Category:
о вере
Вера требует личных усилий. Лишь относительно можно называть веру «народной», имея в виду некую погрешность определения. Заповеди даны в расчете на предстояние человека к Богу лицом к лицу. Не сказано «чтите отца и матерь», но «чти», как одному. «Не прелюбодействуй» сказано, а вовсе не «не прелюбодействуйте».Исполнение заповедей — это «мое» дело, а не «наше». Вне личностного отношения вера, как таковая, умирает. Хотя бы потому, что молитва умирает (ведь она есть разговор с Богом один на один).
ПРОТОИЕРЕЙ АНДРЕЙ ТКАЧЕВ
|
Category:
о вере
Как укрепить свою веру
Вера - это драгоценный Божий дар. Вера дает нам правильное мировоззрение, показывает цель в жизни, ободряет нас в трудные минуты, радует сердце, дает силу нашей молитве и открывает нам доступ к бесконечным милостям Божиим.
Но грустное наблюдение: жизнь в довольстве и благополучии рассеивает веру. Забываются благодеяния Божии. Действенная вера отходит, и зарытым оказывается великий Божий талант. И по мере того, как в человеке угасает вера, приходит во все большее расстройство и весь его внутренний строй: теряется ясность мысли и цель жизни, уходит духовная сила, пустота и уныние прочно поселяются в сердце, человек делается раздражительным и всем недовольным. Ведь душа не может жить без веры, как растения не могут существовать без света и влаги.Человек с угасшей верой, каким бы умным и талантливым ни был, нисходит на степень хитрого животного, порой даже хищного.
Чтобы избежать такого "кораблекрушения в вере" (1 Тим. 1:19), надо серьезно позаботиться об обновлении своей души. Как? Мы знаем, что все наши способности требуют упражнения: чтобы разум сохранял свою ясность, надо заниматься умственной работой; чтобы пальцы не теряли легкости, надо упражняться на музыкальном инструменте; чтобы тело оставалось гибким, надо заниматься гимнастикой. Если люди тратят столько сил и средств для развития своих физических способностей, то не следует ли нам, христианам, потрудиться над приобретением живого духовного опыта?
Чтобы укрепить веру, надо начать жить духовно. Для этого надо, во-первых, регулярно читать Священное Писание, думать о Боге, интересоваться и читать литературу духовного содержания. Потом, надо стараться чувствовать Бога в сосредоточенной, сердечной молитве, а также в причащении Тела и Крови Христовой. Наконец, надо стараться жить не столько для себя, сколько для блага ближних и своей церкви. Кто любит, у того сердце согревается благодатью Духа Святого. Конечно, в христианской жизни не обойтись без борьбы, испытаний и трудностей. Порой может казаться, что весь мир ополчается против верующего. Но важно помнить, что, с Божией помощью, все эти испытания будут содействовать нашему духовному росту.
Будем при этом помнить, что вера не есть только плод наших усилий, но и дар Святого Духа. Об этом свидетельствовал и ап. Павел, говоря, что "Плод Духа - любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера" (Гал. 5:22). Поэтому будем просить у Бога веры, как великого духовного сокровища, помня обещание: "Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам" (Мт. 7:7). Вера же принесет нам душевный мир, радость и предвкушение той завершительной победы над злом, которой утешались апостолы, писавшие: "Сия есть победа, победившая мир, - вера наша!" (1 Иоан. 5:4).
