ступить уж невозможно. Но осужденный предпочтет в огне испепелиться, Чем в ту зияющую пасть быть ввергнутым навеки. А те, несчастные, как раз в нее попасть стремятся! - Поистине достойны слез они и сожаленья: 130. Ведь не предчувствуют беды, подобно бессловесным И в помрачении ума свою же кличут гибель. Но Ты, о Царствие небес, Христе, обитель кротких! Ты, о, Божественный чертог, Ты, луг зеленый рая! Ты тайный несказанный брак, обильная трапеза! 135. Ты пиво новое и хлеб, дающий жизни силы! Ты чаша, полная воды, воды животворящей, Ты осветивший путь святым неугасимый светоч! Ты и одежда, и венец, и всех венцов Податель Ты радость наша и восторг, покой и наслажденье 140. Блаженство вечное и мир, сиянье светлой славы! И будет благодать Твоя светить подобно солнцу Как Всесвятого Духа дар во всех святых и верных. И, неприступный солнца свет, Ты будешь озарять их По мере веры и любви, надежды и усердья, 145. И светлости, и чистоты, дарованной от Духа. Ты знаешь, Боже, Судия единый, милосердный, Кому какую в Царстве том обитель уготовал, И то, что мерой лишь одной - любви и просвещенья, И лицезрения Тебя - рознятся воздаянья. 150. Лишь этим определены величие и слава, Лишь в этом разница даров таинственных селений. Домами, скиниями мы зовем их прикровенно, Зовем их роскошью одежд, блистательным убранством, Венцов сияньем золотых и перлов многоценных, 155. Неувядающих цветов цветеньем называем То чудо, странное для нас; сияющим чертогом. Но истинное лишь одно мы знаем наслажденье: То лицезрение Тебя - оно одно лишь вечно. Но те, о ком я говорил, не видящие света, 160. Кто в отдаленье от Тебя влачит существованье, Кто лицезрения Тебя не знает всеблагого, - Какое думают они найти упокоенье, Освобождение от мук и воздаянье правых? 165. «Вселятся правии с лицем Твоим» - то всем известно. Лишь только в чистом сердце их Ты смог вообразиться И с образом Твоим, Христе, они в Тебя вселились. О чудо странное! О дар премногой благостыни! Смог оказаться человек во образе бессмертном 170. И в нем вообразиться смог, Кто невместим твореньем. Бог, неизменный естеством, Бог вечный, непреложный! Благоволивший обитать во всех, кто был достоин, Чтобы обрел внутри себя Царя и Царство каждый. И чтобы было в нем и все, вмещаемое Царством, 175. И чтоб блистаньем он блистал воскреснувшего Бога Светлее солнечных лучей и видимого солнца. И, предстоя Тому, Кто так прославил человека, И в изумленье приходя от преизбытка славы, Чтобы он чувствовал приток Божественного света, 180. И чтобы не было конца, предела возрастанью. Ведь если кончится приток, то с ним и бесконечность И будет схвачено умом, что ныне необъятно, И станет Тот, Кто невместим, предметом пресыщенья. Но нет предела полноте, конца - сиянью славы, 185. Ведь Он - начало без конца и возрастанья бездна. И те, внутри кого Христос живет, вообразившись, Ему, Царю, и предстоят во свете неприступном. И вечной славы в них конец становится началом, И, - чтобы мысль моя тебе была чуть-чуть понятней - 190. Они в начале обретут конец, в конце - начало. Не скажешь ведь, что полнота нуждается в притоке, Что бесконечности конца стремящийся достигнет? Пусть даже прейдут небеса - подумай, все возможно! Земля, и все, что на земле - все видимое нами. 195. Тогда достигнешь ли конца, и точки завершенья? Не о телесной говорю я точке, но увидеть Умом ты сможешь полноту невидимого мира. Не мир - воздушный океан - но тот ли, что и прежде? - Нет, уж не воздух - пустота, - она необъяснима, 200. Подобна бездне без конца, и «Все» ей будет имя, Единая со всех сторон и целостная всюду. И это «Все» заполнено Божественностью Бога. И те, кто обитает в нем, и кто ему причастен Как могут охватить его, дойти до пресыщенья? 205. И как достигнуть им конца того, что бесконечно? Ты согласишься, что никак такое невозможно? И эта мысль сама святым прийти на ум не может, Ни тем из них, кто здесь еще во плоти пребывает, Ни тем, кто с Богом в мир иной уже переселился. 210. Сияньем покрывает их Божественная слава, Они и просвещаются, и светят в ликованье Им ведать истинно дано с неколебимой верой, Что совершенствованью их не будет завершенья, Что нет предела и конца их возрастанью в славе. 215. Но где найдут себе приют отпавшие от Бога? От Вездесущего вдали как можно быть - не знаю. Сколь это чудо велико и сколь оно престрашно! Сужденье нашего ума должно быть просвещенным, Дабы его уразуметь, не впав при этом в ересь 220. И сомневаться не начав в словах Святого Духа! Те грешники внутри «Всего» пребудут, но при этом Вне Бога все-таки и вне Божественного света. Так точно бедные слепцы, не видящие солнца, Им освещаются, но все ж вне света остаются. 225. Их неспособность видеть свет от света отлучает. Так Троицы нетленный свет весь мир осиявает, Но посреди его во тьме томятся души грешных, Его не видя: нет у них Божественного чувства. Их вечным пламенем палит недремлющая совесть, 230. И осуждает вновь и вновь на новые мученья. И несказанная та скорбь терзать их будет вечно. прп. Симеон Новый Богослов.