Протосингел Иоанникий (Морой)
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
5 сентября 1944 года отошел ко Господу румынский подвижник благочестия старец Иоанникий (Морой). Он сыграл большую роль в жизни великого Клеопы (Илие) – принял его, еще подростка, в монастырь, взрастил, а перед смертью передал ему свой настоятельский посох. Румынское старчество – бесценная страница в истории Православия, это мир веры, удивительной по своей глубине и силе, несокрушимой и всё превозмогающей. Предлагаем читателям портала Православие.Ru фрагмент замечательной книги «Румынский Патерик» приснопамятного отца Иоанникия (Бэлана), посвященный отцу Иоанникию (Морою).
Протосингел Иоанникий (Морой)
Жизнеописание
Этот подвижник благочестия был самым известным настоятелем монастыря Сихастрия первой половины ХХ столетия. Родился в городе Зэрнешть уезда Брашов, женился и имел двух детей. Затем, возжелав следовать за Христом, одновременно с женой и детьми посвятил себя монашеской жизни. В 1890–1900 годы подвизался в одном из румынских скитов на Святой Афонской Горе. Затем возвратился на родину и два года состоял в братстве Нямецкого монастыря.
В 1909 году был назначен игуменом (настоятелем) скита Сихастрия – послушание, которое он достойно нес в течение 35 лет. Полностью обновив монашескую жизнь в этой пустыни и собрав вокруг себя более 40 учеников, протосингел Иоанникий (Морой) преселился в вечность осенью 1944 года.
Дела и поучения
1. Захотев подъять иго монашеского подвига, молодой Иоанн Морой попросил совета у великого блаженного Георгия Лазара1, чьим учеником он был. А тот ответил ему:
– Поживи год на послушании в скиту Пештера Яломичоарей и каждый день прочитывай всю Псалтирь. Если вынесешь искушения вражии и не будешь обманут им, тогда можешь становиться монахом.
Скит Пештера Яломичоарей
Итак, он провел в скиту несколько месяцев, днем исполняя послушание, а ночью бодрствуя за чтением Псалтири. И вот однажды ночью, когда он молился в своей каливе (шалаше) на опушке леса, пришел к нему незнакомый монах и сказал:
– Что ты тут делаешь, брат Иоанн, и зачем так изводишь себя?
– Отче, я хочу стать монахом.
– Ты глубоко заблуждаешься. Ты не можешь оставаться в монастыре. Вот, жена твоя дома принимает других мужчин и расточает твое добро.
– Откуда ты знаешь это, святость твоя? – спросил его молодой человек, возмутившись.
– Я прожил 40 лет в Иорданской пустыне и стяжал от Бога дар прозорливости, так что знаю даже мысли человеческие.
– Так что же мне делать теперь, отче?
– Возвращайся домой и управляй своей женой и имуществом.
Тут монах этот подошел к костру, прыгнул в огонь и сделался невидим. То был диавол.
Обуреваемый всяческими мыслями, юный Иоанн Морой отправился домой в тот же час, преодолевая по пути множество искушений. Старец Георгий Лазар, увидев его, сказал:
– Ты теперь не можешь нести иго монашества. Побудь какое-то время дома.
2. В 1890 году молодой Иоанн Морой отправился вместе с паломниками на богомолье – поклониться Святому Гробу Господню. На Святой Земле, подойдя к пещере преподобного Ксенофонта, он встретил некоего отшельника святой жизни, и тот сказал ему:
«
“Хочешь иметь наставника в жизни? Читай Священное Писание и поучения святых отцов и, сколько можешь, следуй их словам”
»
– Брат Иоанн, ты пришел сюда искать святых людей? Никогда не следуй за человеком, каким бы святым он ни казался. Ибо сегодня ты видишь от него пользу, а завтра можешь соблазниться. Хочешь иметь наставника в жизни? Читай Священное Писание и поучения святых отцов и, сколько можешь, следуй их словам, ибо ими ты никогда не будешь введен в соблазн. Знай, что ты станешь монахом на Святой Горе Афонской, а через несколько лет вернешься на родину и будешь священником и наставником братий. А в конце жизни тебя ждут большие искушения, но если ты наберешься терпения, то, с помощью Христовой, всё победишь и увенчаешься венцом спасения.
Это предсказание в точности исполнилось в жизни протосингела Иоанникия (Мороя).