В е р а - Ключ к сокровищнице Божией
Епископ Александр (Милеант)
|
Category:
о вере
Вера - опора надежды Испытания и скорби - неизбежны в нашей жизни. В трудные жизненные минуты только вера может дать человеку необходимые духовные силы. В то время, как человек со слабой верой во время несчастий падает духом, унывает, ропщет и озлобляется, верующий человек сильнее обращается к Богу за помощью. Прилив унылых чувств он разгоняет надеждой на Бога, зная, что "верующий в Него не постыдится" (Рим 9:33). Скорби - это наши жизненные бури, периоды испытания нашей веры. При благоприятной погоде каждый матрос может быть высокого мнения о своих морских познаниях, но только во время бури обнаруживается искусный мореплаватель. Читая книги Священного Писания или жития святых, мы убеждаемся, что угодники Божии обнаруживали крепость своей веры больше во время преследований и страданий, нежели когда их жизнь протекала спокойно. Ап. Павел, ссылается на примеры веры ветхозаветных праведников, останавливается именно на тех моментах их жизни, когда они подвергались гонениям. В конце приведенных примеров апостол делает следующее заключение: "Иные (из них) замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение. Другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу; были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергнуты пытке, умирали от меча, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления. Те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, пещерам и ущельям земли ... Посему, - наставляет далее апостол, - и мы, имея вокруг себя такое облако свидетелей, свергнем с себя всякое бремя и легко опутывающий нас грех и с терпением будем проходить предлежащий нам путь" (Евр. 11-12 главы). Вероятно читателю не трудно согласиться с тем, что вера помогает человеку мужественно переносить скорби. Но остается все же вопрос: почему Господь допускает, чтобы верующие и праведники страдали? На этот вопрос нелегко ответить: "Кто познал ум Господень, или кто был советником Ему?" (Ис. 40:13). Ап. Павел пишет, что "любящим Бога все содействует ко благу" (Рим. 8:28). "Все" - значит и скорби! Действительно, сам часто подвергаясь тяжелым испытаниям, апостол такой приобрел опыт: "Я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа; ибо, когда я немощен, тогда я силен! " (2 Кор. 12:10) Ибо сила Божия в немощи совершается. Скорби убеждают человека в непостоянстве житейских благ, напоминают о Боге-избавителе, о вечной жизни, учат терпению, развивают мужество, постоянство в добре. Когда человеку неоткуда ожидать помощи, он живее чувствует Бога. И в то время, как во вне - теснота и скорби, в сердце он получает утешение. Такое непосредственное чувство Бога имеет самое благотворное влияние на веру человека. Так, по милости Божией, получается, что, с одной стороны, вера помогает человеку переносить скорби, а, с другой стороны, сами скорби содействуют укреплению веры. Поэтому апостолы учили христиан: "С великой радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение" (Иак. 1:2-3). Священное Писание сравнивает скорби с пламенем, которое очищает золото от примесей и делает его более ценным (1 Пет. 1:7). Вероятно потому, что вера дает человеку крепость в трудные минуты и служит опорой для его духовной жизни, Господь назвал ее камнем или скалой, говоря: "На сем камне (веры) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее" (Мт. 16:18). Действительно, нельзя перечислить все гонения на христиан за две тысячи лет существования Церкви. В течение этого времени многие империи и мощные государства пали и совсем исчезли с лица земли, а Церковь Христова непоколебимо стоит, утвержденная на вере в Спасителя. Епископ Александр (Милеант)
|
Category:
о вере
Истинное христианство
Христианство есть подвиг добродетели, христианство есть жемчужина, для приобретения которой благоразумный купец Евангелия должен был распродать всё своё имущество.
Исторически над этим самоотверженным решением, под взятием креста разумелись, по-видимому, различные подвиги: во время земной жизни Спасителя - вступление в число учеников, следовавших за ним; далее - исповедание веры и мученичество; затем, от IV века и по ХХ - отшельничество и монашество.
На самом деле эти разные виды подвига были лишь условиями одной идеи, одной цели - постепенного достижения на земле духовного совершенства, т.е. свободы от страстей, или бесстрастия, и обладания всеми добродетелями, как того просят себе все верующие в Ефремовой молитве, многократно повторяемой Великим постом в сопровождении многочисленных поклонов. "Сия есть воля Божия - святость ваша", говорит апостол, а достигнуть её можно - лишь сделав её главнейшей, единственной целью жизни, если жить для того, чтобы достигнуть святости. В этом заключается истинное христианство.
