Это вообще удивительный духовный закон: начинаешь отдавать то, что так нужно тебе самому, и тотчас получаешь это же вдвойне и втройне. Я не только о материальных предметах говорю, конечно, а о том, что больше к области душевной и духовной относится. Хотя и с материальным так бывает — делишься последним, сам без гроша остаешься, а Господь тотчас посылает то, чего и ожидать ты не мог, буквально из нищего богачом делает. Особенно же, если предвидит, что ты и снова обнищать ради ближнего не откажешься. Сколько людей, которые мучаются оттого, что их «никто не любит»»! А ты начни любить сам. Или, если нет в тебе любви или чего-то, хотя бы отдаленно ее напоминающего, делай дела любви. И ты увидишь, что тебя полюбят. Знаешь, почему? Потому что будет наконец, за что. Воистину мало кто по-настоящему смог познать эту удивительную истину: «Блаженнее давать, нежели принимать» (Деян. 20, 35). Если бы познали, то только бы и давали, не ожидая ничего взамен и получая, однако, неизмеримо больше. И это на самом деле именно так — не слова это красивые, а самая реальная, опытом удостоверяемая правда. В чем основа этого закона, в чем секрет его таинственного действования, в чем тайна? В том, что даем мы людям, а возвращает нам Господь. Иногда сразу и так, что не заметить — захочешь, да не сможешь. Иногда — после и прикровенно. Ведь Он Сам говорит: «Так как вы сделали это одному из братьев Моих сих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25, 40). Люди могут быть неблагодарны и чаще всего оказываются такими, но не Господь. Если же чего-то сейчас и не вернет Он тебе, то вернет потом — сторицей, не скорби понапрасну. Когда потом? Тогда, когда нуждаться в этом будешь более всего, когда все, что здесь, пройдет, словно сон. Игумен Нектарий (Морозов)
|
"События, которые попустил Господь, идут своим ходом.
И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам."
Не следует много думать о себе, потому что думая о своих потребностях, мы сами себе мешаем. Мы сами себе – наибольшее препятствие. Думаем о зле которое вокруг нас, которое ранит нас, но если бы зла не было в нас самих, оно бы нас не задевало. Надо терпеть и прощать. Не принимать к сердцу обиды.
Духовная жизнь – жизнь сердечная и мысленная, поэтому мы должны быть внимательны к тому, что роится в нашей душе. Надо хранить внимание, чтобы в наше сердце не входило ничего, что разрушает мир. Рассеянное сердце холодно, и душа блуждает, словно бездомная. Но стоит ей выйти из своего сердечного дома – её бьют, бьют мысленно. А когда внимание в сердце, когда душа придёт в себя, примирится с Господом и Господь станет центром жизни – нам будет тепло и блаженно.
Хранение внимания в сердце и мысленного трезвения важнее подвига, поста и трудов.
Каковы мысли, такова и жизнь.
Дух питается мыслями как тело – пищей. Помыслы нам внушаются со всех сторон. Мы живём как бы среди мысленных радиоволн. Но не умеем подключиться к Источнику жизни, чтобы чувствовать радость жизни, впадая вместо этого в мысленные сети лукавого, которые нас окружают.
Причина болезней в мысленном падении. Болезнь – от мысли. Каждый грех есть прежде всего мысль, мысленная сила.
Всё в нашей жизни зависит от мысли.
Всё начинается с мысли – и добро, и зло.
Люди обращают на свои мысли мало внимания, и от этого – много страданий.
Когда мы мысленно обращаемся к окружающим нас обстоятельствам, входим в этот круг размышлений, нет нам ни мира, ни покоя.
Ради своего же блага мы должны хранить добрые мысли и добрые желания. Но мы этого не делаем и потому страдаем.
Мы держим в себе много зла; надо освободиться от зла в себе.
Наша жизнь такова, и мы сами таковы, каковы наши мысли.
Как только нас побеждают злые мысли, мы и сами становимся злыми. Всякая мысль, которая нарушает наш внутренний покой, исходит из ада.
Здесь, на земле, нет ничего и никого, кто может дать нам покой. Единственный податель мира, жизни и радости – Бог. Он даёт покой, тишину и радость.
Душа, преданная Богу, ничего не боится: ни угроз, ни врагов, ничего.
Мы маловерны, в нас нет доверия к Богу, мы всё сомневаемся, помнит ли Он о нас, или нет?
События, которые попустил Господь, идут своим ходом.
И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам.
А если мы включаемся в них со своей волей, то страдаем.
Мы постоянно боимся животным страхом, а нам надо победить в себе это адское свойство. Нас постоянно преследует страх, вся жизнь в страхе – боимся завтрашнего дня, боимся будущего, не зная, что с нами будет дальше. Это животный страх.
Страх Божий в том, чтобы всем сердцем любя Господа, бояться оскорбить или опечалит Его своим мыслями, словами, делами.
Единственное спасение, единственный выход – во внутреннем изменении, в перемене сердца.
Мир должен установиться в наших душах, тогда и вокруг будет мир.
Хранение мира в сердце – самое главное.
Любой ценой не допускайте в сердце тревогу.
Будущее не в нашей власти, следовательно мы должны быть свободны от этих мыслей. Всё нужно предать в руки Божии. Он – единственный, Кто планирует, Кто знает, что будет с этим миром.
А нам надо освободится от натиска лукавых мыслей: что будет, как будет?
В этом настоящая свобода, свобода Божия, свобода от тирании суетной мысли; только тогда мы обретаем мир.
Бог находится в центре жизни. Он в нашем сердце, невзирая на то, чтим мы Его, или нет. Он неразлучен с нами, ибо Он – жизни податель, Он дарует жизнь каждому творению. Поэтому ко всякому делу нужно приступать с мыслью о Боге. Центром мысленных движений души не должен быть какой-либо земной предмет.
Мысленный центр любви – Господь.
Не должно привязываться к земным предметам и к самому себе, своим мнимым нуждам.
На молитве человек должен чувствовать, что он один на один с Богом, что больше никого нет на свете, только Бог и он.
Молиться нужно сердцем: в сердце концентрируются все силы ума, и Господь – Бог сердца. Он – центр всего живого, Он движет жизнью и не нужно искать Его где-то далеко. Он здесь и ждёт, что мы примем Его и поверим Ему.
Наши желания разрушительны. Наши чувства ненасытны. Все чего-то ищут, как будто они здесь, на земле, вечные. Но напрасно, всё напрасно! Нам всегда что-то не так. А между тем история идёт к завершению; и если бы не было искренних молитв верующих, то давно бы наступил Апокалипсис и Страшный суд. Со временем будет всё меньше истинных христиан, усердных молитв и всё меньше возможности отложить конец мира.
Вся современная цивилизация направлена на то, чтобы отвлечь внимание человека от самого себя, от своего сердца, от истинных ценностей.
Мы слишком беспокоимся о себе, а ведь только человек, полностью предавшийся в волю Божию, может стать радостным и мирным.
По мере нашего освобождения от попечений Господь дарует нам чувство, что Он – с нами.
«Непрестанно молитесь», - заповедал апостол.
Внутренняя молитва, вот самый великий труд, который может совершать человек.
Потому что наш враг – сила мысленная, знает, что в молитве человек сердцем и чувствами приближается к Богу, а духи злобы стараются привязать человека к земному предмету.
Всё в нашей жизни зависит от мысли.
События, которые попустил Господь, идут своим ходом.
И если мы стяжали сердечный мир, они пройдут мимо нас и не повредят нам.
Старец Фаддей (Витовницкий)
|
|
|