Category:
Пасха
Сердечно поздравляю Вас всех со Светлым Христовым Воскресением и приветствую Вас вечно живыми, никогда не умирающими Апостольскими словами: Христос Воскресе! Пусть это вечное пасхальное приветствие согревает наши сердца, наполняет их верой, надеждой, любовью и пасхальной радостью! И пусть эта радость сопровождает нас всех на протяжении всей нашей земной жизни, не только в сей день! Христос Воскресе!
|
Category:
Пасха
Слово в день отдания Пасхи
Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, с праздником! Сегодня мы собрались в святой храм, чтобы попрощаться с назидательными и утешительными пасхальными песнопениями до будущего года. Нам не ведомо, как сложится у каждого из нас последующая жизнь. Сподобит ли нас Господь дожить до будущей Пасхи? Но пусть это никого не огорчает, ибо Христос Спаситель Своим Воскресением попрал смерть и всем нам жизнь даровал. Обратим внимание, что каждый воскресный день на всенощном бдении поется Пасхальное песнопение: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, Единому безгрешному, Кресту Твоему покланяемся, Христе, и Святое Воскресение Твое поем и славим...» «Воскресение Христово видевше» - так Святая Церковь изобразила перед нашим внутренним взором страдания, которые принял и победил Господь и Спаситель ради нас, человеков, и ради нашего спасения. Святая Церковь изобразила в своих песнопениях и великие страдания Пресвятой Девы Марии, Которая была первой мироносицей и первая, конечно, среди жен-мироносиц шла к погребенному Телу Христа Спасителя. Лишь по Ее великому смирению святые апостолы об этом не упоминают, но мы верим, что иначе быть не могло. И Святая Церковь поэтому поет: «Ангел вопияше Благодатней, Чистая Лево, радуйся, и паки реку: радуйся, Твой Сын воскресе тридневен от Гроба...» Святая Церковь верит в то, что первой не Марии Магдалине, а Богоматери сказал Ангел о Воскресении Ее Сына и Бога. Святая Церковь сосредоточивает наше внимание и на повествовании о великих страданиях, которые перенесла Дева Мария, о Ее волнениях в продолжение жизни Ее Божественного Сына и, в особенности, в дни Его страданий, в дни Голгофы. Святой Церковью написан и читается перед Плащаницей канон, который называется "Плач Пресвятой Богородицы". Церковь выражает в нем, как страдает Дева Мария и как Она рыдает: «О Сыне Мой Возлюбленный, куда же Ты идешь и на кого Меня оставляешь?» Дорогие братья и сестры, когда мы слышим слова: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу...», мы должны воспринимать сердцем все те события - и Голгофские, и Воскресение Христа Спасителя, и душевное состояние Богоматери. «Воскресл Иисус от Гроба, яко же прорече, даде нам Живот Вечный и велию милость», - так поет Святая Церковь, напоминая, что Воскресший Господь через воскрешение нашей души даровал нам великую Свою милость - Вечную Жизнь. Сейчас мы готовимся встретить другой великий праздник, когда Господь сказал, что Он дарует всем Свое благословение, и на Елеонской горе, во время Вознесения, это благословение Он всем ниспослал. Таким образом, все мы будем воспоминать события Воскресения Господа и Его Вознесение, а также Его слова о том, что Он будет с нами «во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20). Будем же непрестанно молиться первой Мироносице - Пресвятой Деве Марии, дабы Она возносила Свои молитвы о каждом из нас, помогала нам идти добродетельным христианским путем. Аминь!
