Category:
Блаженная Валентина Минская
Блаженная Валентина Минская
Валентина Феодоровна Сулковская (1888–1968)
В 1888 году 7 апреля по старому стилю Господь даровал жизнь новорожденной девочке, получившей во Святом Крещении имя Валентины. Она увидела Свет Божий в семье священника Феодора Иосифовича Чернявского, служившего в это время настоятелем Свято-Николаевской приходской церкви в деревне Станьково Минского уезда и проживавшего в соседней деревне Коски, где находились его усадьба и земельный надел. Там же в Косках действовала приписная церковь в честь Святой Праведной Анны, располагавшаяся поблизости от дома священника. В этом доме Валентина провела свое детство и юность.
Ее отец был из числа выпускников Минской Духовной Семинарии, которую он окончил в 1873 году. Его рукополагал Преосвященный Александр (Добрынин), епископ Минский и Бобруйский. После принятия иерейского сана отец Феодор служил вначале на Полесье, в церкви деревни Качановичи, затем в деревне Достоево. Оба прихода находились в пределах Пинского уезда.
В Станьковский приход он прибыл в сентябре 1885 года. Здесь прошли наиболее важные годы его иерейского служения. С особой любовью молодой пастырь относился и детям, изучавшим Закон Божий в местном народном училище. Преосвященный Симеон (Линьков), епископ Минский и Туровский, объявил ему в1890 году признательность. Послужной список отца Феодора свидетельствует, что в 1902–1904 годах он исполнял обязанности благочинного, был награждай наперсным крестом, а в 1910 году удостоился ношения ордена Святой Анны III степени.
Его супруга Софья Петровна Чернявская разделяла все жизненные труды своего мужа. Это была волевая, строгая женщина, благочестиво воспитавшая не только Валентину, но и еще трех дочерей: старшую Анну 1882 года рождения, Ксению 1886 года рождения и младшую Ольгу 1892 года рождения. Все они выросли в дружной семье, с любовью относясь к родителям и в том же духе общаясь между собой. Детство сестер прошло в живописной сельской местности, через которую и сегодня протекает река Уса.
Незадолго до первой мировой войны Валентина Чернявская вышла замуж, став избранницей Феодора Васильевича Сулковского. Как и его невеста, Феодор Васильевич происходил из духовного сословия и служил в Минском уездном правлении в звании коллежского советника.
Мирная жизнь молодоженов продолжалась недолго, вскоре грянула война, и Феодор Сулковский принял в ней участие в качестве чиновника военного ведомства, занимаясь решением вопросов, связанных с тыловым обеспечением действующих армий Западного фронта.
Жизнь в условиях войны была непростой: гибли люди, многие подавались в беженцы, выезжая во внутренние губернии России; продукты питания стремительно дорожали. Чтобы как-то свести концы с концами, Валентина окончила в феврале 1917 года в Минске трехмесячные курсы по переписи бумаг и обучилась работе на печатных машинках. В августе 1917 года она выехала в Оршу, — вероятно, к мужу, где и проживала вплоть до отступления немецких войск из Белоруссии, которое началось в конце 1918 года. Затем вместе с мужем она вернулась на свою малую родину.
Ее отец к этому времени уже не являлся настоятелем церкви в Станьково, так как сильно болел. Изредка он совершал богослужения в маленьком приписном Свято-Аннинском храме в Косках. В возрасте шестидесяти девяти лет 27 декабря 1919 года протоиерей Феодор Чернявский мирно отошел ко Господу и был погребен поблизости от причтового дома на церковном погосте.
Не имея возможности продолжать исполнение своих прежних обязанностей, Феодор Сулковский занялся личным подсобным хозяйством, завел скот, стал пахать землю и сеять хлеб. В 20-е годы в условиях новой экономической политики это давало семье скромную возможность обеспечить свое существование. Валентина помогала своему мужу вести хозяйство.
