Посоветуйте, пожалуйста, как надо выбирать мужа? Что надо прежде всего принимать во внимание? – Я много читала и слушала на эту тему у разных батюшек, но все говорят и пишут по-разному…
Первое, что я вздумал было ответить: «Мужа (как и жену) выбирать не надо!» Но сразу осекся: таким советом я наделал бы массу неприятностей. Ведь наши верующие обоего пола, благочестивые, но неразумные, скажут сами себе и друг другу: «Вот, батюшка не благословляет самим выбирать супруга…» – и ринутся искать, кто бы им выбрал жену или мужа!
Православный священник, разумеется, здесь будет не у дел. Конечно, он может дать вам совет о том или ином конкретном человеке, но выбирать за вас – никогда. Синодальное определение от 28.12.1998 прямо гласит: «Особо указать на недопустимость для пастырей вмешиваться в вопросы, связанные с выбором жениха или невесты кем-либо из их пасомых».
Но спрос рождает предложение, и вместо священника выбор будет предоставлен проходимцам, самосвятам и оборотням в рясах. Что, к сожалению, и происходит.
Так в чем же проблема? Что так насторожило меня в заданном вопросе? Ведь бывает, и нередко, что за девушкой ухаживают несколько достойных молодых людей, и ей приходится – хотя бы из соображений приличия – отдать предпочтение кому-то одному, что неизбежно подталкивает ее к браку… Такая же ситуация сплошь и рядом возникает и у мужчины. Свобода выбора – за человеком. Можно ли прятаться от столь ответственной жизненной задачи?
Прятаться нельзя, и помочь нашей молодежи (и не только!) в выборе супруга необходимо. А проблема состоит в том, что само слово выбор в современном понимании неизбежно ассоциируется с приобретением, услугами и потреблением. «Как надо выбирать говяжий фарш? нижнее белье? косметолога? врача? автомобиль? дачу? квартиру?» – пестрят заголовки в книгах, газетах и журналах. Так вот, есть очень важная, принципиальная линия раздела: по одну сторону от нее лежат все перечисленные выше предметы и службы, а по другую – брак.
Тот, кто этого не понимает, не чувствует интуитивно, тот утратил ясное сознание природы и смысла брака. Таким людям, к сожалению, угрожают серьезные трудности – чтобы не сказать горести и беды – в их будущем браке, каким бы способом они не выбирали себе супругов (они, впрочем, предпочитают пользоваться термином «партнер», который в данном контексте недавно был импортирован с Запада).
Поэтому я корректирую свой первоначальный поспешный ответ. Теперь он будет таким: «Прежде всего ваш выбор должен иметь как можно меньше общего с выбором фарша, белья или косметолога». Потому что брак – это прежде всего не приобретение, а самоотдача. Вы прежде всего не приобретаете кого-то для себя, но отдаете себя кому-то, и вот этого кого-то вам и предстоит найти и выбрать. Потому что брак – это союз любви, а любить – это значит отдать себя.
Иеромонах Макарий
Вопрос о выборе брачного партнера для христиан очень важен. Ведь выбор супруга(ги) – это выбор на всю жизнь. Чтобы избежать впоследствии разочарований и проблем в совместной жизни, необходимо понимать, что самым лучшим мужем (женой) для тебя будет тот человек, кого приготовил для тебя Бог. Бог знает сердце каждого человека, а также цель, для которой Он его создал. Бог знает темперамент, привычки, слабости каждого, и, исходя из всего этого, Он подбирает жену для мужа так, чтобы они соответствовали друг другу и были поддержкой друг другу в любых жизненных ситуациях
«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт.2:18).
Конечно же, семейные отношения, как и любые другие взаимоотношения, необходимо сознательно строить и развивать, однако, если супруги соответствуют друг другу, то один будет покрывать недостатки другого без видимых усилий, это будет естественно для них. Например, если муж импульсивный и легко раздражается, жена, которую дал ему Бог, достаточно легко сможет терпеть этот гнев, не раздражаясь в ответ, но, наоборот, сделает так, чтобы в семье снова восстановилась атмосфера мира и согласия.
