Category:
Зарубежное Првославие
О монахине Андреи (Николс) и ее монастыре
Монастырь во Флориде воссоздает монахиня Андрея (Николс) – по рождению ортодоксальная еврейка, получившая начальное образование в католической школе, принявшая крещение в православном храме в Майами, монашескому житию научавшаяся в Греции. Флорида – то место, где солнце, кажется, врывается в окна еще до рассвета. И если бы не плотные жалюзи, не зелень пальмовых листьев, смешанная с засохшими и отжившими свой век листьями других тропических растений, вплетенных в них вычурными косичками, я каждодневно вставала бы здесь до рассвета и могла бы слышать, как до начала утреннего богослужения тихонько становится на молитву матушка Андрея, а в комнату мягкой лапой стучится единственный монастырский обитатель мужеского пола – черный кот по имени Мойше Николаевич. Несколько лет назад черного котенка, погибавшего в тропиках, подобрал основатель тогда еще мужской обители архимандрит Джон (Риц). С тех пор Моисей (по имени святого, в честь которого освящена монастырская церковь, едва ли не единственная с таким посвящением на североамериканском континенте), а в просторечии – просто Мойше, по отчеству – Николаевич, первым встречает гостей и паломников, приезжающих в женский Никольский монастырь в Северном Форте Майерс во Флориде. От Нью-Йорка до Форта Майерс – чуть более двух часов по воздуху. Потом сквозь шеренги пальм дорога лентой уносит в тропики, где разлапистые и гладко «причесанные» красавицы переплетаются с уходящими в небеса и обгоняющими их по высоте… соснами. Картина очаровывающая, завораживающая. «Добро пожаловать в Форт Майерс – город пальм!» – читает на придорожных плакатах каждый направляющийся из аэропорта в город. И сразу же в этом убеждается. Не во всякой местности Флориды можно встретить более ста их видов. Добавьте к ним еще деревья манго, папайи, банановые, не один сорт апельсинов, лимонов и грейпфрутов, и вы получите почти полный ассортимент съедобных растений, произрастающих на территории Никольской обители. Есть растения, цветки которых можно использовать вместо шампуня для волос, другие – как противоядие от укусов летающей тропической живности. Матушка Андрея знает названия почти всех зеленых обитателей монастыря – территории, объехать которую можно разве что на машине. «Продолжай работать – и Бог поможет!» В 1978 году архимандрит Джон (Риц) основал в 2,5 часах езды от Майами мужской монастырь, получив на то благословение своего духовного отца – епископа Роклэндского Андрея (Рымаренко), того самого, что вывез в США, спасая от немцев во время Второй мировой войны, прижизненный портрет преподобного дивеевского старца Серафима и основал женский монастырь «Ново-Дивеево» в пригороде Нью-Йорка. Было у отца Джона еще одно послушание. Он в совершенстве владел 14 языками и переводил богослужебные тексты, а также составлял толкование на Священное Писание на тех языках, на которых таковое отсутствовало. Незадолго до кончины старца в 2007 году обитель постигла незавидная участь. Двое иночествующих в священном сане покинули его стены и пополнили ряды так называемой «шаталовой пустыни». На смертном одре схимник благословил сберечь обитель свою духовную дочь, которую успел постричь в монашество с именем Андрея в память о Роклэндском епископе. Впрочем, оставлять монастырские строения на тот момент просто было не на кого. «Я трепетала от страха, ведь оставалась совершенно одна в обезлюдевших монастырских владениях. Когда поняла, что отец Джон отходит ко Господу, стала звонить престарелому священнику 98 лет от роду, жившему неподалеку. Он приехал и прочитал “отходные” молитвы. А погребение совершил священник Русской Зарубежной Церкви», – вспоминает монахиня Андрея – не робкого десятка выпускница факультета средств массовой информации и массовых коммуникаций Университета святого Фомы в Майами (Флорида). Управление на предприятии матушка изучала в Канзас-Сити (Миссури), сравнительную языковую антропологию и русский язык – в Канзасе. До принятия пострига занималась маркетинговыми исследованиями и производственным планированием в телеиндустрии, графическим дизайном, журналистикой. Почти в совершенстве владеет испанским. Греческий изучала в женских монастырях в Греции, где трижды побывала по благословению духовного отца. В возрожденной обители, теперь уже женской, богослужения совершаются, как правило, на церковнославянском языке, с чтением и пением на английском, греческом, испанском, румынском – в зависимости от языковой принадлежности молящихся в храме в тот или иной день. В основном паломники – русские, американцы и греки. Хотя для монастырских «семейных» отношений больше подходит, пожалуй, слово «прихожане», потому что приезжающие – это, как правило, местные жители близлежащих курортных городов Флориды. Почти все они трудятся здесь на послушаниях: одни убирают храм пророка Моисея, пока единственного, где совершаются богослужения, другие приводят в порядок территорию, высаживают растения. Есть в обители свечной заводик, мастерские – пошивочная и иконописная с домовым храмом для монашествующих, гостиница для паломников. В просторном недавно построенном духовно-культурном центре монастыря проходят праздничные трапезы. Здесь же расположена антикварная лавка и церковный музей, где собирается история ближайших приходов и в котором матушка Андрея мечтает сохранять вещественную память обо всех священнослужителях Флориды. «Он жил вместе с книгами» Катерина Олденсон пять дней в неделю трудится в уникальной монастырской библиотеке. А до выхода на пенсию 20 лет работала в Библиотеке Конгресса США в том ее отделе, которым пользуются исключительно сенаторы и высший должностной состав. Впервые приехала в монастырь с друзьями просто помочь. Сейчас не мыслит себя без воссозданной библиотеки, которая в ближайшем будущем будет насчитывать до 20 тысяч уникальных изданий. В основном – церковных на русском, церковнославянском, болгарском, румынском, греческом, сербском, арабском, английском и многих других языках. Среди них – большая коллекция Библий на разных языках. И это не считая рукописей, машинописных текстов и текстов, набранных на компьютере, аудио- и видеодисков, которые оставил батюшка, завещав матушке Андрее продолжить его дело и устроить на территории монастыря церковный исследовательский центр для студентов и ученых. Библиотека уже «приросла» и читальным залом, но здание ее, где жил и при жизни трудился архимандрит Джон, мало не только для исследовательского центра, но и для разрастающейся библиотеки. Кстати, матушка Андрея рассказывала мне, как тщательно при переводе отец Джон исследовал и подбирал слова. Вот, например, евангельский текст об исцелении слепорожденного. Если мы возьмем оригинал, то прочтем, что человек был не просто слеп (как в английском тексте), а «не имел глазных яблок». Получается, что, исцелив его, Христос не просто вернул ему зрение, но и воссоздал недостающий орган, а это – большее чудо, по крайней мере в нашем понимании. Раз в месяц в монастыре проходят заседания Просветительского кружка святого Фотия, цель которого – способствовать чтению прихожанами духовной литературы, обсуждение прочитанного с духовенством, встречи с интересными людьми. Заседания кружка проходят под покровом образа святого Фотия с частицей его честных мощей. Подобно тому как и в дни памяти многих святых на середину храма выносится икона с частицей мощей святого. Узнала я об этом на второй день пребывания в обители, а разместившись по приезде в келье и увидев в красном углу икону с частицей мощей своей небесной покровительницы- Мученицы Татианы, сочла это за благословение и знак теплого гостеприимства. Естественно приняв сие благословение, так и прожила эти дни в присутствии и под покровом своей святой, ощущая ее близкое заступничество, помощь и вразумление. «Как можно делать что-то иное, кроме добра, там, где вокруг тебя столько святых!» Так воскликнула однажды монастырский библиотекарь. Оказалось, что можно. Несколько раз за два года в монастырь наведывались грабители. Сначала вырвали и унесли три кондиционера по 5 тысяч долларов. В жарких сырых тропиках их отсутствие погибельно для книг: быстро разрастается плесень. Трудно и служить в храме. Так