Category:
Христианская психология
Телепова, Н.Н. Религиозная аддикция: психологические условия профилактики и исцеления [Текст] / Н.Н. Телепова ; Вестник университета (Государственный университет управления). – М., 2010. – № 17.- 230 с. – Библиогр.: с. 118-122. – ISSN 1819-4277.
Аддиктивное поведение – одна из форм деструктивного поведения, выражающаяся в стремлении уйти от реальности, изменив свое психическое состояние [7]. На нейропсихологическом уровне это проявляется образованием генератора патологически усиленного возбуждения, что ведет к компульсивности влечения. Другими словами, аддикция представляет собой набор поступков, типов поведения, которые включают не только потребление химических веществ, но и совершение действий, вызывающих нейрохимические изменения.
Многие отечественные и зарубежные специалисты (Ю.П.Сиволап, А.А.Портнов, И.Н.Пятницкий, А.Ю.Егоров, В.Гилберт, Г.Клерамбо) рассматривают аддикцию не как исключительную зависимость от психоактивных веществ, но как обсессивно-компульсивное расстройство и сверхценную идею. Аддикции напрямую связаны с духовно-нравственной составляющей личности, с ее ценностно-волевой сферой. В.В.Шабалина, например, выделяет ценностно-мотивационный компонент, который заключается в придании ценности объекту зависимости, и эмоционально-волевой компонент, выражающий непреодолимость влечения к нему [15]. Р.Дюпон выдвинул похожее психоаналитическое толкование аддикции как сильнейшей влюбленности в состояние, сопряженное с употреблением наркотика. В поисках мозгового вознаграждения аддикты пренебрегают риском. Сила мозгового вознаграждения такова, что его утрата становится неприемлемой [19].
А.Шаев выделяет две категории аддикций: субстанциональные аддикции (алкоголизм, наркомания, табакокурение, пищевые) и аддикции процесса (накопление денег, гемблинг, секс, работа, беспокойство; в данную категорию включена и религиозная аддикция) [24]. А.В.Котляров выделяет 18 видов аддикций исходя из фактора реалий, создающих их. Одним из видов выделенных им аддикций является зависимость от идеологий [6]. А.Ю.Егоров выделяет две формы аддикций: химическую и нехимическую, предлагая при этом классифицировать нехимические зависимости по следующим категориям [5]:патологическое влечение к азартным играм (гемблинг); эротические аддикции; «социально-приемлемые» аддикции; технологические аддикции; пищевые аддикции. Религиозная аддикция включена в категорию «социально-приемлемых». С.Артерберн и Дж.Фельтон дают следующее определение религиозной аддикции: «Как и при любой аддикции, религиозная практика становится доминирующей по отношению к другим аспектам жизни. Любые отношения устанавливаются через религию, а зависимость от религиозной практики и ее адептов отодвигает личную потребность в Боге. Религия и те, кто ее олицетворяют, получают всю полноту власти над аддиктом, который сам больше не связан с Богом" [17].
П.Бут, П.Вандерхайден, Ц.П.Короленко, Н.В.Бондарев и др. предлагают следующий перечень симптомов религиозной аддикции:
- неспособность думать, сомневаться и задавать вопросы по поводу религиозной информации;
- черно-белое мышление;
- основанная на стыде вера;
- магическая убежденность, что Бог все сделает для тебя без твоего серьезного участия;
- ригидное навязчивое следование правилам и предписаниям;
- бескомпромиссные суждения: готовность всюду находить недостатки и зло;
- компульсивные или навязчивые стремления к религиозным ритуалам;
- нереалистические финансовые пожертвования;
- конфликт и споры с наукой, медициной и образованием;
- прогрессирующий отказ от реальной работы, изоляция, разрыв прежних отношений;
- манипулирование цитатами или текстами, ощущение избранности, заявления о личных посланиях от Бога;
- трансоподобное состояние, счастливое (или суперодухотворенное) выражение лица;
- ощущение правоты и превосходство над всем остальным человечеством;
- разочарование, сомнения, психический, физический и эмоциональный кризис, боязнь призвать на помощь (из страха быть разоблаченным в «недуховности»).
