Сладко со Христом и горько без Христа. Он — наша радость и утешение.
Протоиерей Николай Депутатов
|
Ты, Господи, весь сладость, весь свет и жизнь. Просвети нас светом Твоего богоразумения... Воспрослави Божественной Твоей силой и не оставь нас, уповающих на Тя...
*** Из духовной сокровищницы Протоиерея Николая Депутатова
|
Он наша Жизнь, Он Свет неугасимый, И в каждом Его слове Красота!!!...
|
Православие...
Архиепископ Сан-Францисский Иоанн (Шаховской)
Мы, православные, веруем, духовно видим, что имеем полноту человечески выраженной истины. Но это совсем не значит, что мы уже следуем этой полноте истины и что эта полнота наполняет нас.
Мы иногда имеем ее только на языке, или думаем, что она у нас в глазу должна заменить бревно духовной лености нашей. Но все это далеко не так. Истину мы имеем, и полную, но жить в ней не хотим или не умеем, и просто часто не стремимся жить в ней, ибо она очень стеснительна для нашего ветхого человека. А погордиться, повеличаться своей православностью мы не прочь.
Надо ясно понять, что Православие есть страшный Огонь, как Святые Тайны. Принимающих полноту Православия этот Огонь либо преобразит, либо сожжет.
Православие должно побеждать только сиянием своим, как Сам Господь, а отнюдь не пушкой - стальной или словесной, все равно. Православие не сияет в православном обществе, в том, которое гордится своим Православием. Оно сияет в том, кто смирен в своем Православии, кто чистоту веры понимает не разумом только маленьким своим, но духом, всей жизнью.
Православие - солнечный свет, лежащий на земле. Светит для всех, но не все освещаются им, ибо кто в подвале, кто закрыл свои окна, кто закрыл свои глаза...
Установления Православной Церкви суть школа духа, самая удобная, если проходится в духе. Все в Православной Церкви должно оживлять и одухотворять. Вина человека, если он оземляется.
"Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное". Мф. 18: 3
|
Лучшие сыны Церкви Христовой – святые Отцы – издавна наставляли право верующих в том, кто стоит за ересями.
За всякой ересью скрывается сатана, и очевидно, что осуждение ереси не только не является грехом, но, напротив, есть священный долг Православных верующих, если только они не руководствуются при этом греховными побуждениями личной мести, злобы, корысти и т.п.
Но не есть ли все же добро иметь мир с еретиками, чтобы не создавать распрей на религиозной почве? – В обычной жизни, по гражданским законам и общепринятым нормам, мы должны жить в мире со всеми людьми (см.: Евр. 12, 14). Но это вовсе не значит, что нужно или можно быть безразличным к своей вере и влиянию лжеучений. Наущаемые злым духом, еретики обычно очень дерзки. Мы должны защищать от них Святое Православие, а не безучастно смотреть и позволять им отсекать члены от Святой Церкви и соделывать их сектантами и еретиками, служащими чуждым Православию интересам.
Господь не ограничивает свободу человеческой воли. Он попускает даже существование ересей, как попускает действовать диаволу. Но познавший гибельность лжеучений не может быть равнодушным к их распространению среди православных христиан. Он должен открывать очи ближним по вере, чтобы те не попались в ловушки лукавого. В этом отношении лучший пример для нас – святые угодники Божии. Они тщательно избегали осуждения своих ближних за их нравственные немощи и в то же время в борьбе, спорах и словесных противостояниях сохранили и себя самих, и окружающих от смертоносной болезни ереси. В нравственной области они видели только свои грехи и не осуждали никого, кроме самих себя. И напротив, не позволяли никому подозревать их даже в малейшем отклонении от Православной веры. Вот какую бдительность они проявляли, стараясь быть верными до смерти Христу и Православию!
Св. Ефрем Сирин, который научил нас дивным молитвенным словам: «Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего», постоянно осуждал еретиков. О нем известно, что он всю свою жизнь боролся с врагами Христовой истины. Отходя же ко Господу и желая привить своим ученикам ревность к сохранению правой веры, которая всегда горела в его душе, сказал им: «Ни днем, ни ночью всю жизнь свою никого не злословил я и с начала бытия своего ни с кем не ссорился; но непрестанно состязался в собраниях с отступниками. Ибо знаете, что и хозяин овец бьет своего пса, который, видя как волк идет в овчарню, не бежит и не лает на него» (Из завета св. Ефрема)
Милостивый св. Серафим Саровский, который обращался к своим посетителям с нежными словами: «Радость моя!», в то же время был крайне строгим обличителем отступивших от Православной веры (Архим. Серафим. Св. Серафим Саровский. С. 176–184).
Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ)
|
Непогрешительное осуждение Разница между нравственными немощами и прегрешениями против верыВ древних повествованиях читаем: один отшельник увидел некоего брата согрешающего и заплакал: «Горе мне! – сказал он. – Как брат мой согрешил сегодня, может быть, я согрешу завтра!» После этого, повернувшись к своему ученику, добавил: «В какой бы тяжкий грех не впал в твоем присутствии брат, не осуждай его! Но нужно быть уверенным, что ты грешишь больше него, хотя бы тот был и мирской человек. Исключением из этого правила может быть случай, когда услышишь, что кто-то богохульствует или говорит что-то еретическое». Этот святоотеческий рассказ прекрасно отражает православный ответ на вопрос, каким должно быть наше отношение к двум возможным видам согрешающих людей: 1) согрешающим в нравственном отношении и 2) согрешающим против веры. К первым мы должны быть снисходительны и не осуждать их, потому что и наши души грешны, а через осуждение станут еще грешнее. Сама Церковь великодушно терпит и врачует таких грешников, ожидая их раскаяния и исправления. К такому виду грешников относятся слова Господни, что необходимо всегда им прощать, как только покаются, и не только до семи раз на день, но до седмижды семидесяти раз (см.: Мф. 18, 21–22; ср.: Лк. 17, 4).
