Где Ангелы поют ,благие песни неземные, Стоит обитель дивной красоты. Царица Пресвятая Мати,покровом Божьей Благодати Хранит насельниц от беды. Идет сюда народ к Пречистой дорогами земли Российской, Идет к Святыням с именем Христа. Несет в сердцах любовь и веру,чтобы найти к Спасенью двери, Пройти сквозь Царские врата. Батюшка Серафим,помолись о грешных, Да пошлет Господь нам всем Чистоты сердечной. Батюшка Серафим,помолись о здравии, Помоги нам жить в любви всем,помоги жить праведно. Любимый Преподобный Отче,обители духовной кормчий, Здесь напоминает о тебе. Твоей любовью все согрето,в Дивеево мы словно дети Становимся светлее и добрей. Дождь Благодатный -дар Чудесной,он Божий Промысел Небесный Для всех,кто покаянию пришел. Кто хочет идти только к Свету,отбросив ложные советы Тропинку к Господу нашел. Батюшка Серафим,помолись о детках Помоги перенести трудности и беды. Батюшка Серафим ,дай благославение, Чтобы все перенести с надеждой и смирением Батюшка Серафим ,радость наша светлая, Мы тебя благодарим любовию согретые.
|
О кресте и крестном знамении.
Надо обязательно носить крест и не снимать его нигде и никогда
до самой смерти .Христианин без креста-это воин без оружия,и
враг может легко одолеть его.Надо правильно осенять себя крестным
знамением.Крест -хранитель вселенной,красота церкви,ангелов слава и демонов
язва.Поэтому каждый христианин должен почитать Крест Христов и прекланяться перед ним.
Вот пример ,говорящий о силе Креста и крестного знамения.
Три девушки шли по железнодорожным путям,и оказались между двумя
встречными поездами .Все трое остались живы.Поезда прошли,и девушки
увидели трех бесов,споривших между собой."Ты что ее под поезд не толкнул,-говорят
двое третьему,-такой удобный случай,была бы душа наша"А тот отвечает:
Не мог на ней крестик,и ничего у меня не вышло.А ты почему свою не погубил?Она
же без креста.Да, на ней креста нет,но когда выходила из дома,она осенила себя
крестным знамением,и я тоже ничего не мог сделать.И третьего беса спросили:
Ну,а ты чего зевал?Она же у тебя совсем неверующая!Так -то ,оно так,да ее мать
перекрестила на дорогу и сказала:"Иди с Богом".Тут я безсилен :материнское
благословение не имею права нарушать,потому что оно от Бога.
Христианин не должен ни к чему прикасаться -к пище ,одежде ,к любому предмету,
не осенив его крестным знамением.
Каждый Православный Христианин обязательно несет и духовный крест.
Мы уже говорили о том,что у тех,кого Господь избирает для вечной блаженной
жизни,вся земная жизнь должна сопровождаться болезними и скорбями."Путь Божий
есть ежедневный крест",говорит прп.Исаак Сирин.
Все ,что мы делаем ради Бога,сопряжено со скорбями."Всякое благое дело
без скорби не совершается "(прп.Варсоновий Великий).
Авва Пимен Великий говорит:"Если сделал доброе дело и после него
не было искушений,значит,оно Богом не принято".
|
Молитва Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием
встретить
все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи
меня.
Какие бы я не получал известия в течение дня, научи
меня принять их со спокойной душою и твердым
убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех словах и делах моих - руководи моими
мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть,
что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым
членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление
наступающего дня и всех событий его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить,
надеяться, терпеть, прощать и любить.
Аминь.
|
СВЯТЫЕ, ПРЕБЫВАЮЩИЕ НА НЕБЕ, ИМЕЮТ ОБЩЕНИЕ С ЖИВУЩИМИ НА ЗЕМЛЕ
Преподобный Серафим Саровский одной из инокинь Дивеевской женской общины в день Благовещения Пресвятой Богородицы сказал: "Нам будет видение Божией Матери". И слова его оправдались.
Вот как рассказала об этом инокиня: "Вот что было. В это время сделался шум, подобно шуму леса от большого ветра. Когда оный утих, послышалось пение, подобно церковному. Потом дверь в келию сама собою отворилась, и сделалось белее самого светлого дня, а келию наполнило благоухание, похожее на росной ладан, только лучше.
