Category:
Мои рассказы о паломничестве
Все никак не могла собраться написать о моей недавней поездке, но все же Господь сподобил , и я поведаю вам о величайших святынях, к которым мне посчастливилось поклониться по милосердию Божиему. Надо сказать, что эта поездка была не совсем паломническая, а так сказать больше культурно-просветительская, хотя в нашей группе были исключительно верующие люди, все же вся обстановка в паломничестве в большинстве зависит от гида и присутствия священника. В этот раз его не было . Приходилось своими силами читать акафисты и молитвы. И продираться через многочисленное количество католических костелов, базилик и соборов, которые поражали своей величественностью и грандиозностью , но в тоже время и угнетали отсутствием Духа Святого и благодати Божией. Это была проверка веры на прочность ,искушений было много. В целом за две недели нашего путешествия мы побывали в городах Германии и Франции, пять дней из которых жили в Париже, немного затронули Польшу и осмотрели г. Вроцлав. Половина из этих городов, ничем особенно не примечательна , с точки зрения православия, поэтому я расскажу вам только о тех местах ,где хранятся почитаемые святыни, которые мы с Божией помощью посетили. И первым из таких мест было местечко Эшо под Страсбургом ,где хранятся мощи святой мученицы Софии
Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и их мать София.
Вплоть до французской Революции мощи святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии хранились в Эльзасе, в бенедиктинском аббатстве, основанном епископом Страсбургским Ремигием около 770 года на острове Эшо (Eschau. Ранее Hascgaugia, Hascowia, Aschowa, Eschowe, что буквально переводится как "ясеневый остров"). Честные мощи, полученные епископом Ремигием от папы Адриана I, были перенесены из Рима в аббатство 10 мая 777 года. Владыка Ремигий "торжественно принес мощи на своих плечах из Рима и положил их в монастырской церкви, посвященной святому Трофиму". (завещание Ремигия, 15 марта 778 г.) С тех пор святая София становится покровительницей монастыря в Эшо, который в ее честь называется аббатством Святой Софии.
Мощи святых мучениц привлекали к себе множество паломников, так что в 1143 году игумения Кунегунда решила устроить на старинном "римском пути", ведущем в разросшуюся вокруг аббатства деревню Эшо, "гостиницу для паломников, со всех сторон приходящих".В 1792 году, спустя три года после французской Революции, монастырские здания были проданы с аукциона за 10100 ливров. В монастыре был устроен трактир с винным погребом. Куда исчезли мощи, осталось неизвестным. В 1822 году трактир был разрушен вместе с другими бывшими монастырскими помещениями.
После того как в 1898 году остатки монастырской церкви святого Трофима были объявлены "историческим памятником", начинается ее постепенное восстановление.
3 апреля 1938 года католический епископ Шарль Руш привез в Эшо из Рима две новых частицы мощей святой Софии. Одну из них положили в саркофаге из песчаника, а другую – в небольшом реликварии, помещенном в раке с другими святынями.
Краткое житие святых мучениц Веры, Надежды, Любови и Софии
Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117–138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде – 10 и Любови – 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоились в Эльзасе, в церкви города Эшо, в 15 км к югу от Страсбурга.
Дальше наш путь лежал в небольшой городок, где в соборе хранится частица мощей святого Николая Чудотворца. Фаланга его пальца помещена в реликварий в форме благословляющей руки. Сам город носит имя святого: Сен-Николя-де-Пор (Saint-Nicolas-de-Port). Этот городок на территории Лотарингии стал центром паломничества после перенесения сюда частицы мощей в 1098 году. Здесь возникло почитание святого Николая как особенного покровителя детей. Отсюда, видимо, и происходят "корни" Деда Мороза: сначала протестанты, отказавшиеся от почитания святых, стали дарить детям подарки не на день святого Николая (6/19 декабря), а на Рождество Христово, а потом уже, в эпоху оскудения веры, из этого обычая родился образ Деда Мороза, одаривающего детишек на новый год
Мощи святого Николая скрыты в нише. Бросаешь монетку - шторка поднимается, и можно увидеть реликварий. Возле этой ниши - боковая часовня, посвященная святому.
Служители собора любезно открыли для нас вход к мощам (конечно по договоренности ранее) ,где мы приложились и послужили краткий молебен, прочитали акафист и поехали дальше.
На следующее утро мы даже не представляли какой подарок преподнесет нам Господь. По программе у нас было посещение воскресной литургии в Покровском женском монастыре в деревушке Де Бюсси, которая находится в 150 км от Парижа. Уже привыкшие к многочисленным католическим строениям нас ждал небывалый сюрприз. Божия благодать!
Несколько слов о монастыре.
