"В этом маленьком и умилительном храмике, - говорят некоторые, - я переживаю Божественную литургию, а в большом храме - нет. Если церковь оштукатурена и побелена, я не чувствую ничего, в расписанной же, с хорошим иконостасом и тому подобное, переживаю Божественную литургию". Это то же самое, что человеку, не хотящему есть, подсолить и поперчить пищу, чтобы у него появился аппетит. Это, конечно, помогает, но не надо застревать на этом. В противном случае человек будет искать Христа магическим способом - будем искать темную келлию, тусклую лампадку, располагающий к умилению храм и без этого не сможет молиться. Но в любом месте (должно чувствовать себя) одинаково - в поезде ли, в пещере, в дороге. Бог сделал человека маленькой церковкой, и ее можно всюду носить с собой.
Все ищут покоя, но покой приходит к нам изнутри. И эти бедолажки паломничают от одной святыни к другой, хотят найти Христа, в то время как Христос находится возле них. Имея возможность найти Его без труда, они утомляются и в конце концов не находят Его. Человек по-настоящему духовный не получит покоя от шатаний и любований различными достопримечательностями. Они для тех, кто страдает, потому что помогают им немного забыть свое расстройство. Человек же духовный, имеющий Божественное утешение, не нуждается в таких вещах. Если же он не имеет Божественного утешения, то ничем не отличается от мирских. Его интересы тоже будут не духовными, а мирскими. Такой человек будет стремиться достичь покоя с помощью чего-то мирского.
Старец Паисий Святогорец. Слова. Т. 2. М., 2001.