Казалось, что жизнь постепенно входит в свое нормальнее, естественное течение, и труженики земли смогут со временем добиться благополучия.... Но эти надежды рассеялись с началом коллективизации. В 1930 году в Косках был создан колхоз под названием «Пробуждение», в него в ноябре вынуждены были записаться Сулковские. По деревням пошли так называемые «красные обозы», изымавшие у крестьян собранный их трудами урожай. Людей неугодных и несогласных с творившимся беззаконием стали арестовывать.
В 1931 году эта участь постигла и Феодора Васильевича. Лишив свободы, его сослали в лагерь, который находился недалеко от станции Потьма Московско-Казанской железной дороги (так называемый «Темлаг»). В нем он пробыл до апреля 1933 года, после чего получил разрешение выехать на вольное поселение в Астрахань. Там Феодора Сулковского вновь арестовали и выслали на Дальний Восток.
В начале 30-х годов пострадали также и другие родственники Валентины: муж старшей сестры Анны священник Василий Степура был арестован в 1933 году и выслан в Казахстан сроком на три года. Муж сестры Ксении, священник Сергий Родаковский в том же 1933 году постановлением Особой тройки НКВД БССР был приговорен к расстрелу. В 1999 году иерей Сергий Родаковский был прославлен со святыми в лике новомучеников и исповедников Минской епархии в чине священномученика.
Оставшись без мужа, Валентина по-прежнему проживала в Косках, ухаживая за престарелой матерью. Можно только догадываться о том, что она пережила в эти годы... Тогда болезнь, связанная с воспалением почек, уже начала подкашивать ее здоровье.
Однажды Валентина посетила больную прозорливую женщину, которая не могла ходить и сорок лет пролежала в постели. Она сказала Валентине: «Ты займешь моё место». Также ещё рассказывали следующий случай. Возле их дома протекал небольшой ручеёк. Валентина вышла на этот ручей, чтобы помыть ноги. К ней явилась неизреченной красоты Жена и сказала: «Иди и ляг». Она пошла легла , и с тех пор так и осталась лежать в постели, хотя в первое время ещё могла немножко передвигаться с палочкой. Провела в постели она 33 года, до самой смерти. За эти долгие годы у неё не было ни пролежней, ни застойных явлений, обычных в таких случаях.
Господь не оставил ее в беде, послав добрых людей, которые стали помогать Валентине и ее родительнице. Большую заботу проявил о них племянник Феодора Васильевича Александр Александрович Сулковский, который поначалу проживал в качестве ссыльного в городе Златоусте Уральской области, а с конца 1934 года работал на одном из заводов Нижнего Тагила.
Ежемесячно он вместе со своей супругой, имя которой, к сожалению, неизвестно, высылал в Коски почтовым переводом по 100 рублей. До конца земной жизни матушка Валентина хранила отрывные талоны этих переводов как наглядное воспоминание о той безвозмездной помощи, которую оказали ей и ее родительнице эти люди. Помогали также и сестры. Посильные денежные переводы присылала овдовевшая Анна Феодоровна Степура. Младшая сестра Ольга замуж не вышла, жила в Минске, работала заведующей двухклассной школой и старалась помогать Валентине, делясь, порою, последним.
В начале 1937 года умерла Софья Петровна Чернявская, и Валентина осиротела. Дом был отнят (в нём разместили школу). Труд по уходу за болящей Валентиной взяли на себя соседи Антон и Евфросинья Лойко, присматривавшие за ней до конца своих дней.
В июле 1937 года власти арестовали в Минске последнюю группу православного духовенства епархии, объединявшуюся вокруг епископа Филарета (Раменского), который совершал богослужения в церкви святой равноапостольной Марии Магдалины. В числе арестованных, наряду с протоиереями Стефаном Кульчицким и Антонием Киркевичем, иереями Михаилом Рубановичем и Сергием Садовским, оказался и диакон Владимир Лобач. Все они были расстреляны 1 ноября 1937 года...