Часто девушки (а также и молодые люди) говорят о трудностях, которые они испытывают в выборе брачного партнера – человека, который станет самым важным для них на всю жизнь. При этом, если даже и начинают развиваться особенные взаимоотношения, через некоторое время они распадаются, принося с собой боль утраты.
Если ты находишься в подобной ситуации (особенно когда она не один раз повторяется), это свидетельствует о том, что в твоем мышлении сложился определенный стереотип брачного партнера. Ты оцениваешь события, происходившие с тобой или с людьми, которые были рядом, и на основании своего личного опыта решаешь, кто может тебе подойти в качестве мужа (жены). При этом ты, скорее всего, обращаешь внимание на внешние качества (стиль поведения, привычки, таланты и т.д.) возможного брачного партнера. «Человек смотрит на лицо» – говорит Библия. Но необходимо «смотреть на сердце», как смотрит Бог (1 Цар.16:7). Внешние качества и эмоции не помогут, когда в семью придут времена испытаний, когда вам будет необходимо духовное единство, которое приходит только от Господа.
Поэтому ошибкой будет начинать строить близкие взаимоотношения с человеком, который тебе понравился, эмоционально привязываться к нему, а потом просить Бога благословить эти взаимоотношения. Сначала необходимо узнать, есть ли воля Божья на брак с этим человеком. В молитве также проси Господа показать тебе внутренние качества внешне понравившегося тебе парня (девушки),»ибо Он знает тайны сердца» (Пс.43:22).Если ты готов слушаться, Бог поведет тебя в вопросе создания семьи и ты избежишь множества проблем.
Возможен и другой вариант: ты долго молишься, просишь Бога показать тебе, кого Он приготовил для тебя в качестве будущего супруга(ги), но ответ все не приходит, то возможно ты сам еще не готов к браку, к той ответственности, которую он налагает на мужа и жену. В этом случае проси Бога изменить тебя.
Святитель Тихон Задонский
О должности мужей и жен: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе (Кол. 3, 18).
Сатана, всегдашний христиан враг, как между прочими христианами, так между женами и мужами старается любовь и мир отъять и посеять вражду. Удивления или паче сожаления достойная вещь! Где ожидать большей любви, как не между мужем и женой? Естественною любовию любит человек отца и матерь свою, но Писание Святое говорит: Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть (Быт. 2, 24). По Писанию, муж и жена – одна плоть. Крепкий союз в одной плоти! И кто на свою плоть враждует? Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 29). Но сколько вражды видим и между сими лицами, так тесно связанными! Мало который дом сыскать можно, в котором бы сих плевелов диавольских не было. Так ведь хитрость диавольская возмогает, что где примечает большую любовь, там он большее старание прилагает разорвать ее и положить вражду свою. Сколько же сия язва как прочим христианам, так особенно браком сочетавшимся вредит, изъяснить невозможно! Сего ради против сего врага должно вооружиться верою и внимать тому, что Бог в слове Своем повелевает друг другу соделывать.
Должности мужей к женам:
1. Мужья должны любить своих жен, по увещанию апостольскому: Мужья, любите своих жен. Причину приводит: потому что муж и жена – одна плоть. Откуда и следующее: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела… Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее (Еф. 5, 28, 29). И во образ им представляет Самого Христа Сына Божия. Который Церковь Свою любит: Как и Христос, – говорит, – возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф. 5, 25).
2. Не должны с ними жестоко поступать, как учит апостол: Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы (Кол. 3, 19); но, как святой Петр увещевает, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах (1 Пет. 3, 7).
3. Должны хранить верность к своим женам, супружеское ложе непорочно соблюдать, чужого ложа не касаться: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог (Евр. 13, 4).
