Ноябрь. Одна заветная забота У замерзающего естества: Дожить до зимнего солнцеворота, Хоть как-то дотянуть до Рождества.
А там - простор!..И в снеговом завале Синицами затенькает во мне: Перевалили. Перезимовали. Крещенье. Значит, скоро быть весне
Протоиерей Андрей Логвинов
|
Одна раба Божия принесла в храм и положила перед кануном пакет гречки — помянуть родителей. Потом смотрит - а пакета нет. Она расстроилась: как же это так, в храме? Ей советуют за свечным ящиком: — Вы подайте заказную записку на Литургию, это будет самый лучший помин. Она так и сделала. Через несколько дней приходит: — Я пришла вас благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. После этого мама, покойница, приснилась моей сестре. Такая весёлая, довольная. Сестра у нее там спрашивает: «Что, мам, ты такая весёлая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо. Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу»
(Священник Николай Булгаков)
|
История, которая трогает меня почти до слез. (Тут для несведущих требуется пояснение. На литургии, после того, как чтец произносит слова, которыми оканчивается текст из Апостола, священник благословляет его и говорит: — Мир ти. А чтец отвечает: — И духови твоему.) Так вот представьте себе глухой сельский приход. Служит там старенький батюшка, а помогает ему — поет и читает — его сверстница матушка. Зачастую кроме этих престарелых супругов в храме ни одной души нет. Вот старушка окончила читать Апостола, муж благословляет ее и возглашает из Алтаря: — Мир ти, Николаевна! — И духови твоему, Тимофеич! — отзывается чтица.
Протоиерей Михаил Ардов. Мелочи архи..., прото... и просто иерейской жизни
|
Про молитву и лисичку.
В Египте, где в глубокой христианской древности было много великих монастырей, один монах дружил с неученым бесхитростным крестьянином-феллахом. Однажды крестьянин сказал монаху:
- Я тоже почитаю Бога, сотворившего этот мир! Каждый вечер я наливаю в миску козьего молока и ставлю его под пальмой. Ночью Бог приходит и выпивает мое молочко. Оно Ему очень нравится! Ни разу не было, чтобы в миске хоть что-нибудь осталось.
Услышав эти слова, монах не мог не рассмеяться. Он добродушно и доходчиво объяснил своему приятелю, что Бог не нуждается в козьем молоке. Однако крестьянин упрямо настаивал на своем. И тогда монах предложил в следующую ночь тайком проследить, что происходит после того, как миска с молоком останется под пальмой.
Сказано-сделано: ночью монах и крестьянин затаились неподалеку и при лунном свете скоро увидели, как к миске подкралась лисичка и вылакала все молоко дочиста.
Крестьянин как громом был сражен этим открытием.
- Да, - сокрушенно признал он, - теперь я вижу – это был не Бог.
Монах попытался утешить крестьянина и стал объяснять, что Бог – это Дух, что Он совершенно иной по отношению к нашему миру, что люди познают Его особым образом… Но крестьянин лишь стоял перед ним понурив голову, а потом заплакал и пошел в свою лачугу.
Монах тоже направился в келью. Но, подойдя к ней, он с изумлением увидел у двери Ангела, преграждающего ему путь. Монах в страхе упал на колени, а Ангел сказал:
- У этого простого человека не было ни воспитания, ни мудрости, ни книжности, чтобы почитать Бога иначе, чем он это делал. А ты со своей мудростью и книжностью отнял у него эту возможность. Ты скажешь, что, без сомнения, рассудил правильно? Но одного ты не ведаешь, о мудрец: Бог, взирая на искреннее сердце этого крестьянина, каждую ночь посылал к пальме лисичку, чтобы утешить его и принять его жертву. Из книги Т. Шевкунова "Несвятые святые и другие рассказы"
|
Когда человек был ещё ребёнком, бабушка всегда говорила ему: «Внучек, вот вырастешь ты большой, станет тебе на душе плохо — ты иди в храм, тебе всегда там легче будет». Вырос человек. И стало ему жить как-то совсем невыносимо. Вспомнил он совет бабушки и пошёл в некоторый храм. И тут к нему подходит кто-то: «Не так руки держишь!» Вторая подбегает: «Не там стоишь!» Третья ворчит: «Не так одет!» Сзади одёргивают: «Неправильно крестишься!» А тут подошла одна женщина и говорит ему: — Человек, ты бы лучше вышел из храма, купил себе книжку о том, как себя здесь вести надо, а потом бы и заходил. Вышел человек из храма, сел на скамейку и горько заплакал. И вдруг слышит он голос: — Что ты, дитя моё, плачешь? Поднял человек своё заплаканное лицо и увидел Христа. Говорит: — Господи! Меня в храм не пускают! Обнял его Иисус: — Не плачь, они и меня в него не пускают.
|
Философ подбросил на ладони яблоко, повертел, разглядывая с разных сторон, и глубокомысленно произнес: -Люди считают, что их души подобны яблокам. - В смысле? - заинтересфовался его ученик. - Точнее, половинкам, – поправился философ.- Вот так примерно. Он аккуратно разрезал яблоко на две части и положил на стол. -У них есть такое поверие, будто для каждого человека существует идеальная пара.