Но по отношению ко вторым нам заповедано оставить снисходительность и быть крайне бдительными, критичными и непримиримыми. Св. апостол Павел, учащий нас ни в коем случае не судить своих ближних за их нравственные слабости, не презирать их, но с любовью их покрывать (ср.: 1 Кор. 13, 3–7), сразу становится очень строгим, как только встает вопрос о согрешающих против чистоты веры. Отечески заботливый к немощным (ср.: 1 Сол. 2, 7–8) и проповедующий теплые отношения к братии (ср.: Рим. 12, 10), он непримирим к еретикам: берегитесь псов, берегитесь злых делателей! (Флп. 3, 2). Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, а не по Христу (Кол. 2, 8).
Почему он настолько резок к лжеучителям? Потому что, безспорно, лжеучения – это отрава для душ, и принятие их и снисходительное к ним отношение ведет к вечной погибели. Нравственные немощи могут послужить для смирения человека и для привлечения его ко спасению в Господе через надлежащее покаяние. А ересь однозначно погубит. Нигде в Священном Писании не встречаем указания, что мы можем прощать грехи против Богом заповеданной веры, но безчисленное количество раз – как мы должны прощать должникам нашим по человеческой немощи. Прегрешающие против Православной веры повинны непосредственно против Бога, а не против человеков. Они хулят богооткровенную Истину, а не обыкновенные человеческие мнения. Поэтому и сказано: еретика, после первого и второго вразумления, отвращайся (Тит. 3, 10). Сама Святая Церковь, эта заботливейшая Мать о своих грешных чадах, крайне строга к еретикам. Когда еретики, держащиеся каких-либо ересей, не приносят православным вреда, тогда не судят их святые и преподобные отцы наши. Когда же видят они, что неверные и еретики намерены обольщать православных, то осуждают их. Так же должны и мы поступать. (Преп. Иосиф Волоцкий. Об осуждении еретиков) После неоднократных призывов к вразумлению и покаянию, при отказе покаяться с их стороны, она отлучает их от общения с собой как невменяемых и упрямых развратителей Божественных истин. Нравственно согрешающие продолжают оставаться в ее лоне – хотя и будучи тяжко больны могут оставаться ее членами, даже если и были таковыми (ср.: 1 Ин. 2, 19). Они не принадлежат уже к ее благодатному телу, поскольку отделились от Истины, т.е. от Бога, Который есть Сама Истина (ср.: Иер. 10, 10; Ин. 8, 44), и прилепились ко лжи, т.е. к диаволу, названному лжецом и отцом лжи (см.: Ин. 8, 44). Как не может быть ничего общего между светом и тьмой, так не может быть и никакого церковного, молитвенного и общения в Таинствах веры между православным христианином и еретиком. Потому что первый, хотя и грешен, от всего сердца обнял богооткровенные догматы, смирился перед ними, живет и спасается с ними, тогда как второй – гордый поклонник своих заблуждений, но только через них он погибнет.
Архимандрит Серафим (АЛЕКСИЕВ) Перевод с болгарского Анны САМСОНОВОЙ
|
Братья и Сестры во Христе! ПравЗнаковцы!
Вот уже несколько дней наблюдаю на сайте сложившуюся обстановку взаимоотношений с пользователем Владиславом Александровичем и скажу честно, она очень мне не нравится…
Если-бы ситуация касалась-бы меня лично, то я бы промолчал, смирился-бы, склонил голову, к чему призывают некоторые пользователи. Но в данной ситуации речь идет уже о другом. Поведение Владислава оскорбительно для нашей с Вами веры. В таких ситуациях молчать нельзя. Нужно исполнять свой долг христианина, свидетельствовать о Христе и стоять за чистоту догматов веры.
Свт. Игнатий Антиохийский некогда сказал: „ Если кто-то не говорит об Иисусе Христе, то он, по мне, столп и гроб мертвых”. Страшно подумать, что сказал бы он о многих современных христианах, которые способны часами говорить о своей вере, не упоминая имени Христа, не свидетельствуя о Нем в этом лукавом и падшем мире. Вера наша не пустяк, святые отцы свидетельствовали о ней своей жизнью, многие пролили кровь свою, защищая имя Христа.