Покровский женский монастырь находится в Бургундии, в 150 км от Парижа. Он основан четырьмя русскими монахинями вскоре после Второй мировой войны на базе усадьбы, принадлежащей одному из русских эмигрантов. Нынешняя настоятельница тоже русская – игумения Ольга (Слезкина). В свое время она трудилась на одном из приходов под Парижем, где при участии епископа Мефодия издавался журнал "Вечное". В свое время эти брошюры очень помогли православным в России, когда было мало катехизаторской литературы. Основали монастырь русские верующие, но сейчас он перестал быть чисто русским. Там живут насельницы из Румынии, Польши, Канады, Англии, Шотландии, есть даже из арабских стран и из Японии. Возраст тоже очень разный: от 20 до 80 лет. Всего около двух с половиной десятков человек. Большинство монахинь пришли в Православие в сознательном возрасте, каждая по-своему: после встречи с православным храмом, иконой, музыкой. Первое отличие от российских монастырей – в том, что там нет традиционного для России монастырского сельского хозяйства. У обители нет своих полей, там не держат коров. Есть небольшой сад. Поля пришлось продать в тяжелые времена. Монахини своими руками готовят варенья, соленья. Но основная деятельность - это книгоиздание, иконопись.
Монастырь живет на доходы от церковных служб. Обители покровительствует "Общество друзей Бюсси", которое помогает решать финансовые и бытовые вопросы.
Постоянно окормляет монастырь молодой священник – отец Раду, румын по национальности. Также здесь всё время много гостей – священнослужителей, в том числе епископов. Богослужебное пение идет на церковно-славянском языке, а возгласы, молитвы, чтение часов, Псалтири – и на других языках. В основе уклада – русская традиция женского монашества, вывезенная из России в годы революции. В силу различных исторических обстоятельств сейчас монастырь находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
Насельницы монастыря в Бюсси очень улыбчивые, приветливые. Это центр молитвенной жизни, центр общения русских эмигрантов. Некоторых престарелых привозят родственники, для них важно просто побыть среди русских. Игумения стремится к тому, чтобы русский язык в обители знали все сестры. Монастырю сейчас принадлежат несколько домов, где могут быть размещены трудники, паломники. В праздничные дни туда съезжается очень много гостей. После Литургии на улицу выносят столы, устраивают чаепитие, обсуждают житейские новости, общаются с гостями.
Так было и у нас. После литургии, которая служилась на двух языках русском и французском был накрыт стол и монахини угощали всех присутствующих . Люди улыбались ,радовались, многие обнимались . Речь шла на многочисленных языках мира. И находясь там стирались все границы и все становились братьями и сестрами во Христе. Литургию на русском служил сам Борис Бобринский , он же принимал у нас исповедь перед причастием.
Его краткая биография
Родился 15 февраля (по другим данным, 25 февраля) 1925 г. в Париже в аристократической семье. Граф. Окончил Свято-Сергиевский богословский Институт в Париже в 1949 г. Кандидат богословия (1949). С 1949 по 1951 гг. стажировался на православном факультете Афинского университета. Инспектор Института с 1951 г. Профессор догматического богословия с 1953 г. В 1957 г. женился на Е. Ю. Дистерло. Рукоположен 18 октября 1959 г. Деятельный участник экуменического движения. Настоятель франкоязычной церковной общины Святой Троицы в крипте Свято-Александро-Невского собора в Париже (1969) (с 1973 г. - приход). В 1965-1967 гг. занимался научными исследованиями на факультете протестантской теологии Университета Ньюшатель (Франция). Один из основателей и главный редактор (directeur de la redaction) бюллетеня "Bulletin de la Crypte", издающегося с 1971 г. Один из основателей и первый руководитель радиостанции "Голос Православия" (Париж) (1970-е гг.). Доктор богословия (1987). Декан Свято-Сергиевского института (1993-2005). Многочисленные богословские статьи в русских и иностранных журналах.
В храме монастыря находятся мощи протоиерея Алексея Южинского (Медведков )
Несколько слов о нем:
Родился 1 июля 1867 г. в селе Фомичево Вяземского уезда Смоленской губернии в семье священника. Окончил Вяземское духовное училище, а в 1889 г. - Санкт-Петербургскую духовную семинарию. Служил чтецом в храме св. Екатерины на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. Женился (супруга безвременно скончалась в 1929 г. в г. Тарту). После беседы со св. Иоанном Кронштадским решил принять священный сан. Диакон (1895). Священник (1895). В течение 23 лет (1895-1918) служил священником с. Вруды Ямбургского уезда Сант-Петербургской губернии. Протоиерей (1916). После революции был арестован большевиками и приговорен к смертной казни, но через некоторое время был освобожден по ходатайству дочери. В 1919 г. эмигрировал в Эстонию и поселился в г. Кохтла-Ярве,на северо-востоке Эстонии, где, чтобы прокормить семью, работал на рудниках, а затем ночным сторожем. С 1923 г. служил сверхштатным священником в храме Богоявления в г. Йихве недалеко от Кохтла-Ярве. В 1930 г. переехал во Францию. Короткое время служил в Александро-Невском соборе в Париже, а затем, в том же 1930 г., переехал в департамент Верхняя Савойя на на юго-восток Франции и продолжил служение в храме св. Николая Чудотворца в г. Южин. Скончался от рака 22 августа 1934 г. в больнице в г. Анси (департ. Верхняя Савойя). Похоронен на кладбище в Южине. В 1956 г. в связи с закрытием кладбища в Южине останки протоиерея Алексия Медведкова были вскрыты и обнаружены нетленными. Они были перезахоронены в 1957 г. на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, после чего был поставлен вопрос о канонизации. Канонизирован Константинопольским Патриархатом в 2004 г. и причислен к лику святых. После канонизации мощи св. Алексия Медведкова были торжественно перенесены в Преображенский храм Покровского женского монастыря в мест. Бюси-ан-От (Франция).
