Православный храм сгорел в донецком поселке в результате очередного обстрела со стороны украинских силовиков, сообщает News Front. Как сообщается, храм святого Александра Невского в поселке Красный Партизан загорелся в результате обстрела 19 октября. В 18:30 в Ясиноватском районе ДНР был зафиксирован новый обстрел. Местные жители вызвали пожарных и священнослужителя. Прибывшим пожарным расчетам не удалось справиться с огнем, поэтому храм сгорел дотла. «Рано утром, часов в шесть, я уже был в храме и увидел на стене южного крыла отверстия от пуль или осколков. Скорее всего, был выстрел с украинской стороны. Потому что огонь появился сверху, а не снизу», – рассказывает настоятель храма.
|
Наши сестры вернулись с поездки в приют в Калужской области, что недалеко от монастыря Оптина пустынь. Вместо радостных известий, сестры привезли шокирующую информацию!!!
На праздник Покрова Богородицы ранним утром в богадельню села Клыково, в которой живут монахини-старушки, что в нескольких километрах от монастыря Оптиной пустыни и нашего приюта было совершено разбойное нападение на насельниц богадельни. .
В 7 часов 20 минут по свидетельству очевидцев, двое мужчин в масках и черной одежде, руки в перчатках с огнестрельным оружием проникли на огороженную забором территорию, повредив часть ограждения, выполненную из сетки рабицы. Дверь в здание была открыта, так как одна из женщин ранним утром ушла доить корову. Через эту открытую дверь, бандиты и проникли в здание.
Встретив первую попавшуюся на пути насельницу Пелагею, нанесли ей удар в голову крюком от багра, проломив при этом череп несчастной. Следующую жертву они настигли в туалете, это была престарелая монахиня Параскева. С ней злоумышленники расправились таким же способом. Следующей жертвой оказалась гостья богадельни Мария Федоровна, приехавшая навестить могилу своей почившей дочери монахини Саломии. Когда-то Монахиня Саломия была жительницей этого приюта, но вскоре умерла от рака. Похоронили ее на кладбище женской общины, что примыкает к богадельне. Марии были нанесены самые тяжелые повреждения, ей также проломили череп.
Все это происходило на первом этаже.
Ничего не подозревающие женщины, находящиеся на втором этаже готовились идти на праздничное Богослужение.
Один из нападавших вооруженный охотничьим карабином «Сайга» поднялся на второй этаж. Здесь он нанес сокрушительный удар по затылку монахини Лаврентии (Кольчугиной) которая спешила в трапезную, где ее ждали другие насельницы. Удар заставил женщину влететь в комнату и растянуться на полу. Поднявшись, мать Лаврентия, попыталась спешно покинуть помещение трапезной, с ужасом увидев перед собой обидчика. Но не тут-то было, не прошеный гость нанес ей второй удар. Бедная женщина не устояла на ногах, и с силой ударилась головой о край столешницы массивного стола.
Все это напоминало события, описанные в книги "Пасха Красная", когда в 1993 году в монастыре Оптиной жертвами стали три монаха, все трое тогда были убиты.
Сейчас трое насельниц богадельни находятся в тяжелом состоянии, Одна из них - Мария в тяжелом состоянии в реанимации пребывает в коме уже четвертый день. Пелагея и монахиня Параскева доставлены в областную больницу города Калуга.
История нападения закончилась тем, что на истошный крик прибежала попечительница богадельни Мария. Она не знала еще о жертвах нападения и о том, что произошло, предложила деньги нападавшим, которые сказали, что пришли по наводке. По их сведениям в этом доме живет миллионер, его-то они и пришли «навестить». Не выпуская из рук оружия, они наводили ствол с одной женщины на другую, пытаясь повысить накал ситуации. «Вы же видите здесь богадельня. Живут только старые больные люди, которым требуется постоянный уход. Если вам нужны деньги, то я готова отдать все что у нас есть…» – предложила Мария Николаевна. «Да мы попали впросак» – огорчился безумец.
Бандиты согласились с предложением и забрали 30 тысяч рублей из 45 тысяч, "благородно" оставив 15 тысяч сестрам на пропитание.
МЫ ПРОСИМ ВАС МОЛИТВ О: МОНАХИНЕ МАРИИ (крайне тяжёлое состояние), МОНАХИНЕ ПАРАСКЕВЕ, МОНАХИНЕ ПЕЛАГЕЕ.
ВСЕ ТРОЕ НАХОДЯТСЯ В ТЯЖЕЛОМ СОСТОЯНИИ В БОЛЬНИЦЕ, ОСОБЕННО МОНАХИНЯ МАРИЯ. Монахиня Лаврентия получила незамедлительную помощь в больнице и уже готова вернуться в приют.
