Толкователи смысл праздника Крестовоздвижения сводят к расшифровке иконописного и богословского сюжета. Народ мало об этом знает, но сам ставит кресты на просторах нашей Родины. Сюжет, изображенный на иконе, вошел в нашу простую жизнь. Он как бы пророс сквозь века от памятного события, случившегося в Иерусалиме. Совершенно очевидно, что мотивация бытового тиражирования распятия на горах, водах и дорогах и в городах, совсем другая, чем богословская подоплека события.
На наших автотрассах есть места, где без видимых причин, особенно часто происходят ужасные аварии. И существует поверие, что если в таком месте поставить крест, то машины биться перестанут. Разумеется, статистику никто не ведет, но некоторые утверждают, что в самом деле исчезает это «проклятое» место. Подразумевается, что распятие при дороге действует как излучатель невидимой энергии. И бесы под действием волн этой энергии бегут от этого места прочь
Так или иначе, но все наши автомагистрали уставлены крестами. И если дело так пойдет и дальше, то в скором времени мы будем ездить среди сплошной стены крестов.
Но кресты ставят не только автомобилисты. Тысячи крестов поставили поморы на берегах Белого моря. У Соловков, в море, есть остров Бабья Луда. Там, раньше, останавливались паломницы, которых не пускали в мужской монастырь. И что там стояло до трех тысяч крестов, сооруженных благочестивыми паломниками. Это в десять раз больше, чем на знаменитой Горе Крестов в Литве.
На Соловках, в доме, где раньше жил Павел Флоренский, живет неутомимый насельник Преображенского монастыря о. Георгий Кожокарь, который установил на остове десятки красивейших новых крестов.
Кресты стоят на Кавказких горах, в Крыму, в рязанских лесах, на необитаемых островах Кузова, что в Белом море. Они стоят и в Польше, и в Португалии, в Бразилии, и на Украине. В Литве – саулюс, в Армении –хачкары, во Франции – кальверы
Ставят кресты на могилы христиан.
Дело, начатое матерью великого императора Константина Великого, не умерло. После нее кресты, ставились, ставятся и будут ставиться, если только христианство будет живо. Так зачем же, царица Елена раскопала этот крест и какова была ее мотивация? Зачем, вообще, она его поставила и какой смысл в нашем празднике Крестовоздвижения лично для нас?
Я и сам, по молодости, соорудил семь больших крестов в разных концах страны. Это было время, когда советская власть еще не умерла, а новая еще не родилась. Ставя эти кресты, мы с друзьями думали, что тем самым мы запускаем процесс переформатирования старого пространства, мы вроде как колебали умирающую советскую власть в ее основе богоборчества. С другой стороны, мы сами до конца не понимали, зачем мы это делаем.
Некоторых терзали сомнения, что эти акции были похожи на то, как в диком мире, новое, победившее племя удаляет пространственные метки конкурентов и ставит свои. Другие спрашивали о том, зачем нужен другой крест, вместо настоящего, на котором был распят Господь. Крест был и есть один. Это орудие смерти Христа, с которого Он давно сошел и древо которого лежит где-то в кусках. Не понимали, зачем эта театральная имитация, близкая к кощунству или благочестивому перфомансу простаков. И я не знал, что ответить. В душе было ощущение правды, но оно было невыразимым.
Вспоминая свои чувства тогда, когда крест бывал установлен, я точно помню, что они никак не были связаны с радостью захвата территории. Мы радовались и обнимались с соработниками, как на Пасху и лучшее, что мы могли сказать, было одно:
– Христос воскрес!
– Воистину воскрес!
Для кого-то может прозвучать странно, но для меня совершено естественно, что радость – есть спутница и доказательство истины. В греческом архитектурном ордере есть колоннады. И если смотреть на колоны снизу вверх, то они кажутся, ровными. На самом деле, для того, чтобы эти опоры казались равномерно сужающимися к верху, примерно в их середине делалось специальное утолщение – энтазис. На занятиях по сопромату есть такой опыт: каменный цилиндрический стержень сжимают вдоль оси. И что же? Он начинает крошиться там, где древние греки устроили этот энтазис. То есть, красота и сопромат оказались связанными. Мы не знаем механизма этой связи, но совершенно определенно существует.
И совершенно неспроста преподобный Серафим встречал посетителей со словами:
– Радуйся!
