Category:
Литургика
Богослужебно-песенная
Терминология.
В алфавитном порядке объясним наиболее употребительные названия песнопений и моментов богослужения.
1. Акафист, по-славянски “неседальное,” при чтении или пении его возбраняется сидеть. Акафист есть хвалебный гимн из 24х песней, по числу букв греческого алфавита. В акафисте чередуются более краткие песни — кондаки с более пространными — икосами. В каждый икос входят от 6 до 12 строк похвал, начинающихся обычно при обращении к Богородице или Святому, словом “радуйся."
2. Антифоны — стихи, предназначенные для попеременного пения их двумя ликами (клиросами). Антифоны слышим на воскресной и праздничной утрени (напр. “От юности моея,” здесь они называются “степенными”), а также иногда на Литургии.
3. Богородичны — песни в честь Богоматери. Песни, где изображается плач Богоматери при кресте Ее Сына, называются крестобогородичными: они находятся в службах среды и пятка. Богородичными заканчиваются группы тропарей, стихир, седальнов. Прославлением Божией Матери и обращением к Ее предстательству проникнуто все богослужение. Выражением надежды на ее молитвенную помощь заканчиваются как внутренние отделы богослужений, в том числе ектении, так и каждая служба в отдельности. Богородичен часто предваряется славословием Святой Троицы: “Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.”
4. Догматики — богородичны октоиха, помещенные в конце стихир на “Господи воззвах” в воскресной службе малой или великой вечерни и иногда в другие праздники. Дгматиками они называются ради того, что в них, вместе с похвалой Пресвятой Богородице, содержится догматическое учение о лице Господа Иисуса Христа.
5. Ектения — в переводе с греческого, “прилежание, усердие.” Это моление, произносимое священником или диаконом, состоящее из ряда прошений. На каждое прошение народ или лик отвечает пением “Господи, помилуй” или “Подай, Господи.”
Ектении бывают следующих видов:
а) великая: “Миром Господу помолимся,”
б) сугубая, с троекратным или многократным “Господи, помилуй,”
в) малая, краткая, начинающаяся словами “Паки и паки миром Господу помолимся,”
г) просительная, с пением “Подай, Господи.”
6. Задостойник — песнопение, которое поется на Литургии вместо “Достойно есть яко воистину,” после момента пресуществления Св. Даров. Задостойником служит ирмос девятой песни канона утрени данного праздника со своим припевом.
7. Изобразительные — небольшое последование, начинающееся псалмами: 102, “Благослови, душе моя, Господа,” и 145 “Хвали, душе моя, Господа.” Оно исполняется тогда, когда не положено совершать до Вечерни Литургию. От этого названия и самые указанные два псалма, поющиеся вначале Литургии, называются “изобразительными” псалмами. Иногда последованием изобразительных по какой-нибудь необходимости заменяют Божественную Литургию: в этих случаях его обыкновенно называют “обедницей.”
8. Канон (с греческого — правило, образец) представляет песенное творение, состоящее из 9 частей, или песней. Некоторые каноны состоят из неполного числа песней: 8-ми, четырех, трех, двух. Каждая песнь составляется из ирмоса, исполняемого пением, и ряда читаемых тропарей. Каждый канон посвящен одному предмету прославления или моления: славу Пресвятой Троицы, евангельское событие, моление Пресвятой Богородице, ублажение святого. Каноны составляются по определенной схеме: образцом для каждой песни служит песнь ветхозаветного Священного Писания, имеющая прообразовательный смысл для Нового Завета.
Ирмос первой песни вспоминает чудесный переход через Красное море (Исх. 15:1-19). Ирмос второй поется только в Великом Посту. Он построен на материале обличительной песни Моисея в пустыне (Втор. 32:1-44). Ирмос третьей — на благодарственной песни Анны, матери пророка Самуила, за дарование ей сына (1 Цар. 2:1-10). Ирмос четвертой христиански толкует видения прор. Аввакумом Господа Бога в блеске солнечного света (Аввак. 3:2-19). Ирмос пятой — на видении Исаией светлого пришествия Спасителя, воскрешающего мертвых (Исаии 26:9-21). Ирмос шестой на истории пророка Ионы, напоминающей о нашей погруженности в бездне грехов. Ирмос седьмой и восьмой песней основан на песне трех отроков, брошенных в пещь вавилонскую, предъизображении христианского мученичества. Ирмос девятой примыкает к песне Богородицы “Величит душа моя Господа” и содержит величание Ее и прославление бессеменного рождения от Нея Сына Божия.