Потеря мужа, смерть матери, гибель последних священнослужителей Минской епархии были пережиты Валентиной Феодоровной. Но эти трагические испытания стали горнилом, в котором укреплялся ее дух и решимость принять на себя подвиг блаженного служения Господу. Страдания не сломили ее, не ввергли в отчаяние, ибо вера в Бога вдохновила ее продолжить жизнь на новом поприще свидетельства о том, как в немощи человеческой совершается сила Божия (см.: 2 Кор. 12: 9).
Блаженная Валентина стала олицетворением особой преемственности, которую доверил Господь Своей угоднице, пережившей Первую и Вторую Мировые войны, гражданскую смуту и послереволюционные репрессии, гонения, воздвигнутые на Церковь в 50-х – 60-х годах, удушливую тесноту 70-х… В ее жизни отразились судьбы людей разных поколений, сопричастных церковной истории Минской епархии в XX столетия и связанных воедино незримой духовной нитью.
В дальнейшем служение матушки Валентины протекало в период весьма неблагоприятный для церковной жизни, который отличался особым напряжением, наступившем в конце 50-х – первой половине 60-х годов. Тогда Святая Церковь претерпевала усиленное гонение со стороны безбожной власти. В условиях массовой антирелигиозной пропаганды, повсеместного закрытия и разрушения храмов советским гражданам внушалось, что через двадцать лет с Церковью будет покончено навсегда, а по телевидению «покажут последнего попа». Религиозная литература и проповедь была запрещена, и людям было очень сложно не потерять себя в омуте того дурмана, куда все глубже погружалась общественная жизнь.
Последний год своей жизни, матушка провела под присмотром сестры Ольги. Жила матушка в самой последней скудости. Постель небрежная, скромная: какой-то простенький матрасик, на котором она лежала, прикрыта была подушкой; другая подушечка лежала у неё под ногами. Несмотря на свою немощь, не разрешала себя особенно часто переодевать или помыть: может раз в месяц, а может и в три месяца только раз. Питалась матушка очень скромно. Принесёт ей хозяйка, Ефросиний, в маленькой алюминиевой мисочке что-нибудь покушать, так матушка возьмёт эту мисочку, на грудь поставит, брала ложечку, может быть укусит раз хлебушка капельку; и не больше , как три раза поднесёт ложку с бульоном и отдавала назад. Вот и вся её еда. А если её посетители и приносили хоть что-нибудь из съестного, она всё равно ничего из принесённого и не пробовала. А когда её и упрашивали хоть что-нибудь попробовать, она отвечала: «Ешьте Вы, а нам болящим - легче лежать».
Свой молитвенный подвиг матушка Валентина совершала ради утверждения в вере тех, кто являлся непосредственным свидетелем и участником сопротивления Церкви в ее мужественном противостоянии атеистическому государству. В этой молитвенной помощи состоял смысл служения блаженной Валентины Богу и людям в тяжкие времена.
Своим просветленным взором она видела мир с его духовной, чаще всего невидимой для внешнего взгляда стороны. Поэтому она духом прозревала жизнь посещавших ее людей; не спрашивая, кто и зачем пришел, давала ответы на невысказанные вопросы. Обычно такого рода поучение облекалось в форму иносказаний, притч и было понятно только тому, на чей внутренний вопрос она отвечала. Матушка ясно видела прошедшее и будущее и, когда считала необходимым, возвещала это людям. Открывая сокровенное в душе посетителя, она утверждала в нем веру в Господа Иисуса Христа, обличала нераскаянных грешников, призывала их к покаянию и спасению. Матушка Валентина утешала скорбящих и своей молитвой помогала им, по милости Божьей возвращала здоровье больным.
