Мы живем в очень интересное и трудное время. Интересное потому, что материальные успехи превосходят любое воображение. У большинства есть всё: вкусная еда, модная одежда, мобильный телефон, компьютер, однако иногда становится тоскливо, одиноко, трудно. Почему? Потому что сами по себе материальные блага не приносят радости, покоя и равновесия. Это проверено опытом. Можно привести такой пример: сын миллионера, у которого было всё и с избытком, покончил жизнь самоубийством. При нём нашли предсмертную записку: «Взял от жизни всё. Ничего интересного в ней не нашёл. Ухожу из жизни добровольно».
Что же ещё нужно человеку, кроме материальных благ, чтобы он почувствовал себя счастливым? Передовые люди нашего времени: учёные, ли, религиозные деятели — задумались над этим вопросом и пришли к следующему выводу: человек должен вспомнить, что у него есть душа, что она живёт по законам мира духовного. Например, если тебе нужно разделить что-то между собой и другом, ты должен дать ему не половину, как велит закон нашего материального мира, а столько, сколько он хочет или сколько ему нужно.
Твоя задача — доставить ему радость и покой, потому что главный закон духовного мира — любовь. А когда любишь, то ничего не жалко.
В последнее время очень много говорят и пишут о законах и правилах духовной жизни. В школах предлагают ввести курс «Основы православной культуры», который поможет нашим детям понять, что мы стоим на рубеже двух эпох. Эпоха материализма уходит в прошлое. На смену ей приходит миропонимание: вселенная не только материя, а много больше...
Такое понимание коснулось и языка. Учёные пришли к выводу, что слово — это не просто звукокомплекс; в слове содержится глубинный смысл, дух, который определяет настроение человека, физическое здоровье и даже его судьбу, а также судьбу его детей.
Человек, как словесное существо, именно через слово обращается в молитве к Богу, с помощью слова он общается с людьми, посредством слова приобретает знания, и в то же время, неосторожно обращаясь со словом, человек совершает множество преступлений против себя и против своих близких. Верующие люди знают, что это грех и перед Богом. Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «Умение умирать или искусство жить» называет семь преступлений, которые человек может совершить языком: клятвопреступление, проклятие, клевета, осуждение, ложь, шутки и скверная брань, пустословие и многословие. Давайте рассмотрим их вместе с этим уважаемым священнослужителем.
Самым страшным преступлением через слово является клятвопреступление. Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось давать клятву. Хорошо, если мы её сдержали. А если нет? Клятва получается ложной. Но ещё страшнее, если человек заведомо знает, что клянётся ложно. Клятвопреступник подвергает себя суду навсегда. И в первую очередь его будет мучить и судить его же совесть. Поэтому к клятвам нужно относиться очень осторожно и давать их в исключительных случаях: клятва врача — прийти на помощь больному, клятва солдата — защищать Родину. Своеобразной клятвой являются и наши многочисленные повседневные обещания, которые мы раздаём направо и налево своим друзьям и близким, часто не задумываясь — а выполним ли мы их. Мысль, слово и дело у нашего Творца нераздельны. А раз мы — Его образ и подобие, то должны стремиться быть похожими на Него. Понаблюдайте за собой хотя бы в течение дня — и вы убедитесь, что очень трудно отвечать за каждое своё слово.
Второе преступление — это проклятие, которое человек произносит в состоянии гнева или обиды, и — как обычно бывает — по отношению к самым близким людям. Проклинать человека — значит желать ему наказания и смерти. Очень страшно проклятие родителей по отношению к детям. Отцовское проклятие иссушит, а материнское — искоренит. Незаслуженное проклятие обращается против того, кто его произносит, а заслуженное делает невыносимой жизнь человека, которого прокляли. Страшные слова словно проникают в него и следуют за ним повсюду. Обычно проклявший горько раскаивается в том, что он сделал, но слова уже произнесены, зло вырвалось наружу из сердца.
Третье преступление — это клевета, умышленная ложь, посредством которой мы хотим опорочить другого человека, досадить ему, а иногда и отомстить за что-нибудь. Клевета вырастает обычно из ненависти и зависти. Кто клевещет, тот становится воплощением зла. Клевета — вид человекоубийства через слово, потому что цель клеветника — настроить против человека всех людей, убить его морально.
Четвертое преступление словом — это осуждение. Осуждением страдаем мы все без исключения. Берёмся судить других вместо того, чтобы попытаться увидеть свои недостатки и работать над ними. Каждое осуждение содержит в себе ложь, хотя оно и кажется внешне правдоподобным, поэтому четкой грани между осуждением и клеветой нет. Ведь мы не всегда знаем, почему человек в данной ситуации поступил именно так. Может быть, на то были причины. Нам лучше постараться оправдать этого человека, а не стараться, чтобы о его проступке узнал весь белый свет. Будем мы милосердны и великодушны — и к нам люди будут относиться так же. Это проверено опытом. В каждой человеческой душе, даже очень, кажется, обозленной на жизнь, живёт неугасимая искра Божественной любви к людям.