Нельзя молчать, когда унижают нашу веру, когда иронически и с насмешкой говорят о вещах, которые для нас являются святыми. Священномученик Филипп, митр. Московский писал: „Где нет верности правде Христовой, там напрасно и хранение чистоты веры.” Какую веру мы исповедуем, если разрешаем кому-то смеяться над нашей верой?! Владислав специально выбрал способ своей „миссионерской деятельности” через Вопросник, где нет возможности дебатов и дискуссий. Ему неоднократно предлагали, чтобы он свои „вопросы” задавал в группе „Вопросы на любые темы” или просто вел свой собственный дневник, но он продолжает провокационную работу через вопросник, а некоторые, под видом ложного смирения и ложной любви и толерантности, молчат, этим дав ему повод еще глубже пасть в свои заблуждения. Какая-же это любовь?! Разве любовь может видеть и позволить, чтобы надругались над Христом и Верой Православной?! Или разве любовь имеет право закрывать глаза на духовную гибель другого человека?! Это не любовь, а лицемерие, это заблуждение, это грех, в котором нужно каяться. Как можно молчать, когда кто-то сознательно считает, что Христианство не достойно уважения?! Как можно молчать, когда на православном сайте пишет он о Кабалле – сатанизме?! Как можно молчать, когда он унижает нашу веру и смеется над нашими традициями?! О какой любви Вы говорите, те, кои его так защищаете?! Напрасно исповедание нашей веры, тщетна вера наша, сколь бы православной она ни была, если мы в жизни своей не готовы исповедовать Христа и не бояться стоять за Спасительную веру Православною!
Еще в конце 19-го века Архиепископ Никон Рождественский писал: ”В деле веры опасность нашего времени в том, что в сознании наших интеллигентов, даже верующих, считающих себя православными, все более и более тускнеет чистота догмата веры и все дело веры сводится к нравственным истинам. Святые отцы крепко стояли за чистоту догматов веры. Некоторые иноки говорили преподобному Агафону: «Мы слышали о тебе, что ты блудник и гордец?» Он отвечал: «Это правда». Они опять спрашивают его: «Ты, Агафон, пустослов и клеветник?» Он отвечал: «Да». И еще говорят: «Ты, Агафон, еретик»? Он отвечал: «Нет, я не еретик»! Тогда спросили его: «Скажи нам, почему ты на первые вопросы соглашался, а последнего не вынес»? Он ответил: «Первые пороки я признаю за собою, ибо это признание полезно душе моей, а быть еретиком — значит быть в отлучении от Бога, но быть отлученным от Бога я не хочу».
Я ничего не имею против человека, я не расист, не антисемит, воспринимаю каждого человека как Творение Божие, но, если вопрос касается Веры, когда начинает попираться Православие, тогда никто не заставит меня малодушествовать и пройти мимо. Давайте представим себе, если-бы Свт. Николай Угодник или Свт. Спиридон Тримифунтский на Соборах молчали ради ложной любви и смирения, то дошла-ли бы до нас полнота и чистота Веры Православной?
Верующие во Христа призваны быть свидетелями веры и покаяния.
В завершении хотелось-бы, чтобы мы, искупленные Кровью Господа нашего Иисуса Христа, омытые в купели Крещения и ставшие гроздями виноградной лозы Христовой, вспомнили слова Апостола Иоанна Богослова.
„Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист. Наблюдайте за собою, чтобы нам не потерять того, над чем мы трудились, но чтобы получить полную награду. Всякий, преступающий учение Христово и не пребывающий в нем, не имеет Бога; пребывающий в учении Христовом имеет и Отца и Сына. Кто приходит к вам и не приносит сего учения, того не принимайте в дом и не приветствуйте его. Ибо приветствующий его участвует в злых делах его.” (2 Иоанна 1: 7-11)
|
Переписка протестантов, принявших Православие
Мы предприняли интересное дело: он обратившись через Интернет к западным людям, перешедшим в Православие, с просьбой рассказать об их обращении. Пришло много ответов, из которых можно составить хорошую книгу. Мы публикуем некоторые из них. Читатель увидит, что авторы писем — серьезные, образованные люди. Принятие Православия у каждого из них глубоко продумано и сильно аргументировано. Эти зрелые обращения в Православие не похожи на обратные явления в России (уход в инославие и секты), обусловленные деньгами, обманом, рекламой, всякого рода трюкачеством «культурных» миссионеров с Запада и Востока или собственных новоявленных «пророков» и «мессий». Поэтому мы имеем по Божией милости надежду и упование на неспешное, но глубокое распространение Православия в западном мире и, вместе, на прозрение многих русских на следующем историческом витке. *** 16 января 1995 года. — Мне пришла в голову мысль попросить вас написать и прислать мне историю вашего перехода в Православие... У нашей общины есть маленькая типография, и мы могли бы перевести и опубликовать такие истории. Я могу послать их в некоторые православные газеты и журналы. Ваш опыт может пригодиться. Интересующие вопросы: 1. Что привлекло вас в Православии в первую очередь. 2. Что привело вас к решению воспринять Православие. 3. Чего вам не хватало в вашей прежней религии. 4. В чем основное различие между Православием и ересью с вашей точки зрения. 5. Что нашли вы полезного вашей душе в Православной Церкви. 6. Какие книги в первую очередь познакомили вас с Православием. Благослови, отче! Благодарю Вас за приглашение поделиться опытом прихода в Православную Церковь. Я рассказывала мою историю (устно) и кратко, и подробнее — если Вы хотели бы узнать больше деталей, чем в этом отчете, пожалуйста, дайте мне знать. Я была воспитана в строгой лютеранской семье. Мы ходили в церковь каждое воскресенье, невзирая на дождь, снег, слякоть или град — не пустяк для семьи с шестью маленькими детьми. Мы всегда посещали богослужение в среду во время поста, так же как и на Святой неделе, и совершали богослужение на дому ежедневно в Рождественский пост. Такое воспитание приучило меня всегда посещать церковь и верить в Христа и в Библию. В возрасте двенадцати лет я начала посещать обязательные трехгодичные курсы подготовки к конфирмации. Около 13 лет от роду я начала осознавать недостатки моей духовной жизни, которые не удавалось устранить. Моя молитвенная жизнь состояла из повторения одних и тех же коротких молитв перед отходом ко сну, которые я выучила еще дошкольницей («И ныне отходя ко сну...») — ничего большего. Мои пороки и грехи, которые я только-только начинала осознавать, не исправлялись, и я не знала, что с этим поделать. Это осознание грехов было еще вполне туманным, так как у меня не было руководства к жизни во Христе. Все казалось таким поверхностным, такой фальшивой личиной. Я верила в реальность Христа, но эта вера не помогала справляться с моими личными проблемами. Я пыталась понять, что со мной "не то". Я мучилась, но боялась говорить об этом с кем бы то ни было. Желая уйти от этих сомнений, в возрасте 15 лет я погрузилась с головой в деятельность церковной общины — пела в двух хорах, была ответственным лицом в юношеской группе, являлась членом церковного комитета. Тем не менее мои личные проблемы не разрешались. Поступив в университет в возрасте 18 лет я продолжала, как и полагается, ходить регулярно в церковь. Я также начала свои духовные поиски вне лютеранской церкви, пытаясь найти подлинную веру.
