Я уверовал в начале 90-х годов прошлого века. Все прекрасно помнят, какая в стране была ситуация. Только что рухнул СССР, и открылась так называемая «свобода», пользуясь которой, в страну хлынули проповедники разных мастей. Появились секты и оккультные движения. Русская Православная Церковь тогда ещё была слаба и не знала, что делать с полученной свободой. После 70 лет гонений и запретов Церковь сразу же не могла организовать широкой кампании по распространению Слова Божия. А протестанты такую возможность нашли и воспользовались ею.
Широкая «евангелизация» населения скоро стала приносить свои плоды: люди бросились в протестанские общины, а их церкви стали появляться как грибы после дождя. Причём у протестантов тоже была «свобода»: любой иностранец мог назвать себя пастором и организовать свою общину.
В разгаре евангельской кампании появилась и первая межконфессиональная христианская радиостанция, «Теос», принадлежащая одной новоявленной протестанской общине – «Евангелической Русской Церкви» (сокращённо ЕРЦ) – самой по себе довольно интересной и необычной. Организовал эту общину бывший баптист, который разошёлся во взглядах со своими братьями по вере и, покинув баптистскую церковь, организовал свою собственную. Конечно, организовал он её не один, а с группой единомышленников. Был в Канаде одно время и там получил степень доктора богословия. Причём эта степень (точно не знаю, как у них это принято) была присуждена ему почётно (отсюда звание «почётного доктора богословия»). Община обосновалась в России, в Санкт-Петербурге. А этот человек стал называться пастором и пресвитером, возглавив только что созданную церковь. Арендовав у какой-то компании радиопередатчик, единомышленники пастора стали проповедовать Слово Божие в эфире. Радиостанция была самостоятельная. У неё была своя частота на средних волнах, и вещала она весь день.
Многие люди, жившие все эти годы в атеистическом обществе, где слово «духовность» всячески искажалось, понимали под ним всё, что угодно. Услышав открытую проповедь о Боге, многие уверовали, но не все пошли в православные храмы. Определенная масса ринулась к протестантам и наполнила их церкви.
Я тоже размышлял недолго. Полгода походил в православный храм, причём не очень активно участвовал в богослужебной жизни. Мало что понимал на службе. К тому же народу много – и все стоят. Службы долгие, утомляли. А я ещё к тому же не совсем здоров. В общем, пришёл в ЕРЦ. Там всё хорошо – все сидят. Богослужение понятное, и проповедь занимает в нем центральное место. Плюс новые знакомства. Остался там и пребывал года четыре, о чём сейчас нисколько не жалею.
На пасхальной службе в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)
Община ЕРЦ, как я уже сказал, была необычная. На сцене арендованного ими дома культуры стоял крест с терновым венцом Спасителя, а под ним висела икона Иисуса Христа. Так что протестанты из этой общины иконы почитали. Правда, святых всё же отвергали как ненужных «посредников» в отношениях Бога и человека. Но в то же время у них была свобода проповеди Православия – и в общине, и на радио. На проповедь к ним приходили иногда православные священники и студенты Санкт-Петербургской Духовной академии и семинарии. Могу даже вспомнить и назвать их имена: архиепископ Вологодский и Великоустюжский Михаил (Мудьюгин) и протодиакон Андрей Чижов (ныне покойные), протоиерей Борис Безменов, тогдашний студент Семинарии (а потом иерей) Константин Пархоменко. В радиопрограммах участвовал сам отец Константин и его супруга – Елизавета Пархоменко. Также в эфире звучали записи проповедей протоиерея Богдана Сойко.
Архиепископ Михаил (Мудьюгин) на богослужении в ЕРЦ (фото из архива группы ЕРЦ «В Контакте»)
В общении с протестантами мне больше всего нравилась их открытость и сердечность. Правда, большинство людей там были случайные «захожане» – те, кто приходил ради любопытства. Но были и такие люди, кто не просто выслушивал чужие проблемы, но и пытался, чем мог, помочь. Когда я заболел, растерял всех своих прежних друзей – они меня бросили в болезни. А у протестантов я нашёл много новых знакомых, некоторые из которых остались моими друзьями по сей день (хотя я уже не хожу к ним в общину). И за это общение, душевную теплоту и понимание я протестантам очень благодарен. А еще мне хочется поблагодарить их за море литературы. В общине был один продавец книг. Он всегда выбирал интересную литературу – преимущественно православную. И причиной моего перехода в Православие стали слова именно этого человека: «А истина всё же в Православии». Я стал задумываться, так ли это?! А тут еще моя знакомая бабуля перешла в Православие и властно стала давить на меня своим авторитетом...
Когда я перешёл в Православие, многое сначала казалось мне непонятным. Особенно в Богослужении. Но тут, слава Богу, мне помогло только что начавшее вещание православное епархиальное радио «Град Петров». В основном я слушал его и радио «Мария». Помог мне многое понять, прежде всего, отец Александр Степанов – главный редактор «Града Петрова». Я долгое время ходил к ним в братство (Православное братство св. Анастасии Узорешительницы). Потом по все тому же радио услышал отца Виктора Пантина, ученика протоиерея Василия Ермакова, и многое узнал от него. Отец Виктор – по образованию филолог. Человек интересный и любвеобильный. Я хотел, чтобы он стал моим духовником, но его перевели в Архангельскую область, и я потерял с ним связь. Говорят, сейчас он трудится в каком-то монастыре, восстанавливает его.
Потом отец Константин многое объяснял – я слушал его ответы в передачах «Пастырского часа» на радио. Потом мы начали с ним общаться вживую, при встрече в соборе. А недавно я переехал в Красносельский район, в Сосновую Поляну. Тут моё внимание привлекла личность отца Алексия Володина. У него был клуб для молодёжи – клуб преподобных Кирилла и Марии Радонежских. Там для меня было и новое общение, и новые знакомства. Но клуб перестал существовать, когда батюшку перевели служить в Горелово – туда членам клуба было далеко ездить, и постепенно идея сошла на нет. Очень жаль! Сейчас я хожу в клуб «Азбука Питер» при храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Очень хорошее место. Атмосфера любви, доброты. Да и просто мне там хорошо.
***
Пребывание в ЕРЦ послужило для меня трамплином на пути к Православию. Я прочёл немало духовной литературы, анализировал, сравнивал их учение и наше... Я говорю «наше», потому что сейчас пришёл в Православие осознанно, зная по своим сравнениям, что оно гораздо глубже и богаче, чем протестантизм. А самое главное, в ЕРЦ нет Таинства Причастия в нашем привычном понимании. Протестанты понимают Причащение как вкушение хлеба и вина в воспоминание страданий и деяний Спасителя. Для них хлеб и вино остаются всего лишь хлебом и вином, тогда как у нас происходит претворение хлеба и вина в истинную Плоть и Кровь Христовы. А еще Православие, в отличие от протестантизма, можно изучать всю жизнь. И в этой глубине мне видится особая красота.
Сейчас ряды общины ЕРЦ сильно поредели. Раньше в ней было около тысячи человек, а сейчас едва ли осталась сотня. Все в основном разошлись по разным православным приходам. Кто-то пребывает в других протестанских церквях. А радио «Теос» купили баптисты из Москвы.