Антоний (Храповицкий), митрополит Киевский и Галицкий
|
Category:
о вере
Архиепископ Нафанаил (Львов) Беседы о Вере
Борьба за христианскую религию Большая, напряженная, многогранная борьба за религию и против нее ведется в мире. Но что такое религия? Религия по-латыни значит связь, связь Бога с людьми и людей с Богом. Связь эта многостороння. Прежде всего это связь веры. Всеми силами своей души, то есть разумом, чувством и волей, человек утверждает бытие Божие и основные свойства Его, хотя и не видел Бога телесными очами, не слышал телесными ушами. Поэтому в вере наиболее явно проявляется торжество духовной стороны человека. Духом своим: разумом, чувством и волей - постигает человек Бога, устанавливая связь с Ним. Это основа религии. Поверив в Бога, утвердив Его бытие всеми тремя гранями своего духа, человек обращается к Богу с молитвой. Молитва есть беседа с Богом. Это второе проявление религии, как связи человека с Богом. Молитва - это совсем не выпрашивание себе чего-то у Бога, какой ее представляют себе люди, не знающие веры. Просительная молитва занимает значительное место только у примитивных людей. Главное, основное содержание молитвы - это обращение любящего сердца к Любимому. Письма влюбленных, разговоры искренних друзей, обращение любящих детей к их родителям - вот что из обычной жизни больше всего похоже на настоящую молитву. Радость в Боге, благодарность Ему за Его снисхождение, восхваление Его, восторг перед Его мудростью, пред благостью и силой и красотой и правдой Божией - вот что в наибольшей степени наполняет наши молитвы, и вот чем полны последования наших богослужений и обычных молитвенников. Сознание своей ничтожности, своей греховности-виновности перед Богом является следующим важным элементом христианской молитвы. Просить о прощении грехов, об укреплении веры, о том, чтобы, несмотря на нашу греховность, Господь не отнял бы от нас Своей любви, - вот еще один важный элемент молитвы. Итак, молитва - это второй вид связи человека с Богом. Третьим видом связи человека с Богом является его жизнь по Богу. Поверив в Бога, утвердив для себя Его бытие всеми сторонами своей души, укрепив связь с Ним в молитве, человек ощущает присутствие Божие в каждом мгновении своей жизни и хочет, чтобы каждое это мгновение было бы угодным, приятным Богу. Так религия, то есть связь человека с Богом, пронизывает всю жизнь человека, просветляя её и всю её делая ценной и осмысленной. Религиозный человек - это значит человек, связанный с Богом. Как любящий муж не с огорчением, не рабски по принуждению, но свободно, светло и радостно сознает, что во всем, во все минуты жизни связан он с той, кого любит и радостно пользуется каждой минутой, чтобы, беседуя с нею, рассказать ей все, что делается в его душе, и выразить ей свою любовь, стараясь при том не сделать ничего, что может огорчить её, - так и истинно верующий человек всегда радостно ощущает свою свободную, по собственной своей воле принятую на себя связь с Богом, стремится всегда быть мысленно с Ним, рассказывать Ему о всех движениях своей души, выражать свою любовь к Нему и старается никогда ничего не сделать, не сказать и не подумать такого, что могло бы огорчить любящего Бога, быть неугодным Ему и нарушить связь с Ним. Святой Василий Великий, в жизни своей осуществивший этот идеал, пишет: "Ни глаз да не действует без Бога, ни рука да не движется без Него, ни сердце да не помышляет неугодное Богу" (т. 1, с. 147). Недаром единение человека с Богом, нашу связь с ним, т.е. религию, Священное Писание уподобляет браку, браку Агнца, Сына Божия, с верующей душой, а Церковь называет Господа "Женихом душ и сердец наших". Вот что такое религия, вот почему за свою религию, за свою связь с Богом всякий верующий человек должен бороться до последнего вздоха, всеми своими силами, в мере большей, чем самый любящий человек будет бороться за того, кого любит.
|
Category:
о вере
О, Вера Святая!