Вроде бы Бог, прежде чем посылать души в мир, рассекает их пополам, на мужскую и женскую половинки. Как яблоко. Вот и бродят эти половинки, ищут друг друга. И находят? Как ты это себе представляешь? Какова вероятность такой встречи? Знаешь, сколько в мире людей? -Много.
-Вот именно.
А кроме того… ну найдут они друг друга, ну и что дальше? Думаешь, составят целое яблоко и заживут в мире и согласии? -Ну да. А разве не так?- удивился Ученик. - Нет, не так. Учитель взял в руки по половинке яблока и поднял их к своему лицу. - Вот две свеженькие души сходят в мир. А как мир поступает с человеческими душами? Философ с хрустом откусил кусок от одной половинки. - Мир, – продолжал он с набитым ртом, – не статичен. И жесток. Он всё перемалывает под себя. Тем или иным способом. Отрезает по кусочку, или откусывает, или вовсе перемалывает в детское пюре. Он откусил от другой половинки и на некоторое время замолчал, пережевывая. Ученик уставился на два огрызка и нервно сглотнул. -И вот, – торжественно провозгласил Философ, – они встречаются! … он соединил надкушенные половинки.- И что, подходят они друг другу? ……HET!!!
- А посмотри теперь сюда, – перебил Учитель и взял еще несколько яблок.- Разрезаем каждое пополам, складываем наудачу две половинки от разных яблок – и что видим? - Они не подходят, – кивнул Ученик.
- Смотри дальше. Сложив две разные половинки вместе, он куснул с одной и с другой стороны и продемонстрировал результат. -Ну, что видим? Теперь они образуют пару? -Да-а, – Ученик задумчиво кивнул.- Теперь они соответствуют друг другу идеально. -Потому что мир их обкусывал не поодиночке, а вместе!
Любящие друг друга люди становятся одним целым: вместе радуются жизни и вместе принимают удары судьбы, учатся понимать друг друга с полуслова, поддерживать друг друга и подталкивать к достижению успехов. А со временем некоторые пары перенимают друг у друга даже привычки, становятся похожими характерами и гармонично дополняют друг друга… То есть вторыми половинками не рождаются, а становятся. И это – кропотливый труд.
|
Одна семейная пара переехала жить в новую квартиру. Утром, едва проснувшись, жена выглянула в окно и увидела соседку, которая развешивала на веревке выстиранное белье. - Посмотри, какое грязное у нее белье, - сказала она своему мужу. Но тот читал газету и не обратил на это никакого внимания. - Наверное, у нее плохое мыло, или она совсем не умеет стирать.Надо бы ее поучить, - не унималась женщина. И так всякий раз, когда соседка развешивала белье, жена удивлялась тому, какое оно грязное. В одно прекрасное утро, посмотрев в окно, она вскрикнула: - Ого! Сегодня белье чистое! Наверно, соседка наконец-то научилась стирать... - Да нет, - сказал муж, - просто я сегодня встал пораньше и вымыл твое окно.
|
Ангел постарше строго смотрит на подчиненного. - Докладывай. В двух словах. - Жив. Ходит на работу. На что-то надеется. - На что? - Трудно сказать. Два раза я показывал ему счастливый сон - не видит. Говорит, что устает на работе. - А что на работе? - Да как у всех. Начальство. Суета. Курилка. Слухи. - Начальство суровое? - Да начальство как начальство. Такое же как везде. Боится он его почему-то... - Страхи отгонял? - Само собой. Еще по дороге к офису. Крыльями размахивал над головой. Облака даже разгонял. Пришлось крылом по уху съездить - чтоб солнышко заметил. - А после работы? - Магазины. Телевизор. Помыть посуду. Интернет. Сон. - Телевизор ломал? - Конечно. Новый купил зачем-то... - Интернет отключал? - Пять дней подряд. Он просто стал торчать на работе. До позднего вечера. У них так можно. - Так, а выходные? - Сон до обеда. Уборка квартиры. Вечером - друзья. Бестолковые разговоры. Водка. Домой за полночь. Утром с головной болью под одеяло. Или к телевизору. Или к компьютеру. - А она? - Совсем близко. Через три дома. В один и тот же супермаркет за продуктами ходят. - В очереди сталкивал? - Все как положено. И сверх инструкции, на автобусной остановке. В праздники. - Линии судьбы проверял? - Да совмещаются! В том-то и дело... Это такой город... такой образ жизни... ну не могу я больше, шеф! Невыполнимое задание! - Разговорчики! Где твой список сильнодействующих средств? - Вот он, шеф. Грипп с температурой. Вывих, перелом. Автомобильная авария. Банкротство. Пожар. Беспорядки на улицах. Финансовый кризис. Гражданская война... - Достаточно, тормози... Двести восемьдесят пятый подобный доклад! Совсем разучились работать!!! Знаешь что, свяжись с параллельным потоком. Во имя Любви на крайние меры разрешение считай полученным! Только выбирай что-то одно... - Есть выполнять!