что матушке сразу же пришлось приобрести и установить в окна простейшие, доступные по цене агрегаты. Несколько недель прихожане на машинах круглосуточно патрулировали территорию монастыря, а это – от скита до паломнической гостиницы, потом до храма, до культурного центра – немалое расстояние по тропическому лесу. Приблизительно тогда же в ночь обобрали огромное раскидистое манговое дерево, за плоды которого обитель могла выручить более 2 тысяч долларов. На следующий год расстроенная матушка, как рассказывал мне еще до поездки в Форт Майерс митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион, в ведении которого находится Никольский монастырь, в пору созревания плодов спала под манговым деревом, растущим прямо рядом с храмом. Впрочем, вряд ли спала. Матушка молилась. Сама слышала, как наизусть по-английски поет она акафисты святым… За рулем автомобиля или когда поздно ночью готовит трапезу для прихожан, которые по окончании воскресного богослужения соберутся в культурном центре. Вообще матушка Андрея часами может рассказывать о святых, мощи которых почивают в обители: в иконах или же еще дожидаясь своих иконописных образов… А святых этих частиц – более 600! Не только восточных православных святых, но и неизвестных нам западноевропейских: голландских, английских, норвежских… Бывали времена, когда нечем было оплачивать счета, и тогда матушка зажигала лампаду и могла только молвить: «Господи, укрепи мою веру, покажи чудо!» И на следующий день откуда ни возьмись приносили деньги… «Однажды к нам в монастырь приехала паломница, – рассказывает матушка Андрея. – Тяжело у нее было на сердце… Я старалась подбодрить ее, успокоить. Мы пили чай, разговаривали. Я спросила у нее, чем она занимается. Она сказала, что убирает дома у обеспеченных жителей Флориды. Помогала она убирать в храме, пока жила у нас. Уехала, и какое-то время мы о ней не слышали. И вот случилось, что у нас совсем плохо было с деньгами. А наутро получаю чек на 150 тысяч долларов… от нашей паломницы. Оказалось, она была владелицей сети крупных предприятий, а в тот период, когда приезжала к нам, переживала большие финансовые трудности. Потом нам нужна была машина: молилась, просила… Через несколько дней нам подарили автомобиль! Все приходящие в монастырь письма и записки с просьбой о молитве мы храним в комнате, где находится большинство мощей, для которых еще не готовы иконы. Потому что присылающие эти записки люди постоянно нуждаются в молитве».
Монахиня Андрея (Николс)
Чудеса совершаются по молитвам в обители прямо на глазах прихожан и насельниц монастыря. Вот повенчались русская женщина Кристина и муж ее – американец Морис. А ведь сначала пришли они в обитель с глубокой сердечной болью: их сын за пять лет не проронил ни слова. И вдруг – заговорил. Сын англиканина и русской из Прикарпатья, будущий отец Джон рано понял, что бессмысленно искать истину в протестантской церкви. Учился в Риме, потом в Питтсбурге – на врача. Закончил две духовные семинарии в США. Подвизался на Афоне. Одна из его диссертаций, которую он готовил еще в Риме, исследовала тему святых мощей в Восточной Церкви. Работая над диссертацией, семинарист познакомился с престарелой монахиней – хранителем мощей. Она благоволила к молодому семинаристу и согласилась за определенную сумму передавать ему частицы мощей святых. Родители присылали семинаристу деньги; он экономил на еде и одежде, жил очень скромно, копил деньги и раз в месяц отправлялся к монахине. И так стал владельцем около 600 частиц мощей святых угодников Божиих. «Это не мы владеем частицами мощей, – считает матушка Андрея, – а они выбрали наше место, хотят здесь пребывать и помогать нуждающимся. А мы должны хранить чистоту сердца, дел наших и помыслов, чтобы они и далее благоволили пребывать в обители. За последние четыре года мы получили еще около ста мощей, среди которых – частицы мощей святых Киево-Печерских отцов, шести Дивеевских монахинь». «Я оказалась паломницей, которая пришла сюда и больше не вернулась домой» Когда до рассвета оставалось часа четыре и казалось, что тропическая темень никогда не кончится, матушка Андрея делилась сокровенным: «В этот монастырь я пришла зимой 1998 года как паломница, даже не помышляя о монашестве. А родилась я еврейкой, воспитывалась в школе Римо-Католической церкви. Помню, была я в четвертом классе… Прихожу однажды в школу и вижу, как все переменилось. Изменилось убранство алтаря, изменилась одежда монахинь… И все это произошло в течение одной ночи! Спрашиваю монахинь: что произошло? почему они одеты по-другому? Они говорят: “Папа все изменил”. И в тот момент я потеряла веру. Мне было десять лет, но я уже знала, что Бог не может измениться. Я была очень верующим ребенком, очень любила Иисуса Христа, монахинь. Эти перемены внесли в мою жизнь нестабильность. Примерно в то же время развелись мои родители. Жизнь разбилась на осколки. Я мысленно продумывала слова монахинь, ведь Римский папа человек, как же он может изменить жизнь церкви? Мне казалось, что в иудаизме все стабильно – значит, истина там. Я пошла к раввину и спросила, что мне сделать, чтобы стать иудейкой. Мне ответили: ничего, ты же еврейка. Просто живи согласно Торе, как живут ортодоксальные евреи. Я стала посещать синагогу, даже поехала в Израиль в поисках своих родственников, но узнала, что большинство их погибло в концлагере Дахау. Я видела, как иудеи хранят традиции, сама стала работать на еврейскую организацию и в 20 лет считала себя хорошей еврейкой. Но сейчас я понимаю, что в тот момент, когда я принялась изучать Тору, начался мой путь к христианству. И это естественно, потому что первые христиане были евреями. Я спросила раввина, почему евреи не почитают Новый Завет так же, как Ветхий Завет? Он ответил, что если я в сердце чувствую важность обеих книг, то для меня это так и есть. И тогда я поняла, что должна принять крещение. Мне было лет 30 с небольшим. Но как?! Я знала точно, что не вернусь в Католическую церковь. Я пошла в епископальную церковь, на следующий день хотела поговорить со священником, но мне сказали приходить в такой-то день. А когда я пришла, то увидела, что священник – женщина! А тот первый, которого я видела, был просто гостем церкви… Тогда я еще не знала о Православной Церкви. Пошла к баптистам. Часа два пел хор, все хлопали… Я спросила, почему они хлопают. Они ответили, что аплодируют хору, а не Богу. Отец Джон Пресвитериане вообще не призывали верить в Бога: нужно было просто признать систему морально-нравственных ценностей, которую нам оставил Спаситель. В то время я продолжала жить как ортодоксальная еврейка и работать на их организацию. И однажды знакомые пригласили меня в русский православный храм. На пороге я физически получила ответ. Сейчас я знаю русское слово – благодать. Это то, чего я никогда не ощущала ранее. Это было в Майами. А потом я узнала о Никольском монастыре и о том, что отец Джон помогает нуждающимся. Но не знала точно, где он находится. В то время у меня действительно были проблемы с деньгами, но более всего я надеялась на то, что он поможет решить мои духовные вопросы и вразумит меня. Начальник как раз дал мне отпуск, выплатив все причитающиеся деньги. Я благополучно раздала долги, оплатила счета и отправилась в паломничество. Крестилась в Майами, по дороге останавливалась у русских храмов и молилась. Была даже в двух монастырях, но не почувствовала там любви. И продолжала молитьсяСвятителю Николаю, чтобы он меня направил. И тут оказалось, что Никольский монастырь – совсем рядом. Отец Джон пригласил меня на обед. Мы проговорили часа три. Без моего вопрошания он ответил на все вопросы, которые беспокоили меня, – как бы указывая на других… А в конце заметил, что завтра их могут выселить из монастыря: нет денег на оплату счетов – и он предает свою жизнь в руки Божии. Я была в недоумении, а старец сказал: “Я все-таки думаю, что Господь что-то сделает, чтобы нам помочь… А тебе я скажу один только раз и навсегда: надо иметь веру!” Через некоторое время мне позвонили и передали, что отец Джон хочет со мной поговорить. “Он, наверное, на улице и будет просить денег”, – подумала я. “Когда ты уехала, на следующий день мы молились в храме, и вот пришли двое незнакомцев и не только заплатили все наши долги, но еще и помогли приобрести соседний дом. Приезжай, у нас много работы!” – сказал он мне. И тогда я поняла, что должна слушать каждое слово старца и трудиться рядом с ним. Я поселилась в мастерской и прожила там два года. Но это было самое лучшее время в моей жизни: я жила рядом с иконами, в которых были мощевики. Я не думала становиться монахиней, но отец Джон все-таки хотел, чтобы я поехала в Грецию и посмотрела на монастырскую жизнь там. Эти поездки изменили мою жизнь. В Америке тоже есть греческие, русские, сербские монастыри, но в Греции меня не покидало ощущение, что эти обители, избранные Божией Матерью для невест Христовых, существовали из века в век и монашеская традиция не прерывалась как с духовной точки зрения, так и административно, создав хорошо структурированную систему богослужений и послушаний. Там я увидела монашескую жизнь изнутри и была счастлива. Однажды мне приснился сон: прекрасное место и улыбающийся человек в клобуке. Я не могу забыть его глаза и тот необъяснимый мир в своей душе. Он приглашал меня куда-то…