Пятый вид преступления — это ложь и притворство. Современный человек разучился быть самим собой. Он постоянно лицемерит, постоянно играет и лжёт. Человек скрывает одну ложь другой ложью. Недаром говорят, что единожды солгавший сделает это снова. В наше время ложь стала тотальной. Продаём свою совесть ради человекоугодничества, ради своей выгоды, а иногда и просто так, по привычке. Из-за этого страдает и тело, и душа. Вспомните сейчас своё состояние во время лжи. То краснеем, то бледнеем, сердце бьется учащенно. Идет выброс адреналина и норадреналина, гормонов, которые повышают артериальное давление. Так реагирует тело. А душа? На душе не лучше. Ощущение тоски, безысходности, стыда, а иногда гнева и враждебности против всех: «Я не виноват, это меня вынудили солгать». Почему нам так плохо? Потому что мы совершили грех, нарушили Божью заповедь, Его просьбу: человек, не лги, тебе будет плохо. Человек перестал верить другому человеку, в этом заключается одна из причин, почему так тяжело живётся в современном мире.
Шестой вид преступления — это злые и пошлые шутки и скверная брань. В этом случае человек своими словами через слух сквернит души других людей.
Сначала несколько слов скажем о шутках. По большому счету, любая, даже самая добрая шутка, направленная на личность, содержит в себе низведение человека. С этим легко согласиться, если представить именно себя, а не другого человека в роли мишени для такой шутки. Что уж тут говорить о злых и пошлых шутках, в которых присутствует надругательство над человеческой личностью, унижение её. Недаром шутника называют младшим братом сквернослова.
Теперь о скверной брани. Это чёрные слова, которые несут в себе невидимую грязь. Герой известного писателя Б. Ганаго говорит так: «Черное слово говорит тот, у кого душа черная. Это ж зараза пострашнее СПИДа, потому как СПИД временной жизни лишает, а матерная брань — вечной. Она каждую клеточку окружающего мира отравляет, и вас». В качестве примера возьмём из бранного лексикона лишь наиболее «безобидные» слова, которые для некоторых людей стали уже привычными.
Слово сволочь по происхождению восходит к глаголу сволочь и первоначально означало мусор, который сволакивают в кучу и затем выбрасывают за порог жилища. Поэтому слово сволочь — пожелание одиночества, чтобы человек был лишён своего дома, выкинут из жилища как мусор, изгнан. Слово негодяй означает негодный, непригодный, не соответствующий своему назначению, испорченный. Поэтому слово негодяй — пожелание: «пусть не исполнится цель твоей жизни». Слово подлец означает низкий, ползающий, находящийся под ногами. Здесь — проклятие: «будь под ногами, упади в глубины преисподней, которая под всеми» и т. п.
Разрушительная информация, заложенная в скверных словах, не может пройти бесследно. Вызывает интерес точка зрения ученых-генетиков на эту проблему. Исследования, проведенные Российской Академией наук, дают право говорить о том, что ДНК способна воспринимать человеческую речь по электромагнитным каналам. При этом тексты, содержащие положительную информацию, оздоравливают гены, а проклятия и скверные слова вызывают мутации, которые ведут к вырождению человека, т. е. любое произнесенное слово — это волновая генетическая программа, влияющая не только на нашу жизнь, но и на жизнь наших детей, внуков, правнуков...
И последний вид преступления словом — пустословие и многословие. Пустословие — это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов — враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке — молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но все-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаёшь даже понимать, о чём он тебе говорит.
Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствуют культура мышления, чувство меры и уважение собеседнику. С кем особенно надо стараться не быть многословным? С человеком старше тебя по возрасту; с тем, кто лучше тебя знает предмет разговора; с человеком, который хочет поймать тебя на слове, чтобы очернить; с больным, которого ты пришел проведать; с человеком, у которого расписана каждая минута; с тем, кто перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и на часы, кто отвечает невпопад и слушает тебя закрыв глаза (ты наскучил собеседнику), кто в твоем присутствии сердится на что-то без причины. Не следует говорить о том, чего ты не знаешь и в чем ты не уверен. Пусть лучше у твоего собеседника появится желание, чтобы ты говорил еще, чем желание, чтобы ты скорее замолчал.
Хотим мы этого или не хотим, но каждое слово несет в себе определенную энергию. Оно соединяет человека с космическими силами добра или зла. И нужно очень осторожно обращаться с каждым словом. Недаром представители современной науки утверждают, что слова наши оставляют во Вселенной неизгладимый след и судьба наша зависит от слов, нами произносимых.
Автор:Галина Анфёрова,кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка Шадринского государственного педагогического института.