|
Category:
Пасха
Пасха в приходах православной миссии РПЦЗ в Гаити По традиции, каждый год в Великую Субботу в Православной Миссии в Гаити совершается таинство крещения. В этом году в приходе преп. Моисея Мурина в гор. Фонтамара крещение в водах местной реки приняло 38 человек, готовившихся к принятию Православия в течение года. Иереи Иоанн Шенье-Дюмэ и Григорий Легутэ совершили в Богородице-Рождественском храме в гор. Порт-о-Пренс Пасхальную полунощницу, за которой молились многие из принявших крещение. На пасхальной службе пристутствовали клирики и миряне Греческой Православной миссии в Гаити, прибывшие разделить великий праздник Воскресенья Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа с верующими миссионерской общины. Праздник Пасхи был радостно встречен и в других приходах Православной Миссии (РПЦЗ) в Гаити. http://www.eadiocese.org/News/2012/apr/haitipascha.ru.htm Фоторепортаж eadiocese.org/News/2012/apr/pascha/haiti/index.html
|
Category:
Пасха
24 апреля 2012 г. Бруклин, Нью-Йорк: Купол божий: Пасха в приходе Пресвятой Богородицы "Неупиваемая Чаша" ? статья настоятеля Где нам только не приходилось служить Божественную литургию! Помню, я был еще иподиаконом, помогал батюшке прот. Георгию Каллауру (ныне настоятель храма Пресв. Богородицы "Нечаянная Радость" на Статен-Айленде, шт. Нью-Йорк) открывать храм Свв. Новомучеников и Исповедников Российских в Бруклине. "...И не нашлось им места в гостинице...", – было сказано в Святом Евангелии о Рождестве Христовом – так и нам, при рождестве прихода, нашлось место только в прокуренном ресторанчике Papa Leone, что на West End Avenue. "Искушение, да и только!", ? сказал тогда один протоиерей. Когда Господь призвал меня встать перед Престолом Своим, то служили и в спортзале школы, под баскетбольной сеткой, в маленьком концертном зале дома престарелых, в крошечной часовне, где престол располагался на подоконнике. Я уж не говорю о молебнах, которые мы служили и служим в самых злачных местах Брайтона каждый раз, когда идем окормлять своих бездомных... Какое место службы нас после этого удивит? Но на эту Пасху мы служили в местном городском парке Seaside, и такого купола на Литургии я не видел ни на одной службе в своей жизни! Господи! Что это была за Литургия! Прямо кожей можно было почувствовать, что слово это означает "совместное служение". В этот бескрайний купол неба само сердце вопияло: "Ми-и-и-и-и-ром Господу помолимся!" ? и казалось, что не хор, но ангельские силы, охраняющие ночной Нью-Йорк отвечали нам: "Го-о-о-о-о-споди, поми-и-и-и-и-луй!" В конце Пасхальной Утрени, когда на часах был уже час ночи, в алтарь, поклонившись, заглянул главный организатор этого чудесного события, президент Ассоциации православных предпринимателей Игорь Константинович Попов, и тихонечко сказал, что полиция умоляет закончить к 1:30 утра. Я ему ответил, что если мы сейчас начнем Литургию, то пока она не закончиться, вынести меня можно будет только ногами вперед и то, вместе с Чашей и Престолом. Я пообещал служить побыстрее, хотя очень не люблю спешить при совершении Таинства Таинств. Литургия вихрем влетела в мою душу. Не пропуская ни единого слова богослужения, прочитав Св. Евангелие на церковнославянском, русском, грузинском и французском языках, причастив 75 человек мы закончили эту Великую Службу за сорок-пять минут, а душа так и продолжала петь вместе с Горнем Миром "ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ, СМЕРТИЮ СМЕРТЬ ПОПРАВ!...". Сначала мне показалось, что дождь разогнал всех смельчаков, которые пришли с нами в парк отметить Праздник Праздников. Когда мы пошли на крестный ход, выяснилось, что с нами идет около четырехсот человек. На следующий день, в Светлый Понедельник ко мне подошла незнакомая мама с детками и горячо благодарила: "Такой праздник нам подарили! Мы ничего подобного никогда не видели!" Во время службы в парке, духовный фронт в храме держал второй батюшка прихода, иерей Павел Иванов. Тут все шло чинно, без сучка и задоринки. После Литургии маленький брат-прислужник Андрюша все считал и считал по послушанию, сколько же подойдет людей христосоваться с батюшками. Считал и бурчал себе под нос: "Сто семьдесят пять... Ну кому это нужно?... сто семьдесят шесть... Мама, ты у нас сто семьдесят седьмая!" Только причастников набралось в этой крохотной домовой церкви сто девяносто девять человек. В воскресенье, в девять утра старенький батюшка иерей Илья Ган совершал еще и третью Литургию на третьем престоле. Храм был опять набит битком. "Как сардиночки в банке! А какая благодать!", ? сказал кто-то из богомольцев. Христе Воскресший! Помоги нам построить храм Имени Твоему! иерей Вадим Арефьев www.svdom.org http://www.eadiocese.org/News/2012/apr/bklynpascha.ru.htm
Фоторепортаж eadiocese.org/News/2012/apr/pascha/ny.brooklyn/index.html
|
Category:
Пасха
Земля и солнце...
Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес!
В улыбке синих Живых небес Все та же радость: Христос воскрес!
Вражда исчезла, И страх исчез. Нет больше злобы — Христос воскрес!
Как дивны звуки Святых словес, В которых слышно: Христос воскрес!
Земля и солнце, Поля и лес — Все славят Бога: Христос воскрес!