Д.Райан и Дж.Вондерен описали общие поведенческие черты алкоголика и религиозного аддикта [23]. Алкоголик отличается повышенным настроением во время употребления спиртного, которое снижается в период воздержания или при мысли о воздержании. Подобно этому, религиозный аддикт отличается повышенным настроением во время исполнения религиозных ритуалов, которое снижается при невозможности посещать культовые места, выполнять в достаточном объеме молитвенный ритуал. Алкоголик предпочитает компанию таких же алкоголиков; отношения с трезвенниками ограничены. Религиозный аддикт также предпочитает общаться с имеющими подобные религиозные предпочтения, отвергает бывших друзей и даже членов семьи, не разделяющих его религиозных взглядов. Алкоголик теряет контроль в количестве употребляемого алкоголя, употребляет его в ущерб работе, семье, здоровью. Религиозный аддикт проводит все больше времени в религиозной обрядности и/или деятельности в ущерб работе, семье, здоровью.
Проведенное нами сопоставление классификаций форм общения в различных группах людей позволяет увидеть, что все авторы выделяют вертикаль, на которой располагаются виды общения: от низшего к высшему. Такие уровни, как примитивный, манипулятивный, стандартизированный (А.Б.Добрович); монологический, конформный, псевдодиалогический, манипулятивный (Г.А.Ковалев); авторитарный, манипулятивный, индифферентный, конформный (Л.С.Братченко); конфликтный, авторитарно-монологический, рефлексивно-манипулятивный, пассивно-индифферентный (С.А.Шеин) относятся к низшему уровню общения. Мы обозначаем его как монологический. Второй, высший уровень, оптимальность которого подчеркивают все авторы, мы обозначаем как диалогический. Сюда мы относим: доверительно-диалогический (С.А.Шеин), диалогический (В.В.Рыжов, Г.А. Ковалев, Л.С. Братченко), духовный (А.Б.Добрович) уровни.
Р.Айслер описала критерии двух типов сообщества людей [20]:
1. Сообщество, формирующее устойчивость к аддиктивному поведению и личностный рост (взаимозависимоеобщество). Здесь преобладает диалогический стиль общения, поэтому назовем данное сообщество диалогичным. Что касается религиозной аддикции, то она не возникает в диалогичном религиозно-направленном обществе (церкви), где наблюдается укрепление в вере и личностный духовный рост членов сообщества.
2. Сообщество, располагающее к развитию аддиктивности (созависимое общество). Здесь превалирует монологический стиль общения, поэтому назовем его монологичным. В монологичном религиозно-направленном обществе (секте) происходит манипулирование и обезличивание членов сообщества, что приводит к религиозной аддикции.
Ниже дана сравнительная характеристика этих двух типов сообщества.
Монологическое сообщество
Диалогическое сообщество
Создает иерархии, поддерживаемые силой или угрозой силы.
Создает иерархии, в которых люди связаны общими потребностями.
Вышестоящей группе принадлежит власть и право принятия решений, а нижестоящая группа бесправна.
Принятие решений распределено по иерархии равномерно.
Вышестоящая группа берет на себя ответственность, риск, средства производства и распределяет награды, а нижестоящая обеспечивает поддержку вышестоящим, выполняет работу и получает минимальное вознаграждение.
Риск, ответственность, капиталовложения, средства производства, награды, выполнение работы и поддержка распределены по иерархии равномерно.
Пользуется сравнительным способом мышления: «ты или я».
Пользуется кооперативным способом мышления: «я и ты».
Ценностями являются деструктивные действия, эксплуатация и война против инакомыслящих
Ценностями являются воспитательные качества, такие как сострадание и неприменение силы.
Пользуется жесткими половыми ролями (дискредитация женщин).
Пользуется гибкими половыми ролями (равноправие полов).
Относится к различиям между людьми с осуждением
Относится к различиям между людьми без осуждения
Использует страх, добиваясь однородности
Использует надежду, добиваясь единства.
Состоит из «винтиков» системы.
Состоит из личностей.