Мораль: Используйте все возможности, которые дарит вам Бог, и тогда вашему ангелу не придется прибегать к крайним мерам!
|
Есть дивная молитва, которую поют на вечернем богослужении: «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою........ Один священник рассказывал, что пожилая прихожанка, как только начинали петь эту молитву, заливалась горючими слезами и сокрушенно рыдала. Наконец, батюшка не выдержал и спросил у нее – что вызывает у этой женщины такие слезы? - Да как же не рыдать-то, батюшка! – ответила она – Слова-то какие покаянные: «Я крокодила пред Тобою!!!»
|
1) Вы не верите в Бога, но говорите в знак благодарности «спасибо» (спаси Бог). 2) Вы не верите, что Христос жил на Земле, но ведете летоисчисление от Рождества Христова. 3) Вы не верите, что Христос воскрес, но называете седьмой день недели воскресеньем. 4) Вы не верите, что человек был создан по образу и подобию Божию, но называете безобразным человека, который потерял этот образ. 5) Вы не верите, что бесы существуют, но говорите, что собака бешена или что машина мчится на бешеной скорости. 6) Вы не верите, что Хам (сын Ноя, Бытие 9:18-29) существовал, но не любите, когда вам хамят. 7) Вы не верите, что Онан (Бытие 38:8-9) существовал, но Вы знаете, что такое онанизм. 8) Вы не верите, что у человека есть душа, но верите, что бывают душевнобольные (или психически больные – от греч. психо – душа). 9) Вы не верите, что козел отпущения существовал (Левит 16:20-22), но не любите когда из Вас его делают. 10) Вы не верите, что у человека есть душа, но не любите,когда Вас называют бездушным человеком. 11) Вы не верите в духовные законы, но в то же время Вас часто мучит совесть, если только Вы не бессовестный человек. 12) Вы считаете, что человек – это только бездушное живое тело, но это тело (а не душа) может надеяться, верить, любить, мечтать,сочувствовать, ненавидеть, завидовать, печалится… 13) Вы верите только в материальный мир, но не считаете материальной совесть, сочувствие, зависть, печаль, ненависть, веру, надежду,любовь. 14) Вы не верите в Бога, так как Бога никто не видел, но в то же время верите, что можно разговаривать по мобильному телефону – хотя радиоволн никто не видел. 15) Вы не верите в Бога, но предпочитаете натуральные (созданные Богом) продукты, лекарства, ткани, мебель, материалы синтетическим (созданным грешным человеком без Божьего благословения). 16) Вы верите, что аксиомы не нужно доказывать, но требуете доказательств существования Бога. 17) Вы не верите в Бога, но используете Слово Божие (Библию)в своей жизни: Кто не работает, тот не ест (Второе послание к Фессалоникийцам3:10). Что посеешь, то пожнешь (Послание к Галатам 6:7) Кто копает яму, тот упадет в нее (Екклесиаста 10:8) Закопать талант в землю (Евангелие от Матфея 25:31-33) Спит сном праведника (Книга Притчей Соломоновых 3:23-24) Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет (Евангелие отМатфея 26:52) Давид и Голиаф (Первая Книга Царств 17:11-58) Сильные мира сего (Псалом 117:8-9) Время собирать камни и время разбрасывать камни (Екклесиаста3:5) В огонь и в воду (Псалом 65:12) Глас вопиющего в пустыне (Евангелие от Матфея 3:3) Не хлебом единым (Евангелие от Матфея 4:4) Испить горькую чашу (Исаия 51:17) Не от мира сего (Евангелие от Иоанна 18:36) Нет пророка в своем отечестве (Евангелие от Луки 4:24) Кесарю - кесарево (Евангелие от Луки 20:25) Живой труп (Первое послание к Тимофею 5:6) Устами младенцев (Евангелие от Матфея 21:15-16) Ничтоже сумняшеся (Послание Иакова 1:6). Манна небесная (Вторая книга Моисеева - Исход 16) Нести свой крест (Евангелие от Матфея 10:38, Евангелие отМарка 8:34)18) Вы не верите в Иисуса Христа, но используете христианские мудрости:"бежит, как черт от ладана", "мечется, как оглашенный", "если кажется,креститься надо", "еле еле душа в теле","новопреставленный", "отпетый", "испустить дух","как с креста снятый" и т.д. 19) Вам нравится гармония и красота этого мира: горы, моря,леса, поля, реки, звезды, звери, птицы, люди - но Вы считаете, что все это появилось само собой. 