Батюшка отец Серафим стоял на коленях, воздев руки к небу. Я испугалась. Батюшка встал и сказал мне: "Не убойся, чадо, это ниспосылается нам от Бога милость. Вот Преславная, Пречистая Владычица наша Пресвятая Богородица грядет к нам".
Впереди шли два Ангела, держа – один в правой, а другой в левой руке – по ветви, усаженной только что распустившимися цветами. Волосы их подобились золотисто-желтому льну и лежали распущенными на плечах. Они стали впереди.
За ними шли святой Иоанн Предтеча и святой Иоанн Богослов. Одежда на них была белая, блестящая от чистоты. За ними шла Богоматерь, а за нею двенадцать святых дев. Царица Небесная имела на себе мантию, подобную той, какая пишется на образе Скорбящей Божией Матери, – блестящая, несказанной красоты, она сияла необыкновенным светом.
Платье, поверх которого была надета мантия, было препоясано. Сверх же мантии была как бы епитрахиль, а на руках поручи, которые, равно как и епитрахиль, убраны были крестами.
На голове Ее была возвышенная корона, крестами разнообразно украшенная, прекрасная, чудная, сиявшая таким светом, что трудно было смотреть на нее, равно как и на самое лице Царицы Небесной. Власы Ея были распущены по плечам и были длиннее и прекраснее ангельских.
Девы шли за Нею попарно в венцах, в одеждах разного цвета; были они разного роста, лица имели разные и разного цвета волосы, лежащие также на плечах. Все великой красоты. Все стали кругом нас. Царица Небесная была в середине. Келия сделалась просторная, и верх весь наполнился огнями, как бы от горящих свеч.
Свет был чудный, особенный, не похожий на дневной свет: было светлее и белее солнечного света. Я испугалась и упала. Царица Небесная подошла ко мне, и, коснувшись правою Своею рукою, изволила сказать: "Встань, девица, и не убойся нас; такие же девы, как ты, пришли сюда со Мною". Я не почувствовала, как встала. Царица Небесная благоволила повторить: "Не убойся, мы пришли посетить вас". Отец Серафим стоял уже на ногах пред Пречистою Богородицею, и Она говорила с ним столь милостиво, как бы с родным человеком. Объятая великой радостью, спросила я отца Серафима: "Где мы?" Я думала, что я уже не живая. Потом, когда спросила его: "Кто это?", – то Пресвятая Богородица приказала мне подойти к девам и самой спросить их.
Они стояли постепенно по сторонам, как и шли: в первых местах стояли великомученицы Варвара и Екатерина, во-вторых, первомученица Фекла и великомученица Марина, в-третьих, великомученица и царица Ирина и преподобная Евпраксия, в-четвертых, великомученица Пелагия и Дорофея, в-пятых, преподобная Макрина и Мученица Иустина, в-шестых, мученица Иулиания и Анисия.
Я подходила к каждой из них, и все они сказывали мне свое имя и подвиги мученичества и жизни Христа ради, сходно с тем, как написано о них в Четиях-Минеях; все они говорили мне: "Не так Бог даровал нам эту славу, а за страдание, за поношение. И ты пострадаешь от скорби и гонения". Пресвятая же Богородица много говорила отцу Серафиму, чего я не могла расслышать, а только одно услышала: "Не оставь дев Моих".
Видение продолжалось не один час, и потом в одно мгновение все стало невидимо. После оного чудного видения отец Серафим, обратясь ко мне, сказал: "Вот какой благодати сподобил Господь нас, убогих. Мне таким же образом это уже двенадцатый раз было явление от Бога, вот и тебя Господь сподобил. Вот какой радости достигай! Побеждай врага-диавола и противу его будь во всем мудрая, и Господь тебе во всем поможет. Призывай себе на помощь Господа и Матерь Божию и всех святых и меня, убогого, поминай. Помни и говори всегда в молитве: "Господи, как мне умереть будет. Господи, как мне на Страшный суд прийти, как мне. Господи, ответ дать за мои дела! Царица Небесная помози мне!"