Богадельня очень бедно живет. Сейчас они остались практически без пропитания. Что такое пятнадцать тысяч для пятнадцати больных старых людей? Как долго можно жить, но эту сумму? На что покупать медикаменты, памперсы? Если у кого-то есть возможность помочь им, можете переводить средства на их счетhttp://www.klikovo.ru/news/62225.html Также можете сделать это через наших сестер vk.com/aleolga
Женская богадельня организована и содержится Мариной Николаевной Антоновой. Насельниками являются старушки, которые ухаживают за совсем уже беспомощными старушками, неспособными самостоятельно передвигаться. Богадельня находится под неустанным духовным окормлением схиархимандрита Илия (Ноздрина). По его благословению некоторые из старушек приняли монашеский постриг. Монахини помогали и нашему детскому приюту.
Всем кому известно о данном происшествии, огромная просьба оказать содействие в поимке отморозков.
Монастырь Спаса Нерукотворного Пустынь, паломники и жители села оказывают посильную материальную и моральную поддержку насельницам богадельни.
|
В редакцию «Русской народной линии» иеромонах Димитриан прислал фотографии икон на Афоне, на которых пчелы, возводя соты, не закрыли святые лики. «Святая Гора – единственная в мире монашеская республика, автономная область, в политическом отношении принадлежащая Греческой Республике, а в церковном – Вселенской Константинопольской Патриархии, - рассказывает портал "Русский Афон". - Независимость Афона и его особый статус гарантируются специальной статьёй греческой конституции и рядом межгосударственных соглашений. Согласно системе управления Святой Горы законодательная власть принадлежит здесь Священному Собору, состоящему из игуменов 20 монастырей, управление осуществляется Священным Кинотом, состоящим из представителей каждого монастыря, а исполнительная власть находится у Протата, члены которого избираются сроком на год. На Афоне находится и гражданский губернатор, в подчинении которого состоят несколько служащих и полицейских. Афон похож на скалу, которую волны политических треволнений, человеческих слабостей и внутренних противоречий не разрушают а лишь немного накрывают и снова сходят, оставив внутреннее содержание по существу нетронутыми. Святая Гора – место "не от мира сего", её связь с мирским порядком, временем и законами относительна. Афон живёт в категориях вечности. Всем своим существованием Святая Гора свидетельствует о единстве Православия и подчёркивает вселенский характер Церкви Христовой. Это школа единства, попытка быть вместе во Христе. Люди, одержимые идеями о превосходстве своего народа и о его особой избранности не находят здесь успокоения. Хвала Богу возносится на Святой Горе на множестве языков и диалектов. В особенностях богослужения, архитектуры и уставов нашла отражение культура многих народов. Во всем здесь удивительное и уравновешенное многообразие. В цветущей сложности афонских обителей отразилось всё богатство Православия. Афон – целая вселенная, со своей строгой аскетической красотой, первозданной природой и тысячелетиями сохраняемым небесным порядком. 1800 монахов, подвизающиеся на Святой Горе, это люди с разными судьбами и у каждого свой путь на Афон. Не все достигли святости, но почти все стремятся восходить по этому непростому и тернистому пути. Все вместе они определяют характер Афона, вносят каждый что-то своё в его цветущее многообразие и сложность. Свой Афон и у каждого паломника: кому-то ближе строгий лад общежительных монастырей, кому-то тихие беседы в кельях на крутых обрывах отвесных склонов. Кто-то, неся с собой свой затуманенный мирскими заботами и грехом взгляд, и не видит на Афоне ничего, кроме новых дорог, суеты, обмирщения и национальных конфликтов. Очевидно одно - чтобы проникнуть в тайну Афона, надо потрудиться и потрудиться, прежде всего над собой. Очистив свои сердечные очи, и уразумев ошибочность первого поверхностного взгляда, паломник узрит духовное богатство и мощь, которые потрясут его до основания».