Чарская Л.
|
Category:
Пасха
Любовь Всепобеждающая
"По прошествии субботы, Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Соломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано в первый день недели приходят ко гробу, при восходе солнца и говорят между собой: кто отвалит нам камень от гроба?" Подвиг Марии Магдалиныи других жен-мироносиц, которые пошли помазать тело Иисуса Христа, понятен и близок тому, кто сам пережил годы гонений на Церковь в Советском Союзе. Тогда пойти в церковь требовало большого мужества и было опасно. Надо было украдкой пробираться к еще "действующей" церкви, иногда ночью, по темным улицам. Неизвестно было, служит ли еще священник, или его арестовали. А по пути в храм все могло случиться: соседи могли донести в соответствующие инстанции, могли уволить со службы, могли остановить на улицах и подвергнуть допросу и т.д. Люди боялись носить нательный крестик или держать иконы в доме. В подобной опасности находились и жены-мироносицы. Вспомним, что самый порывистый и пламенный из апостолов Петр за два дня перед этим отрекся от Христа, испугавшись, что служанка донесет на него. Боясь ареста, разбежались и остальные ученики Христовы. А когда на третий день после распятия Христа они встретились, чтобы обсудить свою дальнейшую судьбу, то сделали это тайно, при запертых дверях, "страха ради иудейска." Если Тот, Кто сотворил столько великих чудес и пользовался таким авторитетом в народе был осмеян, поруган, осужден и казнен самым позорным образом, то чего могли ожидать Его ученики, оказавшиеся вне закона и без всякой защиты. Их арест был вопросом лишь времени. Учитывая все это, благоразумие должно было подсказать женам-мироносицам, что нечего "идти на рожон," — все кончено. Учитель их унес с Собой в гроб их лучшие мечты. Зло торжествовало. Необходимо было поскорее скрыться где-нибудь и сидеть тише воды, ниже травы. Но какая-то таинственная сила влекла жен-мироносиц к их Учителю, погребенному недалеко от места казни. Они чувствовали потребность исполнить свой последний долг перед Ним и докончить обряд погребения. Фактически Иосиф с Никодимом, хотя и наспех, совершили минимальный обряд: они обмыли тело Христа, умастили его благовонными мастями и обвили чистой плащаницей. Может быть, они не все сделали наилучшим способом, но, учитывая обстоятельства, сделали, что могли. Жены мироносицы знали, что вход во гроб завален тяжелым камнем, запечатан архиерейской печатью и охраняется вооруженной римской стражей. Зачем, вопреки всякому благоразумию, ставить себя в опасность и быть оскорбленными воинами, известными своей грубостью, или, что еще хуже, подвергнуться аресту и допросу со стороны иудейских начальников? Все равно все кончено. Но преданные Христу мироносицы решили все же пойти и закончить обряд погребения. Что влекло их? — Беспредельная любовь к Учителю! Хотя Он умер, но те возвышенные мысли и чувства, которые они почерпнули от Него, были самыми светлыми и возвышенными, что они когда-либо испытали в своей жизни. Погас Светильник, но свет Его переселился в их сердца и продолжал просвещать и согревать их. Они получили от Него силу, которую ничто не могло остановить или запугать. И что же получилось? Когда они пришли ко гробу, оказалось, что стража уже в страхе разбежалась, а тяжелый камень —отвален. И не только это, но в награду за свое мужество они первыми удостоились услышать ту весть, которая до сих пор радостью волнует наши сердца: Христос Воскрес! "Не ужасайтесь! — сказал им Ангел в облике светлого юноши. — Вы ищете Иисуса Назарянина, распятого? Его нет здесь. Он Воскрес! Вот место, где Он лежал." Насколько велика была их любовь, настолько и великой оказалась их награда: стать первыми провозвестницами воскресения и наследницами жизни вечной, которую принес людям Победитель ада и смерти! Применяя к себе данное Евангельское повествование, надо признать, что подобно прочим ученикам Христовым и нас обуревает множество всевозможных страхов, которые препятствуют нам всецело любить нашего Спасителя. Хотя никакие преследования явно не угрожают нам , но мы многого боимся и опасаемся, например: не достичь желанного земного благополучия, или лишиться его, не получить пенсии и медицинских страховок. Боимся переутомиться лишним посещением храма, или ослабеть от соблюдения поста. Боимся обеднеть, жертвуя на храм или нуждающимся, боимся показаться святошами, если будем усердно жить по-христиански, боимся быть принятыми за чудаков, если будем с другими слишком кроткими и незлобивыми. Боимся чрезмерным подвигом лишить себя всяких физических удовольствий и радостей земной жизни. Эти и подобные, часто неосознанные опасения создают раздвоенность в нашем настроении и охлаждают нашу любовь к Спасителю. С одной стороны, нам бы хотелось стать лучше, но всякие волнения, пристра стия и страхи мешают нам.