Итак, ясно, что святые, пребывающие на Небесах, имеют общение и с живущими на земле. И это общение, как показал пример Преподобного, иногда может сопровождаться чудесными явлениями Небожителей.
Все это, конечно, должно утверждать нас в вере в Бога и в любви к Нему, в вере в загробную жизнь и в воздаяние по смерти и вести к тому, чтобы и сами мы старались войти в общение со святыми, переселившимися в мир Горний. Как достигнуть сего последнего? Понятно, что через святую жизнь, постоянное устремление ума и сердца к Небесному, вечному и Божественному, а наипаче через частое посещение храмов Божиих и благоговейное пребывание в них, ибо там общения с Богом и святыми достигнуть легче всего.
"Там, то есть в храмах, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – мы с Небожителями вместе возносим таинственную оную песнь, вместе с ними воспеваем Трисвятое. Там становимся в один лик с Серафимами, присоединяемся к сонму Небесному, причисляемся к чину Ангелов, беседуем с Господом, бываем в сообществе с Иисусом Христом". Одно общее торжество составляют и Небесные и земные существа. Одно у них благодарение, одно радостное ликование. Неизреченное милосердие Господа совокупило их вместе. Дух Святый соединил их, Всеблагий Отец согласил их пение в одну стройную песнь. Вот какое близкое общение мы можем получить с Богом и святыми Его в храмах Божиих!
Будем же и в святых храмах, и везде, на всяком месте искать этого общения! Это искание научит нас при жизни на земле телом жить на небе духом, будет раскрывать перед нами тайны Царствия Божия и возбудит в нас ревность к подражанию жизни святых. Аминь.
|
О ПОЛЬЗЕ ЧТЕНИЯ ПСАЛТИРИ
Преподобный Серафим Саровский при жизни своей заповедал сестрам устроенной им Дивеевской общины читать Псалтирь денно и нощно. Он приказал ежедневно читать Псалтирь в церкви двенадцати сестрам, меняясь через каждые два часа, и читать вслух непременно в течение всего года, кроме Пасхи.
Какая была причина сего? Прежде всего, преподобный желал, чтобы сестры подражали древним христианам, которые читали Псалтирь все, от мала до велика, и постоянно. Святитель Григорий Нисский говорит: "Псалмы так приятны и сладки, что их изучают не только совершенные мужи, уже очистившие свои душевные чувства, но и жены усвояют их себе, как собственное достояние, и дети находят в них удовольствие, как бы в забавах, а для слабых они заменяют жезл и дают им покой; веселящиеся почитают пение псалмов даром, им принадлежащим, равно как и те, которые находятся в печальном расположении, по причине своих обстоятельств думают, что эта книга Священного Писания именно им дарована. Люди, путешествующие и плавающие по морю, проводящие жизнь сидячую за своими занятиями, вообще мужи и жены всякого состояния, здоровые и больные, почитают потерей для себя, когда не имеют в устах своих возвышенных поучений Давидовых. Даже на пиршествах и брачных торжествах принимают веселящиеся Псалтирь как одну из принадлежностей веселья, не говоря уже о священном употреблении псалмов на всенощных богослужениях и пении оных в церкви". Вот такую любовь к Псалтири, какую имели к ней христиане древние, преподобный и желал вложить в сердца сестер Дивеевских.
Потому и заповедовал преподобный инокиням читать Псалтирь денно и нощно, что чтение Псалтири для христианина весьма полезно. "Вопрошен бысть, – сказано в предисловии к Псалтири, – великий Иоанн Златоуст от братий: "Добро ли есть оставити Псалтирь?" Он же рече: "Уне есть солнцу престати от течения своего, нежели оставити Псалтирь. Вельми бо есть полезно еже поучатися псалмом и прочитати прилежно Псалтирь. Вся бо нам книги на пользу суть и печаль творят бесовом, но не якоже Псалтирь: сего ради да не нерадим"".
И далее, в сказании блаженного Августина о силе псалмов говорится: "Пение псалмов души украшает. Ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет, отженет тьмы, содевает святыню... диавола постыждает, Бога показует... гнев сокрушает, хвала Божия непрестанная есть. Подобно есть меду пение псалмов!"
