Мои статьи | Настройки статей | Обзор Статей |
Присутствие сил небесных говорит нам о том, что из-за участия в Боговоплощении, Богородица ставит человеческих род на ступень выше, чем ангелов и архангелов, ибо Господь предпочел воплотиться в теле человека, а не ангела.
Икона Божией Матери Знамение (Оранта, Великая Панагия) в чем помогает
Икона Божией Матери Оранта (Знамение) издревле защищала от вражеских нашествий. Будучи установленной над входом в дом, икона Великая Панагия будет защищать от воровства, дурных мыслей злоумышленников, злословия. Молитва иконе Оранта помогает сохранить спокойствие и стабильность в семье, избежать стихийного бедствия и эпидемий. Молитва перед иконой Знамение Пресвятой Богородицы способна ускорить исцеление от недугов, связанных со зрением.
В мастерской икон «Раритетный камень Гливи», мы трепетно следуем канонам иконописи и воплощаем древние образа Святых, Иисуса Христа и Богоматери в природном камне. Текстура натурального камня, созданная самой природой, позволяет над дополнять священные изображения новыми деталями, возводя их на новый уровень. Вы можете купить икону Божией Матери Оранта (Знамение, Великая Панагия) в нашем салоне-музее в Минске или заказать изготовление этой иконы через наш интернет-магазин икон.
Источник (больше фото) : икона Божией Матери Оранта Знамение
Икона Божией Матери Оранта (Знамение, Великая Панагия)
В иконах с типом иконографии «Оранта» (лат. orans, родительный падеж orantis - молящийся), которую также часто именуют как икона «Великая Панагия» (Всемилостивейшая, т.е. та, чья милость распространяется на всех), основным элементом композиции выступает ростовая фигура Богородицы, которая возносит руки к небу с некоей немой просьбой или молитвой, чаще всего о заступничестве. Подобный жест очень древний и отсылает к молитвам, возносимым праведниками из Ветхого завета. Во время Библейской битвы израильтян с амаликитянами Моисей поднимал руки в молитве и до тех пор, пока он удерживал их в молитвенном жесте, побеждали израильтяне, но когда Моисею приходилось опускать руки, то израильтян начинали одолевать враги.
Сведения об этом образе восходят к античной культуре, в которой он первое время не имел четкого значения и служил скорее неким символом благочестия. По заверению многих источников, прообразом «Великой Панагии» можно считать фреску, созданную в III – IV веках и обнаруженную в Римских катакомбах. Изображенный на этой фреске образ представлял собой ростовое изображение Оранты, с образом Христа-Младенца, изображенным по пояс. В отличие от современного образа, который появился намного позже, Иисус не имел медальона, тогда как по бокам от него изображались хризмы. Отдельные источники указывают на другие сходные изображения, например, роспись саркофага со сценами из Библии.
Со временем, примерно с IV столетия, изображения иконы Знамение Богородицы начинают приобретать более осмысленный вид с изображением отдельных личностей, имевших особое влияние на христианскую культуру. Иногда в этой же позе могли изображаться:
- Христианские Святые.
- Священномученики Леонтий, Евкарпий и Филимон в ротонде церкви Святого Георгия в городе Салоники, Греция, конец IV - 1-я четверть V веков.
- Образ Святого Аполлинария написанный в 549 году для в церкви Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне
- Персонажи из Ветхого Завета.
- Праотец Ной, изображение которого можно увидеть на фреске 320-340 годов, в капелле в катакомбах Присциллы в Риме.
- Изображение пророка Даниила, находящегося во рве со львами на миниатюре «Христианской топографии» за авторством Космы Индикоплова, 2-я половина IX века, Базилика Ватикана
- «Три отрока в пещи огненной» созданные IV век в Катакомбах Присциллы
Образ Божией Матери Оранта с воздетыми кверху руками и Младенцем Иисусом, располагаемым в медальоне на груди Богородицы, может иметь множество названий: Знамение, Воплощение, Влахернитисса, Великая Панагия, Эпискепсис и Платитера (или «Ширшая Небес»). Кажущееся обилие всех наименований на самом деле обозначают одну и ту же икону и не имеют существенного различия между собой. В случае каждого отдельного названия, подразумевается наименование, исторически закрепленное за определенным образом Богородицы. Так, под Знамением, обычно подразумевают икону из Ярославля, а под образом Богоматери Епискепсис (Покровительницы), понимают образ, написанный в XII столетии, который находится сейчас в одном из Стамбульских музеев.
