В первые дни наступающего года всего чаще можно слышать приветствие с новым годом и пожелание в новый год нового счастья. Среди нас, может быть, нет теперь человека, который бы по обычаю не приветство¬вал кого-либо или сам не выслушал от других обычного приветствия. Между тем, с вероятностью можно сказать, что в новый год ничего нет реже и необыкновеннее, как услышать привет с желанием внутреннего обновления по душе. А без сего обновления что пользы и в новом году, и в новом счастье? Для души необновленной всякий новый год настанет и пройдет по-старому и всякое новое счастье, каким заменят старое, не доставит покоя, не утолит жажды душевной.
Итак, среди взаимных приветствий и благожеланий в новый год кстати будет припомнить совет Апостола Павла: обновлятися духом ума нашего (Ефес. IV, 23) и уяснить себе тот путь душевного обновления, какой указан нам в Евангелии.
Всякий мыслящий человек, вникавший в дух и направление своих стремлений, не мог не отличить в душе своей потребность непреложной истины, жажду высочайшего блага и совершенной красоты; не мог не заметить и того, что этих существенных стремлений души, кроме Бога, - ничто не удовлетворяет. Природа, видимая как отражение бесконечных совершенств Творца, может только усилить ощущаемую потребность истины, только указать, что не в ней предел стремлений души, но никогда не успокоит ума, не утолит жажды сердечной. Ясно, что искомое, - то, к чему стремится душа, - вне, выше природы - в Боге. Бог есть не только цель стремлений души нашей, но и единственный руководитель на пути к цели. Только в Боге и Богом разрешаются все задачи ума; только в Боге и Богом утоляется <!--[if gte mso 9]>Normal0falsefalsefalseRUX-NONEX-NONE<![endif]-->жажда высочайшего блага, которая томит наше сердце; только в Боге и Богом успокаивается чувство, жаждущее совершенной красоты. Господь, как истинное солнце духовного мира, и согревает, и освещает, и оживляет
Таким образом, если ум через созерцание тварей возвышается до созерцания Творца; если сердце, не останавливаясь на доброте видимой, конечной, ищет добра истинного, бесконечного; если чувства, не удовлетворяясь формами изящного, какими богат дольний мир, стремятся к красоте совершенной - мира горнего, то душа живет полною жизнью, укрепляется, цветет. В таком ходе всякое напряжение ее сил есть новый шаг к совершенству, есть действительное ее поновление. Отражая в себе истину, добро, красоту первообразную, она идет от силы в силу и мало-помалу достигает совершенства богоподобного. На такой душе еще здесь предпочинается то великое таинство будущего века, в котором Господь наш Иисус Христос, исходя на вольную искупительную страсть, молился к Отцу Своему (Иоан. XVII, 21), - разумею искреннее, теперь нам непостижимое единение чистых душ с Триипостасным Божеством. Так кусок железа, положенный в горн, мало-помалу проникается и до того насыщается огнем, что, не изменяя своего существа, становится огненным. Вот слабое подобие того, что делается с душой, путем веры и смирения неуклонно идущей к своей цели - Богу!
Если же в гордом сознании своих сил душа уклонится от цели - Бога, созерцание твари предпочтет созерцанию Творца, по недоверию решится все осязать и измерять своим умом и чувством, то вера ее слабеет. При ослаблении же веры - единственного проводника благодати оживотворяющей, просвещающей и успокаивающей - душа, упорно следующая принятому направлению, дойдет, наконец, до того неестественного состояния, где сомнение в истинах самых очевидных, непререкаемых, будет казаться делом, совершенно согласным с началами разума. В таком случае не может быть и речи об обновлении нашем душевном. Опираясь только на свое знание, ум все дальше и дальше отклоняется от Бога и таким образом постепенно теряет из виду истинную цель своих стремлений потому, что богатства разнообразных познаний, которыми гордятся подобные умы, совсем не свет, а, скорее, блеск, сияние светящееся, но ничего не озаряющее - свет фосфорический. При этом свете все темно - и настоящее, и будущее.
Итак, вот путь, которым душа наша или обновляется, крепнет, если будет покорна и верна водительству Духа Божия, или слабеет, ветшает, свободно уклоняясь от указанной себе цели. Теперь от нас, братия, зависит взять то или другое направление. Если мы хотим, чтобы начинающийся год и в продолжении своем был для нас постоянно новым, чтоб та доля счастья, какую судит нам Провидение, была для нас вполне новою, удовлетворяющею потребностям души, то должны будем покориться вере и по ее указанию идти от силы в силу, дондеже достигнем в меру возраста исполнения Христова (Ефес. IV, 13). Если доселе познания нашего ума в отношении к Богоугождению были ограничены, мало было употреблено старания на удовлетворение этой потребности; оставшееся от занятий по должности время употреблялось более на забавы и развлечения, нежели на чтение полезных книг; ежели праздность и привязанность к миру дольнему ослабили мышление, то хоть с нового года - по совету Апостола Павла - начнем обновлятися духом ума нашего (Ефес. IV, 23). Вместо временного будем чаще размышлять о вечном, вместо рассеяния займемся чтением полезных книг, преимущественно служащих к уразумению спасительных истин, вместо беседы пустословной и суесловной поищем и послушаем людей умных и благочестивых. Можно быть уверенным, что при таком порядке деятельности каждый новый день будет приносить заметное обновление душе нашей.
Направляя ум к его цели, надобно очищать и вкус к вещам небесным. Пусть изящное и прекрасное окружающего нас мира не останавливает на себе чувства души, а только напоминает ему о красоте несозданной, руководствует к истинному, постоянному изяществу мира духов