Все это, конечно, преподобный знал, а потому и заповедал сестрам чтение Псалтири непрестанное.
Хорошо бы, братие, сделали и мы, если б последовали заповеди преподобного о чтении Псалтири постоянном. Поистине, весьма полезно поучатися псалмам и меду подобно есть пение оных! Помимо той пользы, на которую указали мы, Псалтирь может быть полезна и благодетельна для нас и во многих других случаях, если будем прилежать чтению ее. Она представляет обильный источник нравоучительных правил и утешений на трудные и скорбные обстоятельства жизни. Псалтирь есть превосходное руководство к возбуждению духа молитвы, к излиянию сокрушенной молитвы о грехах своих, к возвышению умиленных прошений о ниспослании Небесной помощи среди тесных обстоятельств жизни, к благодарению Бога за благодеяния и прославлению Его беспредельных совершенств.
Видите ли, сколько может принести пользы внимательное, постоянное и благоговейное чтение Псалтири.
Ввиду же всего этого чтению ее и прилежите; прилежите так, как, кроме преподобного Серафима, учит еще и Василий Великий, словами которого мы заключаем слово наше. "Не мози, говорит он, – ни единого дня оставити без пения псалтирного. Аще некою нуждою оставиши, оттоле заложив, во утрие паки начни, а не престани лености ради... И аще исправиши реченная и научишися заповедям Божиим, то открыет Господь очи твои и уразумееши чудеса от Закона Его". Аминь.
|
Впервые он появился в нашем храме то ли в конце 1980-х, то ли в начале 1990-х годов. Когда именно — не помню. Да, по правде сказать, просто не знаю. Мы заметили его появление не сразу. А еще позднее узнали, что этот паренек работает то ли медбратом, то ли санитаром в какой-то больнице или поликлинике и что зовут его Павлом. Он был небольшого роста, бедно одет да вдобавок прихрамывал.
Павел, как говорится, прибился к нашему храму. Мы постоянно видели его то с метлой на церковном дворике, то идущим от колонки с ведрами в руках. А по весне — с лопатой на заснеженной крыше храма. И так продолжалось дни, месяцы, годы. Павел охотно выполнял любую работу. Требовалось ли заменить перегоревшую лампочку, соскоблить с полов воск, начистить до блеска ризы и подсвечники, наколоть дров — Павел был тут как тут. Приходя в храм, мы всегда встречали его. А когда уходили из храма, он все еще оставался в нем, то ли для того, чтобы помочь закрыть его, то ли для того, чтобы остаться в нем на ночь в качестве сторожа. Пожалуй, к нему как нельзя лучше подходили евангельские слова о том, что он «был всем слуга». Как только настоятелю отцу Серафиму, или второму священнику отцу Виктору, или старосте Алле Андреевне, или кому-нибудь из уборщиц или свечниц требовалась помощь, Павел являлся по первому зову и брался за любое дело, которое ему поручали.
Павел, как говорится, прибился к нашему храму. Мы постоянно видели его то с метлой на церковном дворике, то идущим от колонки с ведрами в руках. А по весне — с лопатой на заснеженной крыше храма. И так продолжалось дни, месяцы, годы. Павел охотно выполнял любую работу. Требовалось ли заменить перегоревшую лампочку, соскоблить с полов воск, начистить до блеска ризы и подсвечники, наколоть дров — Павел был тут как тут. Приходя в храм, мы всегда встречали его. А когда уходили из храма, он все еще оставался в нем, то ли для того, чтобы помочь закрыть его, то ли для того, чтобы остаться в нем на ночь в качестве сторожа. Пожалуй, к нему как нельзя лучше подходили евангельские слова о том, что он «был всем слуга». Как только настоятелю отцу Серафиму, или второму священнику отцу Виктору, или старосте Алле Андреевне, или кому-нибудь из уборщиц или свечниц требовалась помощь, Павел являлся по первому зову и брался за любое дело, которое ему поручали.
