Кто-то глазам своим не верил: батюшка, которого так часто видим на экране телеканала «Союз», — вот он, рядом, стоит окруженный плотной толпой людей и что-то говорит каждому, ласково улыбаясь… А кто-то и приехал на выставку специально ради этой встречи.
— Подпишите мне книгу! — женщина протягивает купленный здесь же сборник стихотворений отца Артемия. И получает от него не только книжицу с замысловатым автографом, похожим не то на изящное дерево с изогнутыми ветвями, не то на фантастический цветок, но и подарок — маленькую иконочку Благовещения Пресвятой Богородицы. Эти иконочки во множестве привез с собой отец Артемий, ведь выставка в Самаре открылась 8 апреля, на отдание этого двунадесятого праздника. И еще священник вручает некоторым узенькие бумажные полосочки с русскими пословицами, квадратики с выписанными на них мудрыми мыслями святых подвижников… Причем каждому достается именно тот листочек, именно с тем изречением, которое нужно было именно ему. Вот ведь что удивительно…
Знакомый поделился со мной:
— Я последние дни сердился на жену за то, что, бывает, отвлекает от молитвы. Великий пост, молиться надо больше, а ей то надо срочно чем-то помочь, то за ребенком приглядеть. Так ведь всему свое время. Даже поругался с ней. На душе тяжело из-за этого. Приехал на выставку, иду — и надо же: отец Артемий стоит, а рядом с ним только два человека. Дай, думаю, и я подойду. Попросил благословения, а батюшка еще и вложил мне в руки листочек. Я отошел в сторонку и прочел написанные на этом листочке слова о том, что не всякая молитва угодна Богу. Что прежде надо примириться с теми, с кем в ссоре… И ведь такие простые слова, знал же я и раньше об этом, читал в Евангелии и у святых отцов, но на память не приходили. Ведь надо же было, чтобы отец Артемий дал мне именно этот листочек — совершенно ничего не зная о том, что меня гнетет. Это чудо Божие!
Двое супругов, прихожане храма Иоанна Воина, светятся от счастья:
— Представляешь, отец Артемий мне говорит: «Колобочек!… » — рассказывает круглолицая Татьяна. — Смотрит на меня ласково и приговаривает: «Колобочек ты, колобочек!» А на мужа моего поглядел, видишь, он у меня какой худенький, и мне говорит: «Ты корми его, корми хорошенько!»
И эти простые ласковые слова обогрели обоих не на один день. Уже и через несколько дней я снова увиделась на выставке с Татьяной, а она всё не могла унять радости от встречи с таким добрым и светлым батюшкой…
Были, конечно, и серьезные просьбы. Женщина попросила:
— Батюшка, помолитесь за отрока Иоанна!
И священник с чувством помолился о незнакомом мальчике.
Весь день вокруг отца Артемия толпились люди. Задавали вопросы и получали на них ответы (но, понятно, в основном на те, что не требовали уж очень много времени) .
И огорчались, узнав, что на выставку «Благословенная Самара» он приехал только на один день. На выступлениях батюшки в конференц-зале не было свободного местечка. Всем хотелось услышать доброе и мудрое слово пастыря.
А говорил отец Артемий о том, какой должна быть Православная семья и как сохранить мир в семье. И «рецепты счастья» предельно просты: семья должна строиться на глубоком, искреннем чувстве, строиться не на малое время, пока влюбленность горит в крови, а навсегда, до скончания жизни земной.
— … Немало таких глубоко несчастных людей, которые загораются чувством, вдохновляются им и, как волна, вздымаются, - говорил батюшка. — А потом через малое время сдуваются, словно воздушные шарики, в ожидании следующей любви. Меж тем как чувства мельчают, сердце, словно озеро, высыхает. И человек хиреет духовно и может дойти до состояния, о котором Пушкин писал, когда сердце совершенно охладело. И человек испытывает преждевременную усталость, растеряв дары невинности, преданности, разменяв этот дар большой любви на множество связей, которые иначе как порочными и назвать невозможно. Этот дар любви, что дается нам Свыше, сохранить, как ни жаль, удается немногим. И очень часто видишь, что красивые, здоровые и молодые, социально защищенные, которые, казалось бы, должны обрести гармонию взаимных отношений, однако же теряют радость бытия, променивают любовь на то, что является ее противоположностью. И год от года вянут, как цветы, не получающие живой воды.
