Смиренный человек, если и согрешит, то сердечно скорбит о своем преступлении, всегда сознавая свой грех и виновность пред Богом, и не стыдится открыть свою греховную язву духовному врачу; человек же гордый, ослепленный своими мнимыми или действительными достоинствами, не замечающий своих недостатков, до того ценит себя, что стыдится признать себя виновным в чем бы то ни было, а тем более исповедать свои грехи перед священником.Гордый в счастье еще более кичится или превозносится над ближними, а иногда и вовсе забывается. В несчастии же он, напротив, или озлобляется и ропщет на судьбу, или малодушествует и предается отчаянию.
А смиренный не надмевается в счастье и не падает духом посреди самых тяжелых бедствий, но с терпением и покорностью предается воле Отца Небесного.И вот почему Бог гордым противится, а смиренным дает Свою благодать (1 Пет. 5, 5):
потому, что гордый полагается только на самого себя и свои силы и не чувствует нужды в высшей помощи и не только не просит, но и как бы отталкивает ее от себя.
Смиренный же всегда проникнут сознанием своего недостоинства и немощи, а потому всегда ищет помощи свыше.
Преподобный Иоанн Лествичник говорит о гордости так: "Гордость есть отвержение Бога, бесовское изобретение, презрение человеков, матерь осуждения, исчадие похвал, знак бесплодия души, отгнание помощи Божией, причина беснования, виновница падений, источник гнева, дверь лицемерия, твердыня бесов, грехов хранилище, причина немилосердия, неведение сострадания, жестокий истязатель, бесчеловечный судья, противница Богу, корень хулы.
Начало гордости - конец тщеславия, средина - уничижение ближнего, самохвальство в сердце, ненависть обличения, а конец - отвержение Божией помощи, упование на свое тщание, бесовский нрав.
Не приклоняется кипарис и не стелется по земле: так и высокосердый не может иметь послушания.
Высокоумный человек желает начальствовать, а иначе он и не может поступить.
Бог гордым противится, кто же может помиловать их? Нечист пред Господом всяк высокосердый (см.: Притч. 16, 5), кто же может очистить его?
Наказание гордому - его падение, досадитель - бес, а признак оставления его от Бога есть умоисступление. Отвергающий обличение обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от уз ее.
Старец архимандрит Кирилл (Павлов)
Православие и современность. Электронная библиотека - lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kirill/find/64.html
Фрагмент проповеди старца Кирилла (Павлова) выбран и отформатирован сайтом "Исихаст ру" - isihast.ru/?id=384&sid=31&iid=507