В начальные времена Церкви, ветхозаветные песни исполнялись целиком. Каноны были составлены позже и помещались между песнями Ветхого Завета, как и теперь на утрени первой недели Великого Поста. Постепенно каноны заменили ветхозаветные песни, сохраняя лишь их содержание в ирмосах.
9. Катавасия — так называются ирмосы канона, которые поются в конце каждой песни канона. Уставом полагается для пения катавасии сходиться певцам обоих клиросов на середине храма. Катавасия, по-гречески, “схождение.”
10. Кафизмы — подразделения Псалтири. Все 150 псалмов Псалтири составляют 20 кафизм. Это слово обозначает “сидение,” так как при их чтении на Утрени разрешается сидеть.
11. Кондак и икос.
Кондак — краткая похвала святому или празднику. Место кондака — на Утрени после 6ой песни канона. Так как кондак выражает сущность данного воспоминания дня, то он исполняется почти на всех службах: на утрени, часах, на Литургии, на изобразительных, на повечерии. Праздничный кондак в каноне обычно после себя имеет икос.
Икос — песнопение немного большего размера, чем кондак. Он тоже содержит похвалы, но при этом часто еще прибавляются к ним основания для чествования: или исторические, или житейские или иные. Икос является дополнением к кондаку и отдельно никогда не читается при богослужении.
12. Лития (моление) — молитвенное последование, входящее в состав Всенощного Бдения в дни больших праздников в конце Вечерни. Она состоит из пения стихир, ектений с многократным “Господи, помилуй” и особой молитвы. Священнослужители совершают ее в притворе храма. Лития совершается и вне храма во время крестных ходов. Бывает также Лития об умерших, она представляет собой краткое заупокойное последование.
13. Непорочны — 17 кафизма Псалтири (118 пс.), называется так по начальным словам: “Блажены непорочные в путь.”
14. Параклисис — канон Богородице, поется во всякой скорби душевной, иначе “утешительный” (более общеупотребительный начинается ирмосом “Воду прошед” и тропарем “Многими содержим напастями”).
15. Парастас (стояние) — служба об умерших, построенная по типу Утрени.
16. Паримии (притчи, иносказания) — чтения из Священного Писания, по преимуществу из Ветхого Завета, образного характера или пророческого, иногда просто назидательного.
17. Подобен: такая надпись постоянно встречается над отдельными песнопениями в минеях, триодях и др. книгах. Она обозначает, что данное песнопение составлено, в смысле стихотворного размера, количества стихов и самого содержания, по образцу другого, основного, который тут же указывается. Мелодия исполнения следует его образцу. Песнопения, которые имеют свое независимое построение и свой особый напев, называются иногда “самогласными.” Самоподобными называются в славянских богослужебных книгах таких два-три песнопения, которые почти сходны друг с другом, имея часто одинаковое начало и конец.
18. Полиелей — по-славянски “многомилостивое” (Как милостив Господь!) это торжественная часть Утрени, исполняющаяся при открытых царских вратах и при свете паникадил, псалма 134 “Хвалите имя Господне” и пс. 135 “Исповедайтеся Господеви,” или же отдельных стихов из этих псалмов.
19. Причастен — стих, который поют на Литургии после “един свят, Един Господь,” когда совершается в алтаре причащение священнослужителей.
20. Прокимен (впереди положенный) — то или другое изречение из Священного Писания (обычно из Псалтири) в сопровождении одним или несколькими стихами. Оно произносится чтецом, а затем повторяется хором перед чтением Апостола, Евангелия, паремии. Смысл прокимена соответствует следующему за ним чтению. Церковь призывает к вниманию возгласом “Премудрость, вонмем!”
21. Стихиры — песнопения, их обычно несколько, в честь празднуемого события, или святого. Стихирами они называются потому, что в большинстве случает распределяются между конечными стихами псалмов или имеют перед собой стихи Священного Писания. Так, при группе вечерних псалмов “Господи, воззвах к Тебе” они называются “стихиры на Господи воззвах.” При группе утренних псалмов “Хвалите Господа с небес,” называются “стихирами на хвалитех."
22. Тропарь — “обращение” может быть “венок.” Так называется основное песнопение, выражающее суть праздника. Оно содержит прославление события или святого, увенчание его похвалами. Этот тропарь точнее называется “отпустительным” тропарем. В других случаях бывают целые группы тропарей-похвал. Песни канонов состоят из ирмоса и идущих за ним тропарей. В пасхальном каноне эти тропари поются, а в остальных канонах читаются.
В мире молитвы
Краткие сведения о православном богослужении
Протопресвитер о. Михаил Помазанский