В северном Висконсине есть один бывший последователь индуизма, который утверждает, что обратился в христианство после того, как Господь Иисус Христос явился ему и учил его. Я была приглашена на некоторые из его молитвенных встреч, которые не были ни на что похожи. Центром всей службы был лидер (брат Рама Бахера), служба была похожа на богослужение пятидесятников или «Собрания Бога». У этого человека были способности творить чудеса (исцелять, предсказывать будущее и т.д.), его последователи видели в нем пророка. Так как это была моя первая встреча с пламенной верой, которая определяла весь стиль жизни ее последователей, я была очень захвачена всем этим. Я также была под впечатлением пророческих способностей брата Рамы. Тем не менее Господь милосерд, и я перестала посещать эти собрания, так как заметила, что остаюсь все той же, но более "религиозной", а группа слишком ориентирована на брата Раму. Около шести месяцев я вообще не посещала богослужений, просто оставаясь дома по воскресеньям, читая Библию. Наконец я начала посещать церковь «Собрание Бога» и обратилась с просьбой о крещении через троекратное погружение к пастору, так как пришла к выводу, что погружение необходимо и должно состояться непременно, если мы решаем следовать за Христом. (Конечно, теперь я понимаю, как важно детям приобщаться Святых Тайн).
В следующем году, когда мне было двадцать, я на год поехала в Германию учиться. Я посещала обычную церковь «Собрания Бога», пока один друг не пригласил меня на вечерню в местной православной церкви. Эта община была необычной, так как служба велась на немецком языке, в то время как в других православных церквах города использовался румынский или греческий. Как бы то ни было, в субботу вечером в начале поста я пошла к вечерне. Эта ночь изменила меня. Служба наполнила меня благоговейным трепетом (хотя она проходила в очень пустом, плохо обставленном здании). И я поняла, что это была Церковь, которую я искала. У меня не было книг, поэтому моя катехизация проходила на службах в церкви и в неформальных беседах со священником. Я посещала эту церковь около шести месяцев и перешла в Православие через миропомазание перед возвращением в США.
Наконец я была на пути к тому, чтобы стать подлинным человеком — христианкой. Я никогда не испытывала такой радости, не осознавала так ясно свои грехи. Теперь мне помогают богослужения в Церкви и приобщение Святых Тайн. Если будет на то воля Господня, когда-нибудь я действительно научусь покаянию и любить Господа всей душой, сердцем, помышлением и крепостию моей. Господь изменил меня за 11 лет, прошедших с тех пор, как я стала православной, и я знаю, что без благодати Церкви для моей души невозможно спасение. Слава Иисусу Христу! Слава во веки веков! Ваша смиренная дочь во Христе Анна.
***
5 ноября 1996 года. Дорогой батюшка Максим!