|
95 лет назад (30 июля 1920 г.) Совет народных комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». «Виленские мученики» Кое-что о начавшейся после этого постановления «мощейной эпопее» (полуофициальное церковное название) мы рассказываем в нашей справке. Дальше что добавишь? Это вообще отвратительно – глумливо тревожить прах усопших. А тут чужие недобрые руки лазали в раки (ковчеги с мощами) Александра Невского, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, других великих фигур, чтимых и Русской православной церковью, и просто всеми, кому дорога наша история... Но «АН» сегодня напомнят сюжет с менее известными святыми – так называемыми «виленскими мучениками». Очень уж он показателен – особенно с высоты нашего нынешнего знания того, что было в стране потом. «Виленские мученики» (или «виленские угодники») – святые Антоний, Иоанн и Евстафий. Придворные литовского князя Ольгерда, они в час испытаний не отреклись от христианства – и, пройдя через пытки, были в 1347 г. казнены (а в 1374-м канонизированы). У этой земли непростая история – Великое Княжество Литовское без конца воевало, в том числе с Москвой, приняло унию с Польшей, образовав Речь Посполитую, в XVIII веке Речь Посполитую разделили соседи, и, в частности, Вильно при этом отошло Российской империи… Но для местных православных «виленские мученики» всегда были символом, знаменем и особо чтимыми святыми. В 1915-м, во время Первой мировой, ввиду угрозы захвата Вильно немцами архиепископ Виленский и Литовский Тихон распорядился отправить мощи угодников в Москву – там безопаснее. Хранились они в Донском монастыре. Считалось – временно. Дальше Февраль 1917-го. С падением монархии в России возобновилось патриаршество. Патриархом был избран именно Тихон. Тут – Октябрь. Глава церкви для большевиков стал главой «церковной контрреволюции». Возможно, дело «о мощах виленских мучеников» оттого и раздули, что патриарх имел к ним непосредственное отношение. Хороший повод напомнить высшему духовному лицу, что вообще-то он ещё и просто гражданин Василий Иванович Беллавин. Можно таскать по судам, мотать нервы… Нетленные останки Когда в феврале 1919-го стало ясно, что новая власть впадает в раж антицерковного разоблачительства, Тихон выпустил указ «Об устранении поводов к глумлению и соблазну в отношении святых мощей». Поручалось по возможности удостовериться – нет ли в раках-мощевиках чего-то, что может стать предметом осмеяния, использоваться в пропаганде. В Донском монастыре осмотрели (результаты осмотра были письменно зафиксированы) и останки «виленских мучеников». Отмечалась их нетленность, в том числе сохранность кожи. А тут как раз в 1918–1919 гг. стало известно и о двух случаях исцеления у мощей. Некая женщина, у которой давно были скрючены руки, молилась возле раки – и руки распрямились. Вслед за этим по просьбам верующих икона с вложенными частицами мощей «виленских мучеников» была отправлена в Гжатск в тамошний женский монастырь. Там к ней поднесли мальчика, у которого два года назад отнялись ноги. Мальчик икону поцеловал и… встал. О чём настоятельница монастыря игуменья Серафима Тихону сообщила. Человек неверующий скажет, что для объяснения данных фактов надо разбираться с историями болезней, с диагнозами, что, возможно, имел место некий психологический эффект… Пусть так. Но помогло же? Сообщения об исцелениях были обнаружены чекистами во время обыска в канцелярии патриарха. И 23 мая 1920 г. в Донской монастырь заявилась комиссия от Наркомюста: следователь по важнейшим делам Шпицберг, чекисты Фортунатов и Шибов, доктор Грунганд и несколько понятых. «Частичная мумификация» Опуская детали. Видимо, здесь тот случай, когда одно и то же явление оценивалось в разных системах понятий. Церковь говорила о нетленности мощей. Доктор – о частичной мумификации трупов. И выдвигал версии, почему останки вполне сохранились. Возможно, естественные причины. Возможно – следствие какой-то специальной обработки («омыления»). Ещё высказывалось предположение, что представленные тела относятся не к XIV веку, они, так сказать, «моложе» (но отмечалось, что тут требуется отдельное исследование). При этом абстрактно-медицинский спор был частью спора политического. Началось следствие. Было заявлено, что факты исцеления – «религиозный шантаж», от монахов потребовали отказа от акта предыдущего осмотра останков (об их нетленности). Кроме того, заявлялось, что вообще не доказано – мучеников ли это тела? Что ж, паспортов при князе Ольгерде действительно не было. Процесс по делу о «виленских мучениках» начался 3 июля 1920 года. На скамье подсудимых сидели немолодой монах Досифей («при мощах» он состоял ещё с Вильно) и гжатская игуменья Серафима. Несмотря на давление, они от прежних утверждений не отступились. Тихона взяли под домашний арест. Проходил свидетелем и «косвенным обвиняемым». На самом деле – главным. Собственно, ради этого всё и затевалось. Поскольку даже нельзя сказать, что подсудимым дали очень уж суровое наказание (по крайней мере тут же амнистировали). Но как приятно самого Святейшего заставлять объясняться, осыпать издёвками, грозить ему… Воля свыше Впрочем, это был не первый и не последний наезд советской власти на Тихона. Его мучительное и мужественное