Особенно важным в ее служении было то обстоятельство, что в неразрешимых на первый взгляд жизненных ситуациях она помогала людям, которые не просто искали чудес или телесного исцеления, но стремились найти истину, вступив на путь покаяния и воцерковления, сознавая свою духовную нищету перед Богом. Тем же, кто приходил к ней без упования на помощь Творца и воспринимал ее как чародейку-целительницу, она никогда и ни в чем не помогала. Таким образом, соприкасаясь с чужим горем, матушка Валентина старалась привить человеку духовный навык упования на милость Господа, на помощь Его Пречистой Матери и предстательство святых угодников Божиих.
Глубокой, искренней любви и благоговения к матушке Валентине исполнены воспоминания ее земляков и односельчан, до сих пор с благодарностью Богу рассказывающих о тех многочисленных случаях чудной помощи со стороны матушки, свидетелями и участниками которых они были в разное время. В этих свидетельствах образ блаженной зримо предстает перед нами во всей своей духовной красоте.
Она запомнилась своим современникам, людям, проживавшим по соседству с нею, как человек необыкновенной доброты и сострадания, постоянно пребывавший в молитве. Очень важно, что все, кто пережил в своей жизни благодатную помощь, оказанную им матушкой, были когда-то детьми, но даже спустя десятилетия, благоговейно, как величайшую святыню, сохранили память о ней, — осветившей их земную жизнь своими молитвами перед Господом.
Прозорливость матушки, её молитвенное заступничество и помощь привлекали верующих людей. Многие из посещавших и знавших её живут и теперь, рассказывают и вспоминают о ней.
Рассказывает о. Алексий.
Он, когда ещё не был священником, посетил матушку Валентину. По каким-то обстоятельствам пришлось заночевать у неё. На ночлег расположился на русской печке. Кровать матушки стояла на виду. С вечера долго не мог уснуть. Вдруг он увидел небо; потолок как бы расступился и с неба спускался ангел. Ангел приблизился к кровати матушки и подложил под неё свои крылья. Прошло некоторое время, и ангел также удалился, и всё пришло в первоначальное состояние.
Задолго до принятия сана священника упомянутый о. Алексий работал церковным сторожем. За веру в Бога и посещение церкви были большие конфликты с женой. После того, как однажды жена бросилась на него с топором, он решил уйти в монастырь. По совету близких поехал спросить благословения у матушки Валентины. Как только зашел, матушка сказала: «Ой, полчища окружили дом!» Потом помолилась, взяла Евангелие и дала прочесть место, где было сказано: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Авторитетом Евангелия она дала ответ на вопрос, который не был высказан.
При другом посещении матушка сказала Алексию, что он будет священником. Но были обстоятельства, которые, по его мнению, совершенно исключали такую возможность. Он начал возражать, но матушка настаивала. Через 20 лет, после смерти жены предсказание исполнилось.
Ехала к матушке жительница деревни Драчково и везла ей большой крестьянский сыр. По дороге подумала: «Зачем ей так много? Ей хватит половины, а вторую половину я отдам Лене». Когда предложила Матушке половину сыра, та не взяла и сказала: «Отдай Лене, мне не надо».
Рассказывает Мария.
Часто бывало так: сидят приезжие люди, заходит новый человек, Матушка начинает говорить: «Боже мой, не можно глядеть, плачут маленькие детки, дай мне маму, дай мне папу, дай мне соску». Сама заплачет. «За что так мучаются детки?» Когда я потом спросила у одной такой новопришедшей, что это значит, она сказала, что сделала аборт.