Большое спасибо за письмо . Я даю краткие ответы на Ваши вопросы. Может быть, позже я смогу ответить более обстоятельно. Что же я нашел в Православии? Истинное богопочитание в благоговении и красоте и духовную традицию молитвы, которая может поддержать меня в жизненных битвах. А также любящих прихожан и православных братьев и сестер в России, Румынии, Америке и на Кипре. Основные отличия от других религий. Я отвечу по отношению к протестантизму, так как я принадлежал к Голландской Реформаторской церкви. Первое, что поразило меня в православной литургии — это сознание, если можно так выразиться, встречи лицом к лицу с Богом в молитве и поклонении вместо того, чтобы соприкасаться все время с личностью протестантского священника (личность его может быть весьма привлекательна, но это не может быть причиной посещения храма). Тот факт, что православный священник большую часть службы обращен лицом в ту же сторону, что и его прихожане, очень помогает осознанию того, что мы устремляемся взором прочь от себя, созерцая славу Господа в лице Христа, и что мы меняемся в образ Христов, делая это. И только в этой встрече и поклонении славе Господа я могу измениться. Я также был поражен тем, какое дерзновенное ударение делается на Троическом богословии, на бесконечном ликовании в размышлениях о Святой Троице в церковных песнопениях. В протестантских кругах очень редко можно услышать размышления о Святой Троице, хотя этот догмат, конечно, принимается (во всяком случае, в Голландской Реформаторской церкви, но я не думаю, что там много глубины или действительного понимания этого догмата). Так как православные песнопения — это богословские и доксологические поэмы, сущностное содержание веры намного лучше сохраняется — в Реформаторских кругах так много оставляется на усмотрение священника (какую часть Писания читать, какие гимны петь, каким будет содержание молитв), что вы неизменно сталкиваетесь с личной верой священника, а не с верой Церкви во всей ее глубине и полноте. В конце концов это может привести к реальным потерям, так как отсутствует «встроенная корректива». Я был также поражен тем, что Православная Церковь не боится быть требовательной, веря, что аскеза необходима для возрастания во Христе. Я происхожу из среды, где сидят большую часть богослужения, и где пост не является частью общей картины. Я пришел к сознанию, что физическое усилие при стоянии на службе вовсе не тяжелая необходимость, а единственный способ (не считая коленопреклоненных молитв) участвовать телесно в литургии и что пост — необходимое приготовление к церковным праздникам. Я ценю то, что Православная Церковь не пытается угодить нашему природному инстинкту комфорта, покоя и развлечений, но готова идти против господствующей культуры. Мы настолько больше получаем от Господа взамен.
Акцент на телесную аскезу ведет к следующему моменту — к акценту на освящение материального мира, в противовес протестантской тенденции уравнивать духовное с умственным (развоплощенным словом). Я думаю, именно поэтому протестанты не почитают святых, действительное присутствие Христа в хлебе и вине, святые места, святые мощи и даже Священное Предание. Поэтому же они не могут постигнуть свидетельствующего Креста или исполненной святой благодати иконы. В Голландской Реформаторской церкви существует тенденция уравнивать благодать и милосердие (эти понятия в африкаанс (язык буров ЮАР. — Ред.) выражаются одним словом), так что благодать рассматривается только как милосердие Божие (Он милостив не по нашим заслугам), но очень редко как дающий силы преображающий дар. (Я думаю, оба эти смысла можно обнаружить в Писании, но предполагаю, что последний преобладает.) Вследствие того, что в протестантизме мало места святым, там также мало действительного почитания Богоматери. Из-за акцента на незаслуженное милосердие Божие там редко придается должное значение Ее утвердительному ответу в Благовещении, Ее со-трудничеству. Следовательно, едва ли присутствует сознание постоянного участия святых в нашей жизни, как со-трудников Божиих, которые наставляют нас и молятся за нас.
Какая мысль послужила толчком для перехода в православную веру? Простая мысль после нескольких лет посещения служб, что я не могу уже уйти, что я нашел то, что искал. Я посещал протестантскую семинарию много лет, но никогда не был в сердце своем кальвинистом. Откуда узнал я впервые о Православии? О нем немного говорилось в семинарии, и я читал книги об иконах, обучаясь в ней. Я даже пытался писать иконы в то время. Мои первые книги о Православии ? Книга Успенского о значении икон, книги епископа Каллиста (Уэра) («Православная Церковь и православный путь»), «Путь пилигрима», биографии блаженного Иоанна Чудотворца, св. Тихона Задонского и св. Серафима. Что я могу сказать русским, переходящим в протестантизм? Ну, если уроженец ЮАР, говорящий на африкаанс, может стать православным, может случиться и противоположное, как мне кажется. Быть русским не обязательно значит быть православным. Православие — это не русская вера. Православие — это вселенская вера. Русским досталось особое счастье получить эту веру так давно и усвоить ее с такой большой любовью и преданностью. Так много богоисполненных жизней протекло на русской земле. Я думаю, что надо тщательно все обдумать, прежде чем оставить православную веру. Можно быть христианином, будучи протестантом, и есть множество протестантских святых, но я счастлив, обретя полноту веры в Православной Церкви. Протестантизм был реакцией на определенные проблемы Западной Церкви в определенные период, и я думаю, что эта реакция была чрезмерной. В нем много хорошего, но есть также несомненные недостатки и проблемы.
Краткая автобиография: Родился 10 сентября 1959 года в Селленбохе, рядом с Кейптауном, Южная Африка. В настоящее время — преподаватель латыни (и иногда греческого), живу в Иоганнесбурге, работаю в Претории. Ваш Кобус Ван дер Рит.
26 января 1995 года. Брат Максим, это очень поздний ответ на Ваше послание, запрашивающее информацию от бывших протестантов, перешедших в Православие. Я был ранее баптистом, методистом и членом "Церкви Христа". Я переходил от одной общины к другой, потому что, как может свидетельствовать любой протестант, любая из них также хороша (или плоха) как и другие. Я женился на православной (с русскими предками) девушке, и моя теща заявила мне, что наши дети будут непременно крещеными православными. Я решил выяснить, во что я "впутался", так как практически ничего не знал о Церкви. Мы посещали церковь православной миссии в штате Индиана. Что привлекло меня. Впервые за все время посещения богослужений в моей жизни я действительно почувствовал присутствие Божие. В протестантских церквах Бог — это идея. В Православной Церкви Бога можно услышать, увидеть, обонять, осязать и вкусить. Я перешел в Православие, потому что для меня это было исполнено смысла. Церковь могла ответить на вопросы о Боге и мире, которые были у меня. Теперь, по мере того как моя вера понемногу становится глубже, мне уже не надо задавать вопросы, я знаю, что Богу известны ответы — и этого мне достаточно.