Перед Святым Причастием мы приложились к его мощам.
К сожалению время у нас было ограничено и надо было отправляться в путь, а так не хотелось покидать это удивительное место, где воздух пронизан добротой и теплом человеческих душ. Где Господь милостиво покрывает своей благодатью каждого. кто посетит эту прекрасную обитель. Мы шли к автобусу, улыбались и говорили Слава Богу за все!
Был глубокий вечер, когда наша группа прибыла в небольшой французский городок Тур. На ночлег мы остановились в комнатах для паломников при Базилике Сен-Мартен, в которой хранятся мощи св. Мартина, первого турского архиепископа (IV век). Она построена в XIX веке на месте старой церкви.
Святого Мартина Турского восточные Церкви называют Мартином Милостивым. Он родился в 316 году на окраине Римской Империи, в Паннонии, на территории нынешней Венгрии. Отец Мартина служил в Римской армии и был язычником; сын, несмотря на это, языческих культов не принимал.
Римские законы обязывали сыновей воинов также становится под знамена, и в пятнадцать лет Мартин стал воином. Его перевели в Галлию, и в Амьене произошел известный эпизод с умиравшим от холода нищим. Увидев голодного и холодного бродягу, Мартин вспомнил слова Христа: «Я был наг, и вы одели меня», и, сказав нищему: «Друг мой, у меня есть только оружие и одежда», взял меч, рассек пополам свой плащ и отдал половину просящему. Каждый рекрут Римской армии получал как аванс от императора или сената сумму, равную половине обмундирования, другая же половина принадлежала самому рекруту, поэтому Мартин мог дать нищему только то, что принадлежало ему самому, и не было собственностью Римского государства. В следующую ночь Мартин удостоился видения, которое открыло ему, что нищим был сам Христос. Он явился Мартину, облеченным в половину плаща, и сказал окружавшим Его ангелам: «Вот как Меня одел Мартин, простой катехумен».
Юноша в то время всерьез размышлял над тем, чтобы стать христианином. Он оставил армию в возрасте двадцати лет и отправился к Иларию Пиктавийскому. Под его руководством Мартин основал первый в Галлии монастырь в Пуату. Благодаря доброму примеру Мартина, ко Христу обратилась и мать святого, а он сам проявил удивительную стойкость и мужество, защищая Никейский Символ Веры. Жители города Тур так полюбили Мартина, что пленили его, чтобы сделать своим епископом.
Но, даже приняв епископский сан, Мартин Турский продолжал проповедовать по всем окрестным городам. Его сила духа была устрашением для демонов, а учение нанесло язычеству удары, от которых оно не смогло оправиться. Одетый в простую тунику и грубый плащ Мартин проповедовал, путешествуя на осле, в сопровождении нескольких монахов. Он нес слово Христа по Галлии до самой смерти, которую в 397 году встретил словами: «Господи, если надо, оставь меня в живых, я не отказываюсь от труда».
Хотя Мартин и умер за пределами Тура, местные жители настояли на том, чтобы тело их епископа было погребено в их городе. Несмотря на позднюю осень, погода в день погребения святого, как гласит предание, сделалась поистине весенней, а деревья зацвели. Так во французском языке появилось выражение «лето святого Мартина» (аналог русского «бабьего лета»).
К месту погребения Мартина со всей Европы стали стекаться многочисленные паломники. Мартин Турский стал одним из первых святых не-мучеников, широко почитаемых в христианстве. Свои победы король франков Хлодвиг приписывал заступничеству свв. Мартина и Илария, епископ Тура стал небесным покровителем Меровингов, а затем Каролингов и Капетингов, а синий цвет плаща св. Мартина навсегда остался одним из цветов французского флага.
Утром мы приложились к месту, где был погребен Святой Мартин.
Сестра Агата ответила нам на все наши вопросы, которые гид Владимир любезно переводил на русский язык.
Мы купили иконки св. Мартина в лавке при базилике и отправились во французский город Шатр ,к Собору Нотр дам де Шатр (Cathedral of Notre Dame), в котором хранится величайшая святыня - Покров Божией матери.