Однажды в моём присутствии зашла женщина и матушка начала говорить: «Боже мой, что же это делается, единственный сынок и так просился: «Мамочка не отдай меня волкам». При этом вошедшая женщина заплакала. По пути домой я спросила у неё, что это значит? Она поведала, что у неё нет мужа и она должна была стать матерью, но решила поехать в деревню к бабке и там избавиться от ребёнка. Перед отъездом видит сон, что идёт в деревню тёмной ночью и за ручку ведёт мальчика. А за ней бежит стая волков и бросается отобрать мальчика. Мальчик просит : «Мамочка, не отдай меня волкам!» Чтобы спастись, забежала в пустую хату, но волки начали грызть стены. Она открыла заслонку, обнаружила в печке дыру, выходящую на улицу. В эту дыру и выбросила ребёнка, и волки тут же растерзали его. А утром , проснувшись, все же пошла и совершила задуманное — убила своего ребёнка.
Была я у матушки в тот день когда умер Сталин. Она смотрит на меня и говорит: «Чёрная птица летела над Москвой и упала». Когда я возвратилась домой, узнала, что Сталин умер.
У моей родной сестры было двое маленьких детей. Они и соседский мальчик заболели дифтерией; я об этом не знала. Поехала к матушке. Кто то принёс ей баночку клубники. Дело было зимой. Матушка перекрестила эту клубнику и даёт мне со словами: «Возьми, отвези своим больным для исцеления». Я смутилась и говорю, что у меня больных нет, но по настоянию матушки взяла клубнику. Дома узнала, что сестра с детьми и соседний мальчик находятся в больнице. Я снесла клубнику и все трое детей съели её. На удивление врачей у всех троих тут же нормализовалась температура, выглядели они и вели себя как совсем здоровые. И так было до конца карантинного срока. Надо заметить, что матушка раздавала людям всё, что приносили ей в подарок.
Приехал к матушке посетитель в форме капитана на костылях и просил помочь избавиться от сильных болей в ногах. Матушка сказала: «Обращайтесь к врачам». А когда он ушел, добавила: «Кто мы такие, чтобы отменять Божие наказание? Бил своего отца, и Господь наказал».
У Ефросиний, которая присматривала за матушкой, заболели ноги. Матушка позвала её и говорит: «Дай сюда твои ноги». Так лежащей подняла ногу. Матушка быстро поцеловала её и сказала: «Дай другую». Ефросиния вскрикнула: «Что вы делаете!» И второй ноги не дала. Первая перестала болеть, а вторая болела.
Однажды дала мне матушка красивую фарфоровую чашку и просила подать воды. Когда подавала, чашка упала и разбилась. Я стала сокрушаться и заплакала. А она говорит : «Это не Вы, это Феодосия Кузьминична разбила чашку». Феодосии там не было. Когда вернулась домой, то узнала, что Феодосия перестала ходить в церковь; встретилась с какой-то сектанткой и та ей сказала не ходить самой и не пускать прислуживать там своего сына Павлика. Я посетила Феодосию, рассказала ей о разбитой чашке и Феодосия поняла свое заблуждение.
Постигли меня большие неприятности и я решила поехать к матушке. Был сильный мороз с ветром и метелью. По дороге зашла к Михаилу и просила его поехать со мной. А он говорит, что в такую погоду хороший хозяин и собаку со двора не гонит. Поехала я одна. Вышла из вагона. Дороги не видно, всё замело. Как идти? Вдруг впереди меня появился мальчик лет семи. Там,где он идёт, твёрдая дорога. Так и дошла благополучно по его следам. У деревни мальчик незаметно исчез. Зашла к матушке, а она говорит: «Такая скорбь. Просила батюшку: «Поедем», а он ответил, что сегодня добрые люди и собаку со двора не гонят. А дороги не следа. А сын привел её по стёжке». Оказалось, что рано утром этого дня матушка связала узел подарков и говорила: «Это Марии, она сегодня приедет». А батюшкой она назвала Михаила, потому что он стремился быть священником, но матушка сказала ему: «Не время».
Ездила к матушке Феодора и часто говаривала, что скоро умрет. А матушка показала на стоящего там Алексея и говорит: «Вот твой сын, ещё у него причастишься». Лет через десять Алексий стал священником и Феодора у него причащалась. Я сама возила её к нему в Солигорск.