На иконе Оранта, Дева Мария может изображаться:
- В полный рост
- Фреска, написанная в 1198 году и находящаяся в апсиде церкви Спаса на Нередице
- Ярославская Оранта, обнаруженная в 1919 реставрационной экспедицией в одной из кладовых Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
- Погрудно
- Образ Божией Матери Оранты, написанный в 1130-1140 годах и располагающаяся на лицевой стороне двусторонней иконы из Софийского собора Новгорода Великого
- По пояс
- Фреска 1502 года за авторством Дионисия, расположенная восточной части собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря
- Новгородская Иконы Божией Матери Знамение, написанная в первой половине XII века
Многие исследователи сходятся во мнении, что образ Богоматери Оранта, в том виде, в котором ее знают современники с воздетыми вверх руками и Младенцем Христом на груди, восходит к древнему образу Влахернского храма в Константинополе — Божией Матери Влахернитиссы. Но под «Орантой» все же чаще всего подразумевают именно Ярославскую Оранту, в которой закладываемый на протяжении веков смысл образа выражен особенно ярко.
Значение иконы Божьей Матери Оранта (Великая Панагия, Знамение Богородицы). Иконография
После того, как Несторий был осужден за свою ересь, в иконописи древней Византии все больше начинает появляться икон Божией Матери Оранты, в которых Пречистая вздымает руки к небу, а в складках мафория или в медальоне располагается Младенец Иисус. В основе сакрального смысла иконы, лежат 2 отрывка из писаний: Исайи. 7.14 и Луки., I., 35.
Основной мыслью иконы Оранта является Воплощение Господа на земле. В этом изводе Пречистая изображена с поднятыми в молитвенном жесте руками. На груди у нее располагается медальон (или сфера) со Спасом Эммануилом. Т.е. смотрящему на икону Оранта как бы приоткрывается тайна того, как именно зачинался Иисус. В Ярославской Оранте руки Богородицы направлены вверх и этот же жест повторяет Спас Эммануил, но положение его ладоней отличается. Они раскрыты к смотрящему, тогда как пальцы сложены в благословляющем жесте. В других вариантах иконы Знамения Божией Матери, Эммануил может держать в одной из рук свиток. Сфера, в которой находится Младенец, также имеет свой смысл. Она является символом вечности, Божественной славы и Царствия Небесного, расположенных в лоне Девы Марии, тогда как свиток является образом Вселенной.
Отдельного упоминания заслуживает форма рук Иисуса. Дело в том, что, несмотря на знаковость и радость от самого факта воплощения Его в земном обличии и началом его пути к мученской кончине. Иисус Христос явился в этом мир в роли искупительной жертвы за греховность всего мира, Он тот, кто одновременно приносит жертву, и Агнец, посланный на заклание. Именно по этой причине, фигура Пречистой вместе с руками образуют также и некое подобие чаши, которая является образом жертвенного подношения чего-либо.
Одеяния Богородицы традиционное: темно-красный мафорий и нижняя одежда синего цвета. Оба цвета достаточно стандартны и означают единство Девства и Материнства, земной и небесной природы. Также красный цвет одеяний и обуви символизирует царское достоинство Пречистой, которая происходит из рода царя Давида.
Позолоченная кайма на красном мафории Богородицы, иногда заливающий одеяния Богоматери золотой свет и три звезды на челе и плечах, очень примечательны. Звезды символизируют ее троякое девство: до рождества, в рождестве и по рождеству Иисуса Христа. Золотая кайма, как и золой свет, говорят о небесной благодати, которою была одарена Пресвятая Дева.
Иногда в иконе Оранта с обеих сторон Пречистой, могут присутствовать образы небесных сил:
- Архангелы с зерцалами, прозрачными сферами, символами предначертания, предвидения, переданного архангелу Богом. Чаще всего это Михаил и Гавриил.
- Синий херувим и огненно-красный серафим, как это изображено на чудотворной иконе Божией Матери «Знамение» Царскосельской.
Комментарии (0) |