Монахиня Андрея (Николс)
В то время в монастыре я стала выпускать журнал и настаивала, чтобы там было больше иллюстраций. Как одну из иллюстраций отец Джон принес портрет – того самого старца, которого я видела во сне! Это был владыка Андрей (Рымаренко). Я поняла, что он звал меня в Царство Небесное… Так я оказалась паломницей, которая пришла в монастырь и больше уже не вернулась домой». Труды в намоленном месте вот уже пять лет продолжают монахиня Андрея и сестра Кристина, недавно постриженная митрополитом Иларионом в монашество с именем Феодора. В незримом присутствии Мирликийского святителя Николая, пророка Божия Моисея и всех святых, почивающих на побережье Флориды. А вот еще из сокровенного: пережитого, передуманного… «Пусть я буду одна, но никогда не буду постригать тех, кто не подходит и не стремится к монашеской жизни. Причиной прихода человека в монастырь должна быть любовь к Богу, желание молиться. Мне не нужны просто работницы. Если на то пошло, мои прихожане мне помогут. В конце концов, мы найдем деньги и наймем рабочих. Не надо для этого иметь много именно монахинь. Для меня ценна горящая любовью к Богу душа. Один монах – это свеча, много монахинь – факел, горящий молитвой ко Господу. Лучше у меня будет несколько серьезных «свечек», чем много тех, кто ищет просто приюта. Монастырю не нужны неудачники, бегущие от житейских проблем. Ищущие иночества должны серьезно понимать свою миссию невест Христовых. В Америке принято считать, что главное в жизни – деньги, власть и секс. Монашествующие же принимают в сердце свое противоположные ценности: бедность, послушание, девство, смирение, целомудрие и даже унижение. Для американской женщины понять это слишком сложно… В последнее время к нам, однако, приходят в храм даже неправославные, приходят под грузом домашних проблем, унижений и насилия в семье, безработицы… Им и о них нужна молитва, потому что даже если у человека отнимается все материальное и дорогое, то остаются его отношения с Богом. Сейчас у многих во Флориде, особенно после кризиса, не осталось ни бассейнов, ни машин, даже домов не осталось. Они не знают, как справиться с обрушившимся на них стрессом, с трудностями, которых доселе не встречали, и начинают обращаться к Богу, к монашеству. Многие наши прихожане и монахини в США – конверты. Я и сама долго искала истину… Сейчас Господь потихоньку дает мудрость понять, что мы должны быть готовы принять этих людей, а как монашествующих или прихожан – это как Бог управит». *** Вместо послесловия: «Однажды вечером я поминала тебя в своих молитвах и вспомнила, что говорил мне схиархимандрит Джон: “Самое главное в жизни – любовь. Разве ты не видишь? Все нужно делать с любовью!” И потому, что бы я ни делала и с кем бы ни была рядом, стараюсь эти слова держать перед глазами. И это дает мне внутреннее зрение видеть неразрывную связь между живыми и ушедшими в мир иной и помогает нашей обители переносить все недобрые нападения, какие бы с нами ни случались…» Татьяна Веселкина http://pravoslavie.ru/put/59392.htm
|
Category:
Зарубежное Првославие
Ефрем Филофейский - Апостол АмерикиВеликий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника.
Великий современный подвижник проигумен афонского монастыря Филофей, старец Ефрем (в миру — Иоаннис Мораитис) родился 24 июня 1928 года в городе Волос (Греция). 19-ти лет он оставил мир и переселился на Святую Гору Афон, став послушником святого старца Иосифа Исихаста, безмолвника и пещерника. Масштаб личности и дела Старца Ефрема достойны его духовного отца. Он возродил обитель Филофей на Афоне, а после этого за короткий срок создал на Американском континенте девятнадцать монастырей, которые стали духовным оазисом для жаждущих благодати Божией американцев. Сейчас старец Ефрем постоянно проживает в основанной им обители Святого Антония в Аризоне (США) и творит непрестанную молитву о своих духовных чадах и спасении всего мира. Издательский Дом «Святая Гора» опубликовал уникальный сборник проповедей и бесед старца Ефрема Филофейского. Книга, получившая название «Искусство спасения», стала квинтэссенцией его богатейшего духовного опыта за почти шестьдесят лет монашеской жизни. Наставления отца Ефрема – это настоящее опытное богословие – старец не теоретизирует и не философствует, а рассказывает о том, что было открыто ему на вершине его духовного опыта в результате многих лет непрестанных подвигов и духовной борьбы. Большая часть из проповедей и бесед собранных в книге «Искусство Спасения» обращена к мирянам и относится к периоду поистине апостольской деятельности старца в США и Канаде. Об этом периоде жизни старца известно мало и поэтому он заслуживает отдельного обстоятельного разговора. В 1960 году один из величайших православных богословов XX столетия о. Иоанн Романидис (1827-2001) в письме афонскому монаху и церковному писателю Феоклиту Дионисиатскому писал: «Святогорцы должны немедленно направить своих представителей в США и основать там монашеские обители, в противном случае Православие на Американском континенте ожидает неизбежная гибель». Несколько лет спустя воплотить задуманное удалось усилиями всего лишь одного человека, котором удалось совершить, казалось бы, невозможное. Отец Ефрем (Мораитис) впервые приехал в Канаду в 1972 году по приглашению своих духовных чад. Несколько лет спустя такие визиты в США и Канаду стали носить регулярный характер. Старец беседовал с людьми, наставлял, утешал, проповедовал… Постепенно все более очевидной становилась потребность американцев в живом слове Евангелия и их искание настоящей духовной жизни. В основу миссионерской деятельности старец Ефрем положил открытие православных мужских и женских монастырей, которые становились духовными центрами, притягивавшими тысячи неравнодушных людей, воспринимавших обители как «частичку Неба на земле». По словам известного греческого историка и богослова отца Георгия Металлиноса «православные монастыри являются наиболее эффективными миссионерскими центрами. Жизнь в обители, наблюдение за жизнью монахов и участие в богослужении гораздо эффективнее действуют на проходящих оглашение чем сухие схоластические слова. Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри». Монастыри старца Ефрема появились во многих регионах США и Канады: Нью-Йорке, Техасе, Флориде, Вашингтоне, Южной Каролине, Пенсильвании, Иллинойсе, Калифорнии, Мичигане, Монреале и Торонто. Общее число обителей основанных старцем Ефремом на настоящий момент составляет девятнадцать, а еще два монастыря находятся на стадии строительства. Это число может возрасти еще, так как многие миряне жертвуют землю и выступают с инициативой создания все новых и новых обителей. Все монастыри старца Ефрема общежительные. Они руководствуются афонским уставом и в основу своей жизни положили заветы Иосифа Исихаста. Многие насельники американских и канадских обителей неоднократно посещали Святую Гору и даже жили некоторое время в афонских монастырях, желая познакомиться с монашеским преданием в первоисточнике. К числу насельников обителей основанных Ефремом Филофейских относятся люди разных социальных сословий и национальностей: наряду с греческими иммигрантами в США, это перешедшие в Православие представители разных народов и религий (мормоны, мусульмане, индуисты, будисты, иудеи, католики и протестанты). Американская Православная Церковь к моменту переезда старца Ефрема в США находилась в глубоком кризисе. Модернистские нововведения архиепископа (впоследствии Вселенского патриарха) Афинагора (Спиру) привели к утрате Церковью своего исихастского и аскетического характера. Американское Православие потеряло духовную глубину и вселенскою перспективу, превратившись всего лишь в этнографический клуб для тоскующих по Родине иммигрантов. Старец Ефрем спас американское Православие от растворения и ассимиляции по протестантскому образцу. Его деятельность способствовала выходу Церкви из своей национальной замкнутости и приходу в нее новых людей. Отношение к старцу Ефрему было в православной среде первоначально настороженным. Христианство Ефрема Филофейского, на первый взгляд, казалось слишком суровым и аскетичным, но когда люди сами познакомились со старцем и его учениками поближе – лед непонимания растаял: греки-иммигранты всей душой полюбили обители отца Ефрема. Сегодня тысячи людей по воскресным и праздничным дням со всех уголков США и Канады приезжают в основанные старцем монастыри. Они охотно и с радостью выстаивают многочасовые монастырские службы и меняют свое отношение к вере под влиянием увиденного. Огромное влияние монастыри Ефрема Филофейского оказали на православных иереев, которые служат в США и Канаде. Изменение взглядов священнослужителей способствовало постепенному возврату к забытому Православному преданию на многих американских приходах. Сегодня множество православных священников в поисках духовной поддержки посещают отца Ефрема и основанные им обители. Под влиянием наставлений и призывов Ефрема Филофейского многие американские православные священники стали противниками религиозного синкретизма и экуменизма, начали носить рясу не только во время богослужения, но и в повседневной жизни. Центром миссионерского служения отца Ефрема является монастырь святого Антония в Аризоне, расположенный неподалеку от столицы этого американского штата города Финикс. Подавляющее число местных жителей к моменту появления здесь старца Ефрема были мормонами, сейчас некоторые из них приняли Православие. Обитель святого Антония была основана в 1995 году в безводной и засушливой пустыне. Первоначально старец Ефрем планировал построить монастырь в другом месте, но промыслительно сбился с дороги и оказался в пустынном месте между городами Финикс и Тусан. Очевидцы рассказывают, что в этот момент они ясно услышали звон колоколов, невероятно похожий на звон в родной обители отца Ефрема – монастыре Филофей. «Мы построим монастырь здесь», – сказал тогда старец. Владыка Антоний епископ Сан-Францисский долго не верил в эту историю, пока однажды несколько лет спустя сам не услышал подобный набат. Он подъезжал к строящемуся монастырю святого Антония, когда услышал как звонят колокола. Как выяснилось несколько минут спустя звон был сверхъестественного происхождения, ведь сами монахи в колокола не звонили. Вокруг монастыря по благословению старца было приобретено 1200 стремм земли, на которых было посажено 3000 масличных, апельсиновых, лимонных, грейпфрутовых, фисташковых деревьев, виноградники и финиковые пальмы. Чтобы растения не засохли была необходима вода, которая чудесным образом была найдена в результате подземных изысканий. Старцу Ефрему явился преподобный Антония Великий и указал место, где следует бурить скважину. На глубине 980 метров была найдена вода, которой оказалось достаточно, чтобы превратить местность из пустыни в цветущий оазис. Сейчас в монастырском саду прижилось более двух тысяч видов растений и это, несмотря на то, что летние температуры в Аризоне достигают 40 – 45 градусов по цельсию. Повсюду братией монастыря были разбиты фонтаны, поставлены фонари и проложены дорожки. Сегодня глядя на удивительный райский сад и величественные храмы воздвигнутые братией обители святого Антония трудно поверить, что, когда сюда впервые прибыло шестьь афонских монахов, здесь не было ни воды, ни дорог, ни электричества. Первоначально жилищем старца Ефрема и его учеников было четыре трейлера. Монахам приходилось жить и работать в местности кишашей ядовитыми змеями и опасными хищными зверями. Старца Ефрема, пожелавшего построить монастырь в пустыне, местные жители посчитали сумасшедшим. Сомневались в успехе его предприятия даже православные люди. Но прошло время и на месте небольших трейлеров появились храмы и капитальные строения, а число братии увеличилось с семи до сорока пяти человек. Главный собор монастыря посвящен преподобному Антонию Великому и святителю Нектарию Эгинскому. Еще шесть храмов посвящены прп. Серафиму Саровскому, пророку Илие, вмч. Пантелеимону, вмч. Георгию, вмч. Димитрию, свт. Николаю и Иоанну Предтечи. При обители есть гостиница, в просторных и светлых комнатах которой может одновременно остановиться до 500 паломников. В соответствии с традициями афонского монашества ночлег и питание предоставляются гостям монастыря бесплатно. В гостинице в неограниченном количестве паломникам доступны фрукты, прохладительные напитки, чай, кофе. По числу посетителей обитель святого Антония находится на втором месте в штате Аризона, лишь немного уступая Великому Каньону (Гранд-Каньону) – одной из главных достопримечательностей в США. Монастырь святого Антония ведет огромную благотворительную деятельность. Монахи предоставляют жилище бездомным и оказывает помощь всем, кто за ней обращается. В городе Tucson расположенном несколько южнее обители по благословению старца Ефрема создан центр помощи малоимущим и одиноким женщинам. Игуменом Святоантониевского монастыря является афонский иеромонах Паисий – один из пяти первых насельников обители, прибывший в США со Святой Горы Афон вместе с Ефремом Филофейским. Сам старец Ефрем не занимается в обители вопросами управления, а является духовником всех основанных им монастырей. Также отец Ефрем – духовный наставник для тысяч мирян, которые приезжают в Аризону со всех уголков планеты. Иосиф Исихаст - духовный наставник Ефрема Филофейского Значение миссии старца Ефрема трудно переоценить. По словам отца Антония (Мосхонаса) – ушедшего на покой многолетнего настоятеля православного храма в городке Тусан: “Мы, американские архиереи и иереи в течении семидясити лет хотели привлечь народ в Церковь проведением фестивалей. То есть мы устраивали праздники и гуляния, угощали людей напитками, едой и развлечениями. Мы забыли о молитве, исповеди, постах, четках – всем том, что составляет предание нашей Церкви. Мы даже препятствовали созданию монастырей, так как полагали, что в них нет необходимости и они не могут ничего дать нашей Церкви. И вот пришел малюсенький человек, без мирского образования и богословских дипломов, без новаторских и смелых идей (которые в изобилии были у нас) и напомнил нам о самом главном – нашем Православном Предании. Он не звал на танцы и развлечения, а призывал к посту и участию в многочасовых бдениях. И люди откликнулись на его призыв, пришли к старцу и поддержали его. Число приходящих к отцу Ефрему не поддается описанию. Америка, стремившаяся к выходу из тупика культуры потребления и рабства материальным ценностям через различные общественные течения (например, хиппи) и восточные религии, открыла для себя подлинное неискаженное христианство – Православие». По словам отца Ефрема дикея скита святого Андрея Первозванного на Афоне «старец Ефрем подвергся беспрецедентным и тягчайшим наветам и нападкам». Но несмотря на постоянные заказные обличительные заказные репортажи на американском телевидении и прессе он не опустил рук, а продолжил свое миссионерское служение. Ефрем Филофейский – живой пример великого подвижника, своей жизнью доказавшего правоту слов преподобного Серафима Саровского «Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи». Афанасий Зоитакис Полный текст статьи опубликован в августовском номере журнала «Православное книжное обозрение». izdatsovet.ru.pko/ Марш Мендельсона в храме после венчания, орган во время богослужения и другие подобные нововведения.