3. В 1909 году, сподобившись дара священства, отец Иоанникий был назначен игуменом скита Сихастрия, пришедшего в упадок. Ученики рассказывали, что 35 лет он переносил в скиту всяческие искушения, лишения, нападки от бесов, угрозы от людей, болезни и прочие беды. Однако за свою веру и терпение, с помощью Матери Божией, сделал из некогда заброшенного скита лучшую на Румынской земле пустынь.
Монастырь Сихастрия в наши дни
4. Говорили отцы, что с первого же дня он ввел ежедневное служение в храме Литургии и семи славословий2 по уставу Нямецкого монастыря. И никогда не давал благословение начинать богослужение, пока не соберутся все братия.
5. Рассказывали еще о нем, что он всегда священнодействовал в строгом посте, с верой и слезами. Тем более в Великий пост не вкушал ничего, за исключением субботы и воскресенья. А в будни жив был одними Пречистыми Тайнами.
6. Еще говорили об этом старце, что в течение 20 лет он каждый день служил святую Литургию с неизменной любовью Христа ради, ибо был единственным священником и духовником в скиту.
7. Распорядок в монастыре Сихастрия при настоятеле Иоанникии (Морое) был следующим:
«
В Сихастрии если кто из братии не приходил на Литургию по лености, то проводил в посте весь следующий день до вечера
»
– присутствие всего братства на утрени и святой Литургии; кто не приходил в святой храм по лености, тот проводил в посте весь следующий день до вечера;
– генеральная исповедь монахов в каждую пятницу;
– причащение схимников и болящих раз в неделю, в субботу, а всех остальных – раз в 3 недели;
– всё в монастыре было общим, никому нельзя было иметь что-нибудь личное; одежду, келью и всё необходимое выдавал монастырь;
– на стол накрывали по понедельникам, средам и пятницам – один раз в день, в 3 часа пополудни, а в остальные дни – два раза в день, по уставу святого Саввы Освященного; никому не разрешалось есть в келье, кроме больных;
– на послушание ходили все, вместе с настоятелем монастыря, и каждый должен был трудиться в молчании, чтобы можно было творить молитву Иисусову;
– в кельях монахи читали главным образом Псалтирь, Патерик и жития святых, а семь славословий и правило никогда не оставляли не вычитанными.
8. Однажды летом в засуху иссякла вода в колодце. Тогда игумен сказал в храме:
– Отцы, за грехи наши Бог отнял у нас воду в колодце. Будем же поститься и молиться три дня и три ночи, пока Бог снова не даст нам воду. Все послушания по монастырю прерываются.
Действительно, за молитвы отцов на третий день колодец оказался на половину полон водой. С этого дня, по благословению настоятеля, вода в колодце больше никогда не иссякала.
9. Говорили ученики, что желавших поступить в монастырь он сначала подвергал суровому духовному искусу, чтобы воспитать из них хороших и преданных Христу монахов. Одних держал у ворот три дня и три ночи в посте и молитве. Других частенько ставил на правило и поклоны, чтобы научить смирению. Всем советовал не хранить денег и не выходить из монастыря и учил непрестанно молиться молитвой Иисусовой.
10. Иногда он говорил своим ученикам:
«
“Этих двух правил держитесь всю свою жизнь: отсечения воли и соблюдения благословения. Ведь мы сыны благословения, а не проклятия”
»
– Братия, этих двух правил держитесь всю свою жизнь: отсечения воли и соблюдения благословения. Ибо кто нарушает эти заповеди, тот не может быть монахом и никогда не увидит добра. Ведь мы сыны благословения, а не проклятия.
11. Говорили отцы, что если кто-нибудь нарушал слово настоятеля, то терпел много искушений. Ведь он требовал, чтобы всё делалось по благословению.
Так, однажды двое послушников договорились поститься и молиться в погребе, втайне от всех. Через неделю они пришли к игумену и сказали:
– Отче, мы просим исповедовать нас, ибо завтра хотим причаститься.
– А где вы были до этого?
– Мы постились и молились в погребе.
– Кто вам дал благословение делать это?
– А разве для поста и молитвы требуется благословение?
– Я не стану исповедовать вас, пока не покаетесь в своем непослушании, – сказал старец.