К сожалению, современные поколения — и наше, и наших детей и внуков — являются элементарно невоспитанными. Меж тем как в семейной жизни просто необходимы такие качества, как деликатность, бережное обращение к ближнему, умение сдерживать свои чувства, не выплескивать неудовольствие и раздражение, умение благодушно снести обиду, которой наполнены горькие и колкие слова, не поддаться на провокацию, смягчить удар, покрыть все благоразумным молчанием. Сегодня этого практически и не встретишь. Потому что даже при воцерковленной семье и знании того, что супруга Богом нам дана по обетам взаимной верности и любви, что Сам Всемогущий Господь изливает нам Свою силу и благодать при освящении супружеских уз в Таинстве венчания, — совсем немного сегодня найдется таких умных и просвещенных людей, которые сознательно берегли бы дар любви. Ну, скажем, считали бы для себя недопустимым грубое, резкое слово, которое часто как стрела пронзает сердце и остается в нем, в этом сердце. И зачастую годами сердце человека обжигает память о том, как в недобрый час что-то ему было сказано не по-доброму тем, кто клялся в вечной любви.
Протоиерей Артемий Владимиров на Православной выставке в Самаре. Итак, правильная семья — это союз любящих друг друга, верных Богу и друг другу людей, союз, в котором каждый по достоинству оценивает дарованное ему сокровище. Что имеем, то храним, и не теряя, не будем плакать об утрате. И двадцать лет спустя так трепетно, так нежно, так жертвенно относиться друг к другу…
Что может быть более нелепым, чем споры о своем месте в семейном союзе? Сегодня священники нередко разбирают, как третейские судьи, семейные конфликты. И с удивлением обнаруживают, что муж с женою не всегда находят взаимопонимание, борются за место под солнцем, оспаривают друг у друга пальму первенства: кто в доме хозяин?! И очень грустная это картина, когда Православный супруг, не читавший замечательного исторического сборника XVI века, именуемого Домострой, убежден, что строить дом и семейный уклад можно на принципах какого-то диктаторства, жесткого ограничения свободы своей избранницы. Домострой говорит о гармонии единства мужа и жены — белой лебедушки, которую из рук кормит Иван Царевич, никогда не позволяя себе кричать на нее, но вразумляя и поучая, сам будучи готов выслушать от нее мудрое слово. И мы должны всегда помнить, что супруги нужны друг другу. Как глава нуждается в других частях тела и каждый член тела по-своему служит телу, так супруга нисколько не умалена мужем своим в разумном послушании. Но из того, что супруга не должна быть себялюбивой командиршей, сумасбродкой, разве следует, что мы не в состоянии услышать ее мудрое слово? Если мы познакомимся с Житиями святых, описывающими уже просвещенных верою и любовью супругов, например святых Петра и Февронии, если мы обратимся к добрым русским сказкам, к тем сюжетам, которые действительно назидательны и передают тысячелетнюю Христианскую мудрость нашего народа, то мы часто встретим образ хозяюшки с семью пядями во лбу. Которая всегда найдет доброе, мудрое слово для каждого домочадца. Но при этом не будет претендовать на господство, превозноситься над мужем, но с присущим ей умом будет взращивать в нем лидера, главу семьи.
Жизнь прожить — не поле перейти. И священники хорошо знают, что лучшим гарантом долгожизненной семьи, верного супружества является внутренняя жизнь во Христе, внутреннее очищение сердца, сохранение его от зла, сохранение молитвенного духа. Если мы найдем такого супруга, который в течение дня не забывает Господа Бога своего, который не только размышляет о Боге, но и призывает Господа своего, который обращается к Нему со всякой нуждой, зная по опыту, что Бог откликается на молитвы, восполняя недостающее, исправляя дела рук наших, — конечно, можно позавидовать той супруге, муж которой знает во всем меру. Меру трудов, меру в отдыхе.