Старец Ефрем небольшого роста.
|
Category:
Зарубежное Првославие
Архимандрит Сергий (Феферман (Пфефферман)) , (сконч. в 1961 г.)
Судьбы Валаамской братии в изгнании
Архимандрит Сергий был родом из ортодоксальной еврейской семьи; отец и брат его были раввинами. Когда ему исполнилось 16 лет, он «случайно» оказался на Богоявленском водосвятии, где его окропили святой водой. Придя домой, юноша радостно рассказал о случившемся родителям. Но отец так разгневался, что изгнал юношу из дома, сказав: «Раз они тебя окропили, так и иди теперь к ним». Так начались странствования будущего архим. Сергия. По милости Божией, он обратился ко Христу и был крещен в Православной Церкви. Однако, он горел желанием — всего себя предать на служение Господу. Движимый этим святым порывом он стал послушником Валаамского монастыря. На Валааме он пробыл 7 лет и на всю жизнь проникся духом строгого северо-русского монашества. В то время юным послушником овладело новое благочестивое желание: он захотел проповедовать Православие своим единоплеменникам в Святой Земле. Приняв монашество и священство в Чудовом монастыре в Москве, отец Сергий отправился в Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. С началом Первой Мировой войны о. Сергий возвратился в Россию, чтобы защищать свою земную родину — Россию. Он стал военным священником. Потом, во время гражданской войны и под большевиками он служил в сельском приходе на Украине; но вскоре выехал за границу по причине несродности своего мировоззрения с идеологией новоявленной советской власти. Все это время о. Сергий старался поддерживать связь с Валаамом. Когда до него донеслось эхо новокалендарной смуты в Валаамском монастыре, он однозначно принял сторону валаамских иноков — защитников канонической пасхалии. В 1941 году отца Серия назначили настоятелем Воскресенского прихода в Медоне , недалеко от Парижа (Франция). Во время оккупации Франции нацистами отец Сергий носил на одежде клеймо — шестиконечную звезду, как это предписывалось всем евреям по законам Рейха. Но, несмотря на это, отец Сергий не постыдился креста Христова, который он смело носил, как и положено истинному пастырю. В то время произошел удивительный случай, свидетельствующей о неусыпном и благом промысле Божием над христианами. Отцу Серию нужно было срочно отправить письмо, но для этого ему недоставало почтовой марки. Он пошел купить ее, но его не пустили на почту, как носящего желтую звезду. Батюшка, всегда твердо переносивший подобные испытания, тут вдруг заплакал. Но что поделаешь? — Отец Сергий отправился восвояси, и вдруг у себя под ногами он нашел нужную ему марку, причем совершенно новую!
Когда игумен Филимон валаамец вместе с Ладомировской братией странствовал по Европе, то в ноябре 1946 года во Франции произошла неожиданная и счастливая встреча двух валаамских иноков-старцев. Собратья - валаамцы долго беседовали, вспоминая прежнее житие на Валааме. Это была их последняя встреча на земле... Протоиерей Михаил Арцимович, в юности прислуживавший в алтаре отцу Серию, вспоминает, что это был светлый и добрый человек, настоящей монах, отличавшийся скромностью и смирением. Например, он, как архимандрит I степени, имел право служить в мантии с красными скрижалями, но этим правом никогда не пользовался. С 1 июля 1951 года по май 1952 года в Медоне проживал святитель Иоанн (Максимович), в то время возглавлявший Западноевропейскую епархию. Архимандрит Сергий сблизился с благодатным архипастырем. В 1956 году архимандрит Сергий, ослабленный жизненными трудами, ушел на покой и поселился в Лесненском монастыре в Фурке (Франция), рядом со своими собратьями по Валааму: отцами Никандром и Тимолаем. В Фурке его келейницей была монахиня Магдалина, которая вспоминала впоследствии, что отец Сергий был особым батюшкой и его молитвы имели силу у Господа. Архимандрит Сергий скончался в Фурке 19 июня 1961 года.
Встреча двух валаамцев: отца Сергия (слева на снимке) и отца Филимона (справа) в ноябре 1946 го¬да во Франции
Спасо-Преображенский Валаамский монастырь
|
Category:
Зарубежное Првославие
Изгнанник Валаамский Игумен Филимон (Никитин)
Судьбы Валаамской братии в изгнании
Будущий игумен Филимон родился в благочестивой крестьянской семье, проживавшей на севере России, в Олонецкой губернии, в пяти днях пешего пути от Валаама. О родителях его известно следующее: отца звали Филимон Савельевич Никитин, он родился в 1845 году, мирно скончался 26 января 1922 года. Мать звали Матрена Андреевна, родилась она в 1838 году, а скончалась 19 марта 1929 года. У четы Никитиных было двое детей: дочь Анастасия и сын Феопемт (будущий игумен Филимон). Феопемт был младшим ребенком в семье, он родился в 1880 году. Еще до рождения детей, матери во сне была открыта их будущая судьба. Снилось ей, что по озеру вдали плывут два лебедя. Ей от этого сделалось грустно, ибо те лебеди были её, и она их упустила. Первоначально мать горевала, думая, что этот сон предвещает смерть будущих детей. Но оказалось, что в этом вещем сне ей было открыто не о физической смерти ея детей, а о смерти их для этого суетного мира. Смысл сна стал окончательно ясен, когда, повзрослев, Анастасия и Феопемт ушли в мо¬настырь.
Конечно, в таком выборе детей была большая заслуга семьи. Родители воспитывали детей в благочестии. И это несмотря на то, что отец был совсем неграмотный, а мать — малограмотная. По церковным книгам получили ные Феопемт и Анастасия первые уроки чтения. Потом добрые господа-помещики взяли в свой дом Феопемта и Анастасию, вместе с другими деревенскими ребятишками, учиться грамоте, наукам и искусствам. Благодаря этим барским урокам Феопемт на всю ЖИЗНЬ полюбил искусство, особенно поэзию и живопись.
