Промысел — это забота Бога о твари. Всё, что происходит по промыслу Божию, бывает благолепно, наилучшим способом и не может быть лучше. В том, что Он хорошо промышляет, может каждый убедиться из следующих рассуждений:
Будучи благим Бог промышляет и печётся о Своем создании, ибо если бы не заботился о нем, то не был бы благим. Ведь как люди, так и бессловесные животные по природе заботятся о своих детях; а кто не заботится, тот осуждается как злой. Поскольку Бог — Премудр, Он наилучшим способом проявляет заботу о всём Своем творении. Когда мы внимательно наблюдаем дела Божественного промысла, то не можем не удивляться благости Божией. Поэтому нам нужно славить Его и принимать покорно Его заботу о нас, хотя, иной раз, пути Его промысла не вполне понятны нам.
Пример чудесной помощи.
По этому поводу Старец рассказал следующее: Один раз мне необходимо было куда-то поехать. На дорожные расходы мне нужно было около тысячи драхм, а денег у меня не было. Когда я обдумывал, где же мне достать деньги на поездку, один брат принёс мне письмо с денежным переводом в размере как раз на тысячу драхм. Письмо было без подписи. Вместо обратного адреса на конверте была надпись: “Отправитель: Пантанасса” — то есть “Всехцарица.”
Как только я увидел как дивно Господь о мне позаботился, я заплакал и поблагодарил Господа и Пресвятую Деву.
Я много видел чудесного в моей жизни. Дивная вещь: если не заботиться о себе, а только о Царстве Божием, то Бог не дает нам даже заметить, что мы нуждаемся в чём-либо! Действительно: ведь этот перевод был отослан мене еще до того, как я узнал, что мне понадобятся деньги. Бог, как добрый Отец, заботится о нас прежде, чем мы начнем нуждаться в какой-либо вещи; и, притом — еще прежде, чем мы попросим, уже промысел Его печётся о нас. С нашей же стороны необходимо доверяться Ему.
“Иногда приходит мне помысел, однако я на нем не задерживаюсь. Например, что вино для Литургии у меня кончается и что нужно его доставать. Я сразу отклоняю от себя это смущение, говоря себе: “Э, наверно завтра или в другой день мне его принесут”! Так и случается. И тогда я премного удивляюсь, потому что тот, кто его принёс, предположим — с Крита, приготовил уже его за несколько дней заранее, чем мне оно понадобилось!
Из этого я ясно вижу, что Бог печётся еще раньше того момента, когда мы обнаружили, что не хватает какой-либо вещи, и решили просить Его, как написано: “Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него... Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне... " (Мф 6:8, 33-34).
“Нашим делом и заботой должно быть то, чтобы угождать Богу и помогать брату нашему, а всё, что относится к нашему благу, мы должны оставлять на волю Божию — ибо это есть Его дело, Божие. Он хочет, чтобы была духовная симфония, когда, трудясь для Него, мы беспопечительно во всем полагаемся на Него, а Он, в свою очередь, печется о нас. Этому нас учит апостол, когда пишет: “Все заботы ваши возложите на Него, ибо Он печётся о вас” (1 Пет.5:7).
“Кто живёт просто, тот смиренно думает о себе и чувствует необходимость в отеческой заботе Бога, предоставляя Ему все заботы о себе. В этом случае благой Бог, видя, что эта душа во всём доверяется Ему, а не самой себе, покрывает её промыслом и милостью. Тогда душа ясно видит помощь Божию и радуется.
Бог хочет, чтобы душа была простой, без малейших сомнений и совопросничества. Да будет она как у младенца, который всё ждёт от своих родителей. Поэтому и сказал Господь: “Если не обратитесь и не будете как малые дети, не можете войти в царство Божие." Нужно со многой простотой просить у Бога помощи и исповедовать Ему свою немощь, потому что так мы можем избавиться от всякого попечения и забот о себе: и как тень следует за телом, так и за смиренномудрием и верой — милость Божия.
Случай со старцем, сомневавшемся в Божием промысле.