Старинный французский город Шартр, административный центр департамента Эр-и-Луар, находится в 90 километрах к юго-западу от Парижа. История города восходит к середине I тысячелетия. Приблизительно к этому же времени относится строительство в Шартре первой католической церкви. А спустя некоторое время в Шартре появилась драгоценная реликвия христианства: Покров Богоматери. Предание утверждает, что именно этот покров был на БР в момент рождения Иисуса Христа. Согласно одной из наиболее распространенных версий, реликвия появилась в Шартре во времена правления французского короля Карла II Лысого. К тому времени в Шартре епископ Жильбер вел реконструкцию четвертого по счету здания, обратив его в городской кафедральный собор. Карл Лысый пожертвовал в восстановленный собор драгоценную реликвию - Покров Девы Марии. В 911 под стенами Шартра появились норманны. Тогда произошло первое чудо, связанное с Покровом. Шартрский епископ Жантельм, надеясь на заступничество Богородицы, вывесил Покров на городской стене и норманны, как свидетельствует старинная хроника, обратились в бегство. Второе чудо в Шартре произошло в 1194, когда собор, где хранилась священная реликивия, был практически уничтожен пожаром. Но ларец, в котором хранился Покров Девы Марии, уцелел! Его успели перенести в подземный тайник-часовню. Практически сразу после пожара, в 1194, в Шартре началось строительство нового собора. От предыдущего храма уцелел только западный фасад (крипта и нижний ярус башень), он включён в объём нового собора. Новый собор, посвящённый Богородице и получивший название Нотр-Дам де Шартр, строился почти полтора века и был освящён в 1260 в присутствии короля Людовика IX. Это первый в истории Франции собор, посвящённый Божией матери. Нотр-Дам де Шартр является одним из лучших образцов "чистой" готики, с теми особенностями стиля, которые присущи французским средневековым постройкам. Его ценность состоит ещё и в том, что он сохранился до наших дней практически нетронутым. Расположенный на высоком холме над городом, собор получил название "Акрополя Франции". Его сравнивают с энциклопедией, в которой отразилось миропонимание различных слоев французского общества первой половины XIII в. Каменные рельефы XIII века украшают северный и южный фасады. Помимо них, с севера и с юга на фасадах здания можно видеть весьма характерное для французской готики огромное, круглое кружевное окно, в проёмы которого в свинцовых переплетах вставлены цветные витражи. "Эти огромные круги света, эти огненные колеса, которые мечут молнии - одна из причин красоты Шартрского собора", - писал французский историк искусства Маль. Подобное окно вошло в историю искусства под названием "роза". Впервые оно появилось в соборе, как утверждают, по заказу короля Людовика IX Святого и его супруги королевы Бланки Кастильской. На витражах "розы" можно видеть гербы Франции и Кастилии, сцены из земной жизни Богородицы и сцены Страшного суда.
Сама святыня была закрыта за металлическими решетчатыми воротами, и стоя перед решетками мы читали акафист Покрову Божией Матери ,пели молитвы. И я сквозь молитву про себя шептала: Матушка Божия позволь нам приложится к Покрову Твоему! Одари нас, грешных милостью твоей. И вдруг приходит служитель и открывает ворота.. Радости у меня не было придела! Матерь Божия благодарю тебя за то, что ты всегда нас слышишь и всегда рядом!
Наша группа приложилась к Покрову Богородицы и ворота снова закрыли. А мы с хвалой в сердце Богу немного прогулялись по окрестностям городка и двинулись дальше.
Следующим местом посещения стал французский город Амьен, где в кафедральном соборе находится лицевая часть главы Иоанна Предтечи
Святое Предание рассказывает о том, что после усекновения честной главы св. Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада не позволила предать ее погребению вместе с телом святого, но надругавшись над ней, закопала в своем дворце в “безчестном месте”. Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Жене приставника царя Ирода было известно, где Иродиада закопала честную главу. И она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода. Когда до царского дворца дошли слухи о проповеди Иисуса и совершавшихся им чудесах, Ирод вместе с женой Иродиадой пошли проверить, на месте ли глава Иоанна Крестителя. Не найдя ее, они стали думать, что Иисус Христос – это воскресший Иоанн Предтеча. Об этом их заблуждении свидетельствует и Евангелие (Матф. 14:2).
Спустя много лет, в царствование равноапостольного царя Константина, его мать святая Елена возобновляла Иерусалимские святыни. На Святую Землю стало стекаться множество паломников, в числе которых пришли поклониться честному Кресту и гробу Господню два инока с Востока. Им и доверил св. Иоанн Предтеча обрести свою честную главу. Нам известно только, что это было открыто им во сне и что после обретения честной главы в указанном им месте они решили возвратиться назад. Однако воля Божия была иной. По дороге им встретился бедный гончар из сирийского города Эмесы, вынужденный из-за нищеты отправиться на поиски работы в соседнюю страну. Иноки, найдя себе попутчика, по нерадению или по лености вверили ему нести мешок со святыней. А тот и нес себе, пока явившийся ему св. Иоанн Предтеча не повелел оставить нерадивых иноков и бежать от них вместе с вверенным ему самим Провидением мешком.