Первые впечатления о монастырской жизни Феопемт и Анастасия получили в паломничествах по северным монастырям, в которые время от времени отправлялась вся семья Никитиных. Вскоре Феопемт отправил¬ся на Валаам, а Анастасия поступила послушницей в Поданский женский монастырь, находившийся в Лодейно-польском уезде Олонецкой губернии, неподалеку от Александро-Свирского монастыря. Там она приняла постриг в мантию с именем Авксентия. В Поданском монастырь перебралась жить и мать, после того, как отец скончался. Отца погребли недалеко от Поданского монастыря, в Люгавичах. Через несколько лет отошла ко Господу и мать, которую погребли в Подане у церкви. Монахиня Авксентия подвизалась в этом монастыре до его закрытия, в конце 30-хъ годов. Потом, когда в монастыре поселили несколько семей, назвав это коммуной, она вместе с другими монахинями жила рядом с монастырем, при кладбище. Как сложилась жизнь монахини Авксентии после 1930-го года — неизвестно. Однако, можно предположить, что она либо вскоре скончалась, т. к. здоровье ея было крайне слабым, либо была арестована, и возможно расстреляна, ибо к советской безбожной власти относилась как к власти антихристовой по духу. Последний её завет брату на Валааме был таким: «Братец... прошу, держись малого общества, большое слишком для своих выгод живет, а не для души... это малое общество истинно верных христиан, а другие все соединятся в одну религию мнимо православную; к тому большому широкому обществу не соединяйся». Умонастроение игумена Филимон было сродно взглядам сестры, он действительно старался жить, ни в чем не отступая от Святого Православия. Но расскажем о его иноческом пути по-порядку.
На Валаам Феопемт попал двадцатитрехлетним юношей (по данным архим. Константина /Зайцева/ Феопемту было тогда восемнадцать лет). Промысел Божий привлек Феопемта в монастырь через художника Иванова, путешествовавшего по Северу и обратившего внимание на даровитого крестьянского юношу. Иванов посоветовал Феопемту отправиться на Валаам учиться живописи в тамошней иконописной мастерской. И вот, невольный паломник, получив родительское благословение, пешком отправился на Валаам, как думалось тогда — ради ремесла, а оказалось ради монашества. Серебром снегов, — по словам игум. Филимона, — встретила его пустынная валаамская обитель. И в первый же день Феопемт понял, что отныне эта святая обитель станет его родным домом. Конечно, враг озлобился на юного паломника и обрушил на него бурю противных помыслов и сомнений, но Господь не оставил Феопемта. 7 марта 1903 г. он был принят в обитель трудником и начал трудиться в живописной мастерской и на общих послушаниях. 21 июня 1910 г. его зачислили в послушники. Через четыре года искуса, 9 августа 1914 г., послушник Феопемт был пострижен в монашество, с наречением имени Филимон, в честь апостола Филимон. 12 июля 1923 г. о. Филимона рукоположили во иеродиакона.
Так бы и протекала далее размеренная жизнь валаамского инока, но тут, по попущению Божию, разрази¬лась «новопасхальная» смута. Иеродиакон Филимон бесстрашно встал в ряды исповедников Православия. Итог известен: вместе с другими старостильниками его в 1926 г. выслали из монастыря, после чего они перебрались в Сербию по приглашению Сербской Церкви и Русского Зарубежного Архиерейского Синода.
7 января 1927 года митрополит Варнава (впоследствии сербский патриарх) рукоположил иеродиакона Филимона во иеромонаха. Первоначально валаамцы-изгнанники были размещены в одном монастыре, но постепенно их стали рассылать в разные концы страны. Отец Филимон попал служить на приход, но уже в 1928 году Господь привел его в селение Ладомирово, на Карпаты (Чехословакия), в монашеское братство преп. Иова Почаевскаго. С этого момента начинается важнейший период жизни о. Филимона — период его духовнического служения. В Ладомирово ему вскоре поручили быть духовником братии; духовником мирян был иером. Савва (Струве).
Помимо духовничества отец Филимон нес трудоемкое и от-ветственное послушание брошюровщика. Иовлевское братство под руководством архимандрита Виталия (Максименко) занималось миссионерской издательской деятельностью: печатались периодические издания, церковные календари, молитвословы и прочее. Работы у брошюровщика всегда хватало. По воспоминаниям митрополита Лавра (тогда юного трудника, а потом послушника обители) отцу Филимону приходилось носить напечатанные листы из типографии в трапезную, и там их вручную фальцевать (складывать), так как специального помещения для брошюровочной не было.
Отца Филимона любила вся иноческая братия, любили его и животные. Кот Серко так привязался к отцу Фи¬лимону, который его ежедневно кормил, что после отъезда братии из Ладомирово, скончался не перенеся разлуки с любимым хозяином.
Кроме прочего, отцу Филимону было благословлено заниматься отчиткой бесноватых, которые в то смутное время приезжали в монастырь. Владыка Лавр вспоминает, что однажды привезли мальчика лет двенадцати, которого во сне нечистая сила подкидывала так, что он часто падал на пол и сильно ударялся. По милости Божией, после чина изгнания бесов, проведенного отцом Филимоном, мальчик исцелился от беснования. Было множество и других подобных случаев не только в Ладомирово, но и в Джорданвилле, ку¬да после Второй мировой войны перебралось Иовлевское братство и где о. Филимон продолжал нести духовническое послушание.
По дороге из Ладомирово в Америку братство скиталось по Европе. В Германии, куда братство прибыло перед окончанием Второй Мировой войны, был такой чудесный случай: в дом, где находились монахи летел снаряд, но отец Филимон успел перекрестить его и снаряд пролетел мимо.
Полтора года братство жило в Женеве. Там отец Филимон помогал монахам-поварам, он кипятил несколько раз в день самовар, т. к. горячей воды не было. Кипятил он самовар и для чаепития братии и, конечно же, вспоминал при этом родной Валаам, где чаепитие за самоваром, сопровождаемое душеполезной беседой, было излюбленным утешением иноков.
Далее путь ладомировскаго братства лежал из Европы в Америку. Когда иноки, с их небогатым скарбом, погрузились на пароход и началось путешествие через океан, отец Филимон очень этому радовался, вспоминая свою жизнь «на ладожских водах». Но в пу¬ти старец не избежал морской болезни и сильно от неё страдал. По прибытии на американский берег в 1946 году, отцов Филимона и Антония (Ямщикова) первыми из братии доставили в Джорданвилль, так как они сопровождали мощи св. Иоанна Крестителя, преп. Иова Почаевского, святых Киево-Печерских Чудотворцев.
В Джорданвилле, где Иовлевское братство слилось с немногочисленной братией Свято-Троицкого монастыря, жизнь иноков вошла в свое обычное русло. Несмотря на преклонный возраст, отец Филимон участвовал в общих трудовых послушаниях: на постройке храма, на огородных работах, а также по-прежнему нес обязанности брошюровщика и братского духовника. Духовное окормление отца Филимона было особым, как свидетельствуют его духовные чада, ему удалось создать единую «покаянную семью» и руководствовать своих духовных чад по примеру духовников древности. Как вспоминал архимандрит Нектарий (Чернобыль), почитаемый духовник Елеонского монастыря в Святой Земле, — отец Филимон назначал многим монахам в качестве келейного прави¬ла чтение «пятисотницы» и это считалось в порядке вещей. (Пятисотница — это чтение по четкам: 300 - Иисусовыхъ молитв, 100 — Богородице, 50 - Ангелу-Хранителю, 50 — всем святым). Сам же отец Филимон помимо этого ежедневно вычитывал валаамское иноческое правило — трехканонник с акафистом Пресвятой Богородице. Часто по ночам в его келье горел свет, так как отец Филимон вставал на молитву по Валаамскому уставу в три часа ночи. Занимался отец Филимон и деланием умной молитвы. И, по милости Божией, его мо¬нашеское делание было вознаграждено Господом — отец Филимон, по его собственному признанию, сподобился состояния Божественной прохлады, он стоял как бы вне огня страстей.
