В моду вошла традиция на все праздники слать друг другу электронные открытки – и напрягать ум не надо, подбирая нужные слова, и вроде, как бы, обязанность выполнил – не забыл, поздравил.
А если вчитаться в пожелания?
«Вербы веточка пушистая в дом пусть радость принесёт… жизни лёгкой без забот», «Вербы первой воскресенье в каждый пусть заходит дом. Вместе с ней придёт везенье, помогает пусть во всём!» «Верба распустилась, в храме ждут чудес… Пусть подарит верба чистый добрый свет!»
«Пусть чистота придёт в ваш дом, омоет радостью, теплом, звенит, сверкая, как вода, да беды смоет навсегда!»
Возникает ощущение, что мы празднуем не «Вход Господень в Иерусалим», а «воскресение вербы».
Получается, какая-то верба воскресла и теперь приносит в дом всё радостно-земное, начиная с везенья.
А Великий четверг вдруг стал «Чистым четвергом». И воспоминаем мы, оказывается, не установление Таинства Евхаристии (Святого Причащения), а необходимость в этот день домашней чистоты. Да, в чтении Евангелия в этот день есть упоминание о том, как Христос умывает ноги Своим ученикам, но это не призыв чистить в этот день свой дом, а пример смиренного служения людям.
И в августе, мы оказывается, отмечаем не Преображение Господне, а освящение яблок и винограда.
Страшно то, что в таких «празднованиях» на первое место выходят вербы, фрукты и прочее.
А Христос? А Христу не оставляют места – Его не видно даже на заднем плане (за исключением редких «умилительных» изображений). Его просто не вспоминают.
Кстати, на Западе уже дошли до того, что в некоторых местах «Рождество Христово» теперь не упоминают, чтобы, вдруг толерантно кого-нибудь не обидеть. Теперь просто – «Зимний праздник»!
Потихоньку, но твёрдыми и решительными действиями Христа убирают из названий праздников, как бы невзначай, для пущей помпезности, их переименовывая.
Но убирают не столько из названий, сколько из нашей жизни, подменяя Его мыслями о покое, везении, удаче и квартирной чистоте.
Боюсь, если и дальше так будет продолжаться, то, в недалёком будущем, нас ждёт не Пасха Христова, а «Яичная пасха».
Протоиерей Виктор Иванов