Апостол Иоанн Богослов писал: "В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви." Следовательно, надо стараться прогонять от себя разные житейские страхи и всецело надеяться на помощь Божию. Для этого хорошо почаще размышлять о Спасителе, о всем, что Он сделал для нашего спасения, о Его постоянной заботе о нас, о всех делах милосердия, которые Он показал нам. Чем живее мы будем чувствовать Его любовь к нам, тем горячее будет наша любовь к Нему. Жены-мироносицы навсегда останутся примером совершенной любви и победы, которую эта любовь приносит.
Епископ Александр (Милеант) Слово на Пасху 1995
|
Category:
Пасха
Поздравляю Вас, дорогие мои, со светлым Воскресением Христовым, с нашей Пасхой! День этот не только радостный, каким должен быть каждый праздник, но он для нас источник всех радостей и первопричина всего того светлого, обнадеживающего и положительного, что только мы может желать. Справедливость сказанного, наверно никто так ярко не ощутил, как ближайшие ученики Христовы. С арестом их возлюбленного Учителя и со всеми последующими ужасными событиями — Его поруганием и позорной смертью на кресте, которой подвергали тогда только самых лютых преступников — у апостолов рухнули все надежды. Они хотели было отдать себя проповеди Евангелия, посвятить себя духовному обновлению своего народа, помогать всем обездоленным. А теперь — кому это нужно, ради чего?... Да существует ли вообще справедливость? Правда, вера и милосердие, к которым призывал их Учитель, — не жалкая ли иллюзия, мечта идеалистов? Опыт показывает, что в этой жизни нужны сила, дерзость, власть, деньги — они побеждают. И наверно правы те, которые успешно обогащаются, которые умеют наслаждаться благами жизни, потому что за гробом ничего не будет. Похоронят тебя — и конец всему... Поэтому лови момент, не теряй случая, прочь застенчивость ... Такие и подобные мрачные, отчаянные мысли подавляли настроение учеников Христовых. Опасаясь за собственную участь, как последователи осужденного и казненного, апостолы тайком собрались, чтобы решить, что дальше им делать, как наладить свою личную и семейную жизнь, расстроенные вследствие их увлечением идеями Учителя... Но вот на рассвете третьего дня после смерти Иисуса, они слышат от знакомых женщин странное сообщение: гроб Его пуст, стража исчезла, а явившийся ангел сказал им, что Христос жив. Некоторые из них, якобы даже встретили Его на пути и говорили с Ним. Апостолы чересчур были подавленны всем случившимся, чтобы спешить поверить этим столь неправдоподобным сообщениям: уж больно они обожглись, поверив в идею наступления лучших времен. Но вот вечером, этого же дня, Воскресший теперь лично является перед ними и приветствует их знакомым голосом: "Мир вам!" Он разрешает рассматривать и осязать Себя, Он даже ест и пьет перед ними. Логически это невозможно... Но вот, Он — здесь и говорит с ними! Это не галлюцинация, не призрак, тающий вдали, а действительно Учитель — радостный, сияющий, полный духовной силы. Да, Он восстал из мертвых, как раньше об этом Сам предсказывал. Апостолы думали, что Он говорил иносказательно, а теперь все точно так и сбылось. Христос Воскрес? — Да, Воистину Воскрес! — Значит, истинно и все то, чему Он учил. Значит, существуют и высшая справедливость, и Добро и вечная жизнь, к которым Он призывал! Они не мечта, а реальность. Значит, и те блага, которые Он обещает в том мире, тоже реальны и вечны. Восприняв всем своим существом истину Воскресения Христова, апостолы теперь горят желанием сообщить ее всем людям. Мужи Израильские! — обращается апостол Петр к еврейской толпе. — Выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего… вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей было невозможно удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: ‘Видел я пред собою Господа всегда, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. Оттого возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой; даже и плоть моя упокоится в уповании, ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тления. Ты дал мне познать путь жизни, Ты исполнишь меня радостью пред лицом Твоим.’ Мужи братия! — продолжает ап. Петр. — Да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он умер, погребен и гроб его здесь. Но будучи пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели! Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святого Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите. Ибо Давид не восшел на небеса; но сам говорит: ‘Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.’ Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, — повествует дальше книга Деяний, — люди умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: ‘Что нам делать, мужи братия?’ На что Петр ответил: ‘Покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа.’ И очень многие из присутствовавших поверили и крестились, и присоединилось к Церкви в тот день около трех тысяч человек. Так — не отвлеченными доводами или принуждением, а верой в Победителя ада и смерти началось распространение христианской веры, которой суждено было покорить весь мир. И с тех пор вера в Воскресшего находится в самом центре нашей жизни, являясь неисчерпаемым источником наших сил и радости. Христос воскрес, значит, воскреснем и мы. "Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?" (Ос. 13:14). Наша жизнь по временам может быть трудной и скорбной ... болезни, невзгоды, мрак ... Но на горизонте всегда яркий свет, и именно там, куда мы стремимся. Светися, светися, новый Иерусалиме, слава бо Господня на тебе возсия! Ликуй ныне и веселися, Сионе! Ты же, Чистая, красуйся, Богородице, о востании Рождества Твоего (т. е. Рожденного от Тебя). "Христос царствует вовеки!" Он воскрес — воскреснем и мы, воскреснут и все те, кого мы любили, с кем общались. Всё то доброе и ценное, что мы сделали в этой жизни, все те богатства знаний, мудрости, духовного опыта и добродетелей, которые мы приобрели в этой жизни, — все это восстанет вместе с нами при Втором пришествии Победителя ада и смерти. Благодаря Ему будущее всегда остается на стороне веры и правды. Этой надеждой будем воодушевлять себя, всегда благодаря Спасителя нашего! Христос воскресе! — Воистину воскресе!