20) Вы не верите в Бога, но верите в науку, несмотря на то,что наука (теория вероятности) показывает, что вероятность того, что этот мир был создан разумным существом в триллионы раз выше вероятности того, что этот мир и все в нем появилось само собой. Вероятность самопроизвольного зарождения жизни, с учетом вероятности самопроизвольного сложения необходимых благоприятных условий, ничтожно мала, и имеет столько зависимостей (включая,например, орбиту Земли, наклон ее оси, параметры Солнца, состав земного грунта), что даже не может быть подсчитана точно. Даже навскидку, если опустить тысячи факторов, эта вероятность намного меньше 0,000 000 001 %. 21) Вы считаете себя умнее верующих, но в то же время верите, что Ваш мозг появился сам собой. 22) Вы считаете себя умнее верующих, но в то же время верите, что Ваши прародители были обезьянами. 23) Вы считаете, что весь мир появился от произвольного соединения химических элементов, но не считаете, что поэма может появится от произвольного соединения букв. 24) Вы считаете, что весь мир появился от произвольного соединения химических элементов, но не считаете, что компьютерные программы появились от произвольного соединения нулей и единиц. Вы не верите в Творца вселенной в первом случае, но верите в творца компьютерных программ во втором. 25) Вы считаете себя всего лишь будущей смердящей кучей удобрения, но гордитесь тем, что Вы не так глупы, как эти верующие в вечную жизнь. 26) Вы не хотите исполнять христианские заповеди, считая,что человек должен сам решать, что ему хорошо, а что плохо, но в то же время нехотите чтобы Ваша жена (муж) была прелюбодейкой (был прелюбодеем), чтобы Ваш сын был пьяницей, чтобы Ваша дочь стала блудницей, чтобы Вас обворовали, чтобы Вас обманывали, чтобы Вас ненавидели, чтобы Вас убили...
Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога» (Псалтирь 52.2).
"Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и,взирая на дела, не познали Виновника" (Книга Премудрости Соломона 13, 1)
|
Анализ убивает любовь. Потому наука - холодит. Потому говорят не о красоте знания, а о пользе его. Любящий никогда не спрашивает о возрасте, происхождении и благосостоянии своей возлюбленной. И одухотворенная душа, то есть воспламененная любовью к Богу, отнюдь не соглашается на "анализирование" Бога. Любовь изгоняет рассудок, как бесполезного соглядатая. Но зато соединяет воедино три луча - ум, сердце и душу - и возжигает их в одну свечу
Святитель Николай Сербский
|
Как можно было легко и быстро понять статус незнакомой девушки во времена, когда общение противоположных полов было строго регламентировано. 1. По головному убору Головной убор на Руси был не только защитой от солнца, холода и всего остального, но и служил индикатором статуса.
Незамужние девицы могли ходить с непокрытой головой или же с головным убором, оставлявшим открытой макушку (порой, даже в церкви). Поскольку всё у девушки было скрыто многослойной одеждой, открытая «макушка» была призвана подчеркнуть её красоту, на радость добрым молодцам. После того как девица выходила замуж, голову покрывали женским убором. В X-XI веке убор замужней женщины назывался «повойником», напоминал головное полотенце. В XV-XVI вв. женщины стали носить «убрус» - вышитое белое или красное полотно, концы которого богато украшались жемчугом и спускались на плечи, грудь и спину. 2. По венцу Венцы на Руси носили исключительно девушки, поэтому венец - символ девичества.
Венец представлял из себя обруч из кожи или бересты, обтянутый тканью и богато украшенный (бусами, косточками, пластинками, вышивкой, речным жемчугом и каменьями). Иногда венец мог иметь три или четыре зубца и съёмную переднюю часть, которая называлась очельем. Выходя замуж, девица прощалась со своим венцом или его похищал жених. Само слово «венец» происходит от русского «венить», то есть «заниматься жатвой». Жатва - вечная забота хлеборобов, а потому брачащийся получал помощницу «на вено» («на жатву»), за что и должен был заплатить родителям выкуп, так как они своей помощницы лишались. Отсюда же и участие венка в обряде венчания. 3. По серьгам На Руси была традиция, связанная с ношением серёжек: у девиц и замужних они отличались по форме и размеру.