Монологическое (созависимое) общество, имеющее религиозную направленность, управляется лидером с монологическим подходом к руководству. С.Артерберн и Дж.Фелтон приводят правила, которыми руководствуется монологический лидер [17].
- Лидер все контролирует.
- Когда возникают проблемы, лидер немедленно находит виновного и обличает его.
- Лидер не совершает ошибок.
- Лидер никогда не показывает реальность ситуации.
- Лидер никогда не демонстрирует своих чувств, если они не позитивны.
- Лидер не задает неприятных вопросов.
- Лидер ничего не делает вне своей роли.
- Лидер никому не доверяет.
- Для лидера главная цель – привлекать человеческие и финансовые ресурсы в свою организацию.
- Лидер любой ценой сохраняет имидж своей организации (даже в ущерб личностно-духовному состоянию ее членов).
По мнению Ц.П.Короленко и Т.В.Дмитриевой, религиозная зависимость от такого сообщества опаснее пищевой зависимости или даже гемблинга, поскольку у религиозных аддиктов чаще возникают психические нарушения шизофренического характера. Неслучайно психиатры и психологи заговорили о новом виде патологии – культовой травме, под которой понимают комплекс воздействий деструктивных культов, направленных на изменение сознания индивида [10].
Многолетний опыт показывает, что успех в лечении и реабилитации химической аддикции достигается в тех случаях, когда больному удается реально «переключиться» на деятельность, обладающую признаками нехимической социально приемлемой зависимости (секс, работа, любовь, спорт, религия). Клинический опыт показывает, что одна аддикция может достаточно легко переходить в другую. Если удалось заменить химическую зависимость на социально-приемлемую, то это рассматривается как несомненный успех. Но важно понимать, что неконтролируемое поведение в любом случае имеет деструктивное воздействие на личность человека. Более 30 лет назад В.Глассер впервые выдвинул идею «позитивной аддикции» с созидающим поведением и деятельностью [22]. М.Дай называет данное состояние «выздоровлением», когда человек растет и личностно, и духовно, укрепляясь в вере и возвращаясь от религиозной аддикции к личным отношениям с Богом [21].
М.Дай и П.Фенчер приводят пять условий, выздоровления от аддикции, в том числе религиозной. Первое условие – открытость. Отсутствие лицемерия, страха быть самим собой, умение признавать свои ошибки, прощать и просить прощения. Второе – верность себе. Когда человек учится жертвовать сиюминутным желанием или потребностью ради поставленной перед собой цели. Аддикт, наоборот, ради удовлетворения сиюминутной потребности может пожертвовать мечтой и жизненной целью. Третье – верность людям. Только при условии сопереживания, чуткости и «разморозки» собственных чувств, когда человек не просто игнорирует свой страх быть уязвимым, но стремится к максимальной уязвимости, возможны позитивные коммуникации, формирующие близкие личностные привязанности.Четвертое – подотчетность. В одиночку невозможно выстоять, точно так же, как выздороветь. Стойкость на пути выздоровления невозможна без взаимной подотчетности в своих поступках, словах и мотивах. Пятым условиемявляется значимое участие в жизни общества. Человека, находящегося под воздействием аддиктивных факторов, следует вывести за рамки собственной Я-концепции, побудить участвовать в позитивном влиянии на жизнь и окружающих людей. Для того чтобы вышеуказанные условия оказывали эффективное воздействие на выздоровление и профилактику религиозной зависимости, необходимо подключить психологический механизм диалогизации взаимоотношений данного сообщества.
Механизмом диалогизации процесса выздоровления является последовательное достижение лидерами и членами сообщества языкового, предметно-содержательного, мотивационно-целевого, ценностного, личностного, духовно-нравственного единства. Языковое единство включает в себя достижение такого коммуникативного уровня, когда обе стороны диалога способны ощущать личностную безопасность, выходя на уровень обмена мнениями и эмоциями. Когда вербальные и невербальные средства диалога становятся взаимоприемлемыми, взаимопонятными и служащими одной цели – взаимный личностный рост. Предметно-содержательное единство включает в себя общую деятельность, которая служит единой цели, поставленной совместно, также совместно вырабатывается стратегия и определяется содержание работы по личностному росту, построению отношений и формированию устойчивости к аддикции. Общность мотивов и целей определяется максимальной сбалансированностью двух сторон: как направленностью на результат, так и направленностью на совершенствование личности. Важно помнить, что программа создана для людей, а не люди для программы. Ценностно-ориентационное единство включает в себя активное диалогичное отношение обеих сторон друг к другу, безусловное принятие личностей друг друга и безоценочное отношение друг к другу. Духовное единство включает в себя единство понимания этики и духовно-нравственных законов. Фактор духовности является основополагающим, так как способность к диалогу в представленном его понимании зависит, прежде всего, от уровня духовности сторон общения.