+ Епископ Александр (Епископ Буэнос-Айресский и Южно-Американский). На Пасху 2000 года
|
Category:
Пасха
Смерти празднуем умещрвление We Celebrate the Death of Death
"Смерти празднуем умерщвление, адово же разрушение, иного жития вечнаго начало." Христос Воскресе! Какое богатство содержания, сколько глубокого смысла и сколько светлой радости в этом кратком приветствии! "Если бы Христос не воскрес, то суетной была бы вера наша," — говорит апостол Павел, напрасной была бы и ваша надежда на будущее. Если бы смертью заканчивалось наше существование, тогда самым логичным было бы всеми возможными средствами стараться из всего извлекать для себя максимальную выгоду и удовольствие: "Будем есть и пить, ибо завтра умрем." Если бы люди не имели идеалов и высшей цели существования, то какой угрюмой стала бы наша жизнь. Люди бы стали крайне жестокими и беспощадными. Каждый старался бы использовать других для своего удовольствия самым бесцеремонным образом. Но Христос воскрес и победил смерть, а вместе с ней и всякое зло! Своим воскресением Он доказал миру, что Он истинный Бог, что учение Его истинно и что все то, что Он обещал непременносбудется. А Он обещал, что в Свое второе пришествие Он всех воздвигнет из мертвых. "Наступает время, когда все мертвые услышат голос Сына Божия, и услышав, оживут." Тогда каждый из нас восстанет со своим собственным, но уже обновленным и нетленным телом. Тогда-то, наконец, начнется та настоящая жизнь, для которой Бог и создал людей. Никто не может точно объяснить, в чем она будет состоять, потому что тот мир не похож на наш. Как объяснить червю, никогда не выползавшему на поверхность земли, красоту природы, пение птиц, благоухание цветов, голубизну неба? "Не видело того око, не слышало то ухо и не приходило на сердце человеку, что уготовал Бог любящим Его." Знаем только, что там не о чем бу дет волноваться, некого будет опасаться. Там все будут любить друг друга. Там будет непрестанная радость. Следовательно, не жажда суетных здешних благ и страх умереть, а бодрое стремление к вечной жизни должно руководить нами и вдохновлять делать добро. Не будем допускать, чтобы разные невзгоды жизни, низменные страсти или сведение счетов с обидчиками затмевали в нас чувство радости воскресения Христова. Будем стараться с каждым днем становиться чище и добрее, всех прощать и всех любить, как и Господь Иисус Христос возлюбил нас и умер за наши грехи. Как путнику, возвращающемуся домой, не свойственно слишком огорчаться из-за неудобств путешествия, так и мы научимся спокойно принимать разные скорби, которые милостивый Господь допускает постигать нас ради нашей же духовной пользы. И как путнику неразумно будет обременять себя лишним багажом, когда дома его ждет большое богатство, так и мы научимся довольствоваться малым и самым необходимым. Ведь ничего материального мы не возьмем с собой, когда перейдем в ту жизнь. Пусть же Пасхальная радость всегда воодушевляет нас делать добро и стремиться к праведности, потому что это подлинное богатство, которое перейдет с нами в вечность. И чем большую любовь мы приобретем, тем ближе мы будем к Богу, тем блаженнее нам будет там. Все это результат воскресения Христова. Будем же всегда благодарить Его, победителя ада и смерти! Дорогие мои, Христос Воскресе!
"We celebrate the annihilation of death, the destruction of Hell, the beginning of eternal life." Christ is Risen! What an immense treasure, what a deep meaning and bright joy is in this greeting! "If Christ be not risen again, then our faith is vain," says Apostle Paul, and our hope for the future is vain as well. If our existence were to end with death, it would seem logical for us to use all possible means to maximize worldly gain and pleasure: "And let us eat and drink, for tomorrow we shall die." Imagine, how gloomy our life would be in the absence of higher ideals and goals! People would become very cruel and unforgiving. Everyone would seek to manipulate others to fulfill his own pleasures with the utmost rudness.