противостояние большевикам, постоянный выбор – где уступить, а где стоять насмерть – тема отдельная. Мы же о мощах. Об этих конкретных и вообще. В 1924 г. умер Владимир Ленин. Теперь уже его соратники озаботились – как сделать тело своего кумира нетленным объектом поклонения? И сделали! И лежит оно до сих пор в Мавзолее. И сегодня уже другие люди говорят о фальсификации, подлоге, необходимости останки просто предать земле (совсем как «борцы с мощами» 95 лет назад). Мощи «виленских мучеников» («три мумифицированных трупа»,использовавшиеся «в целях религиозного обмана и противореволюционной агитации»), демонстрировались на «гигиенической выставке» Наркомздрава. Потом их отправили в музей. А дальше колесо истории сделало новый оборот. В Великую Отечественную церковь понадобилась Сталину. После войны Москва долго и непросто утверждалась в Литве. А мученики-то – виленские! То есть вильнюсские! То ли вняв просьбам патриархии, то ли из каких-то своих политических соображений Сталин распорядился вернуть мощи на родину. 26 июля 1946 г. специальным самолётом они были доставлены в литовскую столицу, восторженно встречены верующими. Ныне пребывают там, где были всегда, – в вильнюсском Свято-Духовом монастыре. Если вдуматься, есть в этом какая-то символичность. Ладно исторические потрясения седых времён. Но вот недальнее ХХ столетие. Мощи «виленских мучеников», спасая от огня Первой мировой, вывозят в Россию – и здесь они попадают в полымя революции. Выкидываются из рак, подвергаются унижению (но не гибнут!), ехидно ссылаются в музей – и в качестве экспонатов благополучно переживают другие потрясения бурного века. Потом торжественно возвращаются домой. Эту реликвию словно свыше что-то хранило. А Божья тут воля или просто такое вот стечение исторических обстоятельств – каждый пусть решает сам. Борцы с «культом мёртвых тел» «Ликвидация мощей» началась в 1919-м (реально – даже раньше, в 1917–1918 гг.). Ход её контролировал В. Ленин, а непосредственно вопросом занимался Наркомат юстиции РСФСР во главе с Д. Курским – «борьба с культом мёртвых тел» шла в рамках процесса отделения церкви от государства. «Мотором» кампании стал замнаркома П. Красиков. Кстати, внук протоиерея. К этой истории вообще активно приложили руку красные деятели вполне православного происхождения: те же Курский и Красиков, Н. Бухарин, Е. Преображенский (сын священника, отец ещё вёл службы)… Ключевую же роль играл ныне забытый экс-настоятель петроградской Спасо-Преображенской Колтовской церкви Михаил Галкин (1885–1948). После Октября он сам пришёл в Смольный, сказал, что готов служить новой власти в любой должности. Летом 1918 г. публично отрёкся от сана, поступил к Красикову, разрабатывал первые советские антицерковные документы, стал консультантом ВЧК (ОГПУ) по религиозным структурам. «Перемётчик хуже врага» – Галкин знал церковь изнутри, знал её болевые точки. В те дни он подсказывал цели, лично выезжал на вскрытия мощей, писал хлёсткие репортажи. Заметим, мощи – тема, скажем так, проблемная. Да, для верующих это святыни, само посягательство на которые – кощунство. Но когда при вскрытии раки того или иного святого выявлялись явные следы фальсификации нетленности, когда вместо праха усопшего обнаруживались, например, непонятный мусор и банка из-под фиксатуры «Брокар» (случай с мощами преподобного Павла Обнорского), – понятно, как использовали подобные факты большевики. Причём не будем говорить, что, мол, это «красные сами подбрасывали». «Борьба с мощами» была аморальна по сути – однако порядок вскрытия регламентировался чётко (и на соблюдение должных условий ещё раз обращало внимание постановление от 30.07.1920). Пусть под угрозой насилия, но раки вскрывали сами хранители-монахи в присутствии официальных лиц, под фото- или киносъёмку, с составлением акта и при свидетелях. Хотя последнее условие часто нарушалось: «понятыми», как правило, были местные жители, прихожане, посягательство на реликвии не раз вызывало взрывы возмущения, эксцессы. Отметим: постановление определяло и судьбу мощей – они передавались в музеи. В некоторых случаях (как в том, о котором рассказываем) это обернулось благом: хоть не пропали. Патриарх Тихон не уставал повторять большевикам: не подменяйте понятия! Мощи для церкви – просто любые останки святых. Нетленность – условие желательное, но необязательное. Впрочем, он мог бы говорить что угодно, слышать его не собирались. Кампания длилась до 1922 г. (хотя рецидивы случались ещё долго). Стихла в общем-то сама по себе: большевики просто перебрали все основные «объекты». № 28 (469) от 30 июля 2015[«Аргументы Недели», Сергей Нехамкин ]
|
29 июля в Киеве была найдена убитой монахиня Свято-Вознесенского Фроловского женского монастыря Алевтина. Информацию об этом предоставила пресс-секретарь столичной прокуратуры Надежда Максимец. Монахиню обнаружили убитой в её квартире в Дарницком районе, о случившемся правоохранителям сообщили родственники. Предварительная причина смерти — удушение. Со своей стороны епископ Климент, глава информационного отдела Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), сообщил о том, что женщина пришла в монастырь в преклонном возрасте, она – инвалид и перед гибелью очень тяжело болела.