Господь, ради главы Иоанна Крестителя, благословил дом гончара всяким довольством. Гончар же всю свою жизнь прожил, помня чем и Кому обязан, не гордился и обильно раздавал милостыню, а незадолго до кончины передал честную главу своей сестре, заповедав передавать ее дальше богобоязненным и добродетельным христианам.
Однако, по Промыслу Божию честная глава, переходя долгое время от одного человека к другому, попала в руки иеромонаху Евстафию, зараженному ересью Ария. Приходившие к нему больные люди получали у него исцеления, не ведая, что причиной тому было не мнимое благочестие последнего, а исходившая от спрятанной им главы благодать. Вскоре злочестие его было раскрыто, и он был изгнан из Эмесы. А вокруг пещеры, где жил иеромонах и в которой была закопана глава Иоанна Предтечи, образовался монастырь.
По прошествии многого времени милостью Божией произошло второе обретение честной главы. Об этом нам известно доподлинно по описанию как самого архимандрита эмесской обители Маркелла, так и из жития преподобной Матроны (память ее 9 ноября), написанного св. Симеоном Метафрастом. По сказанию первого, честная глава открылась ему 18 февраля 452 года. Спустя неделю епископом эмесским Уранием было открыто ее почитание, а 26 февраля того же года она была перенесена в новосозданную церковь в честь св. Иоанна Предтечи. Все эти события сопровождались как исцелением больных, так и чудесным обличением неверия некоторых клириков.
Через некоторое время честная глава св. Иоанна была перенесена в Константинополь, где находилась вплоть до воцарения иконоборческой ереси. Благочестивые христиане, покидая Константинополь, тайно вынесли с собой главу Иоанна Предтечи и спрятали ее в Команах (близ Сухуми), городе, в котором некогда преставился свт. Иоанн Златоуст. После утверждения православия на константинопольском соборе 842 года честную главу возвратили в византийскую столицу около 850 года. Церковь празднует это событие 25 мая как третье обретение главы св. Иоанна Крестителя.
14 апреля 1204 года во время IV крестового похода крестоносцы захватили столицу Византийской империи. Город подвергся опустошению и разграблению.
Как гласит западное предание, каноник Валлон де Сартон (Wallon de Sarton) из Пикинии (Picquigny) нашел в развалинах одного из дворцов футляр, в котором находилось серебряное блюдо. На нем под стеклянным колпаком были скрыты останки человеческого лица, не было только нижней челюсти. Над левой бровью было видно маленькое отверстие, вероятно, пробитое ударом кинжала.
На блюде каноник обнаружил надпись на греческом языке, подтверждавшую, что он является обладателем мощей св. Иоанна Предтечи. К тому же наличие отверстия над бровью согласовалось с событием, упоминающимся св. Иеронимом. По его свидетельству Иродиада в приступе гнева нанесла удар кинжалом по отрубленной голове св. Иоанна.
Валлон де Сартон решил доставить главу св. Иоанна Крестителя в Пикардию, на север Франции.
17 декабря 1206 года в третье воскресенье Рождественского поста епископ Амьена Ричард Герберойский (Richard de Gerberoy) торжественно встретил главу св. Иоанна Крестителя при въезде в Амьен. Вероятно, епископ был уверен в подлинности мощей, что было легче проверить тогда, как говорится, “по горячим следам”. С этого времени начинается почитание главы св. Иоанна в Амьене и во всей Пикардии.
В 1220 году епископ Амьена заложил первый камень в фундамент нового кафедрального собора, который после множества достроек станет в будущем самым величественным сооружением готического стиля в Европе.
В 1604 году папа римский Климент VIII, желая обогатить Предтеченскую церковь в Риме (Basilica di San Giovanni in Laterano), просил у каноников Амьена частицу мощей св. Иоанна.
В этот собор была перенесена и главная его святыня: лицевая часть честной главы святого Иоанна.
Амьен стал местом паломничества не только простых христиан, но и французских королей, принцев и принцес. Первым для почитания честной главы приехал в 1264 году святой Людовик, король Франции. Затем приезжали его сын, Карл VI и Карл VII, которые сделали большие приношения для украшения мощей.
Мы поклонились честной Главе Иоанна ,прочитали акафист.
Немного побродили по собору
На этом наше паломничество по городам Франции подходило к концу, мы направлялись в Париж.
В Париже мы посетили Кафедральный собор Трех Святителей, где после службы нас пригласили на трапезу-чаепитие и наша группа побеседовала со батюшкой и сфотографировалась на память
Далее посетили Храм Сен-Ле-Сен-Жиль. Мощи святой царицы Елены.
История перенесения мощей во Францию
Всего несколько лет назад никто не знал, что в Париже находятся мощи святой царицы Елены, матери первого в истории Римского императора-христианина Константина Великого, которая обрела на Голгофе Крест Христов и восстановила в Палестине поруганные язычниками Святые места, связанные с жизнью Спасителя. Именно тогда священник Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже о. Николай Никишин обнаружил в католическом храме Сен-Ле-Сен-Жиль в саркофаге, подвешенном к потолку, мощи святой царицы Елены.