Изучение работ Н.А.Бердяева, Б.С.Братуся, В.А. Пономаренко, В.В.Рыжова, Т.А. Флоренской, В.Фракла, В.Д. Шадрикова позволяет определить духовность в гражданском ее понимании как способность человека различить и избрать для себя истинные нравственные ценности и в соответствии с ними строить свое поведение, общение и деятельность. Основными измерениями духовности являются свобода, ответственность, трансцендентность, осознание смысла жизни. Взаимодействие в сообществе на принципах диалога и сотрудничества содержит в себе возможность соединения общения с взаимным развитием личностей как лидера, так и всех членов сообщества, способствует личностному и интеллектуальному росту [8].
Основные психологические характеристики лидера диалогического сообщества [11]:
- Субъект-субъектное отношение.
- Признание самоценности друг друга.
- Доминанта друг на друге.
- Безоценочное непредвзятое отношение..
- Ориентация на «здесь и теперь»..
- Эмоциональная открытость.
В диалогическом сообществе, находящемся под руководством диалогически направленного лидера, реализуется деятельность, являющаяся конструктивной, направленной на созидание личности и на духовный рост, что исключает возникновение религиозной аддикции на основе данной деятельности. Основные характеристики конструктивной деятельности: 1) деятельность не отнимает у человека много времени, не смещает приоритетов; 2) может быть реализована независимо от других людей; 3) представляет собой определенную ценность для ума, здоровья и духовности; 4) при длительном осуществлении приносит улучшение жизни человека.
В заключение статьи приведем данные исследования, проведенного нами по авторскому опроснику на религиозную аддикцию. Тестирование проводилось в два этапа. На первом этапе ставилась цель выявить степень религиозной аддикции у опрашиваемых. Второй этап – анализ сообщества, в которое включен индивид.
Первый этап. Отметьте степень своего согласия с утверждениями, используя следующую шкалу: я далек от этого - 1 балл; это не про меня - 2 балла; иногда думаю, что это так - 3 балла; узнаю себя - 4 балла; да, это обо мне - 5 баллов.
- Посещение церковного богослужения для меня – самое важное в жизни.
- У меня возникают конфликты с ближними из-за количества времени, которое я провожу в церкви.
- Я иду в церковь, чтобы испытать радость, отвлечься от моих проблем.
- В последнее время я провожу все больше времени с верующими на богослужениях, на служении людям нашей общины, на молитвенных мероприятиях.
- Если по какой-то причине не могу посетить богослужение, испытываю уныние, раздражительность, упадок сил.
- Понимаю, что в жизни есть и другие приоритеты: работа, семья, образование, поэтому иногда пытаюсь сократить время на духовную деятельность.
Если набрано 24 и более баллов, можно предположить высокую степень религиозной аддикции. Тестирование проводилось среди верующих разных религиозных объединений. Были опрошены 126 человек. Из них 22 человека отнесли себя к традиционным конфессиям, 84 человека отнесли себя к нетрадиционным конфессиям, 20 человек отметили свою принадлежность к религиозным организациям созависимого типа. Высокая вероятность религиозной аддикции была выявлена у:
36,4% принадлежащих к традиционным конфессиям;
71,4% принадлежащих к нетрадиционным конфессиям;
85,0% принадлежащих к созависимым сообществам.
Второй этап. Рядом с утверждениями поставьте «галочку», если это «верно».
- Я всегда знаю, что происходит в нашей церкви (религиозной организации).
- Мне не обязательно знать, что происходит в нашей организации. На это есть специально поставленный люди.