На другой же день обоих послушников поразила болезнь. Тогда настоятель поставил всё братство на молитву о них, их особоровали, и они поправились. Так эти два послушника избавились от непослушания.
12. В другой раз один из монастырских послушников настаивал, чтобы его постригли в монахи. Но настоятель Иоанникий, зная его сердце, всё время откладывал. И вот однажды этот брат заявил настоятелю:
– Я пойду в Тыргу Нямц3, куплю марок и бумаги для прошения о моем постриге.
– Не ходи теперь, сейчас ведь Великий пост, и нам негоже ходить по миру.
«
Вышли к ослушнику семеро злых духов, приговаривая: “Давайте-ка поймаем его, он же ушел из монастыря без благословения старца!”
»
Брат, однако, ушел. Но не успел он пройти и километра, как ему навстречу вышли семеро злых духов в образе страшных людей, они принялись колотить его палками, приговаривая: «А ну-ка давайте поймаем его, он же ушел из монастыря без благословения старца!»
Брат этот со страху пустился бежать по лесу. Наконец прибежал в монастырь с криками:
– Не оставляйте меня, за мной гонятся семеро!
Отцы, увидев, что он одержим нечистым духом, отвели его в келью и доложили настоятелю. А старец прочел над ним молитву святого Василия и сказал:
– Развяжите его и отпустите.
– А если он снова убежит?
– Не бойтесь. Если Бог его развязал, враг больше не возымеет власти над ним.
Так брат исцелился. С этого часа никто уже не пренебрегал благословением настоятеля.
13. Однажды зимой кто-то из братий не закрыл погреб и заморозил картошку. На другой день старец спросил за трапезой:
– Кто оставил погреб открытым? Прошу его исповедать свое прегрешение здесь, перед всеми.
Но никто не признавался. Тогда старец сказал:
– Если провинившийся не сознается, его накажет Бог.
В тот же миг один из братий упал наземь, обуреваемый духом нечистым. Он-то и был виновным. Итак, его сразу же повели в церковь, особоровали святым елеем, и он исцелился, ибо протосингел Иоанникий имел от Бога дар изгнания из людей нечистых духов.
14. Однажды старец по действию вражию претерпел какое-то искушение. И вот, обличая себя, на другой день он сказал в храме:
– Отцы, я больше не могу быть вашим игуменом и духовным отцом, ибо согрешил пред Богом. Ищите себе другого наставника вместо меня.
А отцы отвечали ему со слезами:
– Отец настоятель, не оставляй нас сирыми, ибо некому вести нас по пути спасения. Да пребудет грех этот на нас, только не оставляй нас одних.
– Я останусь и впредь игуменом, – сказал старец, – но только если обещаете, что исполните мое слово.
– Мы сделаем всё, что ты скажешь, отче.
«
Тогда старец лег поперек церковного порога лицом вниз и сказал: “Не будет части со Христом тому, кто не наступит на меня!”
»
Тогда старец лег поперек церковного порога лицом вниз и сказал:
– Не будет части со Христом тому, кто не наступит на меня!
И вот все прошли по нему. Так старец и дальше продолжил управлять монастырем, а отцы и братия обрели много пользы от его смирения.
Монастырь Сихастрия в наши дни
15. За свое смирение и безвинность протосингел Иоанникий прославился в тех краях как молитвенник и духовник. К нему за советом и исповедью шло множество отшельников, подвизавшихся в окрестных лесах, монахи, настоятели, епископы и миряне. Хотя он был строгим блюстителем канонов и очень властным, но для каждого находил слово утешения и ободрения. Обычной его епитимией был продолжительный пост, молитва, особенно по Псалтири, и всецелое послушание.
Приходили к старцу и больные для соборования, и некоторые возвращались домой здоровыми.
16. Иногда к нему приходил кто-нибудь из братий, обуреваемый искушениями, а он увещал его, говоря:
– Нет тебе благословения уходить из монастыря никуда, ибо ты в смятении. А смятенный ум никогда не может правильно судить и принять решение согласно воле Божией.