Действительно, трудно было предположить, что в католическом храме, находящемся на улице с многочисленными притонами - одной из немногих в центре Парижа, все это время находилась такая великая святыня. Более того, католики тоже «забыли» о мощах, несмотря на то что несколько веков от них происходили чудеса и исцеления, документированные свидетельства о которых были бережно сохранены в саркофаге вместе со святыней. Вот что рассказывает сам о. Николай об удивительной истории перенесения и почитания мощей:
«Прежде мощи хранились в Риме, в храме священномучеников Маркеллина и Петра, и один благочестивый французский монах (его звали Тёджис), получивший в Риме исцеление по молитвам святой Елены, загорелся желанием получить ее мощи. Он спрятался вечером в храме, а утром вынес их и увез с собой во Францию.
Не надо думать, что его поступок получил единодушное одобрение. Когда монах принес похищенные мощи в свой монастырь, в их подлинность не поверили и похитителя осмеяли, потому что не было у него ни духовного авторитета, ни власти: все думали, что он обманщик. Но чтобы его разоблачить по всем правилам, создали комиссию, в которую вошли местные ученые монахи. Убедившись, что все рассказанное им о святыне соответствует историческим данным, а позже получив подтверждение из Рима об исчезновении там мощей, в их подлинности сомневаться перестали.
Для верующего человека, наверное, самым убедительным свидетельством могло служить то, что пребывание этой святыни во Франции сопровождалось такими чудесами, что можно было увидеть в происшедшем проявление воли самой святой Елены. Величие совершившихся чудес и исцелений убеждало, что в перенесении мощей святой участвовала не только человеческая воля монаха Тёджиса, не только его желание.
Из документов, которые передавались вместе со святыней в течение семи-восьми веков, известно что король Карл (получивший прозвище Лысый) посчитал, что свидетельства монахов недостаточно и что дело о похищении мощей все еще остается непроясненным. Король предложил, чтобы монаха Тёджиса, если он продолжает настаивать на том, что похитил именно мощи святой Елены, подвергли испытанию кипящей водой. Монах согласился, веря, что святая его защитит. Монашеская братия была, конечно, смущена подобным предложением, но воля короля есть воля короля...
В течение двух-трех дней, предшествовавших испытанию, вся братия стояла на молитве. Испытание происходило в присутствии Реймсского епископа Хинкмара, а также в присутствии других представителей духовенства, короля, знати. Известно, что монах Тёджис вышел из испытания невредимым, и это было воспринято как еще один знак того, что мощи подлинные.
С IX века мощи царицы Елены стали центром паломничества для всего Реймсского епископства. Монастырь, где они хранились, возрастал и процветал.
Во время революции, когда во Франции начались гонения на Церковь, один из монахов обители (отец Грассар), зная, что в нее уже направлен отряд для конфискации монастырского имущества и разрушения монастыря, взял мощи из раки и перенес их в церковь в соседней деревне. Монах был арестован, а монастырь - разрушен революционным отрядом и впоследствии продан новой властью окрестным крестьянам, использовавшим кирпичи монастырских строений для своих бытовых нужд.
В 1820 году состарившийся уже отец Грассар решил передать спасенную им от поругания святыню в одну из окрестных церквей, где почитание святой Елены существовало с IX века. Но епископ Парижский посчитал, что святыня должна находиться в храме, где ей будет воздаваться более широкое почитание. Тогда к монаху обратились рыцари Королевского братства Святого Гроба Господня. Это братство считало царицу Елену своей основательницей, так как она восстановила христианские святыни в Иерусалиме. Братия осуществляли свои ежегодные собрания в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где под алтарем и были положены мощи святой Елены.
История продолжалась. Во время Парижской Коммуны революционеры ворвались в церковь, и, схватив святыню, понесли ее выкидывать. Но тут, по чудесному Промышлению, один из офицеров восстал, заявив, что, если кощунники сделают еще хоть шаг, он начнет стрелять. Тот, кто нес мощи, бросил их, - благодаря этому они и сохранились, в то время как все другие святыни храма были уничтожены, витражи его - разбиты, и церковь подверглась опустошению. После того как коммунары ушли, священник поднял и сохранил святыню. С тех пор и поныне она хранится в этой церкви».
Храм Сен-Ле-Сен-Жиль, где находятся мощи святой царицы Елены, расположен на улице Сен-Дени, д. 92. Сам храм, несмотря на внешнюю «суровость», очень «приветливый» внутри. В нескольких местах висят православные иконы: Владимирская икона Божией Матери и, что совсем удивительно, икона преп. Серафима Саровского.
До недавнего времени, по старинному католическому обычаю, мощи святой были скрыты в саркофаге, который был подвешен под сводами потолка, их даже не было видно и они не предлагались для поклонения.