But Christ has risen, and defeated death, and all evil as well! By His Resurrection He has proved to the world that He is the true God and that His teaching is Truth, and that all of what He has promised will definitely come true. He promised that upon His second coming He would resurrect everyone from the dead. "The hour cometh, and now is, when the dead shall hear the voice of the Son of God, and they that hear shall live." Then everyone will rise with his own now incorrupt and transfigured body. Then, finally, he will begin the true life for which we all were created by God. No one can say precisely what it will be like, because our world is unlike the world to be. How can we explain the beauty of nature, the songs of birds, the fragrance of flowers and the beauty of the clear sky to a worm who has never emerged from soil? "That eye hath not seen, nor ear heard, neither hath it entered into the heart of man, what thing s God hath prepared for them that love Him." We only know that there we will have no worry and no one to fear. Everyone will love each other and there will be everlasting joy. So, the desire of vain, worldly pleasures and the fear of death must not be our guide. Our guide and inspiration for going good must be an active yearning for eternal life. We must not allow the different sorrows of this life, the lowly passions, or the desire for revenge to cloud or obscure our joy of the radiant Resurrection of Christ. Let us strive to be pure and kinder toward everyone, to forgive and to love everyone as our Lord Jesus Christ loves us and died for our sins. As a traveler approaching his home does not complain too much about the minor hardships of his journey, let us learn to accept calmly the sorrows that our merciful Lord allows to trouble us for our spiritual benefit. And as a traveler would not burden himself with excessive baggage while great treasure is awaiting him at home, let us learn to be satisfied with that which is truly necessary. We will not take material possessions with us anyway when we leave this life for eternity. So let the Paschal joy inspire us always to do good and seek righteousness, because this is our true treasure that will follow us to everlasting life. And the greater the love that we acquire and give to others, the closer we will be to God, and the more blessedness we shall inherit. All this treasure is the result of the glorious Resurrection of our Lord and God and Savior Christ. So let us always praise and give thanks to Him for His victory over hell and death! Dear Brethren, Christ is Risen! Игумен Александр, Abbot Alexander
|
Category:
Пасха
Что такоe артос Слово артос переводится с греческого как "квасной хлеб" - общий всем членам Церкви освященный хлеб, иначе - просфора всецелая. Артос в продолжении всей Светлой седмицы занимает в храме самое видное место, вместе с иконой Воскресения Господня и, в заключение пасхальных торжеств, раздается верующим. Употребление артоса начинается с самого начала христианства. В сороковой день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе, они припоминали каждое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тайную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Господу и полагали на это место хлеб.
Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова полагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни. На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого - как знамение победы Христовой над смертью, или изображение Воскресения Христова.
С артосом соединяется и древнее церковное предание, что апостолы оставляли за столом часть хлеба долю Пречистой Матери Господа в напоминание постоянного общения с Ней и после трапезы благоговейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспоминается раз в год в связи с раздроблением артоса.
Освящается артос особой молитвой, окроплением святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Артос полагается на солее, против Царских Врат, на уготованном столе или аналое. После освящения артоса аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седмицу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торжественно совершается крестный ход вокруг храма. В субботу Светлой седмицы по заамвонной молитве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при целовании Креста раздается народу как святыня.
Как хранить и принимать артос Частицы артоса, полученный в храме, благоговейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей. Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами "Христос воскресе!".