По правде говоря, исполнительностью и безотказностью Павла иногда злоупотребляли. Например, однажды, когда в храм привезли дрова, Павлу поручили сложить их в сарай. Он занимался этим весь вечер под проливным дождем, а помочь никто и не подумал. В это время на церковной кухне справляли чьи-то именины. Павел так и не успел убрать все дрова. А наутро оказалось, что ночью кто-то украл часть оставшихся на улице дров. Староста Алла Андреевна строго отчитала Павла и даже пригрозила взыскать с него стоимость пропавших дров. Он стоял молча, с виноватым видом, не пытаясь оправдываться. А потом пошел выполнять очередное ее поручение.
Я оказалась случайной очевидицей этой сцены и не придала ей тогда никакого значения. Ну кто же не знает нашу Аллу Андреевну, бывшую убежденную коммунистку-активистку, а ныне такую же убежденную активистку, только уже церковную? И, зная это, стоит ли удивляться, что у нее такой воинственный характер, что общение с ней становится настоящим испытанием на терпение, смирение и любовь? Зато благодаря ее трудам наш храм и снаружи, и внутри выглядит как игрушечка... А что говорят, будто некоторые побаиваются заходить в него после случайной встречи с Аллой Андреевной, так это — явный поклеп. Ведь человек она, как говорится, хоть и горячий, да отходчивый. И по-своему любила Павла, или Пашку, как она его чаще называла.
Прошли годы. За это время в храме сменилось много работников и прихожан. А Павел остался верен нашему храму, был все таким же безотказным и исполнительным. Казалось, что стремление помогать всем было чертой его характера. Не раз приходилось мне видеть, как он помогает взобраться или спуститься по церковной лестнице какой-нибудь полуслепой старушке. Или мастерит для этой самой лестницы новые, более удобные перильца. Или кормит голодную кошку, которую кто-то подбросил к храму. Мало того, мы замечали, что наши потрепанные ноты вдруг оказывались аккуратно подклеенными. А рассыпавшийся по листочкам ветхий старинный Октоих спустя четыре недели «вернулся» на клирос переплетенным. Разумеется, это сделал Павел, причем без всяких просьб со стороны регента или псаломщицы. Стыдно сказать, но мы воспринимали это как должное. И никто из нас даже не сказал Павлу спасибо за то, что он починил наши книги.
Лет через десять после того, как Павел появился в нашем храме, он был рукоположен во диакона. К тому времени в городе открыли несколько новых церквей. И вот наш второй священник отец Виктор был переведен в один из таких новых храмов настоятелем. Тогда отец Серафим и ходатайствовал перед епископом о рукоположении Павла. Так Павел стал диаконом, отцом Павлом. А еще через два года — священником.
Рукоположение Павла стало неожиданностью для многих. В том числе для нас, певчих. Ведь он не обладал ни одним из тех качеств, которыми, по нашему мнению, должен обладать настоящий священник. Одно дело отец Серафим с его картинной внешностью, громким голосом, прекрасным музыкальным слухом, с его красноречием и эрудицией — как говорится, из священников священник. И совсем другое — отец Павел, в котором не было ровным счетом ничего из вышеупомянутых достоинств. Вдобавок он еще и говорил тихо и невнятно. А когда он пытался петь, наш регент хватался за голову, а мы прыскали в кулак. Эта разница между священниками особенно бросалась в глаза, когда они вместе выходили на амвон — высокий, величественный отец Серафим, а рядом — невзрачный, тщедушный отец Павел. Было очевидно, что отец Серафим совершил непростительную ошибку, не выбрав себе в помощники кого-то получше.
Недостатки отца Павла не ограничивались отсутствием дикции и слуха. Он еще и не умел говорить проповеди. Даже пытаясь прочесть проповедь по заранее написанному тексту, он начинал запинаться и заикаться. Кончалось это тем, что из алтаря выскакивал побагровевший отец Серафим и делал выразительный жест. После чего отец Павел, еще более теряясь, спешил произнести заключительное «аминь» и скрывался в алтаре, где молча получал от настоятеля заслуженный нагоняй. После двух-трех таких проповеднических опытов отца Павла проповеди в нашем храме читал исключительно отец Серафим.