Нельзя ни в коем случае ссориться при детях — родители, у которых «фосфор светится в голове», никогда не позволят себе сделать детей заложниками своих амбиций. Ведь как говорит один Христианский мудрец, родители — это домашние боги для ребенка… И глаза отца и матери с любовью взирают на дитя. И конечно, обидно бывает, когда мама надорванная, склонная к истерии, невротическим реакциям; папа, которому всё равно, что происходит, или, напротив, умеющий воспитывать лишь грубой силой подавления детской души. Жалко бывает и обидно, когда не совпадают чаяния детского сердечка, когда естественное по природе обращение ребенка к родителям не находит отклика в родителях, а они не умеют смотреть на себя со стороны. И любовь к ребенку тоже должна иметь меру. Потому что с одной стороны — как может ребенок научиться любви, если родная мама только кричит на него в раздражении. А с другой — бывает очень часто и так, что мама носится со своим ребенком, как с писаной торбой, забывая о муже, обо всем на свете. Но как же можно отодвигать на задний план мужа, главу семьи? Любовь должна быть разумной…
Конечно же, не только общие молитвы, труды и семейные хлопоты скрепляют союз любящих сердец.
И отец Артемий напоминает супругам: в их силах сделать жизнь в семье более радостной:
— Если муж не разучился говорить спокойно, доброжелательно, если он не забыл те нежные слова, которые когда-то писал в записочках, и она, милая, не теряет желания нравиться своему мужу, быть подтянутой, красивой… А как же, это тоже важные слагаемые: нельзя превращаться в грымзу, нельзя превращаться в воблу. Если муж догадывается хотя бы раз в месяц пригласить супругу на вечернее представление в театр и позаботиться о том, чтобы этот вечер стал незабываемым праздником. Позаботиться о красивом вечернем платье и белых перчатках, взять для любимой театральный бинокль, а в антракте побаловать ее вкусным пирожным и чашечкой кофе. Унести из привычной суеты в мир прекрасного, некую «страну Олению»… Ну а жена… Хорошая жена приглашает мужа к обеду словами: «Стол накрыт!», а не: «Пойди возьми в холодильнике и разогрей вчерашние котлеты».
Сейчас нередко венчаются люди, уже прожившие вместе долгие годы. Раньше не могли, нельзя было, а теперь — можно. И вот стоят они, и муж смущенно держит под белу рученьку свою седенькую супругу. И я не без юмора иногда спрашиваю: «А где вы нашли такую красавицу?» Супруг приосанивается: «Места надо знать!» Я продолжаю: «А скажите, пожалуйста, там еще такие есть?» - «Ну не знаю, может быть, и есть… » Досадую: не понял, к чему я веду речь. И с большей силой напираю: «Нет, такие же — есть?» — «А — ну нет, такой больше нет! Одна она такая!… » Дошло, наконец… А ведь в этом-то и дело, что она у него одна-единственная, такой больше нет на всем белом свете! И он у нее единственный и неповторимый…
Как радостно видеть очень пожилых супругов, которые идут, держась за руки. Они часто становятся похожи друг на друга. И им даже не надо говорить — им хорошо вместе просто помолчать! Все слова пересказаны, осталось одно бережное, теплое отношение друг к другу.
Современная молодежь, погрязшая в интернете, зачастую даже не знает, что в любви надо признаваться! А зачем это надо? И есть ли она вообще, эта любовь? Есть! И признание в любви всегда было ответственным. Раньше ведь как говорили: «Я люблю вас, Маша».
И непременно добавляли: «Прошу вас стать моей женой!» Вот — любовь. Она сопряжена с чувством ответственности. Любовь, которая первая и последняя. Любовь, которая сильнее самой смерти.
… Невозможно пересказать оба длившиеся по часу выступления
батюшки Артемия. Да это и ни к чему. Надо слышать, как тепло и сердечно, со светлой улыбкой говорит батюшка о тех скрепах семейной жизни, что в общем-то всем известны, но слишком часто забываются в суетной повседневности. Надо просто всем сердцем любить своих близких, и молиться о них, и беречь их от сердечной остуды, от черствости и обид, от всякого зла. Не давая угаснуть такому хрупкому и нежному чувству, имя которому — Любовь…
Записала Ольга Ларькина