|
Category:
Пасха
Пасха в старой Москве Георгиевский Г. П.В первом, а иногда во втором часу ночи с колокольни Ивана Великого раздавался торжественный благовест к Светлой заутрене. Благовестили довольно продолжительное время, пока не приходил Государь в собор. Во время благовеста в собор приходил Патриарх со всеми властями, то есть сослужившими ему архиереями, архимандритами, игуменами и священниками. Пройдя в алтарь, Патриарх и все духовенство облачались там «во весь светлейший сан». Когда все уже было готово к началу заутрени. Патриарх посылал крестового дьяка во дворец оповестить Государя. Открывалось величественное шествие Государя к заутрене в сопровождении огромной свиты в драгоценных блестящих одеждах. Государя окружали бояре и окольничие в золотах и в горлатных шапках. Впереди Государя шли стольники, стряпчие, дворяне, дьяки в золотах же и в горлатных шапках. Сам Государь был также в золотном опашне с жемчужною нашивкой с каменьями и в горлатной шапке. Все чины, которые стояли в сенях и на крыльцах, ударив Государю челом, шли до собора впереди, разделяясь по три человека в ряд. У собора они останавливались по обе стороны пути у западных дверей, в решетках, нарочно для того устроенных. В собор за Государем проходили лишь те, которые были в золотных кафтанах. Войдя в собор и сотворив начало, Государь прикладывался к иконам, рамам чудотворцевым, к ризе Господней и становился на своем обычном месте у правого столпа, близ патриаршего места. В это время Патриарх в облачении выходил из алтаря и благословлял Государя. После этого начинался крестный ход, который совершался по одной стороне собора из северных дверей к западным. Нужно заметить, что перед выходом Патриарх не раздавал свечей ни духовенству, ни Царю, ни боярам и народу, а равно и в соборе еще не были приготовлены ни аналои для икон, ни патриаршее место посредине. Когда начинался крестный ход, ключари приказывали звонить во все колокола, а из собора высылали всех людей вон и все двери церковные затворяли. Царь с боярами не ходил за иконами, но шел прямо в западные двери и там вне собора останавливался на правой стороне. Тем временем в соборе оставался один ключарь с половиною сторожей и делал все приготовления к совершению заутрени: посреди собора они ставили патриаршее место, а перед ним два аналоя с наволоками и пеленами золотными, с богатыми и разноцветными украшениями, на этих аналоях после хода полагались Евангелие и образ Воскресения. Образ минейный ключарь снимал с аналоя и относил в алтарь на жертвенник. Посредине же церкви ставились два «горнеца с угольем и фимиамом». Патриарх совершал крестный ход со всем собором. Впереди него несли хоругвь меньшую, четыре рипиды, два креста — хрустальный и писаный, запрестольный образ Богоматери. За Богородичным образом шли священники с Евангелием и образом Воскресения, которые они несли на пеленах, а пред ними шли подьяки со свечами витыми, подсвечниками и лампадою. Пред священниками шли певчие государевы и пели: «Воскресение Твое, Христе Спасе». Патриарх замыкал шествие. «А звонят тогда во вся един час, долго». Когда Патриарх приходил к затворенным западным дверям собора и крестоносцы устанавливались «хрептом к дверям», «и в то время свещею велят ключари замахати, и престанут звонити». Ключарь со свечою становился у самых западных дверей с правой стороны, а близ себя у соборного угла или у Грановитой палаты ставил сторожей с доской. Когда шествие устанавливалось и все было готово к началу заутрени, Патриарх раздавал вожженные свечи Царю, боярам, властям и всему народу и потом, взяв в руку кадило и честный крест, кадил святые иконы, Государя, бояр, властей, весь народ и, обратившись на восток, возглашал: «Слава Святей и Единосущ-ней и Животворящей и Неразделимей Троице всегда и ныне и присно и во веки веков». Сослужившее ему духовенство отвечало «аминь». И тогда сам Патриарх единолично трижды пел пасхальный тропарь «Христос воскресе», причем в третий раз пел его только до половины, а оканчивали его певчие правого клироса. Приняв от Патриарха тропарь со слов «И сущим во гробех», певчие на оба клироса пели его восемнадцать раз. Патриарх при этом возглашал «по единожды» обычные стихи, а за ним по знаку ключаря сторож ударял в доску, а за сторожем ударяли в колокол столько раз, какой по счету следовал стих. После всех стихов Патриарх снова сам запевал «Христос воскресе » и, передав певчим «и сущим во гробех», сам крестом отверзал закрытые двери. В этот момент «ключарь многажды свещею замашет, и сторож ударяет такожде в било многажды, и звон во вся вдруг ударят, и звонят тогда долго три часа во вся колокола». Войдя в собор, Патриарх становился с крестом в руке на приготовленном месте посредине собора. Пред ним на аналоях полагали Евангелие и праздник — образ Воскресения Христова. Архидиакон возглашал великую ектенью «Миром Господу помолимся», после которой Патриарх сам высоким голосом начинал ирмос: «Воскресения день, просветимся людие». Певчие принимали от Патриарха слова «Пасха Господня, Пасха» и пели канон по уставу. В это время переставали звонить; Патриарх начинал каждение аналоев, алтаря, всего собора по чину: царя, властей, бояр и народа. Пред Патриархом два подьяка ходили с двумя свечами витыми и лампадою, архидиакон с патриаршею свечою «треплетеною», а протодиакон и диакон держали Патриарха под руки; за Патриархом совершали каждение архиереи. После третьей