Инок Всеволод (Филипьев). Род. 1969.
Все случаи, когда кто-либо прибегает ко лжи, спасая чью-то
жизнь, пытаясь обратить человека к вере или отвратить от греха, желая направить
ход дел ко всеобщему благу и даже к торжеству Церкви, — безусловно служат лишь
доказательством несовершенства человеческой добродетели.
Но если иногда
вынужденная ложь и не отвергалась тем или иным святым, из этого нельзя
заключать, что она вообще не вменяется в грех. Ясно, что Бог и Церковь
прославляли святых не за то, что они были вынуждены прибегать ко лжи, а за их
всежизненное покаяние во всех грехах, включая и вынужденную ложь. Ибо
вынужденная ложь — это все-таки ложь, а всякая ложь — грех. Преп. Авва Дорофей
так говорит об этом: “Иногда случается такое дело, что бывает крайность
(необходимость) скрыть мало, и если кто не скроет мало, то дело приносит
большее смущение и скорбь. Когда встретится такая крайность, и видит кто-либо
себя в такой нужде, то может посему изменить слово для того, чтобы не вышло...
большего смущения и скорби или обиды. Но когда случится такая великая
необходимость уклониться от слова правды, то и тогда человек не должен
оставаться беспечальным, а (должен) каяться и плакать перед Богом, и считать
такой случай временем искушения. И на такое уклонение решаться не часто, а
разве однажды из многих случаев” . Иными словами, святой отец говорит, что если
кто и совершил вынужденную ложь, он все же должен покаяться в этом.