17. А своим духовным чадам часто советовал, говоря:
– Отцы, никогда не забывайте этих трех деланий: имейте страх Божий, храните ум свой чистым и не забывайте о «Господи Иисусе»!4
18. Начиная с 1941 года, много искушений и напастей обрушилось на монастырь Сихастрия. Сначала сгорела церковь со всеми монастырскими постройками. Потом разбойники несколько раз грабили святую обитель, избивая старца, и наконец ослепили его. Поэтому часть монахов разбрелась по другим монастырям. Тогда отец Иоанникий вспомнил слова великого старца Георгия Лазара, сказанные им за 30 лет до этого: «Не ублажаю тебя, что ты пришел в это место, ибо в конце жизни тебя ждет множество искушений».
19. Говорил старец ученикам, что однажды ночью, когда он лежал больной, в его келью вошла Женщина, благолепно одетая, и, подойдя к нему, сказала:
«
Пресвятая Богородица сказала: “Не скорби, отец Иоанникий. Отныне Мы будем заботиться об этой обители!”
»
– Не скорби, отец Иоанникий. Отныне Мы будем заботиться об этой святой обители!
То была Пресвятая Богородица, покровительница этого смиренного монашеского скита5. И действительно, начиная с 1942 года, над монастырем Сихастрия всегда явен был покров Матери Божией и Ее благословение.
20. Однажды в келье старца собралось всё братство монастыря для благословения и назидательного слова. А старец сказал всем:
– Отцы, не отчаивайтесь, что монастырь сгорел. Ибо за грехи наши он сгорел и для того, чтобы возобновились благотворители. Святости ваши, терпите все искушения и не оставляйте этого места, освященного молитвами и слезами бывших прежде нас. Но только твердо блюдите устав этого монастыря. Ибо кто не соблюдает устава места, того само место выгонит отсюда.
В 1909 году, когда я был рукоположен в иеромонаха, подошел ко мне один старенький монах из Нямецкого монастыря и сказал: «Знай, отец Иоанникий, что только те смогут жить в скиту Сихастрия, кто будет соблюдать тамошний схимнический устав. То есть чтобы ни у кого ничего своего не было, но чтобы всё было общее; чтобы не совершали плотских грехов и не ели мяса в монастыре. Если же кто не будет соблюдать этого распорядка, тот не сможет жить в месте том. Ибо место это повязано нерушимой клятвой семи монахов-исихастов из Нямецкого монастыря, основавших Сихастрию в 1655 году».
21. В завершение настоятель добавил и эти слова:
– Твердо держитесь монашеских правил и ни на день не оставляйте несовершённой святую Литургию и семь славословий. Ибо если будете делать так, и проводить жизнь чистую, и иметь любовь между собою, то знайте, что Матерь Божия воздвигнет из пепла эту святую обитель, и вы обретете мир и спасение в месте этом. А если не будете свято блюсти правило, пост и свои монашеские обязанности, то знайте, что обитель эта снова опустеет. Ибо Богу угоднее место пустое, но чистое, чем полное многих, но разобщенных монахов.
22. После двух лет телесных страданий старец Иоанникий однажды вечером сказал своему ученику иеромонаху Иоилю:
– Во вторник я отойду к Отцу! Во вторник я отойду к Отцу!
И действительно, 5 сентября 1944 года протосингел Иоанникий (Морой) предал свою душу в руки Божии, оставив после себя братство из 40 изрядных монахов.
Так подвизался и так упокоился великий в румынском монашестве старец.
Могила о.Иоанникия
Архимандрит Иоанникий (Бэлан)
Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Arhimandrit Ioanichie Balan. Patericul Românesc. Editia a 6-a, revazuta si îngrijita de Arhim. Petru Balan. Vol. 1. Editura Manastirea Sihastria, 2011. P. 569–576.
4 сентября 2015 года
1 Блаженный старец Георгий Лазар (1846–1916) подвизался на Святой Земле, на Афонской Горе, а последние 26 лет провел в Румынии на церковной колокольне, в подвиге столпничества. Знал наизусть всю Псалтирь и никогда не выпускал эту книгу из рук, обладал даром прозорливости и чудотворения, пользовался глубоким почитанием в народе.
2 Семью славословиями называется суточный круг богослужений. См. книгу свт. Симеона Фессалоникийского «Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных», глава 264: «Почему существует семь хвалений».
3 Тыргу-Нямц – ближайший город, располагающийся в 16 км от Сихастрии. Марки нужны для отправки митрополиту письма с прошением.
4 То есть молитву Иисусову.
5 Престольный праздник монастыря Сихастрия – Рождество Пресвятой Богородицы.pravoslavie.ru›put/81843.htm