Вскоре после того, как я перешел в Православие, мне пришлось уехать на несколько недель. Во время моего отсутствия я посетил службу баптистов пятидесятников, так как поблизости не было православных храмов. Служба показалась мне бесплодной и фальшивой. Я не чувствовал присутствия Божия. Возвратясь домой и присутствуя на Литургии, я воистину почувствовал, что я опять в родном доме. Большинство протестантских религий обладает частицами Истины, различные церкви обладают различными частицами ее. В ответ на добавления, сделанные католической церковью, они зашли слишком далеко в противоположном направлении и выкинули много хорошего. Только Святая Православная Церковь обладает полнотой Божественной Истины, полнотой апостольской традиции. Самая большая ложь протестантов — утверждение, что спасение — это одномоментное событие. «Теперь я спасен». У них нет Предания, которое бы служило «хребтом» веры, и вы прекрасно можете верить, как вам вздумается. Православие учит нас любить Бога не из-за того, что Он сделал для нас или что Он может совершить для нас, но потому, что любовь к Богу — смысл нашего существования. Книги, которые помогли мне в моем пути к Православию: Библия, «Православная Церковь» епископа Каллиста (Уэра), «Путь пилигрима», «Начало молитвы» епископа Блума. Я молюсь, чтобы эта информация была Вам полезной в деле оберегания бесценного сокровища Русской Православной Церкви от нашествия "крестоносцев" с запада. Ваш во Христе грешный чтец Герман (Марк).
***
16 января 1995 года. Брат Максим, я прочитала Ваше обращение к западным читателям Православного листка и захотела ответить, так как я поддерживаю Ваши усилия по укреплению Православия в России. Я еще не православная. В настоящее время я католичка (хотя серьезно обдумываю возможность перехода в Православие), поэтому я не думаю, что Вы захотите опубликовать то, что я хочу сказать, так как я пока не православная. Тем не менее я могу ответить на некоторые из Ваших вопросов. В Православии меня привлекает то, что оно очевидно является самой чистой формой апостольской традиции и прямо восходит к древним отцам Церкви. Моя собственная религия, католицизм, хотя и имеет апостольские корни, накопила и некоторые неапостольские проблемы за время своего существования. Что я действительно хотела сказать Вам, — это то, что кроме обращения с призывами к нам, жителям Западного мира, я думаю, Вы не ошибетесь, если будете напоминать Вашему народу о богатстве русского свидетельства о Православии. Насколько я понимаю, православные по существу своему писатели были в немилости у коммунистического режима. Вероятно, на Западе лучше знакомы с Достоевским и с Солженицыным, чем многие люди у вас. Писатель, познакомивший меня с Православием, — Федор Михайлович Достоевский. И для многих ищущих, я думаю, хорошим началом могут быть "Братья Карамазовы" (хотя это и очень длинная книга). Легенда о Великом Инквизиторе в "Братьях Карамазовых" определяет некоторые из различий между католицизмом и Православием XIX века (хотя, благодарение Богу, католицизм отрекся от некоторых из ошибок, о которых свидетельствовал Достоевский). В добавление к этому, главы о "жизни и учении старца Зосимы" блестяще демонстрируют призыв православного христианства к любви, стремящейся к абсолютной любви Христа. Надеюсь, что мое понимание Достоевского, как православного по преимуществу писателя, не является неправильным. Другая хорошая книга — "За жизнь мира" о. Александра Шмемана (о таинствах в Православии). Я использовала ее, когда писала мою диссертацию по Достоевскому. Как бы то ни было, я желаю Вам всего доброго. Я отослала некоторые материалы о нашествии протестантов-евангелистов на Россию (с православной точки зрения) в евангелистский информационный центр. Надеюсь, что они примут во внимание православный взгляд на эти события, хотя эта надежда навряд ли сбудется. Да благословит Господь Ваши труды для Православной Церкви в России. Синди Коллинз. *** 2 января 1995 года. Брат Максим, метод обращения в протестантизм с помощью шоколада или конфет стар. Баптистская церковь, находящаяся за домом, в котором я вырос, в Огайо, приглашала детей посетить воскресную школу, обещая бесплатно лимонад и печенье. Моего друга, живущего по соседству, быстро «обратили». Протестанты, баптисты или пятидесятники верят, что христианином можно стать, всего лишь произнеся: «Я верю, что Иисус умер за мои грехи и является моим личным Спасителем и Господом». Для них это самое важное, более важное, чем крещение или молитва. Как только «примешь Иисуса в сердце своем», ты «спасен», тебе гарантировано Царствие Небесное, когда умрешь. Как вновь обращенный, ты должен только обращать таким же образом других. Очень часто нет ясного представления о том, как труден путь христианина или что вновь обращенных надо наставлять и окормлять. Эти «шоколадные протестанты» могут потерять столько же последователей, сколько обратят, так как, весьма вероятно, не будут заботиться о них далее.
