Мои статьи | Настройки статей | Обзор Статей |
Чем отличается православная икона от католической
Для тех, кто предпочитает вместо просмотра видео читать текст, ниже привожу содержание оригинальной статьи
Не смотря на существенную разницу православных и католических икон, научиться различать их сможет каждый, ввиду того, что различия между ними столь же значительны, сколько значительна разница между классической живописью и абстракционизмом. Подобная разница возникла ввиду того, что традиции и подходы в двух иконописных школах шли различными путями и формировались на протяжении многих веков. Возникает вопрос, как и куда должен смотреть человек, чтобы понять эту разницу?
Источник: Различие православного и католического подхода к иконописи
Ответ на это будет чуть позже, так как рассматривать различие между этими типами иконографии необходимо на нескольких уровнях. Более того, существуют иконы, почитаемые как католиками, так и православными. При этом часто нет разницы, к какой иконописной школе изначально относился образ, а важной становится история, стоящая за иконой Святого. В качестве примера приведем икону Богородицы «Умиление» Серафимо-Дивеевскую. Это икона написана в католическом стиле, а значит не должна иметь отношения к православию. И в такой момент становится важна история.
В 1833 году иеромонах Серафим Саровский был найден скончавшимся в коленнопреклонной позе в своей келье в Саровском монастыре, стоя прямо перед иконой Богородицы «Умиление», которую он, перед своей кончиной, поручил старицам Дивеевской обители на сохранение. После этого события икона стала почитаться всеми как в католицизме, так и православии.
Смысловое отличие православных и католических икон
На православных иконописцев сильно повлияла византийская иконографическая школа, взявшая многое из эллинской и персидской школ искусств. Православная иконопись строгая, монументальная, скупая на линии, аскетичная и насыщенная большим количеством плавных движений. Все объекты максимально стилизуются, упрощаются до уровня символов. Православные образа Святых торжественны и наполнены светом небес. Православная икона создана лишь для одной цели – молитвы. Православная икона сподвигает человека на молитву Господу, заставляет его отрешиться от мирской суеты.
Первое время святыни в католицизме практически не выделялись на фоне других святынь в православии. Но со временем они стали более насыщенными, живыми и обросли деталями. Они стали скорее творческим переосмыслением истории из Библии, чем предметами поклонения или культа. У католиков икона — это не образ Святого, несущий сакральный смысл и вызывающий трепет, а скорее объект изобразительно искусства демонстрирующий конкретный эпизод из Святого Письма или церковных преданий. Основа католического образа — это история, повествование направление на то, чтобы передать что-то смотрящему, передать какую-то идею, изображенную на картине.
В противовес этому православная икона ничему не учит и не рассказывает историю. Из-за сложности и многогранной структуры, каждый молящийся будет находить лично для себя в ней собственный смысл. Эти иконы требуют дополнительных знаний от смотрящего для правильной интерпретации и даже при этом изображение может быть интерпретировано на нескольких уровнях, от эпизода, изображаемой ею, до сакрального смысла, открывшегося во время молитвы. Главным становится процесс молитвы и побуждающие к этому действия.
Различие католических и православных традиций иконописи (иконографии)
Что отличает православную икону от католической, так канон.
- Канон в иконописи –это неизменная или, даже скорее (консервативная) традиционная совокупность не подлежащих пересмотру законов, форм и правил. Эти законы формировались на протяжении веков, часто были негласными и не передавались в письменной форме, но должны были быть обязательно одобрены Церковью.
Канон в православии не допускает отклонений. Допустимый максимум - это изменения в цветовом спектре, зависящее от школы иконописи, от конкретного Святого, и от идеи, закладываемой в икону. Например, Дева Мария всегда изображается в алом либо пурпурном платке-мафории, с нанесенными на него тремя звёздами и в синем одеянии. Это правило верно и для Николая Угодника, и для Луки Крымского, и для Пантелеймона Целителя, имеющих свои собственные каноны.
Православный иконописец не может позволить себе быть субъективным, слишком много фантазировать при написании святыни, в отличии от католических иконописцев, в случае которых проявление художественных талантов не только не запрещено, но и поощряется.
- Надписание. В надписании икон Пресвятой Девы используются четыре буквы греческого алфавита: МР – МФ, что означает "Мария Матерь Божия". Надписание должно быть в каждой иконе Богоматери, ибо без него икону нельзя считать иконой. Тоже самое верно и для других икон Святых. В православной традиции контрактуры (сокращенные имена или фразы на образах) пишутся либо на церковнославянском, либо на греческом, а ритуальным языком католиков является латынь.
- Нимб. Еще один обязательный элемент, свет от которого олицетворяет внутренний духовный свет Святого и как бы исходит от его головы. В тоже время в католической иконографии нимб изображается над головой Святых сверху в виде обруча иногда совмещаемый с терновым венцом. В отдельных случаях нимб может заменяться католическим элементом - короной, пришедшей с Запада и территории современной Украины.