- Я знаю, что мое мнение принимается во внимание при решении важных вопросов нашей организации.
- Наши руководители знают, как поступить, чтобы всем было хорошо.
- Наши руководители ничем не лучше меня.
- Наши руководители лучше меня, поэтому они и руководители.
- Мы с руководством вместе созидаем успех нашей организации, у нас одна цель и одни устремления.
- Я знаю, что у наших руководителей много ответственных дел, и поэтому им некогда заниматься решением бытовых вопросов и не надо обижаться, что у них порой нет времени на меня.
- В нашей организации даже человек, убирающий территорию, может быть хорошо вознагражден.
- Чтобы получить серьезную награду или поощрение, надо сначала потрудиться, чтобы войти в круг лидеров.
- Я уверен, что и в других организациях мне может быть хорошо и уютно.
- Я считаю, что в нашей организации забота о людях и вовлеченность каждого поставлены лучше, чем у других.
- Я считаю, что женское предназначение – быть матерью и женой, в первую очередь.
- Женщина может входить в руководство нашей организации.
- В каждой семье решается в автономном порядке предназначение каждого ее члена (будь то мужчина или женщина).
- Хорошо, что в нашей организации мужей призывают к тому, чтобы обеспечивать жен настолько, чтобы они выполняли в первую очередь роль жены.
- Я считаю, что если ты хочешь войти в нашу организацию, то надо принять все правила.
- Я уверен, что каждый новичок может принести нам много полезных идей и спасти от «замыливания зрения».
- Мы – одна семья, и поэтому надо стремиться к тому, чтобы не раздражать другого.
- Мы – одна семья, и надо стремиться к тому, чтобы принять другого таким, как он есть.
- Если что-то кому-то не по душе, каждый имеет право выйти из нашей организации. Двери открыты – как в одну, так и в другую сторону. Желающие входят, нежелающие – удаляются.
- Если что-то кому не по душе, важно учесть его мнение, чтобы достичь взаимоприемлемого решения, даже за счет коррекции общей политики.
- Я ощущаю себя частицей глобального Вселенского замысла.
- Я ощущаю себя в центре глобального Вселенского замысла.
Количество «галочек» по пунктам 2,4,6,8,10,12,14,15,17,19,21 – показатель монологичного сообщества. Наличие или отсутствие галочки в обоих пунктах пары 1-2, 3-4, 5-6, 7-8, 9-10, 11-12,13-14,15-16,17-18,19-20,21-22 прибавляет по одному баллу к показателю монологического сообщества. Если набрано более 8 баллов по этому показателю, можно с большой долей уверенности утверждать принадлежность человек к монологическому сообществу.
Количество «галочек» по пунктам 1,3,5,7,9,11,13,16,18,20,22 – показатель диалогичного сообщества. Утверждать принадлежность к диалогическому сообществу можно, если набрано 8 баллов по этому показателю и менее 3 баллов по монологическому показателю.
Из 85 человек, показавших на первом этапе высокий уровень религиозной аддикции, более 95% обнаружили принадлежность к монологическому сообществу. Более 87% испытуемых, не имеющих религиозной аддикции, обнаружили принадлежность к диалогическому сообществу. Можно утверждать наличие корреляции высокой религиозной аддикции с принадлежностью к монологическому религиозному сообществу.
Отметим еще один штрих к результатам проведенного исследования: из 126 опрошенных 64 человека находились в периоде ремиссии химической зависимости. Из них 60 чел. (почти 94 %) показали высокую степень религиозной аддикции. Следовательно, нельзя игнорировать тот факт, что религиозная зависимость стоит особняком среди других социально-приемлемых аддикций, берущих на себя заместительную роль в процессе реабилитации. Признавая несомненную пользу реабилитационных программ для наркозависимых и алкоголиков, проводимых религиозными организациями, следует помнить о негативных, а иногда катастрофических последствиях. Поэтому столь важен психолого-педагогический процесс диалогизации сообществ, участвующих в реабилитации, а также имеющих в своих рядах аддиктивных людей, чтобы вывести их из стадии заместительной аддикции на стадию выздоровления [21].