Принятие священного сана нисколько не изменило Павла. Нередко человек, став священником, делается суровым, важным и недоступным. Отец Павел остался таким же простым, исполнительным и безотказным, каким был прежде, до рукоположения. Все так же помогал старушкам-прихожанкам, колол дрова; по весне, забравшись на церковную крышу, чистил снег. А подчас выслушивал и очередной выговор от Аллы Андреевны, которая иногда в сердцах по привычке называла его Пашкой, на что он нисколько не обижался.
...В то лето отец Серафим впервые за много лет собрался поехать в отпуск. Вернее, в длительное паломничество по святым местам. И на это время оставил храм, как говорится, на попечение отца Павла. Так что тому одному пришлось и служить, и крестить, и отпевать, и венчать. Он делал это изо дня в день, с утра до вечера. Казалось, он дневал и ночевал в храме, не зная отдыха. Но никто из нас тогда не помог ему хотя бы добрым словом. Напротив, мы злились, что он служит медленно. Ну что он там так долго возится с кадилом? Ну что он так медленно читает молитвы? Ну неужели он не может исповедовать побыстрее? И мы зло смеялись над ним, когда он путал возгласы или говорил так невнятно, словно язык уже отказывался служить ему...
Настал праздник Преображения Господня, или, как часто говорят в народе, Яблочный Спас. В этот день левый клирос нашего храма напоминал фруктовую лавку. На аналое стояло блюдо с фруктами, предназначенными для уборщиц и свечниц, посредине которого в окружении румяных яблок и груш красовался полосатый арбуз. Рядом стояла миска с яблоками и янтарным кишмишем — для нас, певчих. А справа, на блюдечке с розами, среди крупного темного винограда возлежало зеленое яблоко размером с детскую головку, с этикеткой на блестящем боку — для Аллы Андреевны. Аромат всех этих плодов земных сливался с ароматом фруктов, принесенных многочисленными прихожанами, так что в храме пахло, как во фруктовом саду.
Наконец настал самый желанный для нас момент праздничной литургии — освящение плодов. Прочитав положенные молитвы перед аналоем с фруктами и окропив их святой водой, отец Павел неожиданно обернулся к народу и заговорил. Это было удивительно — ведь все знали, что отец Павел не умеет говорить проповеди.
К стыду своему скажу, мы почти не слушали его. Мы делили виноград и хрустели освященными яблоками. И в это время я вдруг услышала странные слова отца Павла, словно пронзившие меня насквозь: «...но путь на Фавор всегда лежит через Голгофу, и другого пути нет. Путь христианина — всегда крестный путь. И на этом пути так важно не потерять веру в Бога и не разучиться любить». В удивлении я обернулась и увидела... Знаете, бывает, что о человеке говорят: он словно весь сияет. Так вот, к отцу Павлу эти слова тогда подходили как нельзя лучше — он словно весь светился. Мне даже показалось, что на амвоне стоял не он, а какой-то совсем другой, лучезарный человек. Впрочем, это длилось лишь миг-другой. Потом отец Павел замолчал и широко осенил народ крестом, который держал в руках. После чего люди стали прикладываться ко кресту, а отец Павел кропил святой водой плоды в кульках и корзинках. Мы открыли Минею и запели праздничные тропарь, кондак и стихиры.
Выходя на улицу, мы дожевывали освященные фрукты и оживленно болтали. Мимо нас — кто из храма, кто в храм — шли мужчины и женщины, тоже говорившие о чем-то своем, о жизни, детях, пенсиях и зарплатах, о последнем телесериале и последнем бедствии. До меня долетел обрывок разговора двух старушек с кульками в руках, где, судя по округлым очертаниям, находились яблоки:
— А что это батюшка-то сегодня какой-то странный... И светлый такой, и говорил как-то странно... словно прощался...
Разговор оборвал зловещий визг тормозов подъехавшей к храму «скорой помощи». Из распахнувшейся дверцы машины выскочили трое в темно-синих костюмах — женщина, вероятно врач, и два санитара с носилками в руках. Что случилось? Впрочем, объяснение нашлось быстро — видимо, какой-то старушке в храме стало плохо. Такое бывает. Однако женское любопытство взяло верх, и мы столпились у входа, ожидая, что же будет дальше.
