Category:
новости
Правительство Великобритании поддержало право работодателя увольнять сотрудника за открытое ношение креста на работе. Этой позиции правительство Британии будет придерживаться в деле по искам двух христианок, которые в суде отстаивают свое право носить крест. Православные Лондона выступили в поддержку христианок Нади Эвейды и Ширли Чаплин.
Комментарий ключаря Успенского кафедрального собора Лондона протоиерея Михаила Дудко.
Эта история тянется больше года.
Надя Эвейда
Одна из истиц, Надя Эвейда, работая на крупнейшую британскую авиакомпанию “British Airways” подвергалась преследованиям за открытое ношение небольшого крестика. Официальная причина — несоответствие служебному дресс-коду. Вторая истица — Ширли Чаплин — работала медсестрой в медицинской службе NHS и ей также было запрещено носить крест.
Мы в Сурожской епархии восприняли это близко к сердцу. Постоянное ношение крестика в Русской Православной Церкви — давняя традиция, в советские времена ее соблюдение оборачивалось исповедничеством. А теперь оказывается, что даже если нательный крестик надевается не напоказ, не носится на одежде, если его просто видно только в вырез одежды, то по мнению британского правительства это дает право работодателям преследовать своих сотрудников вплоть до увольнения. Выступая ответчиком в суде, власти утверждают, что случай не попадает под действие статьи 9-й Европейской Конвенции по правам человека, которая определяет право любого человека исповедать свою веру не только частным образом, но и публично. В статье Конвенции используется слово manifestation – даже более сильное выражение – демонстрация веры.
В подготовленой Министерством иностранных дел Великобритании для Страсбурга справке говорится, что ношение крестика не составляет необходимой принадлежности христианской веры.
Мы поддержали Надю Эвейду в ее борьбе за право носить крест открыто, никого не боясь и не стесняясь. Ведь именно для нас, русских православных носить крест — необходимость. Мы хорошо помним, как за исповедание веры можно было лишиться работы в Советском Союзе, и не хотим, чтобы такое вошло в практику здесь, в Англии.
Надя Эвейда рассылала просьбу поддержать ее по многим христианским церквям. Мы по благословению архиепископа Сурожского Елисея ее поддержали, прихожане Кафедрального собора и других православных храмов епархии устроили сбор подписей. Сложно сказать, сколько наших прихожан выразили свою позицию таким образом, потому что сбор подписей шел в электронной форме на специально открытом сайте в Интернете, но мы знаем, что подписали многие.
Люди действительно очень обеспокоены происходящим. Ведь это еще один шаг против права верующего открыто исповедовать свою религию и не быть дискриминированным.
Документы, переданные правительством в Страсбург, были опубликованы совсем недавно, еще не все церкви и конфессии отреагировали, но есть яркие отклики. Например бывший Архиепископ Кентерберийский член верхней палаты Парламента лорд Кэри подчеркнул, что нельзя отдавать правительству право определять, необходимо ли верующему носить крест. Он также отметил, что чем больше нападок на Крест, тем большее значение он приобретает для самих христиан. Так действия правительства могут побудить христиан к более осознанному исповеданию своей веры.
Слава Богу, традиции взаимной терпимости, уважения к взглядам других, еще очень сильны в британском обществе, и хотя последние правительственные новеллы очень тревожны, пока говорить о тотальной секулярной диктатуре в практической плане серьезных оснований нет.
Поддерживая иск Эвейды мы попытались в свое время выяснить, насколько комфортно себя чувствуют наши верующие в Великобритании, ущемляются ли их права. В нашей среде подобных случаев мы не обнаружили.
Сложно говорить о перспективах данного дела, в аппарате уполномоченного по правам человека, куда мы обращались за консультациями, не могут сказать на 100% даже то, будет ли случай принят к рассмотрению, но мы надеемся, что все должно получиться, случай прецедентный, много раз упоминался в СМИ, и для русских православных тема очень важна. Нас не должны загнать из публичного пространства в гетто.