В тот день, когда отцу Порфирию предстояло оперировать катаракту на глазе, одна девушка, духовное чадо Старца, взяла с собой других девушек, и они пошли в лес. Там они проливая потоки слез молились об исцелении своего Старца.
Спустя какое-то время, старец Порфирий позвал ее к себе и спросил: «Почему ты собираешь девушек и вы плачете обо мне в лесу?». «Потому что, Геронда, - ответила она, - мы хотим чтобы вы исцелились». И что же ей ответил Геронда? «Молитесь о том, чтобы я стал хорошим, а не о том, чтобы мне было хорошо» - таковы были его слова.
|
Не молитесь о своем здоровье. Не просите: "Господи, сделай меня здоровым". Нет! Но: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя" - бескорыстно, с любовью, не ожидая ничего. Господи, чего хочет Твоя любовь... Только так действуйте отныне и впредь, любя Христа и своих братьев. Возлюбите Христа, станьте святыми. Отдайтесь дружбе со Христом, лишь Его любви, лишь Божественной любви.
|
«Вполне отдайтесь Богу! Киньтесь в спасительную бездну веры, как бы в море - с утеса! Людей - оставьте в стороне, как орудия Промысла...».
«Кто не приучится к частой молитве, тот никогда не получит непрестанной. Непрестанная молитва – дар Божий, даруемый Богом испытанному в верности рабу и служителю Его».
«Выпало ли тебе кратчайшее свободное время? Не убей его в праздности! Не убей его, употребив на какое-либо несбыточное и пустейшее мечтание, на какое-нибудь суетное, ничтожное занятие! Употреби его для упражнения молитвою Иисусовою».
«Отклоняй от себя все воспоминания, самые важнейшие, приходящие к тебе во время молитвы – пренебрегай ими».
«Займемся молитвою Иисусовою бескорыстно, с простотою и прямотою намерения, с целью покаяния, с верою в Бога, с совершенною преданностью воле Божией, с упованием на премудрость, благость, всемогущество этой святой воли…».
«Моление молитвою Иисусовою – есть установление Божественное. Установлено оно … Самим Сыном Божиим и Богом».
«Призываемый сердечною молитвою Христос ниспосылает в сердце духовную силу, называемую миром Христовым, непостижимую умом, невыразимую словом, непостижимо постигаемую одним блаженным опытом».
«Положись в молитвенном подвиге твоем вполне на Бога, без Которого невозможно и малейшее преуспеяние».
«Во всех подвигах, в особенности же, в молитве, требуется постоянство и терпение».
|
"Если кто неласково нас принял, ему о сем и забота, не сделал ли неправды, а нам только приобретение, - случай к терпению и смирению".
"Видя помощь Божию, благодарите милующего Бога и утверждайтесь в вере".
"Надобно о ближних думать как можно лучше, а о себе как можно ниже: тогда может человек быть спокоен".
"Желаю лучше думать, что все люди добрые, но неверно понимают друг друга".
"…в искушении человеческом унывать не должно: верен Бог сотворить избавление".
"…судьбы Господни неисповедимы, но всегда премудры и благи, и… в смиренном послушании оным всегда можно найти подкрепление к перенесению скорбного посещения".
"В уповании на Бога понесем трудности и сохраним наш мир, хотя бы не встречали его со стороны других. Ибо речено: с ненавидящими мира бех мирен".
"Не должно сердиться, что другие делают несогласное с нашим убеждением. Должно делать справедливое и полезное по совести и полагать дело в руки Провидения".
"Помолимся, да благословит Господь и слово и молчание; да не будет ни слово праздно, ни молчание бессловесно".
"Только на истине и правде можно основать спокойствие себе и другим".
|
«Помыслы гордыни приходят молниеносно – это старая уловка диавола. А ты примени другую уловку – постоянно возделывай смиренные помыслы, чтобы обогнать его».
«Нужно внимательно следить, чтобы дарования, которые нам дал Бог, не присваивать себе. Нужно благодарить Бога и переживать, как бы не оказаться недостойными таких дарований».
«Когда человек осуждает и не смотрит на вещи духовно, то лишается духовных сил».
«Когда человек осуждает, отгоняет от себя благодать Божию, становится беззащитным и потому не может исправиться».
«Как только в нас поселяется помысел, что другой человек ниже нас, мы закрываем себя для помощи Божией». «Любовь неотделима от смирения. В любви ты находишь смирение и в смирении находишь любовь».