Один мой православный друг в Чикаго слушал «христианскую» радиостанцию и услышал, как один «миссионер», проповедующий в России, сказал следующее: «Наиболее трудно обратить в России православных, так как они уже считают себя христианами». Эти люди верят, что православные — идолопоклонники и идут прямиком в ад после смерти, так как не рассматривают Иисуса «как личного Господа и Спасителя». Баптисты и пятидесятники полагают, что нужно молиться только Иисусу, но не Деве Марии или святым, так как лишь Иисус может спасти вас. Наилучший ответ на это: если у вас есть люди и время (чего, по всей вероятности, у вас нет), пошлите хороших православных христиан, знающих Библию, для беседы с этими "шоколадными христианами" и постарайтесь показать им, из Библии, что православные — истинные христиане и та самая Церковь, которая основана в Новом Завете. Если эти протестанты знают хорошо Библию, им это может не понравиться, но они не смогут это проигнорировать. И некоторые могут даже принять Православие. Это случалось с ними и раньше. Многие из них просто невежественны. Когда им показывают истину Православия, они раскаиваются в своем протестантизме и становятся убежденными православными христианами.
Если нет возможности диалога с протестантами, у вас должны быть люди для воспитания детей и членов Церкви на Библии и православных истинах, так, чтобы их нелегко было сбить с пути. Протестанты знакомят своих детей с Библией очень рано, и это то, что православным тоже следует делать. Обучайте их простым вещам, когда они малы и отложите сложное богословие на более поздний возраст. Если им будут известны простые истины о смерти Христа и Его воскресении и о том, почему мы молимся Божией Матери и святым и почему мы верим в то, что Причастие — Тело и Кровь Христа, гораздо менее вероятно, что они примкнут к протестантам. Баптисты и пятидесятники — мастера обучения своей вере в простой и доступной форме. Именно поэтому они привлекают детей и необразованных людей. Но православные истины, если им обучать соответствующим образом, также могут быть понятны детям и малообразованным, как и зрелым и образованным. Подрастая, дети узнают, что усвоенные ими ранее простые вещи имеют значительно более глубокий смысл и значение. Чем больше узнаешь о Православии и путях Господних, тем больше осознаешь, что это достаточно просто для детского понимания и одновременно значительно глубже и сложнее, чем величайшие богословы могут понять. Напротив, истинная причина способности "шоколадных протестантов" объяснить свои верования так доступно детям в том, что их верования упрощены. Образованные, умные взрослые протестанты часто становятся неверующими, так как их мирские познания значительно глубже, чем их знание христианства. Учение "шоколадных протестантов" никогда не идет дальше 1-го класса. Они питают и детей, и взрослых одним и тем же молоком. Православные воспитывают детей на молоке, но дают им и мясо, когда они в состоянии его усвоить. Таким образом, питайте ваших детей православным молоком, чтобы они не возжелали безвкусного и тощего протестантского молока. И тогда они смогут отведать и мяса на пиру Православия, когда вырастут, и не собьются с пути. Во Христе, Стив, американец, обращенный из протестантизма.
http://www.librarium.orthodoxy.ru/pppp.htm
|
Христианство как радостьМногие заблуждаются, считая, что Церковь — это строгое и замкнутое общество. Они думают: там нет радости, а лишь постоянный покаянный плач... Но это далеко не так. Христианство — это самый правильный синоним слова «радость». Ведь суть Церкви заключается в Пасхе Господней, которая является истинной радостью и весельем! Вера Христова — это, прежде всего, благая, или, иначе говоря, радостная весть каждому человеку. Да, христианство — это призыв к покаянию. Но этот призыв основывается не на провозглашении кары грешникам, а на возвещении благодати и любви Божией к человеку. Не страх, а радость и оптимизм несет Церковь Христова в полный горя и отчаяния мир. В чем же коренится и на чем основывается эта радость? Почему именно радость является основным чувством христианской веры? Ответ на эти вопросы многогранен, но, в конечном итоге, всё сводится ко Христу — Богу и Человеку. Не может не радовать человека то, что его перспектива — не просто земное богатство и слава, а, как замечательно это определили Святые Отцы, обожение. После того, как Бог стал Человеком, человек также может обожиться, соединиться с Богом — Источником всех мыслимых совершенств и радости. Человек, приближаясь к Богу, преодолевает все ограничения и условности законов природы. Подтверждение тому — чудеса Христа и святых. Уже в этом мире даже тот, кто только стал на путь духовного роста, может свидетельствовать, что молитва возносит человека над миром, особенно, если эта молитва — Евхаристическая, соединенная с принятием Христовых Тела и Крови. Радость христианская — не только надежда на загробное воздаяние. Мы имеем возможность приобщаться радости Царствия Божия в нашей земной жизни. Это и есть благая весть Христовой Церкви! Радость единства с Богом рождает и другое чувство — радость единства с другими людьми, которые в Боге из «чужих» становятся нам родными — братьями и сестрами во Христе. Часто можно слышать рассуждения о том, что человеку для того, чтобы быть с Богом, вовсе не обязательна Церковь. Говорят: «главное — чтобы Бог был в душе». Но ведь Господь призывает к себе не одиночек, а все человечество. Только вместе, уча и помогая друг другу, участвуя в жизни ближних и раскрывая себя такому участию, мы можем приближаться ко Христу. Наше церковное молитвенное единство друг с другом являет собой и единство