Архимандрит Сергий (Ромберг) рассказывал, что в Джорданвилле обычно пищу готовили очень просто, но как-то на праздник приготовили вкусные яства, и вот, он обратил внимание на то, что отец Филимон все солит и солит свою пищу. Отец Сергий никак не мог понять: зачем столько соли. А потом понял в чем дело: отец Филимон после того, как кончил солить, попробовал пищу, убедился, что она достаточно пересолена, чтобы стать почти несъедобной, и тогда начал есть, смиряя себя.
Одна прихожанка исповедовалась у отца Филимона и потом очень удивлялась, говоря: «Ну, откуда он знает мои грехи, которые никто не мог знать, а он их прямо назвал».
Здоровье отца Филимона было сильно подорвано все- жизненным недосыпанием, трудами и бдениями. Но перед смертью он не болел долго. Ходил до самой смерти. Скончался он от рака горла 5/18 апреля 1953 года. Причем предсказал, что когда он будет умирать, снег будет, как на дорогом для него острове Валааме. И хотя на дворе была уже весна, во время погребения игумена Филимона чистые белые хлопья снега закружились над монастырем, как бы приветствуя душу отца Филимона. Отец Филимон телом покинул Свято-Троицкую обитель, но присутствие его чув¬ствуется и сегодня... Вот в храме, на аналое, лежит ковчег с мощами св. Иоанна Предтечи, а икона на ковчеге — письма отца Филимона. В правой исповедальне монастырского храма теплится лампада пред иконой апостола Филимона, в память игумена Филимона, первого джорданвилльскаго духовника, носившего имя сего свя¬того апостола. А под алтарем, в крипте, горит другая лампада, освещая два деревянных надгробия над местом погребения игумена Филимона и архиепископа Аверкия (Таушева). Скрипнет дверь крипты, войдет внутрь инок, семинарист или паломник, перекрестится, припадет к дорогим сердцу надгробиям, помолится о упокоении душ приснопамятных наставников и сразу станет светлей на душе. Верно и они молятся за нас, и Господь внемлет их молитвам
П.С.
Фотографии из журнала "Русский Паломник" # 50
|
Category:
Зарубежное Првославие
Заветы преподобного Германа Аляскинского.
1. Имей созидательную веру!
«Истинного христианина делают вера и любовь ко Христу. Грехи наши нимало христианину не препятствуют по слову Самого Спасителя. Он изволил сказать: «Не праведных пришел я призвать, но грешных спасти»; «радость бывает на небе об одном кающемся больше, нежели о девяносто девяти праведниках». Так же и блуднице, прикасающейся к Его ногам, изволил сказать: «Имеющему любовь многий долг прощается, а с неимеющего любви и малый взыскивается». Такими рассуждениями христианин должен приводить себя в надежду и радость, и отнюдь не предаваться отчаянию».
2. Веди непрестанную брань!
«Мы не в морских волнах обуреваемся, но среди прелестного и многомятежного мира страдаем и скитаемся, по апостольскому слову. Хотя и не имеем той благодати, которую имели святые апостолы, но сражение наше к тем же бесплотным началам и властем, к миродержителем века сего, к духовом злобы поднебесным, которые всех путешественников к небесному отечеству стараются перехватить, удержать и не допустить. По слова св. апостола Петра «противник наш диавол, ходит как рыкающий лев, ища кого поглотить». Грех, любящему Богу, ничто иное как стрела от неприятеля на поле брани».
3. Имей цель жизни!
«Истинный христианин есть воин, пробирающийся сквозь полки невидимого врага к небесному своему отечеству. Пустые желания века сего удаляют от отечества небесного. Любовь к ним и привычка одевают нашу душу как будто в гнусное платье. Оно названо апостолами «внешним человеком». Мы, странствуя в путешествии этой земной жизни, призывая Бога в помощь, должны гнусности той совлекаться и одеваться в новые желания, в новую любовь будущего века, и через то узнавать наше к небесному отечеству или приближение или удаление. Но скоро это сделать невозможно, а должно следовать примеру больных, которые, желая любезного им здоровья, не оставляют изыскивать средства для излечения себя».
|
Category:
Зарубежное Првославие
Светлой памяти Архимандрита Герасима (Шмальца)Отец Герасим (в миру Шмальц) родился в Алексине в 1888 г, архимандрит Ново-Валаамского монастыря в Северной Америке, миссионер -пастырь среди алеутов. Юный мессионер О. Герасим Шмальц прибыл на Аляску вскоре после прославления Прпд. Серафима Саровского, ещё мало известного в далекой забытой Аляске, и был назначен пастырем в поселке Афогнак близ Елового острова, где почил в святости современник прпд. Серафима, смиренный монах Герман, упокоившийся там 15 ноября 1836 года. Отец Герасим, ещё будучи в Свято-Тихоновской Пустыни Калужской губернии, очень почитал прпд. Серафима и сетовал, что мало почитают его любимого святого Серафима. Слишком новым казался прпд. Серафим захолустным алеутам, искренно верующим в своей простоте.
Однажды прибегают они к о. Герасиму за помощью: от какой-то желудочной болезни в невыносимых мучениях умирал алеут-рыбак, окруженный женой, и многими малыми детьми, почти уже сиротами. Докторов на острове не было, существенной медицинской помощи некому было оказать, и глубоко верующий страдалец, глядя смерти в глаза, уже не мог больше просить помощи у о. Герасима, который стоял рядом и молчал. И тут вырвалось у о. Герасима из сердца молитва к новоявленному небесному помощнику и он, нагнувшись ближе к больному, с верой сказал умирающему, чтобы он обратился с молитвой к прпд. Серафиму. Тот, ухватившись за соломинку, поданную о. Герасимом, от всей страждущей души с искренней верой взмолился угоднику Божию вместе с о. Герасимом под вопли детских голосов, — и был услышан прпд. Серафимом на расстоянии в половину вселенной. Вера молодого алеута почти моментально воздвигла его со смертного одра, боль исчезла и вскоре он встал с постели. Детские слёзы безутешного горя превратились в слезы радости, и весть о чуде прпд. Серафима разнеслась по всем островам Аляски. Отец Герасим поступил послушником в Св. -Тихоновскую пустынь в 1906 г., когда ему еще не исполнилось восемнадцати лет. В 1915 г. он прибыл в Америку и был пострижен в монахи 24 апреля 1915 г., а 12/25 октября того же года был посвящен в иеромонаха. В августе 1916 г. он был направлен в Ситку на Аляске, а в ноябре назначен священником Афогнакского прихода. Впервые он посетил Новый Валаам в мае 1927 г. Позже он по своему выбору проживал в селении Узинки на Еловом острове. В 1935 г. у него было видение: преп. Герман звонил в пасхальные колокола и звал его на Новый Валаам. Отец Герасим, вскоре, переселился на Новый Валаам, а в 1936 г. жители селения Узинки выстроили для него там крошечный домик. На месте келии преп. Германа была построена часовенка. В томе же 1936 г. о. Герасим вскрыл могилу святого старца. Местное устное предание гласит, что он омыл кости в ручье, по обычаю Афонских монахов (о. Герасим провел год на Афоне, в 1911—1912 гг.). Останки преп. Германа были помещены в усыпальницу, приобретенную о. Герасимом (откуда — нам неизвестно) и расписанную иеромонахом Серафимом. Доски от гроба до сих пор хранятся в часовне Калужской Богоматери. Камилавка и железные крест с параманом хранились там же в стеклянном ящике. Сейчас они находятся в церкви св. Воскресения в Кадьяке, на раке, где хранятся мощи святого.
