«Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир - вы будете счастливы».
Преподобный Алексий Зосимовский.
Как достичь этого душевного мира? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, что мешает нашему душевному миру, что его разрушает.
Серьезно «мешает» нашему внутреннему спокойствию наша совесть – постоянно зудит и не дает покоя: сделай это, исправь то, не ленись, не лежи, сделай так, помоги, не так это делаешь, переделай, как ты мог так поступить и еще многое тому подобное. Это мы обычно называем угрызениями совести. Их вызывают все наши неправедные поступки и мысли – наши грехи. Путь избавления от этих беспокойств один – слушать и взращивать свою совесть, исправлять мысли и дела свои, вести праведный образ жизни. По прошествии времени выясняется, что не все наши проступки возможно исправить или, что даже исправленные, они продолжают тяготить нас. В Православии есть способ исправления, лечения себя – это исповедь и причастие – самый прямой путь к миру в душе.
Надо сказать, что своим неприятием, неслушанием совести мы можем сначала заглушить ее голос, а затем и убить. И тогда даже страшно представить, какой ужас ждет такого еще живущего, но уже мертвого человека. Здесь и самоубийства, и преступления, и другие беды. Первое, чего он лишится, это мира в душе, потому что душа его будет мертва. А главное, он никогда не наследует Царствия Небесного, никогда не познает Бога и благодати Его. Такой человек станет носителем зла, его воплощением на земле. Это происходит потому что душа оживотворяет тело человека и именно она является основой, а тело – это лишь только как бы физическая оболочка души, хотя они и нераздельны. Точнее, все-таки не оболочка, а физическое отражение души, ее орудие в материальном мире. Поэтому любая болезнь души проявляется на физическом уровне - на теле человека.
Необходимо еще иметь ввиду, что некоторые свои проступки мы забываем или совершаем неосознанно по незнанию. Забываем мы частенько, потому что, борясь с собственной совестью, хотим это забыть – уж очень неприятно об этом помнить, помнить о себе плохое. В таких случаях в Православии прибегают к таинству соборования, которое помогает избавиться от забытых или совершенных по незнанию грехов.
Далее: нас лишают спокойствия наши обиды. Те, которые нанесли мы, действуют на нас через нашу совесть. Те, которые нанесли нам, через нашу гордость живут в нас собственными червями, разъедая нас. Надо учиться не обижаться. Если нас укорили за дело, так этим сделали великое благо, открыв нам глаза на наши недостатки, за что можно только благодарить. Если нас безвинно обидели, то следует принять это смиренно и помолиться за обидчика, порою и сам он в этом не виноват – скольких людей мы сами обижаем, порою даже не замечая этого. Простите вы, простится и вам.
Великое безпокойство доставляет нам зависть, вселяя неспокойствие в наш внутренний мир. Что здесь можно сказать: даже мое мне не принадлежит, а уж тем более чужое. Уметь радоваться чужим успехам, молиться за тех, кто, потеряв совесть, обирает нас и богатеет, учить себя довольствоваться тем, что имеешь. Помнить всегда о том, что мир душевный дороже всего. Помнить о том, что твое только то, что ты отдаешь. Служить другим, радоваться за людей, видеть в них только хорошее, видеть в них проявление Божие, а в их поступках – добрые подсказки нам, доброжелательность и любовь.
Есть много других обстоятельств, коими мы разрушаем свой душевный мир. Но причина нашего неспокойствия всегда в нас самих. Необходимо знать и всегда помнить, что мир в своей душе разрушаем мы сами своими грехами – неправедными мыслями и поступками.
Пусть дано будет нам стремиться к чистоте душевной, к радости обретения душевного мира и пусть дано будет нам видеть свои грехи и не совершать их.
И да будет всегда мир в вашей душе. Аминь.
P.S. Прочитал написанное и услышал вопрос: «А что же такое – мир душевный?». Очень похожи понятия: мир душевный и душевный покой, но они имеют и отличия. Понятие «мир душевный» включает в себя понятие «душевный покой» и без него не может быть. Само понятие «душевный покой» характеризует внутреннее состояние души человека, отражая его внутреннее чувственное и эмоциональное спокойствие, состояние души без возмущений. Мир душевный имеет в себе кроме сказанного единение всех сил души и объятие ими окружающего мира – освещение и освящение его. Мир душевный – это спокойная и чистая совесть в первую очередь, это спокойное восприятие как добрых, так и недобрых событий в своей жизни, это спокойное удержание себя от худых мыслей и искушений, это любовь к ближним своим, которая оживотворяет душу и поселяет в ней покой и мир, как результат деятельного устремления к Богу, это благие помыслы, преобразующиеся в добрые дела. И если душевный покой является внутренним состоянием человека и находится в нем, то мир душевный, также являясь внутренним состоянием, имеет свойство исходить из человека и охватывать окружающих людей и является проявлением благодати Божьей.
Так дай же нам, Господи, мира душевного, заполни наши сердца жаждой радости духовной и прощения перед лицом Божиим. Аминь.