Первые серьги дочь получала от отца в подарок в пять лет, эти серьги женщины хранили всю жизнь. Незамужние носили вытянутые серьги простой формы, практически без декора. Серьги замужней женщины были дороже, сложнее, богаче - по статусу. 4. По косе Как только девочка на Руси достигала определённого возраста, она начинала носить строго опредёленную причёску - косу, сплетённую обычно из трёх прядей.
Первая коса - новая взрослая жизнь. Вместе с косой полагалась другая, не детская, а женская одежда. Коса - девичья краса, считалась главным внешним достоинством девицы. Хорошие, густые волосы высоко ценились, поскольку говорили о силе и здоровье. Те, у кого не получалось отрастить толстую косу, прибегали к гнусному обману - вплетали в свои косы волосы из конских хвостов. Если девушка носила одну косу - означало, что она в «активном поиске». Если в косе у девицы появлялась лента, то статус девицы означал - «на выданье». Как только у неё появлялся жених, и уже было получено благословение на брак со стороны родителей, то вместо одной ленты появлялись две, и они были вплетены не от основания косы, а от её середины. Это был сигнал для остальных ухажеров, что их дальнейшие усилия напрасны, поскольку девушка и её семья уже определились с кандидатом в мужья. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос. Перед свадьбой подруги с плачем расплетали невесте волосы, и она прощалась с привычной причёской как с символом беззаботного девичества. По вступлении в замужество девушке заплетали две косы, которые потом укладывали вокруг головы, как корону, - намек на её новый, более высокий семейный статус. Покрытая голова - документ о замужестве. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если девушка обрезала косу самостоятельно, то, скорее всего, она оплакивала погибшего жениха, и обрезание волос было для неё выражением глубокой скорби и нежелания выходить замуж. Старые девы не имели права на ношение одежды замужних женщин. Они плели косу как девушки, покрывали голову платком. Им запрещалось надевать кокошник, сороку, повойник, носить понёву. Ходить они могли лишь в белой рубахе, тёмном сарафане, нагруднике. 5. По орнаменту и цвету одежды Орнамент на одежде многое мог рассказать о его владельце.
Так, например, в Вологодской области, дерево изображалось на рубашках беременных женщин. Курицу вышивали на одежде замужних, белых лебедей - у незамужних девушек. Сарафан синего цвета носили незамужние девушки, готовящиеся к свадьбе или старушки. А вот, например, красный сарафан надевали те, кто только что вышел замуж. Чем больше времени прошло после свадьбы, тем меньше красного цвета женщина использовала в своей одежде. Что значила рогатая лягушка на рисунке передника? Рога - это символ плодовитости, подтверждение того, что эта девушка может родить. А лягушка - это символ роженицы, в состояние которой стремилась попасть каждая уважающая себя девушка того времени. Так что, рогатая лягушка указывала, что перед тобой девушка, желающая первенца. 6. По юбке Основой женского костюма являлась рубаха. От мужской она отличалась только длиной - до ступней. Но в одной рубахе ходить считалось неприлично - поверх неё надевали более плотные одежды.
Незамужние девицы носили запону - холщёвый прямоугольный кусок ткани, сложенный пополам и имевший на сгибе отверстие для головы. Запона по бокам не сшивалась, была короче рубахи и надевалась поверх неё. Запону всегда подпоясывали. Замужние женщины носили поверх рубахи панёву (или поньку) - юбку, не сшитую, а запахнутую вокруг фигуры и закреплённую вокруг талии шнуром - гашником. Куда лучше спрятать? - за гашник! - это с тех пор ещё повелось. Впервые поньку надевали в день венчания или сразу после. Девушка символично прыгала с лавки в панёву - это символизировало ее согласие на брак. Завязывали на ней панёву родители, или брат. Если девушка не выходила замуж, она всю жизнь ходила в запоне, панёву надеть не могла. 7. По обручальному кольцу Если была возможность приблизиться к женщине настолько близко, чтобы рассмотреть, есть ли у неё кольцо на пальце - то пользовались и этим проверенным способом. У православных обручальное кольцо надевали на безымянный палец правой руки. Оно было гладкое и простое.