4. Хотя и должны любить мужья жен своих, но пленяться любовью их и без разума им угождать не должны. Видим, сколь вредно угождать женам без разума. Адам безмерною любовию жены пленился и пал в тяжкий грех и себя и род человеческий погубил (Быт. 3, 17). Соломон премудрый, плененный излишним люблением жен, в грех богоотступства и идолопоклонения пал (3 Цар. II, 4 и след.). Иезавель нечестивая научила мужа своего Ахава, царя Иерусалимского, беззаконствовать. Ирод беззаконный не устрашился неповинно обезглавить великого Предтечу ради любви женской. То же читаем и в церковной истории. Подобные беды и напасти и ныне бывают от жен, когда им мужья не по разуму угождают. Жена неразумная и страха не имеющая обычая своего не изменяет, ласкательствует и прельщает мужа своего. Муж как глава жены не должен ласкательством ее прельщаться, а особенно власть имеющий, чтобы самому не погибнуть и иным много бед не учинить.
Каковы обязанности супругов друг к другу?
Апостол Павел в Послании к Ефесской церкви заложил фундамент взаимоотношений мужей и жен. Мужчине он сказал: «Мужья, любите ваших жен, как и Христос возлюбил церковь и предал Себя за нее» (Еф 5.25). Женщине он сказал: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу» (Еф 5.22). Такие взаимоотношения позволяют избежать напряженности в семье.
Муж должен быть готов пожертвовать собой ради благополучия жены. Если он любит ее достаточно для того, чтобы посвятить себя ей, как и Иисус посвятил себя церкви, то жена будет готова подчиниться его руководству. Она будет знать, что он всегда печется о ее благе и всегда ставит ее интересы выше своих собственных.
По этим же соображениям жена сама способна сделать мужа главой дома, побуждая его занять положение священника в семье. Она должна побуждать мужа искать того, что Бог хочет для этой семьи. Она может вознести мужа очень высоко и, повинуясь ему, дать ему почувствовать ответственность, так чтобы он правильно понял свою роль.
Тот, кто постоянно настаивает на «правах», разрушает хорошие отношения в браке. Если муж говорит жене: «Ты должна подчиняться мне, потому что так сказано в Библии», то он отдаляет ее. В то же время, если жена отказывается подчиняться мужу и противоречит ему во всем, то он должен задуматься, следует ли он по пути Бога. Он начнет думать: «Что, если я получу повеление от Господа? Я тут же натолкнусь на противостояние жены, так что уж лучше я буду следовать своим собственным желаниям, и предоставлю ей следовать своим». Такое отношение может лишь отдалить супругов друг от друга, тоща как жизнь в соответствии с Божественным замыслом сближает их.
Муж, который отходит от Божественного закона и настаивает на том, чтобы и жена делала то же, что он, теряет право на власть. Бог не дал мужу права нарушать Его закон, обижать жену, вести беспорядочную половую жизнь, толкать жену на ложь, воровство или пьянство. Но, пока муж следует заветам Бога, жена должна подчиняться его авторитету, даже если она с ним не согласна.
Божественные указания верны всегда, однако во многих семьях жена обладает большими способностями, чем муж. К сожалению, женщины с высокими способностями иногда выбирают себе мужей посредственных. Такая жена должна сопротивляться искушению доминировать в семье. Ее муж будет иногда принимать решения, которые она посчитает неправильными. Ей следует попытаться мягко переубедить мужа, либо молиться Господу о том, чтобы Он вразумил его. Женщина добровольно передает часть своего «суверенитета» мужу, когда выходит за него замуж. Она должна доверять Богу в выборе пути. Однако, если муж желает, чтобы жена отвергла Бога, вовлекает ее в разврат и склоняет к другим нарушениям Божьего закона, то он утрачивает свою власть и права. Главный, кому жена должна быть предана и за кем она должна следовать, – Иисус Христос. Она не должна подчиняться тому, что беззаконно и противоестественно.
Важно помнить, что муж и жена – партнеры. Кто-то верно заметил, что женщина появилась из ребра мужчины, а не из его головы или стопы. Она не должна подчинять себе мужа, и не должна перед ним пресмыкаться, позволяя ему вытирать об себя ноги. Муж и жена призваны быть партнерами в жизни и разделять ту систему житейских отношений, согласно которой муж является главой семьи, пока он повинуется Христу.