песни канона протопоп в ризах читал статью в толковом Евангелии. После шестой песни диакон в стихаре читал Пролог с синаксарем. Во все продолжение заутрени Царь стоял у правого заднего столпа, на триступенном рундучке, подножие его было обито красным бархатом. Когда певчие в третий раз запевали «Плотию уснув», ключари принимали аналои с Евангелием и праздником и ставили их против Патриаршего места у правого столпа, а из алтаря выносили минейный образ и полагали его на аналое пред Царем. Во время стихир на хвалитех патриарх со всеми сослужившими с ним входил в алтарь и становился за престолом. Архидиакон или протодиакон подносил ему крест на блюде, ключари подносили митрополиту Евангелие, другому митрополиту или архиепископу образ Воскресения Христова, всем властям и священникам раздавали иконы. Когда в алтаре все становились в ряд, начиналось христосование. Патриарх прикладывался к Евангелию и иконам в руках сослуживших с ним, а их самих целовал во уста и приветствовал «Христос воскресе», на что получал ответ: «Воистину воскресе Христос». При этом христосовании Патриарх каждому давал «по яичку по червленому». За Патриархом то же самое и в том же порядке совершало и остальное духовенство, певшее во все это время немолчно «Христос воскресе из мертвых». После христосования в алтаре Патриарх выходил со всем духовенством на средину собора и становился со крестом лицом к западу, а прочие власти стояли в один ряд от Патриарха и держали Евангелие и иконы. Прежде других подходил христосоваться Царь. Патриарх благословлял его крестом, и Царь целовался с ним во уста: приложившись к Евангелию и образам, Царь христосовался и с другими архиереями, а архимандритов, игумнов, протопопов и священников жаловал к руке. Каждому из них Государь вручал «по два яичка». После Царя с духовенством христосовались бояре и народ. Приложившись к образам и одарив духовенство, Царь отходил на свое место у южной двери собора и здесь жаловал к руке бояр своих и раздавал им яйца. Чинно и в порядке подходили к Царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчий, ближние и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два и по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, «а в травах птицы и звери и люди». По окончании христосования Патриарх возвращался в алтарь и в царских дверях читал пасхальное слово Иоанна Златоуста, Государь подходил к царским дверям слушать поучение, и, когда Патриарх кончал его, Царь говорил: «Многа лет ти, владыко». По окончании заутрени Государь со своею свитою шел из Успенского собора в Архангельский, прикладывался там ко святым иконам и мощам и «христосовался с родителями», поклоняясь гробницам своих усопших предков. Из Архангельского собора Государь ходил в. Благовещенский, а потом иногда в Вознесенский и Чудов монастыри и на подворья. Везде, приложившись ко святым иконам и мощам. Царь жаловал духовенство к руке и яйцами. Возвратившись во дворец. Царь христосовался со всеми придворными чинами, остававшимися в покоях царских во время заутрени. Перед обеднею, часу в 7-м утра, во дворец ходил Патриарх славить Христа и звать Государя к службе. Из Успенского собора Патриарх шел со всеми духовными властями в предшествии ключаря со крестом и святою водою. Подьяки во время пути пели «Христос воскресе», 3-ю и 9-ю песни пасхального канона. Царь встречал Патриарха в сенях и, получив благословение крестом и окропление святою водою, провожал его в палату. Войдя в Золотую палату, подьяки пели «Светися» и «Плотию уснув». Патриарх говорил «Светися» и отпуст. Государь, Патриарх, власти и бояре садились по своим местам и, посидев немного, вставали, и Патриарх говорил Государю речь: «А великий Государь Царь и Великий Князь (имя рек) всея Русии Самодержец, празднуем праздник светлаго тридневнаго Воскресения Господа Бога нашего Иисуса Христа, и молим всемилостиваго и всещедраго и преблагаго в Троице славимаго Бога, и Пречистую Богородицу, и великих чудотворцев и всех святых о вселенском устроении и благосостоянии святых Божиих церквей и о многолетнем здравии тебя, великого Государя нашего; дай, Господи, ты, великий Государь наш, Царь и Великий Князь (имя рек), всея Русии Самодержец, здрав был на многие лета, с своею государевою благоверною и благородною и христолюбивою и Богом венчанною Царицею и Великою Княгинею (имя рек), и с своими государевыми благородными чады (имя рек), и с своими государевыми богомольцы, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, со архимандриты, и игумены, и с своими государевыми князи и боляры, и христолюбивым воинством, и с доброхоты и со всеми православными Христианы». Проговоря «Светися» и отпуст. Патриарх в том же порядке возвращался в собор. Выйдя из палаты, Патриарх благословлял ключаря благовестить к обедне в большой колокол «довольно». За обедней снова присутствовал Государь со всею свитою. Среди блестящих выходов и великолепных обрядов Царь не забывал явить и свое милосердие. В первый же день Пасхи, а иногда в промежуток между утреней и обедней, он ходил в тюрьмы и, сказав преступникам: «Христос воскрес и для вас», дарил им одежды и на разговенье. В первый же день Государь давал у себя стол на нищую братию. С первого же дня у Государя начинались торжественные приемы духовных и светских лиц и праздничные посещения московских монастырей, больниц и богаделен, и праздник проходил среди общей радости и самых торжественных служений.
|
|
|