Совсем недавно мощи святой равноапостольной царицы были перенесены в крипту (небольшое помещение под главным престолом храма). В небольшом углублении с восточной стороны стоит реликварий с мощами, а вокруг иконы, лампады - прямо православный уголок в сердце католического храма.
О. Николай Никишин вспоминает:
«После того как я записал удивительную историю мощей святой царицы Елены, у меня возник вопрос – Как могло получиться, что эти мощи находятся на улице, которая превращена в вертеп разврата?
Ответ на вопрос был для меня обнадеживающим. Если Вы помните житие святой Елены, одним из ее деяний, за которые она прославлена, было то, что царица разрушила языческие храмы на Голгофе: они были построены римлянами специально для того, чтобы уничтожить саму возможность поклонения христианским святыням. Один из этих храмов был посвящен Венере, другой – Юпитеру. При жизни святая Елена таким образом одержала победу над этими языческими богами – победила их, разрушив капища. И сейчас святые останки матери Константина Великого, может быть, и лежат в таком месте, чтобы равноапостольная царица стала нашей союзницей в борьбе против современного разгула языческой богини, против тех, кто вдохновляется ею в нашем нынешнем обществе».
Использованы материалы сайтов http://la-france-orthodoxe.net/ru/ и http://www.taday.ru/
Посетили Церковь Святой Марии Магдалины (Мадлен)
Церковь находится в центре Парижа. Воздвигнута по указу Наполеона Бонапарта в честь побед его армии Внешне похожа на греческий храм с колоннами.
Здесь находятся части мощей Марии Магдалены. К сожалению они закрыты и не доступны для поклонения
По пути мы осмотрели Православный собор Александра Невского в Париже. Очень красивый собор, заказали требы, приложились к иконам.
Во дворе храма росли чудные розы
Вот наверно и все святыни, которые мы посетили во Франции, если не считать посещение маленькой церкви на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа
Удивительное «Русское» место. По домашнему рядом с церквушкой росли грибы, прямо ,как у нас дома. Вспомнился любимый домашний очаг и родные просторы.
Паломничество подходило к концу, много было пройдено.много получено впечатлений, но… Нас ждал Самый ответственный момент и самое Важное событие.
Нотр Дам Де Пари. Поклонение терновому Венцу Спасителя!
Терновый венец Спасителя в Х в. был перенесен из Иерусалима в Константинополь, где хранился в храме при императорском дворце до взятия города крестоносцами в 1204 г. В 1238 г. король Франции Людовик IX, прозванный Святым за свою веру и благочестие, приобрел венец у Бодуэна II, разорившегося латинского императора Константинополя. С величайшими предосторожностями, чтобы избежать подмены и не потерять святыни, венец был переправлен из Константинополя сначала в Венецию, а оттуда – в Париж.
18 августа 1239 г. сам король вместе с братом внесли венец в собор Нотр-Дам де Пари. В рекордные сроки, с 1243 по 1248гг., была воздвигнута Сент-Шапель (Святая часовня) при королевском дворце на острове Ситэ в центре Парижа. Этот шедевр готической архитектуры был специально построен для хранения Тернового венца, который находился здесь вплоть до Французской революции.
В 1804 г., после закрытия Сент-Шапель, по настоятельной просьбе Парижского архиепископа венец был передан в сокровищницу Нотр-Дам де Пари.
Только в особые дни и при исключительных обстоятельствах эта реликвия выносится для поклонения верующих В первую пятницу каждого месяца и каждую пятницу Великого поста.
К этому важному событию и была приурочена наша поездка.
Было очень много народу, паломники стекались со всего мира, чтобы поклониться Венцу, который был на голове Спасителя во время его страшных страданий.
Через некоторое время ожидания началась церемония выноса Венца.
К сожалению в храме было темно и фотографии не получились..
Вот самые удачные.
При прикосновении к такой Святыне ,в соборе Парижской Богоматери, я стояла и понимала, как все таки Бог любит людей и желает их спасения! Благодарю тебя Милосердный, за все благодеяния твои! Спаси и помилуй нас грешных! Слава тебе Боже наш, Слава Тебе!
Счастливые, немного уставшие мы ехали домой через земли Франции и просторные поля Германии , последним маршрутом нашего путешествия был город Трир, где хранится Хитон Господа
Трир посещала мать равноапостольного царя Константина - святая равноапостольная Елена ,расположившая сына к христианской вере и отыскавшая в 326 году на Святой Земле многие святыни, связанные с обстоятельствами земной жизни Иисуса Христа, в том числе, обнаружила и одеяние Спасителя.