|
Графологи провели почерковедческую экспертизу рукописей императора Александра I и старца Федора Томского, сделав вывод: почерк принадлежит одному и тому же человеку. Сенсационное заявление было сделано на форуме под названием «Дважды вошедший в историю: Александр I — старец Федор Томский», начавшем свою работу в Томске 22 июля, сообщают местные СМИ. Исследователям были предоставлены для анализа рукописи, сделанные Александром I в 47-летнем возрасте и старцем Федором Томским в возрасте 82 лет. При этом почерковедам не сообщили, кому именно принадлежат послания. Светлана Семенова, президент русского графологического общества, сообщила: «Графология с высокой вероятностью позволяет утверждать, что это один и тот же человек. Малозаметные символы с возрастом не изменились. К примеру, буква «ж» имеет петлю, которая заменяет пропущенные рядом с ней буквы «о» и «е». Дискуссии о личности святого Федора Томского среди ученых идут на протяжении нескольких десятилетий. Некоторые историки полагали, что Федор был императором Алесандром I, который отрекся от престола в пользу своего брата, имитировал свою смерть в Таганроге и пустился странствовать по России, чтобы замолить грехи. Странник Федор Кузьмич прибыл в Томск в 1837 году. Источником его дохода было обучение детей грамоте, Священному Писанию и истории. В качестве платы Федор Кузьмич брал только пищу, отказываясь от денег. Федор был канонизирован Русской православной церковью в 1984 году. Графологи также заявили и полном совпадении почерков супруги Александра I Елизаветы Алексеевны и монахини Веры Молчальницы. По легенде она, как и ее супруг, инсценировала свою гибель и посвятила себя служению церкви. Тем не менее научного подтверждения выводы графологов не имеют. http://vremya4e.com/hot/12954-smi-starec-fedor-tomskiy-okazalsya-imperatorom-aleksandrom-i.html
|
Сегодня ко мне на вечерней службе подходит молодой человек. Лицо в слезах, выражение ужасного горя, слегка слышно запах от спиртного. Сел рядом со мною на лавочку. Я ему: -Говори. -Батюшка я выпил сегодня, так меня успокаивали сослуживцы, 20 лет не пил. Я снайпер, вчера ночью убил человека. Это был прямой приказ командира. Я даже командиру сказал, что не буду ведь он еще молодой, но это сделал. Когда мы выняли его документы, ему 19 лет, там была фотография, он вместе со своей молодой женой, они счастливы, держит грудных своих деточек... -Этот убитый со стороны украинских солдат? -Да. -Зачем ты пришел на войну? -Защищать свою Родину. -Он так же сделал свой нравственный выбор. Или ты или он, это война. -Да я знаю. Но я больше не могу и не хочу воевать, с того момента как я увидел фотографию у меня слезы не останавливаются до сих пор. Как мне жить и что делать? -Раз не можешь воевать, найди Бога иди в монастырь. Жить надо дальше и не вздумай не чего плохого себе сделать.
Этого солдата я подвел к священнику что исповедовал. Имя так и не спросил, пусть будет Адам. Как то все очень глубоко меня это тронуло, хоть и рядом много гибнет соотечественников. Я понимаю, что мои слова ему о том что они так же убивают не только солдат но и беззащитных детей и женщин душу не лечат. Хочется обратиться к тем матерям женам что не сопротивляются фашистской хунте и безропотно на братоубийство посылают своих детей и мужей, вы родили их ради того что бы они стали убийцами? Разве политические фашистские идеи стоят выше ценности жизни человека?
Вот древний праотец Адам изгнанный из Эдема потерявший Рай, а с ним и мы, хоть и выведенный из шеола Христом, стоит плачет над своими детьми...