Чтобы убедить своих посетителей в том, что Бог действительно постоянно заботится о людях и всё направляет к лучшему, Старец рассказал следующий случай:
“Один подвижник, болея душой по причине множества несправедливостей которые он видел в жизни, молил Бога открыть ему, почему часто благочестивые люди попадают в беды и терпят разные притеснения, в то время как грешники и безбожники торжествуют и благоденствуют. В течение долгого времени он ежедневно умолял Бога разгадать ему тайну путей Его промысла и объяснить ему загадку кажущегося противоречия между тем, что должно быть и тем что происходит. Наконец подвижник услышал голос, говоривший ему:
— Не испытывай того, что превышает твое разумение, и не силься проникнуть в тайны судов Божиих, потому что они — непостижимая бездна. Снисходя к твоей сердечной боли, Бог приоткроет тебе Свой промысел в одном из жизненных случаев. Ты же внимай тому, что увидишь.
И вот, как бы в видении, старец почувствовал что оказался над землей и таинственная струя воздуха принесла его к лугу, около которого проходила дорога. С другой стороны луга протекал источник и находилось старое дерево. Подвижнику велено было укрыться в дупле этого дерева и наблюдать, что будет происходить.
Вскоре к источнику подъехал на лошади один богатый человек. Он остановился попить воды и отдохнуть. Расположившись на траве, он вынул из корзины мешочек, туго набитый золотыми монетами. Пересчитывав их, он положил мешочек обратно в корзину и достал оттуда еды, чтобы подкрепиться. Не заметил он, что когда брал еду, кошелек выпал в траву. Богач поел, прилег вздремнуть, а потом, сев на лошадь, поехал дальше, не заметив, что мешочек с монетами остался в траве.
Вскоре к источнику приблизился другой прохожий. Он увидел мешочек с золотыми монетами, подобрал его и радостный ушел.
После непродолжительного времени показался третий прохожий, худой и плохо одетый — очевидно нищий. Он тоже остановился у источника, набрал водички, вынул булку из платка и сел подкрепиться. Еще не закончил он своей булки, как вдруг прискакал первый посетитель, богач, потерявший свой мешочек. С побагровевшим от гнева лицом он набросился на нищего и стал требовать от него возвращения своих золотых монет. Естественно, что нищий не зная в чем дело, стал отказываться и уверять богача, что его монет он никогда не видел. Богач, однако не поверил нищему, и, придя в неистовое состояние, стал жестоко избивать его, пока не убил. Обыскав одежды бедняка, он ничего не нашёл, и огорчённый ускакал.
Наблюдая все это из дупла, старец стал сокрушаться и плакать, что напрасно погиб нищий. И снова старец взмолился Богу: “Господи что означают эти события? Как может Твоя благость терпеть такую неправду: богач по рассеянности потерял свои монеты, случайный человек воспользовался ими, а невинный бедняк заплатил за них своей жизнью.”
Тогда Ангел Господень сошёл с Неба и ответил старцу:
— Не печалься и не думай, что это произошло вопреки воли Божией. Ибо всё в жизни случается или по попущению Божию, или для воспитания людей, или по Божиему домостроительству. Итак, слушай:
Тот, кто потерял золотые монеты, — сосед того, кто их нашёл. Последний имел сад, стоимостью в сто золотых монет. Богатый же, будучи жадным, заставил его отдать ему сад за половину стоимости. Пострадав от богача, сосед не зная кому жаловаться, стал молить Бога заступиться за него. Бог так и устроил: найдя золотые монеты, он получил то, что ему следовало.
Тот же бедняк, который, по-видимому, несправедливо пострадал, в свои юные годы сам совершил убийство. Потом он искренне покаялся в этом грехе и остальную жизнь проводил богоугодно. Тем не менее, мучаясь в душе за свой тяжелый грех, Он молил Бога послать ему такую смерть, которой он искупил бы свой грех убийства невинного человека. Конечно, милостивый Господь простил его, видя его полное исправление. Тем не менее допустил ему умереть насильственным способом, чтобы увенчать его страдальческим венцом, как тот сам просил себе!
Наконец, жадный богач, потерявший золотые монеты, был наказан за свое сребролюбие тем, что Бог попустил ему впасть в тяжелый грех убийства. Потрясенный этим случаем, он пришел в себя и с великой скорбью стал каяться. Потом, раздав свои богатства, он оставил мир и стал монахом в одном из монастырей.
Итак, в каком из этих трех событий ты усматриваешь несправедливость или слепой рок? Поэтому смирись пред Богом и в дальнейшем не испытывай судьбы Его, ибо Он все творит праведно и ведет к лучшему.
Закончив этот рассказ, Старец Паисий привел слова Псалма: “Праведен еси, Господи, и правы суды Твои” (Пс 118:137).
(Прп. Паисий Святогорец)