Богочеловеческое. Замечательно об этом сказал протопресвитер Александр Шмеман: «Сохраняющий свою “индивидуальность” и “свободу” не знает, не нашел тайны Церкви, он не участвует в таинстве собрания, в этом чуде воссоединения раздробленной и греховной природы человеческой в богочеловеческое единство Иисуса Христа». Однако же главным основанием христианской радости является Светлое Христово Воскресение — Пасха. Радость всему миру возсияла через Крест Христов и Его Славное Воскресение. Прекрасно об этом сказано в одном из церковных гимнов: «Воскресшего в третий день воспоем, как Бога всемогущего, и врата ада сокрушившего, и всех от века из гроба воздвигшего, мироносицам явившегося, как Сам благоволил, им первым “радуйтесь” сказав, и апостолам радость провозгласив, как единый Податель Жизни. Потому жены с верою ученикам знамения победы возвещают, и стонет ад, и смерть рыдает, мир же веселится, и все вместе радуются: ибо Ты, Христе, всем даровал Воскресение». Христовым Воскресением был побежден самый страшный враг человека — смерть. Вслед за Христом обретем жизнь и мы! Воскресший Христос становится Жизнью каждого из нас. А чувствовать и переживать это — не есть ли высшая радость, «радость совершенная»? Стоит вглядеться в сияющий этой неземной радостью лик преподобного Серафима Саровского, встречавшего всех ликующим приветствием: «Христос Воскресе!» — и сразу почувствуешь эту совершенную христианскую радость. И кто не видит и не переживает этого в христианстве, тот и не поймет сути церковной жизни: Христос Воскрес, Он — здесь, рядом, дает осязать Себя, дает вкушать Себя, от Него любовью горит сердце. Наши размышления о сути христианской радости хотелось бы завершить прекрасными словами святителя Василия Великого: «Сколько Божиею великодаровитостью дано нам поводов разумно радоваться! Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу Создавшего, имеем и разум, и слово, которые составляют совершенство нашей природы, и которыми познали мы Бога. Тщательно же изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о всем промысл и Божию премудрость. Мы можем различать доброе и худое; самою природою научены избирать полезное и отвращаться вредного. Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства. А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, царство на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное». Иерей Георгий Рой, кандидат богословия
|
ХРИСТИАНСКАЯ ЖИЗНЬ И ЦИВИЛИЗАЦИЯБольшая смертность до революции приближала к Богу, смерть близких, и нередко детей, говорила о близости смерти каждому человеку. Современная медицина отодвигает от человека смерть, отсутствие близости смерти — удаляет человека от Бога.
Духовная битва на земле происходит в душе каждого человека, в которой ставка — вечная жизнь человека, единственный путь победы — жизнь во Христе, в Церкви.
Современный мир свидетельствует об активизации сил противных Христу, общество формируется по законам не предусматривающим места для Христа в его жизни, и все отчетливее просматривается образ антихриста, жизнь и вера без Христа, а если и имя Христа используется, то в том смысле, который нужен человеку, а не каким Христос есть, веру в Которого и учение хранит Святая Церковь вот уже 2000 лет. Этому способствует большое количество сект, которые подменяют Истину о Христе своим учением, уводящим человека на ложный путь чувствительности, освещающийся не Светом Христовым, а антихристовой гордостью эгоцентризма учителя; политика, направленная на разрушение связи народа со своими многовековыми духовными корнями святоотеческого наследия, дающему человеку и всему обществу живительные силы для новой жизни во Христе, и в то же время насаждающая новое религиозное сознание, где стираются грани между истиной и ложью, добродетелью и беззаконием, нравственностью и греховной вседозволенностью, уничтожается Богом данное человеком чувство греха, сознание своей греховности, понятие стыда и закладывается духовный фундамент для будущей всеобщей апостасии и царства антихриста.
Основным проводником этого в современном обществе является "красивый" мир телевидения, который разлагающе проникает в самые сокровенное и святое человека — его душу, пленяя ее и увлекая в смертоносные глубины бездуховности и богооставленности. Телевидение является распространителем псевдокультуры с ее демонической рок музыкой и культом насилия, крови, греховных вожделений человеческого тела, пропагандой современного удобства жизни, в центре которого стоит удовлетворение греховных потребностей плоти и развлечений и западного образа жизни, приводящего к забвению Бога и мешающего сосредоточиться на духовных вопросах жизни. (Дизнелэнд — духовный ГУЛАГ)
Современный человек, духовно опустошенный и пребывающий в тисках политических и экономических страстей и социальных проблем, ожидает Христа как своего избавителя от проблем, а не Спасителя, делающего его избранным сосудом Духа Святого и сонаследником вечной жизни.
Человек, несмотря что является высшим творением, не должен думать о себе высоко, не должен оправдывать свои слабости и пороки, он должен стараться видеть себя таким, каким он есть на самом деле.
Христианин, совершая спасение, должен иметь и терпение, и рвение. Ключом к стяжанию рвения является молитва, которая помогает бороться с подступающим со всех сторон материализмом.
Согласно св. Иоанна Кассийского, православный христианин должен идти царским путем, не уклоняясь ни в компромисс, ни в сверхправильность.
Нравственность происходит от древнерусского норов — характер, характер подразумевает больше чем только внешнее поведение, оно предусматривает и внутренний уклад человека.
|
|
|