|
На этой неделе икона Тихвинской Богоматери после 60 лет странствования, наконец-то вернулась на место, которое, по преданию, сама выбрала более семи веков назад. Тихвин, до 1918 года входивший в состав Новгородской губернии, мало чем отличался от других таких же уездных полупосадов, полусел. Но почти каждый год сюда приезжали члены императорского дома, блистательные царедворцы. Что искали на отшибе Новгородской губернии эти люди, а также о том, что скрывают легенды и предания Тихвинского уезда хорошо знает директор Новгородской областной специализированной библиотеки Людмила ЯРОШ, которая в течение 10 лет была руководителем местного краеведческого музея. Вот что она рассказала корреспонденту "Новгородских ведомостей". ЛЕТЯЩАЯ НАД МИРОМ Историки утверждают, что икона Тихвинской Богородицы была написана евангелистом Лукой в дар державному Феофилу, принявшему христианство. А в У веке образ попал в Константинополь, где специально для него был воздвигнут великолепный храм, известный под названием Влахернского. За разные чудотворения икона стала именоваться Одигитрией (путеводительница, надежная помощница). Но за 70 лет до падения столицы Византии образ неожиданно исчез из храма и столь же неожиданно объявился в 1383 году в новгородских пределах. Семь раз являлась верующим плывущая по воздуху икона на пути к Тихвину. И каждый раз на месте ее обретения люди возводили часовни и храмы. Но не оставалась в их стенах Одигитрия. Таинственно исчезала из запертых свежесрубленных церквей и "шла" дальше. Куда - выяснилось очень скоро. Икона сама выбрала себе место на берегах реки Тихвинки, озарив свою стоянку снопом яркого света. Именно на этом месте и вырос первый, еще деревянный храм, который был освящен во имя Успения Пресвятой Богородицы. Когда новгородские купцы, путешествовавшие во все стороны Европы и Азии, рассказали о великом чуде явления образа константинопольскому патриарху, тот по описанию узнал "беглянку". И воскликнул: "За гордость нашу и неправды она совсем оставила нас". В 1510 году Великий князь Василий Иоаннович просил у иконы помощи в рождении наследника. И чудо свершилось! У князя родился сын, который оставил неизгладимый след в истории России. Звали его Иван Грозный. Но семейное предание о помощи иконы запало в душу кровавого царя. И решил он передать святыню в руки монахов. В 1560 году начал осуществляться сокровенный замысел. ЗДЕСЬ СТОЯТЬ БУДЕМ! Слава о чудотворной иконе распространилась по княжествам. Отовсюду текли на землю новгородскую сирые и страждущие. Просили исцеления и заступничества и находили его. Больные поправлялись, слабые духом укреплялись. Но впервые по-настоящему икона проявила себя в мрачные годы смуты. В начале ХVII столетия шведские войска разоряли северные земли России. Один за другим покорялись интервенции города. Но маленький Тихвин встал на пути неприятеля. Гарнизон защитников был несказанно мал. Казалось бы, монастырю, который играл роль крепости не выстоять в этой битве. Но накануне главного сражения одной из женщин, находившейся в обители, было видение: - Скажи, пусть возьмут мою икону, обойдут вокруг стен - и увидят милость Божию, - произнесла явившаяся ей Богоматерь. Женщина выполнила наказ. Чудотворный образ обнесли по стенам. В тот же день шведы без всякой видимой причины отступили. Но еще четыре раза генерал Делагарди посылал свои войска на штурм Тихвина. Казалось бы, победа неприятеля уже совсем близка - настолько мало осталось защитников осажденного монастыря. Но тут-то и свершилось чудо. Врагу показалось, что со стороны Москвы к обители идут многочисленные полки с несметным оружием. Объятое страхом шведское войско обратилось в бегство. Только почти год спустя Делагарди решил вновь отправить полки на Тихвин с намерением разорить монастырь, чудотворную икону разрубить на части, а ее церковь разметать по камню. Прознав о таком плане, люди вознамерились спасти святыню. Но сколько бы попыток не принимали тихвинцы, чтобы вынести образ Богородицы из храма - все было впустую. Даже самые сильные мужчины не могли поднять икону. И тогда решили они умереть, но не отдать свою заступницу врагу. И страшной была та сеча, и вновь обрушилось на неприятеля видение подмоги несметной. И бежал он в панике, не дерзая более тревожить обитель. ДУБЛЬ ДВА Тихвинская икона Богоматери была и свидетельницей заключения Столбовского мира. Правда, историки до сих пор спорят о том, какой же все-таки из образов Богородицы "присутствовал" при этом. Дело в том, что к первой четверти ХVII столетия с чудотворного образа были сделаны десятки списков, которые как бы перенимали от оригинала замечательные способности исцелять и помогать. Один из этих списков и был взят на заключение Столбовского мира. После чего эта копия на некоторое время прибывала в Новгород, откуда потом должна была отправиться в Москву. Но дело в том, что в Новгороде был свой список с иконы Тихвинской богоматери. И какое-то время две "сестры" провели вместе. Так вот, историки теперь и ломают копья: какая же все-таки копия уехала в Москву? По слухам, иконы даже подвергали экспертизе, дабы выяснить истину. Но поскольку они написаны почти в одно