«Чтобы любовь возрастала, нужно ее отдавать. Человек, который не отдает даже ту немногую любовь, что у него есть, словно держит в руке горсть семян и не хочет их посеять».
|
«Чтобы наша любовь была подлинной, мы должны ее очистить, удалить свое «я» из нашей любви. И когда все удаляют свое «я» из своей любви, тогда каждый в другом и все объединены одной любовью Христовой».
«Ко всему относись духовно, с верой и доверием к Богу. Думай о том, что ты в руках Божиих, и если что-то происходит не так, как ты хочешь и желаешь, принимай это с благодарностью».
«В сострадании сокрыта любовь такой силы, что она больше обычной любви. Если ты сострадаешь другому, то начинаешь любить его сильнее».
«Ты свои собственные планы поставляешь впереди планов Божиих, потому страдаешь. Доверием Богу и смирением решаются все проблемы».
«Нужно полностью довериться Богу и на каждое испытание смотреть как на дар, посланный любовью Божией».
|
Василий Бажанов (протопресвитер)
В стенах обители святой, Под кровом келии убогой, Спасался старец жизни строгой, Каких не много под луной. В посте, в молитве непрестанной Он дни и ночи провождал. И безмятежно смерти ждал, Как гостьи милой и желанной.
Хотя он скрылся от людей, Служить желая только Богу, - Но каждый знал к нему дорогу, Кто о душе радел своей.
И вот однажды, в вечер темный, Пришлец в одежде не простой, Печальный, бледный и худой Вошел в приют его укромный.
Он говорил: "От юных дней Я угнетен судьбой суровой. Отец! Я жажду жизни новой Вдали от мира и людей.
Прими меня в свою обитель, Твоей хочу я жизнью жить; И те ж труды переносить, Как ты, мой избранный учитель!"
"О, сын мой ! - старец возразил: Размысли прежде, путь тернистый Избрать небесный Ангел чистый Иль злобы дух тебе внушил?
Не верь минутному влеченью, Но прежде душу испытай: Готов ли ты навек "прощай" Сказать земному наслажденью?
Ты юн, еще в твоей груди Горит огонь земных стремлений; И много разных искушений Ты можешь встретить впереди.
Свой шаг обдумай совершенно, Земная жизнь так хороша, И от житейского душа Не отрешается мгновенно.
Враг злобен, много нужно сил, Чтоб победить в борьбе упорной; Не всяк монах, кто в рясе черной, Кто клобуком главу покрыл.
Размысли: в грубой власянице Найдешь ли мир душе своей, Иль будешь ты томиться в ней, Как узник запертый в темнице.
Спроси у сердца своего, И терпеливо жди ответа; Оно не бьется ли для света, Для грешных радостей его?
Лишь после долгих испытаний, Когда ты выйдешь из борьбы Со всей превратностью судьбы, Как властелин своих желаний;
Когда весь блеск и шум мирской Скользнет в душе, как звук случайный; Когда услышишь голос тайный: Теперь пора, ты не земной;
Тогда спеши под кров священный, Тебя как брата встречу я, И мирно жизнь пройдет твоя До дня кончины вожделенной.
Тут, гостя осенив крестом, Отшельник молвил : "до свиданья", И с миром, полным упованья, Пришлец отправился в свой дом.
|
Закон поста, будучи по наружности законом для чрева, в сущности есть закон для ума. Ум... должен прежде всего подчиняться закону поста. Только тогда он будет постоянно бодр и светел; только тогда он может властвовать над пожеланиями сердца и тела.
Несоблюдающий умеренности и должной разборчивости в пище, не может сохранить ни девства, ни целомудрия, не может обуздывать гнева, предается лености, унынию и печали, делается рабом тщеславия, жилищем гордости, которую вводит в человека его плотское состояние.
Но при всяком употреблении пищи, и редком и частом, строго воспрещается пресыщение: оно делает человека неспособным к духовным подвигам и отворяет дверь другим плотским страстям. Под именем поста должно разуметь не одно воздержание от неумеренности в пище, но воздержание от всех греховных начинаний. Неумеренный пост …не одобряется святыми Отцами: от безмерного воздержания и происходящего от него изнеможения человек делается неспособным к духовным подвигам, часто обращается к объедению, часто впадает в страсть превозношения и гордости.
