«Привычка есть
вторая натура» — это глубокая истина. Привычка создает святых, но привычка же
создает и осужденных на вечную муку. Закон привычки — это закон духовной
инерции. Прочная привычка — это большая сила, которая легко преодолевает
препятствия. При наличии прочных привычек действия человеком совершаются очень
легко, автоматически, без затраты волевых усилий. Поэтому хорошая привычка есть
скопленный духовный капитал, процентами с которого можно жить всю жизнь. И
наоборот, скверная привычка — это яд в крови, который постепенно отравляет
человеческую жизнь. Если привыкнешь ко греху, то так и будет постоянно тянуть
ко греху, и бесы в том помогают, а если привыкнешь к добру, то Бог в том
содействует Своею благодатью.
Древние греки говорили: «Самая большая победа — это победа
над самим собой». Для христианина она вполне возможна. Но начинать надо с
усиленной о том молитвы. Главное условие успеха: «Если Господь не созиждет
дома, напрасно трудятся строящие его». Залог успеха в Божией помощи достигается
усиленной молитвой.
Душе христианина не
полезно богатство. Усиленный труд разовьет отвращение к безделью. Скудость в
пище развивает воздержание, низкое положение в обществе способствует
скромности. Испытанием скудостью Господь Сам помогает нам в развитии в нас
добрых привычек. Пост служит закалке нашего духа. Рост духовного организма
происходит постепенно и медленно, как рост организма животного мира.
Исаак Сириянин: «Если
привычка потребует чего однажды и требование не будет исполнено, то в другой
раз найдешь ее слабой». Итак, в развитии своих добрых привычек нельзя
рассчитывать на внезапность перемены, но при постоянных усилиях в преодолении
трудности поставленных задач привычки развиваются постепенно. Цепь добрых
привычек — это ограда нашего духа, стены крепости. Прорыв в одном месте уже
передает город неприятелю.
Схиигумен Савва (Остапенко).