время, определить старшинство пока не предоставляется возможным. Зато у новгородцев есть некоторые основания полагать, что именно наша икона и "заключала" Столбовский мир. А НИКОЛАЙ II НЕ УСПЕЛ... Со времен Ивана Грозного представители царствующей династии обязательно наведывались в Тихвин. Чудотворная икона пользовалась такой популярностью, что простым смертным увидеть ее было практически невозможно. Мирянам разрешалось проходить в монастырь только по большим праздникам, но и тогда доступ к святыне имели далеко не все. Хранилась она в специальном "сейфе", замок которого не могли бы взломать даже опытные "медвежатники". Но никто не роптал. В Успенском монастыре помимо Явленной иконы было еще три славных списка. Выносной использовался для крестных ходов. Ополченная икона сопровождала тихвинские дружины народного ополчения в Отечественную войну 1812 года, а затем 1855-56 годов. А икона У западных врат была написана в память первого явления святыни и победы над шведами прямо на внешней стене монастыря. Богомольцы могли приходить к ней в любое время дня и ночи. Чтобы приложиться к образу, нужно было лишь подняться по ступеням специально устроенной лестницы на крылечко. Позднее здесь была построена часовня и открыт вход в Надвратную церковь. По некоторым данным эти три иконы были перенесены в Государственный Русский музей. Точно также в недрах спецхранов и ведущих российских музеев осели дары влиятельных людей страны. А прятать было что. К 1864 году икона помимо золотой ризы была украшена 4809 бриллиантами, 141 алмазом, 412 зернами ориентального жемчуга, четырьмя изумрудами, пятью яхонтами, рубином, двумя бриллиантовыми звездочками с розочками и крестом из 11 алмазов. Но главными ценностями были подношения императорской семьи: великолепный изумруд с вырезанным на ним распятием, подаренный в 17034 году императрицей Анной Иоанновной, редкий голубой сапфир в 80 каратов от императрицы Марии Федоровны, бразильский топаз, привезенный великой княгиней Екатериной Павловной... А какая утварь дополняла этот блестящий антураж! Золотая лампада, серебряные подсвечники, даже занавесы были ценности необыкновенной. Почему так одаривали икону царские особы? Людмила Ярош рассказывает, что здесь скрыта одна из самых неприглядных тайн дома Романовых. Когда в Шлиссельбургской крепости был убит наследник российского престола Иоанн Антонович, во избежании народных волнений, тело его было вывезено и захоронено именно в Успенском монастыре. Молва указывала место расположения его безымянной могилы. И когда в ХХ столетии здесь проводились раскопки, были обнаружены два склепа, которые разительно отличались от остальных монастырских захоронений. К сожалению, останки в них практически не сохранились. Но если допустить, что один из погребенных был Иоанном Антоновичем, кто был вторым? Кстати, еще одна странная особенность: все царедворцы приезжали в Тихвин только в августе. Какую роковую тайну скрывал этот месяц, видимо, так и останется загадкой. Только последний император Николай 11 не успел почтить икону и посетить место паломничества семьи. Говорят, потому так бесславно и кончил. Может быть, успей он попросить заступничества у Тихвинской Богоматери, вся история страны развивалась бы совсем не так. И СНОВА БЕГСТВО? Послевоенная история иконы в связи с ее возвращением в Россию, вроде бы уже хорошо известно. Считается, что икону вывезли из Тихвина немцы. От них она попала к рижскому епископу Иоанну Гарклавсу, который, будучи убежденным антикоммунистом, вывез ее за океан, где православная святыня и хранилась до этого года. Теперь же приемный сын Гарклавса, тоже священник, выполняя волю отца, возвратил реликвию в Тихвин. Казалось бы, все понятно. Ан нет, одна тайна здесь все же скрыта. Никто не знает, как икона оказалась в Псково-Печерской лавре, откуда уже в 1944 году проследовала в Ригу. Если опять-таки ее вывезли немцы, то почему остальные, древние святыни остались в иконостасе? Фашисты, как известно, отличались "любовью к прекрасному", и, начав грабить музеи и храмы, доводили это дело до логического конца. Почему же здесь исчез образ только Тихвинской Богоматери? Не убежала ли она от нас сама, также как когда-то покинула Константинополь, наказывая россиян за грехи богоборчества и поругания православных святынь? Историки такое категорически отрицают, и склоняются к тому, что икона, скорее всего, была попросту украдена кем-то из русских. МИНУЯ НОВГОРОД И еще один вопрос, который тоже остался не очень понятным. По возвращении из-за океана, икона была представлена верующим в Риге, Москве и Санкт-Петербурге и только после этого позавчера была доставлена в Тихвин. Но почему же ее не привезли в Новгород, с которым у святыни так много было связано за 700 лет пребывания в России? Как объяснил архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, который принимал участие в торжествах по возвращению иконы, таково было требование возвращающей стороны. Маршрут святыни был строжайше оговорен хранителями образа и не допускал никаких изменений. Хотя и новгородцы, и псковичи очень хотели принять у себя святыню, и просили об этом. Но наши просьбы не были услышаны...