Они вернулись очень быстро, неся кого-то на носилках. Но это была не старушка. На носилках лежал отец Павел. Носилки погрузили в машину, и «скорая» рванула прочь, мигая синей лампочкой на крыше...
Отец Павел умер, прежде чем его довезли до больницы. Потом один врач объяснил мне, отчего он умер. Оказывается, у него один из главных сосудов имел очень тонкую стенку. И вот она не выдержала и прорвалась. Это могло произойти раньше или позже, но когда-нибудь должно было произойти. Видимо, Бог судил так, чтобы отец Павел умер именно в праздник Преображения Господня.
Странное дело, но после смерти этого невзрачного, незаметного человека, не умевшего ни петь, ни говорить проповеди, наш храм словно осиротел. Вздыхают по углам старушки, которым теперь уже никто не поможет спуститься с крутой церковной лестницы и не починит сломанную клюку. Стоят у порога пустые ведра с сухими донышками, дожидаясь, когда какой-нибудь добрый человек наносит воды для церковной кухни. И жизнерадостный отец Серафим как-то сник и стал все чаще говорить о смерти. Даже боевая Алла Андреевна приумолкла. Со смертью отца Павла как будто что-то навсегда ушло из нашего храма.
И теперь, когда мне хочется написать о нем хоть напоследок что-то доброе и памятное, нужные слова никак не приходят на ум. Разве только строчка из стихотворения Пушкина: «Он между нами жил...»
Он между нами жил... Между нами жил человек Божий. Но почему же мы поняли это лишь тогда, когда его не стало?..
Монахиня Евфимия (Пащенко)
|
24 июня 1985 года, село Верхне-Никульское
В одном месте прошел слух, что Спаситель придет в этот город. Сам Христос. А кто хороший человек, благочестивый человек, Он придёт в гости к нему. А Он каждый день к нам, каждый час к нам. А у этого человека благочестивого будет гостить.
Одна женщина — церковь она посещала, каждый день Евангелие читала, молилась, вела прекрасную жизнь, но гордость у нее была. И вот она сама себе говорит: «Спаситель ко мне придет, обязательно придет». Напекла, наготовила. Этого не было, а пример, притча. Все наготовила. Ждет Спасителя. Самовар вскипела, мармашели наварила, пирогов напекла, яишницу сделала по-простому — Спаситель придет. Притом же она Евангелие каждый день читала.
Идет мальчишка-сосед и говорит:
— Тетя Маня, ради Христа, пойдем, помоги, с мамой плохо сделалося. Стонет, а мне ее не поднять.
— Не пойду. Ко мне Гость придет. А ты пришел, нахрямдал тута в грязных сапогах.
Прогнала ребенка. Ну чего. Мальчишонка домой пришел, мать поправилася. Слава Тебе, Господи!
А Мария ждет, она верила-верила неложному слову Христа. Обед прошел. Нет. Все глаза проглядела — нету Христа. Ладно. Идет из другой деревни мужчина:
— Мария, коровушка телится, да неладно. Пойдем, помоги ради Христа, ты по коровам-то понимаешь.
— Уходи, ко мне Гость придет, я Гостя жду.
Нету. Прогнала мужика. Мужик пришел домой, корова-то отелилась. Ладно.
А Мария ждет Христа, не дождется. Поздний-поздний вечер. Входит мужчина и говорит:
— Слушай-ка, баба, я овдовел давно да пропился. А как, сами знаете — «стопочки да рюмочки доведут до сумочки». Пропился, бельишко на мне-то старенько. Улатай, постирай.
Во принес грязного-то белья! — Уходи, провалился бы ты. Выгнала:
— Я Гостя жду.
Нету Гостя. На варенье мухи насели, пирог как дуб сделался, зачерствел, самовар — все уголья пережгла. Нету Гостя, не пришел к ней Христос. Уснула.
Видит сон. Пришел к ней Спаситель. Она говорит:
— Господи, я верю неложному Твоему слову, потому что каждое слово Твое истинно. И вот сказали, что Христос придет, я ждала Тебя.
Он говорит:
— Да, Мария, Я за твою благочестивую жизнь, за твою любовь к храму Божиему к первой тебе пришел. Я к тебе три раза приходил, а ты Меня три раза выгнала.