|
Меня Господь позвал через беду, случившуюся с моей дочерью. Произошло это двадцать лет назад, когда мы жили во Франкфурте-на-Одере. В нашей пятиэтажке вперемежку жили семьи советских военнослужащих и немцы. Мы ходили друг к другу в гости, отмечали праздники, делились рецептами, хотя это и не поощрялось советским командованием. Однажды фрау Гретхен продиктовала мне рецепт кирш-ликёра, которым я решила воспользоваться, когда денег было с гулькин нос, а на носу — 23 февраля…
В соседней квартире уже сидели за праздничным столом, когда ворвалась я: «Помогите Бога ради! Я Дашку подожгла». Римма, обожавшая мою дочку — двухлетнюю хохотунью и плясунью — и всё просившая, чтобы взяли её в Дашины крёстные матери, не задавая вопросов, рванулась к двери. Гости побежали следом…
За минуту до того я поставила на газ кастрюльку с вишнёвым сиропом, кинула ванилин. Чуть только закипело, стала медленно вливать спирт, а конфорку выключить забыла. Несколько капель попали в огонь, и тут же вспыхнула в моей руке кружка со спиртом. Испугавшись, я отшвырнула её назад и услышала детский крик… Я ж не видела, что за спиной у меня Дашка стоит! Уверена была — мультики она смотрит. Горящий спирт вылился из кружки и как летел, так огненной дугой и обрушился на её головёнку. Малышка вспыхнула факелом. Сквозь пламя я видела её испуганно-удивлённые глаза, слышала треск горящих волос. А сама шевельнуться не могу, будто парализованная. Даша колотит себя ручонками по лицу, кричит: «Мама, больно…» Опомнилась я, замотала её голову в полу своего халата, а пламя не тухнет, только халат тлеть начал. Благо ванна была полна воды — купать дочку собиралась — я её туда с размаху. Зашипело. Вытаскиваю, а на меня чужое лицо смотрит — багрово-чёрное, в лохмотьях горелой кожи… страшное… Левого глаза не видно (лопнул? вытек?), ушко почернело и скукожилось, на голове чёрная накипь вместо русых локонов. Маленькие ручки — сплошной ожог…
— О Боже! Чем ты её? — выдохнула Римма, дрожащими руками набирая номер санчасти. Я, стоя на коленях перед дочкой, раскачивалась из стороны в сторону и тупо твердила: «Я сделала из своей дочери урода…» Наконец, вопрос пробился сквозь горе, я ответила: «Спиртом. Ликёр хотела сварить к празднику…» Приехал врач, сделал обезболивающий укол, потом обернулся ко мне: «Зря вы, мамочка, девочку в воду окунули, поражение кожи вглубь пойдет: шрамы корявые на всю жизнь останутся. Если бы ещё мальчишка был — не так страшно… Ладно, собирайтесь».
Ночь мы с Дашкой встретили в больничной палате ожогового центра в Белицах, где уже лежали пять мамочек с обгоревшими детьми. Всю ночь я, не смыкая глаз, носила дочурку на руках: то на правый, то на левый бочок переверну. Каждый час новый слой мази накладывала. Дашка стонала, всхлипывала. А часов в пять поутру притихла, уснула. Я подошла к окну, растирая онемевшие и тоже слегка обгоревшие руки, стала вглядываться в мглистый рассвет. «Что же теперь делать? Господи, ну что мне делать?… Я никогда не оставлю свою крошку, буду любить её, помогать, всегда буду рядом. Но она-то как будет жить?… Нужно будет убрать дома все зеркала… Господи, кому она такая будет нужна? У неё никогда не будет семьи, детей. И в этом я виновата…» И тут будто под коленки кто ударил: я повалилась на пол, заплакала: «Господи! Если Ты действительно есть на свете — помоги! Исцели мою дочь. Пусть она станет такой, как была… Пусть забудет пережитый ужас и боль. Я знаю — это трудно, но верю — это возможно. Сотвори чудо, и я поверю в Тебя!» Не зная ни одной молитвы, не умея толком лба перекрестить, я молилась, как могла.
Наконец, поднявшись с колен, я, затаив дыхание, подошла к кровати. Поверх больничного одеяла лежал по-прежнему жутко обгорелый ребенок… Но я не возроптала, я почему-то знала наверняка, что услышана, просто надо верить и ждать.
Но наступивший день готовил новый удар. Утром мы отправились на завтрак. Держа дочку за ручку, я остановилась на пороге столовой, отыскивая свободный столик. Глаза всех обратились на Дашку. Девочка лет восьми отчётливо шепнула своей соседке за столом: «Вот это уродина!… Я не могу есть, меня сейчас стошнит». Слова чужого ребенка как бритвой полоснули мне по сердцу, глазам стало горячо от подступивших к самым ресницам слёз. Хорошо, что Дашка не поняла, что слова относились к ней, она ведь привыкла, что все её называли маленькой принцессой, красавицей. А в зеркало она себя после трагедии не видела. А огонь поделил её лицо пополам: правая — белое личико с огромным голубым глазом, левая — лицо монстра из фильма ужасов.
