В Успенском соборе Московского Кремля хранится ценнейшая реликвия христианства - один из тех самых гвоздей, которыми прибивали Иисуса Христа к кресту. Известно, что Кремль - центр российской власти, резиденция президента, там встречают других глав государств, проходят официальные мероприятия, но при этом мы ничего не знаем о православных Святынях кремлевских соборов. Интересно не только то, что происходит за Кремлевской стеной, но и уникальные православные реликвии. Петр I вернул Святыню По преданию, Гвозди были обретены в Иерусалиме вместе с Крестом. Затем их привезли в Константинополь. Существует множество легенд, связанных с реликвиями. Точно даже не известно, сколько их было: 3 или 4. Католики изображали Распятие, на котором обе ноги Иисуса Христа были прибиты одним Гвоздем, православные - по одному на каждую ногу. Правда, католический священник Евгений Генрикс утверждает, что спор этот относится только к искусству. Сколько все-таки было Гвоздей и где они сегодня, отцу Евгению не известно, и, по его мнению, это значения не имеет: "Христиане верят в Господа Иисуса Христа, в то, что Он был распят и воскрес". Считается, что один из Гвоздей хранится в соборе Парижской Богоматери, а другой - в соборе Милана. Там он находится высоко под сводом, и спускают его для поклонения только раз в году. Что же касается Гвоздя из Успенского собора Кремля, то там он оказался в XVII веке. По преданию, император Константин послал его грузинскому царю Мириаму, принявшему христианство. Гвоздь хранился у грузинских царей. В 1688 году один из них - Арчил Вахтангович - переехал в Москву и взял Святыню с собой. Но когда в Грузии вспыхнула эпидемия, его попросили вернуть реликвию. Однако под Казанью гонца, который вез Гвоздь, задержал губернатор. По указу Петра I Святыню отправили назад и вместе с золотым ковчегом передали в Успенский собор. 10 июля (по старому стилю), в день Положения Ризы Господней, в Москве Гвоздь на аналое украшали живыми цветами. Но специального праздника обретения Гвоздя установлено не было. Сегодня Гвоздь - музейный экспонат. Так что приложиться к нему нельзя. "Живьем" его за последние 8 лет показывали дважды: в 2000 году на выставке "Христианские реликвии Московского Кремля" и в 2004-м в Николо-Угрешском монастыре - по случаю 625-летия обители. Постоянно Гвоздь находится в алтаре Успенского собора. Риза Богородицы спасла Царьград Там же хранится и часть Ризы Богородицы. И ее, в отличие от Гвоздя, выносят для поклонения верующим. Это происходит 15 июля (2 июля по старому стилю) - на день Ризоположения. Сама Риза была обретена во времена византийского императора Льва Великого и принесена в Константинополь. В летописях говорится о том, что Богородица не раз спасала город, которому даровала свою Ризу, от нашествий. В 626 году столицу империи осаждали авары, в 717-м - арабы, а в 860-м - русские под водительством князя Аскольда. Тогда жители святую Ризу Богоматери, взятую из Влахернского храма, с крестным ходом обнесли вокруг городских стен, погрузили с молитвой край ее в воды Босфора, а затем перенесли в центр Царьграда - храм Святой Софии. Русские ушли, взяв большой выкуп. Но князь вскоре крестился с именем Николай и пригласил на Русь святых Кирилла и Мефодия - создателей славянской письменности. Таким образом, считается, что благословением Божией Матери и чудом от Ее Святой Ризы совершилось не только спасение Царьграда от самой грозной осады за всю его историю, но и спасение русских из тьмы языческого суеверия к вечной жизни. Правда, Аскольд был убит, а власть захватил язычник - князь Олег. Тот, что потом "принял смерть от коня своего". В конце ХIV века часть Ризы Богоматери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским. С Ризой Богоматери связывают избавление Москвы летом 1451 года от нашествия татар под руководством царевича Мазовши, и военные успехи - взятие Астрахани в 1554 году и победу Бориса Годунова над крымским ханом Казы-Гиреем. Но часть Ризы подарена Успенскому собору князем Василием Голицыным в 1689 году. А судьба части Ризы, принесенной святителем Дионисием, хранившейся в Благовещенском соборе, сейчас неизвестна. Чудотворные иконы и мощи В Константинополе, в церкви Влахернской, где хранилась Риза Богородицы, стояла и икона Божией Матери Влахернская. Обретена она была в Иерусалиме. С этой иконой патриарх Сергий (610-631) обходил в 626 году стены Константинополя с молебнами при осаде столицы аварами. После падения столицы Византии в 1453-м она была перенесена на Афон. А спустя 100 лет подарена афонскими иноками царю Алексею Михайловичу. Сейчас она в Успенском соборе. Ризничий кремлевских соборов - священник Вячеслав Шестаков сообщил: - В день празднования Влахернской иконы и иконы Божией Матери "Благодатное небо", находящейся в Архангельском соборе, благословляется прикладываться к ним. Празднование Влахернской иконы - 20 июля по новому стилю, а иконы "Благодатное небо" выпадает на 19 марта. "...И только перед гробом / Я тихую молитву сотворил, / Глаза мои прозрели; я увидел / И божий свет, и внука, и могилку" - так в пушкинском "Борисе Годунове" звучит рассказ о чуде, свершившемся у могилы сына Ивана Грозного, царевича Димитрия, убитого в 1591 году. По версии поэта, князь Шуйский тогда воспротивился переносу мощей царевича из Углича в Кремль. Но после гибели Лжедмитрия I, когда Шуйский сам стал царем, мнение он свое переменил. 15 июля 1606 года останки царевича были торжественно перенесены и поставлены в царской усыпальнице - Архангельском соборе Московского Кремля. У его мощей происходило множество исцелений, особенно больных глазами. Димитрий был причислен к лику святых. Он был прославлен как мученик - точнее, страстотерпец. Так что святой благоверный царевич Димитрий считается заступником от междоусобиц. Раку с его мощами открывают раз в год - на день памяти 28 мая (15 мая по старому стилю), и к мощам можно приложиться. В Архангельском соборе находятся мощи князя Михаила Черниговского. Он известен тем, что пытался уговорить европейские державы дать коллективный отпор татаро-монгольскому нашествию. К его словам не прислушались. Разгромлена была не только Русь. Пострадали Польша и Венгрия. Ковчег с его мощами ежегодно 3 октября выносят для поклонения верующим. Мощи большинства московских первосвятителей покоятся в Успенском соборе. Вход - по приглашениям Увидеть иконы в кремлевских соборах можно во время экскурсий. Но приложиться к ним и поклониться другим святыням кремлевских соборов могут только участники богослужений. Проводятся они не часто. Например, в 2008 году запланировано 19 служб в Успенском соборе, 6 - в Архангельском и по одной - в соборе Двенадцати апостолов, Благовещенском и в храме Ризоположения. Вход - только по пригласительным билетам. Билеты эти ни на улицах, ни в кассах не продаются. Они распространяются через отцов благочинных Московской епархии по приходам. Жителям других епархий, представителям организаций отец Владимир рекомендует обращаться за билетами в канцелярию Московской патриархии.