Так истина рождает радость, а радость – истину. Вспоминая качество той радости у основания сооруженного креста, могу сказать, что эта радость относилась не переформатированию пространства, а к его обновлению или восстановлению. Царица Елена не столько пыталась воссоздать этнографическую обстановку времен правления Тиверия цезаря, сколько пространство утраченного единения с Богом.
Мы все стремимся к Богу и в Его сад радости. Мы, живя здесь, тщательно ищем места нашего соприкосновения с Господом. Молясь словами, мы встречаемся с Ним мысленно. А хочется видеть чувственно. Как в Песни Песней. Душу возлюбленной героини этой песни радует все, что связано с Любимым. Благовония мастей, убранство, чертоги, кудри, цвет глаз, горячий ветер, прохлада горы фимиамовой, букет мирровых ветвей – все это в отсутствии хозяина создает Его мир, возрождает атмосферу его пространства. Здесь не важны эти предметы пространства сами по себе. Они ценны только часть его личности, разлитой в его пространстве, как его эманация. Все это, вместе собранное, как бы косвенное прикосновение к отсутствующему хозяину. Так Татьяна Ларина сидела в кабинете Онегина и читала его книги.
Так и с крестами на горах и дорог. Само по себе воздвижение креста, как ценность в сама в себе, имеет, в лучшем случае характер дизайнерского элемента ландшафта. Если только такое тиражирование креста вообще уместно. Нам оно ценно только в канве наших усилий по обоживанию мира, в нашей попытке сделать небо ближе, подтянуть его к себе. Этот процесс никак не связан с заменой меток коммунистов. Он происходит в другой плоскости
О жажде души встретить Христа всеми чувствами писал о.Павел Флоренский, когда описывал необходимость литургии не только в пространстве звуков молитвы, но и в измерениях всех остальных чувств.Он хорошо подметил, что литургия наполнена не только голосом, но и светом свечей и лампад, запахом ладана, светом из окон и бликов от золота икон и теплотой разбавленного вина преподносимого причастникам в конце литургии
В Песне песней, каждое чувство, каждая клетка тела стремится к Богу, то есть, находится в иных формах молитвы, если молитву понимать как форму единения с Богом. Таким образом, крест – это как молитва для глаза.
Праздник Крестовоздвижения – это эмоциональный порыв земной части нашей личности к Богу. Самое близкое место схода горнего и дольнего мира – это крест, как дверь перехода из мира в мир. Эта дверь открывается любовью, которая стремится к жертве любви – к взаиморастворения. Поэтому, стоя рядом с новосоруженным крестом, душу захватывает пасхальная радость растворения в Боге. Но в данном случае она идет не глубин внутренней жизни, а стимулируется внешним образом пречистого Креста. Выражаясь технически, происходит обратная индукция.
Из этого следует вывод, что материя, в идеале, не является врагом духу, а они все вместе, при правильном подходе, служат Творцу. Материя служит красотой и добротой. Дух – благодатью и любовью. А крест на горе – зрительный образ венца природы и напоминание о том, что венец мира – Христос. А также напоминание того, что мы причастны к Кресту вместе с Богом. Крест – как право плоти быть с Богом, как напоминание нам на право этой радости. Пустой крест, который я сам поставил на острове Немецкий Кузов в Белом море – это напоминание мне о моем месте. Пустые кресты, которые вижу везде на полях моей Родины – это то же чьи-то кресты. Кресты людей, которые ищут крест. И теперь мне они уже не кажутся перфомансом для простаков
Когда я хочу устроиться на работу, то пишу заявление на бумаге. А когда я хочу устроиться на небо, то пишу заявление в форме креста на груди или на горе. Этим я говорю Богу:
– Готово сердце мое готово. Посмотри на меня. Дай мне Свои крест и силу. Возьми мою жизнь
Поэтому не стоит тиражировать образ Господня креста всуе на пыльных дорогах, поставляя его среди придорожной грязи и брошенного мусора. Он не магнит святости и не прожектор х-лучей. Крест не для того, чтобы обозначить место аварии.
Крест – хранитель всея вселенныя; Крест – красота Церкви; Крест – царей держава; Крест – верных утверждение; Крест – ангелов слава и демонов язва …
Он место схода миров. Место ему – лучшие места нашей земли, там, где небо становится ближе, а голос его слышней. Крестовозвижение продолжается не один день в году, все дни в течении тысячи семисот лет. И дай, Бог, пусть продолжится до последних дней, когда вострубят ангелы и небо совьется как свиток.