Вечером Дашку осматривали специалисты. Последовавший затем разговор с хирургом был трудным. «Ожог второй степени, — не глядя мне в глаза, говорил он. — Пострадавшая половина лица останется корявой. Глаз цел, но будет кривым — задет ресничный край. Что касается зрения и слуха, проверим через недельку, когда опухоль спадёт. А волосы и ресницы отрастут, не плачьте». Но я не могла так долго ждать. Усадив дочку себе на колени и, прикрыв ладонью здоровое ушко, стала напевать нашу любимую песенку: «Ёжик резиновый шёл и посвистывал…» Дашка радостно подпрыгнула и закончила: «Дырочкой в правом боку…» Слава Богу, дочь слышала. Через пару недель из опавшей опухоли выплыл весёлый голубой глазок. Волосы, реснички стали отрастать. Только корявые шрамы на лице не хотели разглаживаться.
Однажды два солдатика переносили по просьбе медсестры большое зеркало в ординаторскую. Навстречу важно вышагивала Дашка со своим огромным велюровым бобром. Мы часто гуляли с ней по больничным коридорам с бобром посередине, держа его за лапки. Увидев зеркало, я испуганно замерла. «Даша, иди сюда, — позвал один из солдат, который часто катал Дашку на плечах, и поставил зеркало на пол. — Смотри, кто там в зеркале? Это ты, куклёнок». — «Я?!» — Дашка уставилась на своё изображение. Потом потрогала своё платьице, бобра, нерешительно подняла ручку к лицу и отдёрнула. Мы притихли, ожидая истерики. Дашка молча отвернулась и пошла в палату, волоча бобра по полу. «Какой я дурак», — прошептал солдат. Дашку все любили, потому что, несмотря на свои страдания, была она ласковой и на чужую боль отзывчивой. Не раз бывало, что, едва заслышав плач какого-нибудь ребёнка, она сгребала в кучу с нашей тумбочки конфеты, пряники, игрушки и тащила маленькому страдальцу: «Возьми, только не плачь!»
«Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф.5.4). Дашка не плакала — она забилась в дальний угол под кровать и там застыла с закрытыми глазами. Не решившись заговорить, я присела на краешек кровати и стала ждать. Время от времени дверь в палату открывалась и показывалась несчастная физиономия солдата. Я прикладывала палец к губам и качала головой… Прошёл час. Даша вылезла из своего убежища, уложила брошенного бобрика на подушку. Потом обняла меня за колени, заглянула в глаза: «Мамочка, я навсегда останусь такой? Даже когда вырасту?» — «Нет. Ожог сойдёт, не оставив и следа. Господь поможет». Ни тени сомнения не прозвучало в моём голосе, я была уверена, что так и будет. Смеркалось, когда я уговорила дочку сходить в магазин. Дашка равнодушно прошла мимо сластей и игрушек и вдруг попросила: — Купи мне зеркальце. Вот это, маленькое…
Когда мы вернулись в палату, одна женщина подошла ко мне, протянула пузырёк: «Это облепиховое масло, мне муж вчера привёз. Где уж достал — не знаю. Мне оно без надобности, рука и так заживёт, а твоей Дашутке поможет». Я тут же смазала ожоги.
…Прошёл месяц. Дочка выздоровела, не пострадали ни зрение, ни слух. И страшных шрамов на лице — как не бывало. И страха перед огнём нет: видно, Ангел-Хранитель своим прохладным крылом начисто стёр из Дашиной памяти пляску жёлтых огненных языков, охвативших её голову. Вскоре я дочь крестила… Много позднее я прочитала в Евангелии слова Иисуса Христа: «О, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час» (Мф.15.28). А дочери, спустя время, сказала: «Жизнь длинна. Может случиться так, что пошатнётся в тебе вера, закрадутся в душу сомнения… Тогда подойти к зеркалу — посмотри на своё лицо, потрогай пальцами оставшийся маленький шрам — не случайно Господь оставил его тебе на память — и спроси себя: Кто мог сотворить это чудо — вернуть тебе сгоревшее лицо? Только Бог».