Как должно остерегаться от пресыщения, точно так должно остерегаться и от излишнего воздержания. Излишнее воздержание ослабляет тело, уничтожает в нем бодрость и свежесть, необходимые для трезвения.
Господь сказал: суббота бысть человека ради, а не человек ради субботы. Сие должно разуметь и о посте. Почему, находясь в крайней немощи и не имея нужды удручать тело, а напротив, имея нужду укреплять оное, нисколько не усомнитесь употреблять уху из рыбы во время нынешней Святой Четыредесятницы.
Церковь положила в известные времена воздержание от мясной пищи для того, чтоб непрестанно употребляемая мясная пища не разгорячала безмерно тел, чтоб они на растительной пище постного времени прохлаждались и облегчались, а не потому, чтоб употребление мяса заключало в себе собственно какой грех или нечистоту. И потому удаление от мяса при необходимости и болезни есть грубый предрассудок русского человека, обременившего небесную религию многими своими национальными дебелостями, оцеживающими комара и пожирающими верблюда. Свт. Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты, т. 1. О посте.
|
Поститься христианину необходимо для того, чтобы прояснить ум и возбудить и развить чувство, и подвигнуть к благой деятельности волю. Эти три способности человека мы затмеваем и подавляем более всего объядением, пиянством и заботами житейскими [Лк. 21, 34], а чрез то отпадаем от источника жизни - Бога и ниспадаем в тление и суету, извращая и оскверняя в себе образ Божий. Св.прав. Иоанн Кронштадтский, Моя жизнь во Христе, слово 980.
|
Святитель Тихон Задонский о посте. Как видим, есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный пост – когда чрево постится от пищи и питья. Душевный пост – когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов. Изрядный постник тот, кто удерживает себя от блуда, прелюбодеяния и всякой нечистоты. Изрядный постник тот, кто воздерживает себя от гнева, ярости, злобы и мщения. Изрядный постник тот, кто наложил на язык свой воздержание и удерживает его от празднословия, сквернословия, безумия, клеветы, осуждения, льсти, лжи и всякого злоречия. Изрядный постник тот, кто руки свои удерживает от воровства, хищения, грабежа, и сердце свое – от желания чужих вещей. Словом, добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла. Видишь, христианин, пост душевный. Полезен нам пост телесный, так как служит к умерщвлению наших страстей. Но пост душевный нужен непременно, потому что и телесный пост без него ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие постятся от пищи и питья, но не постятся от злых помыслов, дел и слов – и какая им от того польза? Многие постятся через день, два и более, но от гнева, злопамятства и мщения поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим людей, подобных себе, кусают – и какая им от того польза? Некоторые часто не касаются руками пищи, но простирают их на мздоимство, хищение и грабеж чужого добра – и какая им от того польза? Истинный и прямой пост – воздержание от всякого зла. Если хочешь, христианин, чтобы тебе пост полезен был, то, постясь телесно, постись и душевно, и постись всегда. Как налагаешь пост на чрево свое, так наложи на злые мысли свои и прихоти.
Да постится ум твой от суетных помышлений. Да постится память от злопамятства. Да постится воля твоя от злого хотения. Да постятся очи твои от худого видения: «отврати очи твои, чтобы не видеть суеты» (См. Пс 118, 37). Да постятся уши твои от скверных песен и шептаний клеветнических. Да постится язык твой от клеветы, осуждения, кощунства, лжи, лести, сквернословия, и всякого праздного и гнилого слова. Да постятся руки твои от биения и хищения чужого добра. Да постятся ноги твои от хождения на злое дело. Уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33, 15, 1; Петр 3, 11).
Вот христианский пост, которого Бог от нас требует. Покайся, и, воздерживаясь от всякого злого слова, дела и помышления, учись всякой добродетели, и будешь всегда перед Богом поститься. Если вы поститесь в ссорах и распрях, и бьете рукою смиренного, зачем предо Мной поститесь, как ныне, чтобы голос ваш был услышан? Не такой пост Я избрал и день, в который смирит человек душу свою, когда согнет шею свою, как серп, и подстилает под себя рубище и пепел. Не такой пост назовете постом приятным, не такой Я избрал, – говорит Господь. – Но разреши всякий союз неправды, разрушь все долги, записанные насильно, отпусти сокрушенных на свободу, всякое писание неправедное раздери, раздробляй с алчущими хлеб твой, и нищих, не имеющих крова введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: «Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» (Ис. 58, 4–10).
|
|
|