— Господи. Нет, этого не было.
— Евангелие читаешь?
— Господи, ежедневно.
— Дак вот, говорит, баба, слушай, вот здесь написано: «Болен был, а вы посетили Меня». Это приходил-то не Васютко, а это Я к тебе приходил, а ты Меня выгнала.
— Не знала, Господи. Ну, а второй-то раз когда?
— А второй раз мужик-от пришел, попросил тебя. Я послал мужика-то, Я навел на коров, чтоб тебя испытать, твою веру. "В беде были, а вы помогли Мне». А ты Меня выгнала.
— Господи, не знала! А третий раз когда, Господи?
— А третий-то раз приходил опять Я к тебе. «Наг был, а вы одели Меня».
— Не знала, Господи!
Врешь, знала! Потому что вот тут написано: «Кто сотворил единому из малых сих, Мне сотворил». А ты Евангелие читаешь. Вот, родные, вот из этого примера, этого поучения, себе сделайте пример.
Архимандрит Павел (Груздев)
|
Страх и трепет обдержит душу мою, когда хочу писать о любви Божией.
Бедна душа моя, и нет сил описать любовь Господню.
И боится душа, и вместе влечется написать хоть несколько слов о любви Христовой. Изнемогает дух мой писать сие, но любовь понуждает.
О, человек, — немощное создание.
Когда благодать в нас, то горит дух и рвется ко Господу день и ночь, ибо благодать связывает душу любить Бога, и она возлюбила Его, и не хочет оторваться от Него, ибо не может насытиться сладостью Духа Святого.
И нет конца любви Божией.
Знаю человека, которого Милостивый Господь посетил Своею благодатию; и если бы спросил его Господь: «Хочешь дам тебе еще больше?» то от немощи плоти душа сказала бы:
«Ты видишь, Господи, что если больше, то я умру», ибо человек ограничен и не может понести полноту благодати.
Так на Фаворе ученики Христовы пали ниц от славы Господней. И никто не может постигнуть, как дает душе благодать Свою Господь.
СИЛУАН АФОНСКИЙ.
|
Средства для стяжания Духа Божияссуждении
В рапищи должно наблюдать и то, чтобы не разбирать между снедями вкусными и невкусными. Это дело, свойственное животным, в разумном человеке недостойно похвал. Отказываемся же мы от приятной пищи для того, чтобы усмирить воющие члены плоти и дать свободу действиям духа.
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
Мы, на земле живущие, много заблудили от пути спасительного. Прогневляем Господа и нехранением святых постов — ныне христиане разрешают на мясо и во святую Четыредесятницу и во всякий пост, среды и пятницы не сохраняют.
А Церковь имеет правило: не хранящие святых постов и всего лета среды и пятницы много грешат.
У нас вера — Православная Церковь, не имеющая никакого порока. Сих ради добродетелей Россия всегда будет славна и врагам страшна и непреоборима, имущая веру и благочестие в щит и во броню правду: сих врата адова не одолеют.
Бог и наказания-то все посылает именно за то, что люди ныне, презирая уставы Святой Церкви и святых отцов и последуя язычникам, не только среду и пяток, но и самые посты и праздники нарушают и все нарушают.
Хлеб и вода никому не вредны. Как же люди по сто лет жили? Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих. А что Церковь положила на семи Вселенских Соборах, то исполняй. Горе тому, кто слово одно прибавит к сему или убавит. Что врачи говорят про праведных, которые исцеляли от гниющих ран одним прикосновением, и про жезл Моисея, которым Бог из камня извел воду? Какая польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? Господь призывает нас: приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы: иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть. Да мы сами не хотим.
Царство Божие не брашно и питие, но правда, мир и радость о Дусе Святе. Только не надобно ничего суетного желать, а все Божие хорошо: и девство славно, и посты нужны для побеждения врагов телесных и душевных.
Истощай тело свое постом и бдением - и отразишь мучительный помысл сладострастия.
Похоть истребляется скорбью и страданием или произвольною, или посылаемою Промыслом.
Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании их только состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божия. Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божия. Заметьте..., что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святаго Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века нам не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает.
Преподобный Серафим Саровский
|
|
|