Вера обновляет человека, делает его расположенным к добру, исполненным любви, милостивым, терпеливым, кротким и любящим прочие христианские добродетели. Ибо вера — это Божественное семя, от которого духовно рождаются христиане, и потому приносят такие плоды, каково семя. Ибо «не может дерево доброе приносить плоды худые», — говорит Христос (Мф.7:18). Каково семя, таковы и плоды его. Ибо у злого семени змеиного, которое он посеял на сердце прародителя нашего, — злые плоды: ненависть, злоба, вражда и прочие грехи. А у семени Христова, которое есть вера святая, добрые плоды: любовь, милость, кротость, благость, милосердие, воздержание и прочее (см. Гал.5:22).
Вера соделывает радость и веселье в сердце верующего. Радость эта — не о пище и питье, не о чести, не о богатстве, не о золоте, серебре, не о прочем, о чем сыны века сего радуются, ибо это радость плотская. Но это радость духовная — радость о Господе Спасе, о благости и человеколюбии Его, утешение и спокойствие в совести, как апостол учит: «Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа» (Рим 5:1).
Из вышенаписанного видишь, христианин:
1) Что в вере состоит все существо христианского блаженства. Ибо кто истинную живую веру имеет, тот имеет Божие благословение, правду Христову, святость, избавление, свободу духовную, вечную жизнь и блаженство.
2) Отсюда познай, человек, сколь великое богатство благости Божией, что человека отверженного и окаянного в Сыне так возлюбил и превознес, что чем более человек обесчестился в себе, тем более во Христе, Сыне Божием, по Божиему человеколюбию, вознесен.
3) Отсюда поучайся сердцем и устами благодарить Бога, Который тебе, бедному, окаянному, проклятому, отверженному, осужденному в самом себе, подает верою в Сыне Своем вместо греха твоего правду, вместо клятвы — благословение, вместо окаянства — блаженство, вместо смерти — жизнь вечную, вместо ада и геенны — наследие небесного царствия, и всех вечных благ сокровища отверзает. Ум не постигает этой к нам Божией милости и благоволения! О бедные и окаянные грешники! Какой великой милости и человеколюбия Божиего мы сподобились даром, без всяких наших заслуг! Кто за это человеколюбие Божие достойно возблагодарить Бога может? «Что воздадим Господу за все, что Он даровал нам» (Пс.115:3).
4) Отсюда познай силу истинной и живой веры во Христа, которая все благие и духовные дарования к себе привлекает и от Бога получает.
5) Когда от такого бедствия благодатью Божией мы избавились и к такому блаженству возведены, как должно нам беречься от всякого греха, из-за чего всякое бедствие приходит, чтобы снова не впасть в бедствие, и как усердно служить Богу, Который такую милость нам, грешным, показал!
6) Как нужно стараться хранить одежду оправдания, данную при Крещении, да не лишимся ее снова, к великой нашей беде! «Блажен бодрствующий и хранящий одежду свою, чтобы не ходить ему нагим и чтобы не увидели срамоты его», — говорит Христос (Откр.16:15).
7) Не сохранившему этих богоданных риз одна надежда осталась, чтобы взыскать их — чистосердечное покаяние. Боже, милостив буди ми грешному!
СВТ. ТИХОН ЗАДОНСКИЙ. ОБ ИСТИННОМ ХРИСТИАНСТВЕ
|
Category:
о вере
Монах Аристоклий Вера Во дни душевнаго мученья Одна ты другом мне была И от печального паденья Меня, как ангел, берегла. Я был забыт, унижен всеми, От мук и горя изнемог И даже был поруган теми, Кого лелеял и берег. Но ты меня не покидала! Ты говорила мне: “живи”, “Терпи” - и в душу ты вливала Слова божественной любви. Крепился дух, мужала сила, Светлели мрачныя мечты, И от безвременной могилы Неслись к Престолу красоты. И отлетали прочь сомненья И жизнь влекла, пленяя вновь, То – Вера в благость Провиденья, А с ней надежда на любовь.
|
|
|