- Лик Святого. Православная икона никогда не стремится изобразить Святого так, как это делают в живописи, не пытается передать точное изображение Святого при жизни. Отрисовываются только основные черты: бороды, книги, используемые при жизни инструменты и т.д. Самой важной частью является не столько внешний вид Святого при жизни, сколько его облик присущий ему в Небесном Царствие.
- Объём и время. Православные иконы двухмерны, в них нет объёма. Даже если действо происходит внутри помещения оно изображается схематично и без элементов, придающих картине глубину, например окон, за которыми мог бы виднеться некий пейзаж.
- Тени. Образы из православия не имеют теней, так как икона передает то, как Святой должен выглядеть на Небесах. Каждая подобная деталь является не плодом фантазии иконописца, а стремлениям, подчиненным идее воплощения образа из Вечности (Иного мира), недоступного простым смертным.
- Перспектива. В православной иконе используется обратная перспектива, в то время как в католической – прямая. При прямой перспективе объекты изображаются так, как мы привыкли их видеть в реальность, т.е. уменьшаются по мере отдаления, тогда как при обратной - наоборот.
- Жест рук. Среди православных иконописцев принято изображать правую руку поверх левой, тем самым этот жест олицетворяет победу над плотью, которая греховна.
Иконы в католицизме прямо противоположны православным. Католическая святыня, является в первую очередь предметом искусства, конечное воплощение которого полностью зависит от таланта и полета мысли художника. При этом практически всегда есть возможность узнать точное имя автора, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны и на разных этапах создания икон работают разные люди.
В случае иконописцев древности, самые важные части, такие как лик и глаза (личное письмо), выписывал один иконописец, тогда как до прописи “личной” работой занимался ученик или подмастерье. В нашей иконописной мастерской над образом работают одни люди, обработкой камня занимаются другие, а росписью – третьи. Если говорить об объёмных работах, то количество вовлечённых людей возрастает пропорционально объёму работы.
В православной иконописи возможно узнать школу или традицию, например, иконы Дионисия или Симона Ушакова, но это по смыслу ближе к своеобразному обороту речи. Более правильным было бы говорить о конкретных школах иконописцев, например, школе Феофана Грека или школе Дионисия, а не утверждать, что автором является конкретный родоначальник школы.
В работах католических иконописцев всегда можно увидеть игру светотени. Разного рода мелкие детали, движения и позировки выглядят обыденно, не смотря на их эстетическую привлекательность. Они выглядят как зарисовки из повседневной жизни людей древности, как сюжет, который можно увидеть в земном мире, но никак не в духовном. Это стало одной из причин того, почему в протестантизме иконопочитание в том виде, в каком свойственно остальному христианскому миру, отсутствует.
Отличие православного образа от католического на примере
В истории христианской иконописи известны случаи, когда православные и католические иконы становились почитаемыми обеими сторонами. Бывало так, что икона написанная православными иконописцем обогащалась католическими элементами, а католическая икона становилась похожа на работы иконописцев восточной школы.
В качестве наиболее заметного примера подобного преображения можно привести икону Остробрамской Богородицы (Островоротная), оригинал которой располагается в католическом храме в Вильнюсе. Основная идея иконы это принятие Пресвятой Девой Благой вести о зачатии Спасителя от Святого Духа. Рассмотрим два списка этой иконы: католический и православный.
Православная икона Божией Матери «Умиление Серафимо-Дивеевская» глубоко почитается православным и ее связь с Серафимом Саровским мы упоминали ранее. Эта икона изначально являлась списком с иконы Остробрамской Богородицы и множество раз реставрировалась, из-за чего и приобрела множество католических элементов. Так на ней появились тени, а земные черты лика и одеяния Богородицы стали более отчетливыми.
Но несмотря на это, видно, что в основе обеих икон лежит православный образ. Это заметно по схематичной основе образа, также отсутствует окружения и четко виден православный нимб. Но столь же разительны и отличия икон Богородицы. В католической иконе Божией Матери бросается в глаза жест скрещенных рук, левая рука возлагается поверх правой, в то время как в православии руки скрещиваются с точностью да наоборот.
Существенно отличаются также лики и одеяния. В католической иконе Богородицы глаза приоткрыты, а брови приподняты вверх, тем самым выражая удивление произошедшему. В тоже время в «Умилении» глаза закрыты и на лице Богородицы застыло выражение смиренного вдохновения. В Остроградской иконке одеяния соответствуют традициям, принятым в монашестве, когда поверх белого плата накидывается черная мантия. В противовес этому в православном варианте одеяния Девы Марии имеют красный и синий цвет, являющиеся традиционными для православной иконописи.
Нимбы фактически не отличаются, разве что в православном списке он более ярко выражен, а в католическом имеет острые лучи, что делает его похожим на терновый венец Иисуса. Из других деталей, можно привести корону в Остробрамской иконе, являющейся элементом, пришедшим из католицизма.
Можно привести в пример другие иконы, почитаемые обеими конфессиями, но сейчас приемы письма среди католических и православных иконописцев настолько различны, что для Вас будет сложно спутать их работы, если Вы уже знаете их отличительные черты.
Комментарии (0) |