На аляскинском Новом Валааме подвиг пустыннического жития известного архимандрита Герасима продолжили (после его кончины в 1969 г.) две новоустроенные здесь иноческие общины: мужская — на Монашеском заливе и женский Михайловский скит — в центре Елового острова, где некогда подвизался преподобный Герман Аляскинский, а в нашем веке — упомянутый старец Герасим. П.С. Фотографии из журнала "Русский Паломник" #50
|
Category:
Зарубежное Првославие
Монастырь Св. Вмц. Екатерины на Синае
Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае.
Внутреннее убранство базилики Преображения Господня в монастыре Св. Екатерины.
Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Неопалимая Купина. (куст, который горел и не сгорал, Господь разговаривал из него с пророком Моисеем).
Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Место, где пророк Моисей, сняв обувь, говорил с Богом через Неопалимую купину.
Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Икона VI века «Пантократор» (Господь-Вседержитель). Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Икона VI века Св. апостола Петра.
Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Старинная пекарня. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае. Старинная печь.
Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Здание костницы монастыря. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае. Монастырское кладбище. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае. Останки монахов. Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае. Останки монахов. Египет. Монастырь Св. Екатерины. Останки настоятелей монастыря.
История монастыря Св. Екатерины.
Его построили еще в VI веке от Рождества Христова по прямому указу византийского императора Юстиниана. Правитель, по многочисленным просьбам монахов, которые подвизались в пустынях Египта, послал на Синай своего представителя и рабочую силу для возведения монастыря с толстыми стенами, способными выдержать набеги варваров и арабов. Император повелел своему представителю построить обитель на горе Моисея, где пророк получил от Бога скрижали Завета с 10 заповедями для древнееврейского народа. Осмотрев же это место, сделав необходимые расчеты, помощник ослушался императорского повеления и построил монастырь Св. Екатерины у подножия гор. Здесь монастырь находился в большей безопасности и его уже невозможно было отрезать от внешнего мира и взять долговременной осадой. Египет. Рассвет в горах Синая. Египет. Вид с вершины горы Моисея (Синай). В обители хранится великая святыня — мощи святой Екатерины. Св. Екатерина была очень красивой и мудрой не по годам, в юном возрасте уверовала во Христа и претерпела много мук за свою христианскую веру от языческих гонителей, в рядах которых был ее родной отец. За свои великие страдания и мучения Церковь называет ее Великомученицей Екатериной. Каждый день ее мощи доступны для поклонения всем паломникам. Из алтаря Базилики Преображения Господня выносится ковчежец с ее главой. В монастыре Св. Екатерины также находится вторая в мире по размеру и богатству, после Ватиканской, сокровищница древних икон, книг и церковной утвари. Египет. Монастырь св. Екатерины на Синае. Призыв на молитву. Египет. Монастырь Св. Екатерины
Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае Египет. Монастырь Св. Екатерины на Синае Египет. Монастырь Св. Екатерины. Корпус с монашескими кельями.
Египет. Резиденция архиепископа Дамиана настоятеля монастыря Св. Екатерины на Синае. Египет. Колокольня в монастыре Св. Екатерины на Синае. Египет. Колодец, возле которого пророк Моисей встретил дочерей будущего тестя Иофора. Египет. Древний вход-подъемник в монастырь Св. Екатерины на Синае. Египет. Вход в базилику VI века Преображения Господня в монастыре Св. Екатерины на Синае. Египет. Архимандрит Павел раздает колечки перед мощами вмц. Екатерины. Египет. Царские врата в одном из приделов базилики Преображения Господня в монастыре Св. Екатерины на Синае. Египет. Мощи прп. Стефана, игумена монастыря Св. Екатерины на Синае. Египет. Старинное панно с изображением перенесения ангелами мощей Св. Екатерины. Египет. Затерянный скит в горах Синая. http://onetraveller.ru
|
Category:
Зарубежное Првославие
В честь иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радосте" кафедральный собор. Калифорния, Сан-Франциско. Holy Virgin Cathedral.
Осенью 1962 года святитель Иоанн прибыл на свою последнюю кафедру в Сан-Франциско. Сначала он помогал тяжело заболевшему местному главе, престарелому архиепископу Тихону, а после кончины архиерея в марте 1963 года занял его должность, став правящим Архиепископом Западно-Американским и Сан-Францисским.
В 1964 году строительство самого большого храма РПЦЗ в Америке: кафедрального собора Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радости», — было завершено. Пять золотых куполов загорелось в городе, а воздвижение на них огромных крестов, величественно парящих над Сан-Францисским заливом, предварили торжественным крестным ходом с богомольцами в линию длиной более мили.
фото - Владимир Кудяков
Свято-Иоанновский лицей при Кафедральном соборе Пресвятой Богородицы Всех скорбящих Радости в г. Сан-Франциско основан в 1994, в год прославления святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. В лицее все классы начальной и средней школы и занятия проводятся ежедневно с понедельника по пятницу.Владимир Кудяков http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=usa&page=36
|
Category:
Зарубежное Првославие
Православные в Вашингтоне почтили память хранителя Иверской Монреальской иконы Божией Матери Российские соотечественники в Вашингтоне почтили память хранителя одной из главных святынь Русской зарубежной церкви – Иверской Монреальской иконы Божией Матери – Иосифа Муньоса-Кортеса. В среду православные верующие столицы США отслужили в храме святого Иоанна Предтечи панихиду по случаю 15-й годовщины со дня его мученической гибели, сообщает иформационный портал фонд Русский мира со ссылкой на итар-тасс Настоятель храма протоиерей Виктор Потапов назвал брата Муньоса-Кортеса «последним новомучеником Русской церкви ХХ века». «Брат Иосиф, несомненно, был избранником Божиим, который до последнего вздоха нёс верующим огонь православной веры», – сказал он. Иосиф Муньос-Кортес – чилиец, рождённый в католичестве, но принявший православие, по словам отца Виктора, «был избран на особый подвиг Божией Матерью ровно 30 лет назад, в 1982 году». Именно тогда, у дома Муньоса-Кортеса в Монреале начала мироточить Иверская икона Пресвятой Богородицы, ныне известная как Монреальская. Незадолго до этого она была подарена ему старцем Климентием из Рождественского скита на святой горе Афон. «Это непостижимо для человеческого разума, но икона продолжала источать миро непрерывно в течение 15 лет», – рассказал отец Виктор. 31 октября 1997 года Муньос-Кортес был убит в гостиничном номере в Афинах, куда он приехал с паломнической миссией. Злоумышленники так и не смогли найти икону. Святыня исчезла. Некоторые православные верят, что она вернулась в свой дом, на святую гору Афон. А вскоре после того, как Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй и первоиерарх Русской православной церкви за границей митрополит Лавр подписали Акт о каноническом общении, святыня вернулась в виде точной копии – Иверской иконы, которая начала мироточить на Гавайях. Эта святыня, которую часто называют иконой Единения, мироточит непрерывно, за исключением Страстной недели. В 2008 году Русская православная церковь официально признала это миро чудотворным. http://www.pravoslavie.ru/news/57173.htm
|
Category:
Зарубежное Првославие
http://zarubezhje.narod.ru/org/centres.htm
|
|
|