|
Огромный и красивейший город-монастырь Мар-Саба ! Вид просто завораживающий! "Это сооружение, возвышающееся над глубоким каньоном ручья Кидрон, является пожалуй одним из самых грандиозных памятников Иудеи. Громадный, напоминающий крепость монастырь, в котором когда-то проживало более тысячи монахов." Находится в средней части долины Кидрона в Иудейской пустыне. Греко-православный монастырь знаменит не только своей потрясающей воображение архитектурой, но и десятками легенд и тайн, окутывающих мраком 1500-летнюю историю монастыря. Именно про него писал Бунин: «Преподобный Савва избрал для своей обители страшную долину Огненную, нагую, мертвую теснину в пустыне Иудейской». По-арабски вади называется ан-Нар, что значит «огненный». Лавра не хранит никаких евангельских воспоминаний, но каждый паломник в Святую землю считает долгом ее посетить. Постараюсь рассказать об этом удивительном и необычном монастыре и Преподобном Савве Освященном. На иврите и арабском "мар Саба" - означает очень уважительное обращение к пожилому человеку, то есть, господин дедушка. Лавра основана на месте пещеры, где поселился преподобный Савва, и вокруг которой разрослась обитель. Многочисленные кельи-пещеры монахов. Лавра Саввы Освященного (греч. ????? ????? ??? ??????????; араб. Мар Саба) - православный греческий мужской монастырь в Палестинской автономии, на территории Западного берега реки Иордан, в Иудейской пустыне, в долине Кедрон. Основан около 484 года преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших общежительных монастырей. Монастырь находится в юрисдикции Иерусалимской Православной церкви... Монастырь был основан Саввой в Иудейской пустыне. Первой постройкой стала пещерная церковь, построенная после того, как вокруг отшельника начали селиться ученики. Монастырь пользовался поддержкой императора Юстиниана И, при нем были построены укреплённые монастырские стены и дозорная башня, называемая Юстиниановой. К концу жизни святого Саввы в основанном им монастыре проживало до 5000 иноков. В VIII веке в лавре принял монашеский постриг и прожил около 50 лет святой Иоанн Дамаскин, сохранилась пещера, в которой он жил, и его гробница. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году. В начале XII века лавру посетил русский паломник игумен Даниил, писавший о ней: "Лавра святого Саввы находится в долине Иосафата, в Юдоли плача, которая начинается от Иерусалима: идя от Гефсимании, эта долина проходит сквозь лавру и доходит до Содомского моря. Лавра же святого Саввы устроена Богом чудесно и непередаваемо словами. Тек некогда поток страшный и очень глубокий и обезводел, берега у него были высокие, на тех обрывах и лепятся келии - прилеплены и утверждены от Бога каким-то чудесным и страшным образом. На высоте ведь той стоят келий по обоим берегам потока того страшного и лепятся на скалах, будто звезды на небе утверждены. Церквей же три. Среди же келий тех западнее есть пещера чудесная под скалой каменной, а в той пещере церковь святой Богородицы." За время своего существования монашеская жизнь в лавре не прекращалась. В настоящее время настоятелем обители является иерусалимский патриарх, а управляет монастырём назначаемый им игумен в сане архимандрита и двое помощников. По давней традиции монастырский устав запрещает для женщин вход в монастырь. Для своей матери Софии Савва, рядом с лаврой построил так называемую "Женскую башню", которая затем стала использоваться как гостиница для женщин, желающих жить рядом с лаврой. Женщины и животные женского пола на территорию монастыря не допускаются. Место, специально отведенное для женщин. Ни одна женщина и ни одна особь женского пола из мира животных не ступала на территорию Лавры. В монастыре уже при жизни основателя был создан Иерусалимский богослужебный устав, распространившейся затем по православному Востоку и используемый в богослужениях по настоящее время. На создание Иерусалимского устава, содержащего кроме богослужебных указаний сведения о монашеских традициях палестинских монастырей ВИ века, оказали влияние иноческие уставы преподобного Пахомия и святого Василия Великого. Оригинальный список Иерусалимского устава, по сообщению Симеона Солунского, сгорел в 614 году, когда Иерусалим захватил персидский царь Хосров. В монастыре никогда не было и по сей день нет электричества. Сам святой жил в небольшой пещерке напротив, сегодня отмеченной крестом. Монастырь огромен, в нем когда-то проживало более тысячи монахов, у него голубые купола и узкие ворота на случай нападения. В монастыре 2 пещеры — в одной мощи св. Саввы, умершего в 532 г., а в другой черепа монахов, погибших от рук персов в 614 г. Усыпальница Саввы Освященного. Многократно разрушался и восстанавливался вновь, атаковывался и был ограблен окрестными бедуинами. Окончательно восстановлен Россией, считавшей себя преемницей Византии, в 1840 г. Мощи, а точнее мумия Саввы. В монастыре есть усыпальница в которой хранятся мощи монахов, убитых при нашествии персов в 614 году. Со времени основания, монашеская жизнь в монастыре не прекращалась. Мар Саба - настоящий монастырь отшельников посредине иудейской пустыни. Мар Саба, будучи, как я уже говорила, самым красивым монастырем, продолжает лидировать в рейтинге достопримечательностей Израиля. Только здесь, посреди Иудейской пустыни, на склоне Кедрона, можно услышать леденящие душу истории о тайной жизни монахов, чудесах, необычайных явлениях. http://vremya4e.com/articles/10042-mar-saba-posledniy-oplot-very.html
|
|
|