По распоряжению царицы Елены одеяние Иисуса Христа перевезено в Трир, и с тех пор жители города и многочисленные паломники из Германии и других стран прибывают в этот город, чтобы увидеть особо почитаемый в мире хитон Иисуса Христа. Император Константин учредил специально построить величественную церковь для паломников. Небесным покровителем Трирского Кафедрального Собора является апостол Петр. Сохранилось предание, что апостол Петр выдвинул кадидатуры первых двух епископов Трира, ими стали направленные сюда свв. епископы Евхариус и Материус. Для жителей Трира Собор являет собой символ «вечной церкви из живых камней», поэтому они очень почитают и его основателя – Константина, начавшего строить его в 336 году. Говорят, что современное здание Собора, похожего своими разновысокими башнями на замок, по своим размерам является только четвертой частью первоначального величественного строения (336–380 гг.), вмещавшего 12 тысяч человек. Две трети этого Собора возникли за последние полутора тысяч лет
В центре Собора–главный алтарь, а справа от него находится специальный вход в часовню-святыню с хитоном Христа. Специальное возвышение, представляющее собой 12-тиугольный мемориал, называется «часовней святыни». Подойти к ковчегу со святыней нельзя, его можно только на некотором расстоянии обозревать сквозь зарешеченное стекло. Сначала взор останавливается на висячем золотом кресте на фоне вечернего неба с яркими звездами из горного хрусталя. Под крестом и находится обильно украшенный драгоценнстями серебряный ковчег. Под толстым стеклом лежит одеяние Иисуса Христа. Что касается его подлинности, то хранители этой реликвии утверждают, что установить это в наши дни практически невозможно, хотя ученые и специалисты, изучавшие в разные годы хитон, установили, что его возраст относится к 1-му веку. Исследования ученых, проводившиеся в 1890-91 годах, свидетельствуют, что одеяние Христа «выполнено из льняной (хлопоковой) ткани коричневого цвета и на одеянии не имеется шва. Оно прошито золотыми нитями из Китая». Другая экспертиза показала, что на одежде обнаружена та же пыльца, что встречается на Плащанице Христовой. Несколько столетий реликвию тайно и тщательно прятали в разных укромных местах. Из-за опасений войн и разрушений реликвия в 1196 году была замурована в новом алтаре восточного клироса собора. И только в 1512 году впервые открыли алтарь и продемонстрировали молящимся трирскую святыню. Потом ее выставляли для обозрения и поклонения в 1891, 1933 и 1959 году. По рассказам священнослужителей, святыню демонстрировали паломникам и в 1996 году. К сожалению, из-за длительного и часто неправильного хранения одеяние стало очень ветхим. В 1960–1975 годах собор подвергли капитальной реставрации, и после этого святое одеяние стали хранить в специально построенной для этой цели «часовне-святилище».
Войти в нее невозможно, однако можно помолиться у порога, за решеткой.
Жители Трира, находившиеся во время моего пребывания в Соборе, поведали, что лишь восемь дней в году часовня открыта для поклонения паломников.
Следующий вынос Хитона для поклонения произойдет в мае 2012 года.
Служителей Собора утверждают, что в крипте находятся часть мощей св.праведных Иоакима и Анны, мощи (глава) святой равноапостольной Елены.
В Трирском Соборе, со слов служителей, хранятся часть цепи, коей был скован в Риме апостол Павел, имеются также сандалия, гвоздь и часть креста Андрея Первозванного. По некоторым данным, в Трире находятся частицы честного пояса Богородицы, но обнаружить их не удалось.
В Трире в одном из первых городов в IV и V веках образуются первые известнейшие в Европе монастыри, старейшие из них, и как пишет святой Григорий Турский: "Трир с севера и юга с запада и востока защищен молитвами святых иноческих обителей". В одной из них, а именно в бенедектинском монастыре святого апостола Матфия находятся величайшая христианская святыня - мощи святого апостола Матфия. В книге апостольских деяний описывается, что когда Иуда - предатель отпал от 12 учеников Христовых на его место по жребию был избран апостол Матфий, который проповедовал в Галлии.
Монастырь Cв. апостола Матфия - возник на месте римского кладбища. Некая вдова Альбана похоронила на нем первого епископа Евхариуса в своем склепе. Позднее на этом месте была устроена христианская церковь.
В этой церкви находились мощи Cв. Aпостола Матфия, по преданию их привезла в Трир так же св. Елена. Позднее мощи были скрыты среди других могил при нападении норманнов в 882 году. Около 1000 года н.э. монахи-бенедиктинцы устроили на месте погребения св. Евхариуса монастырь. При раскопках на кладбище в 1127 году вновь обретены мощи апостола Матфия, что послужило причиной для устройства большого великолепного храма, освященного в 1148 году и получившего наименование церкви Cв. Матфия.
Ну вот и подошел к концу мой рассказ о пребывании в Европе. По дороге домой мы очень долго любовались с окна автобуса радугой, которая никак не хотела исчезать, радуя своей красотой. Радуга-это благословение Божие. И дай Господь вам ,дорогие мои читатели, Свое благословение, как даровал его нам!
P.S Желающие просмотреть фотографии к рассказу могут просмотреть его в полном варианте у меня на сайте. http://chudopomolitve.ortox.ru/moi_lichnye_istorii/view/id/9375
Спаси всех Господи!