У главы семьи близких мне людей по халатности и пьянству была растрата. Ему предстоял суд. Спросила у матушки, будут ли они платить за растрату? Ответ был тогда непонятным: «Если будет свой, то будете платить, а если нет, то не будете». В скором времени он ушёл от семьи и семья растрату не платила.
Ночевали мы у матушки. Утром рано просили благословить в обратный путь, но она не благословила и сказала: «Нет поезда». Мы не послушались. Пошли по хорошо знакомой дороге, но заблудились. Пока разбирались, куда идти, поезд ушел, и мы вернулись обратно.
Владыка Гурий, митрополит Минский, в пятидесятые годы послал своих близких навестить матушку. Она передала ему почтовый ящик с сухарями и сказала : «Возьмите, ему пригодится». Скоро его перевели от нас в Ленинград. Сухари символизировали дорогу.
Рассказывает Борис К.
Служил я в церкви, что стояла на площади Мясникова и была снесена в правление Хрущёва. Работу на производстве не оставлял. В службе у меня были затруднения и я решил оставить её. Когда приехал за советом к матушке, она без моего вопроса сказала: «Бог благословил, Бог и снимет».
За несколько лет до назначения к нам митрополита Филарета матушка говорила «Вот летит к нам из Германии владыка Филарет».
Не помню в каком году, но знаю, что это было при Хрущёве; утонул крупный военный корабль и погибло около двух тысяч человек. Сообщений в печати ещё не было, но матушка во время происшествия говорила: «Вот тонут морячки, и все ручки подняли к Богу и Бог их помиловал».
По пути к матушке к нам пристали две незнакомые женщины. Всю дорогу они разговаривали о чародействе и у матушки, видимо, надеялись получить то же. Когда приехали, то она нас приняла и благословила, а на этих женщин говорит: «Ой сколько чёрных приехало! Смотрите! Смотрите! Я не чародейка, я только Богу молюсь». Так эти женщины и уехали ни с чем.
Здесь описана только мизерная часть того, что говорила матушка Валентина. За многие годы очень многим людям помогла она советом, молитвенным заступничеством, духовным и телесным исцелением. Свой молитвенный и страдальческий подвиг несла она безропотно и с великим терпением.
Редко о человеке, почившем сорок лет назад († 1966), вспоминают с такой любовью и признательностью за его бескорыстное, самоотверженное служение Богу и людям, как о матушке Валентине, которую еще при жизни односельчане называли святой.
Ушла из жизни матушка Валентина 6 февраля 1966 года. Добрые люди похоронили её на местном кладбище возле родной деревни. Похороны Матушки вызвали переполох у властей; всё время присутствовал их наблюдатель. Было запрещено хоронить со священником, поэтому присутствовал он скрытно — в гражданской одежде. На её могиле с металлической оградкой стоит металлический крест со скромной надписью, кто и когда похоронен.
В конце XX века по причине известных перемен, происшедших в жизни общества, многие стали посещать храмы Божьи, познали Господа. У каждого человека свой неповторимый путь Богопознания, столь же особенный, как и каждый человек. Веянием Духа Святого Господь касается души человеческой скрытым для посторонних образом глаз образом. И только тот, кто сам пережил опыт соприкосновения с промыслительным и бесконечно любвеобильным попечением Творца о нас, — кто сердцем ощутил благодать и помощь Небесного Отца, — тот способен осознать всем своим существом, что Господь всегда близок к человеку.
Блаженная Валентина и сегодня, после упокоения в обителях небесных, помогает людям яснее понять это. Подтверждение мы находим в свидетельствах о ее молитвенном предстательстве о нас перед Богом, — в свидетельствах, которые принадлежат нашим современникам, сподобившимся через молитвенное обращение к матушке Валентине открыть для себя Господа Животворящего и укрепиться в вере.
Святая блаженная Валентина Минская, моли Бога о нас!