-
А знаешь, что было полярным у Шостоковича и Бетховена? -
Что? -
Финалы! У Бетховена — обрати внимание — все финалы оптимистичные! У Шостоковича ровно наоборот. -
Все это связанно с жизненной философией? -
Конечно. Шостокович был атеистом, Бетховен же верил в Бога! -
Да, действительно, как складывается: в любой религии уныние — грех. И в 9-й симфонии какой финал? Ода Шиллера «К радости»! - «Обнимитесь миллионы»! Бетховен и в своих заповедях, в девятой записал: «Братство людей — высшая эстетическая ценность»! Получается прямо по Евангелию: «Возлюби ближнего как самого себя»! -
Да, мощный был Дух! Его бы в наше время! Гении, конечно же, иначе всё слышат, иначе видят... Может быть у Шостоковича была потребность в Бетховенской силе духа, может быть он ее искал в идеях этого Титана? Я думаю, от Бетховена ещё у Дмитрия Дмитриевича вот что: его точность. Щостокович тоже был очень точен, скрупулезен в тексте. Не менял ни одной своей ноты. А ведь заставляли... -
А в атеизм Шостоковича я всё-таки не верю. Я думаю, что атеистов вообще не бывает. Есть упрощенный взгляд людей на определенные вещи и инерция нашего сознания. -
Любопытно! -
Согласитесь, все люди стремятся в своей жизни к Любви! К возвышенной любви! Стремятся осознанно или интуитивно наполнить свою жизнь именно этим содержанием. А Бог — это Любовь! Это самая сильная энергия, радость которая многим хорошо известна! «...Любовь никогда не перестает...»! -
Это правда. Все, что создано хорошего на земле — создано силой Любви, конечно. Великая, единственная сила! Она способна полностью преобразить человека. Тоже ведь из области чуда... -
Потому, что от мира иного! А, кстати, в одном из последних опусов Шостоковича — сюите для баса и фортепиано на стихи Микеланджело Буанорроти — третья часть называется «Любовь». Вот только одна строчка от туда : «...там обретает Божью чистоту, бессмертному Творцу уподобляясь, - вот почему твой взгляд заворожен.» Не все так просто... И последний номер сюиты называется «Бессмертие». Это — вознесение! Так что насчет атеизма... -
Знаешь, часто сочинение композитора — тайна, загадка, иногда даже для самого автора! В жизни духовной все происходит иначе...И потом бесконечность прочтений...Я каждый раз исполняя сочинения Шостоковича, открываю в нем новые смыслы...Спрашиваю себя, почему ему необходима была ситуация высокого психологического накала? -
Может быть, это — те «тернии», которые мы обязательно должны пройти? -
Через тернии приблизиться к звездам... Мне кажется, он хотел, настаивал, чтобы мы еще и еще раз переживали все его «звучащие трагедии», как свои. Он ведь не случайно «доверял» часто эти идеи квартетному жанру. Там все персонифицировано, личное осознается, как глобальное, и наоборот! А, переживая драму, человек меняется качественно. -
Замечательно! Может быть, Шостокович «говорил» нам о том,что мы еще не обрели Бетховенскую радость, не выстрадали ее? -
Разумеется, ведь у Бетховена эта радость — духовная, которая не укладывается в рамки повседневной жизни... Она — над ней! -
Теперь я понимаю, что Вы имели в виду. Вера Бетховена в Бога — это его мироощущение. Он уже пришел к Богу через страдания, обрел Радость и Любовь. Во всяком случае, в своем творчестве утверждал именно такую модель Бытия. Из книги «Дар бесценный». Диалоги выдающегося музыканта, виолончелиста, педагога, основателя Государственного квартета имени А.П.Бородина В.А.Бердинского и преподавателя Воронежской академии искусств В.М.Теплитской.
|
|
|