|
Сегодня Церковь празднует память святого пророка Божия Илии. В Третьей и Четвертой книгах Царств мы читаем о великих делах пророка, о чудесах, которые он совершал перед лицом народа израильского. Читаем о том, как, чтобы доказать бытие истинного Бога, он призывает четыреста пятьдесят пророков Вааловых и приносит жертву Господу, а они приносят жертвы своим богам; и жертву пророка по его молитве попаляет Божественный огонь, жертв же лжепророков огонь не касается. Мы читаем о том, как Илия приходит в дом бедной вдовы и воскрешает ее сына, о том, как пророк бежит от гнева нечестивой царицы Иезавели в пустыню и, не находя в себе более сил на пророческое служение, в отчаянии взывает к Богу: «Довольно уже, Господи; возьми душу мою». Но Бог утешает его, не только посылая ему воду и хлеб, но и таинственным, необычайным образом являясь ему «в тихом веянии ветра». Ощущая это легкое дуновение, Илия понимает, что Господь явился ему не в грозных явлениях природы – не в буре, не в землетрясении, не в огне, – но именно в легком дуновении ветра духовного. Этим дуновением Духа Святого Бог утешает пророка и дает ему новые силы. Наконец, мы видим как Илия идет вместе со своим учеником пророком Елисеем, и Елисей узнает, что его учитель в этот день будет взят от него. Илия говорит: «Проси, что сделать тебе, прежде нежели я буду взят от тебя». И Елисей отвечает: «Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне». Илия сказал: «Трудного ты просишь. Если увидишь, как я буду взят от тебя, то будет тебе так». Вскоре явилась огненная колесница, и вихрь вознес Илию на небо. Это был человек, который при жизни воскрешал мертвых, это был пророк, который не увидел смерти, но был вознесен Богом в Царствие Небесное. Жизнь пророка Илии научает нас тому, какими были истинные пророки, призванные Богом на особое служение, на особую миссию – возвещать людям о Боге. Пророки были гонимы, и мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа: «Пророк не имеет чести в своем отечестве» (Ин. 4:44), – т. е. там, где он проповедует, он не бывает понят. У всех пророков были враги и недоброжелатели, люди, которые желали им смерти. Как и все люди, пророки имели свои немощи, и не всегда была им по силам та невероятно трудная миссия, которая была на них возложена – свидетельствовать о Боге людям, которые не хотели этого свидетельства слышать. Читая о жизни других пророков, мы узнаем, что, когда Господь призывал их, некоторые из них отказывались. Один сказал, что он слишком юн, другой – Иона – вообще бежал от Лица Божия, сознавая, что нет у него сил исполнить возложенную на него Богом миссию. Пророк Илия в отчаянии просил у Бога смерти. Но пророков всегда подкрепляла благодать Божия, в своем служении они непосредственно соприкасались с Богом, встречали Его в личном духовном опыте. Встречи эти бывали разные. Иногда Господь приходил в легком дуновении ветра, т. е. в некоем сокровенном духовном утешении, как это было с пророком Илией. Но бывало и так, что не только пророк, но и весь народ был свидетелем явления Божия, когда, например, тот же Илия с помощью огня решил показать, быть ли Господу или Ваалу Богом Израиля. В разные периоды человеческой истории Бог посылал людям пророков, чтобы от них люди услышали слово истины, чтобы они чудесами засвидетельствовали присутствие Божие и силу Божию. И во все эпохи пророки были людьми немощными – такими же, как мы с вами. Их пророческая миссия намного превышала их естественные человеческие силы, и они, не надеясь на собственные силы, искали помощи у Бога. Они просили у Бога духовного подкрепления в трудные минуты, когда были оставлены людьми, гонимы, когда враги искали их смерти. И Господь таинственным образом подкреплял их благодатью Святого Духа. И еще одному научаемся мы из жизни пророка Илии – тому, что каждый пророк оставлял после себя духовное потомство. Пророки не были людьми, которые, подобно знаменитостям мира сего, ярко блеснув, исчезают. Пророки оставляли после себя учеников, поэтому дело, которому они служили, не умирало и после их смерти. Когда Илия был вознесен на небо колесницей Божией, Елисей взял его милоть, т. е. плащ, и ударил ею по воде, и вода расступилась, и Елисей понял, что духовное наследие пророка Илии перешло к нему. Нередко бывало, что ученики оказывались выше учителя, потому что дух, который был на одном пророке, переходил на другого и с еще большей силой действовал через него. Так духовное преемство переходило от одного пророка к другому, вплоть до последнего из пророков и первого из апостолов – Иоанна Крестителя. Затем оно переходило от одних апостолов к другим, затем к епископам, к священникам и ко всему народу Божию, который это благодатное свидетельство о Боге – также передавал из поколения в поколение; оно дошло и до нас, и ныне мы являемся его обладателями. Потому, вспоминая ветхозаветных пророков, мы вспоминаем не каких-то людей, которые жили в древности и три тысячи лет назад прославились своими великими делами, но святых, духовное наследие которых продолжает жить в нашей Церкви. Вспоминая их и молясь им, мы надеемся хотя бы в малой степени проникнуться тем духом, которым они жили, и получить хотя бы частицу той благодати Божией, которая была дана им не ради них самих, но дабы помочь им нести нелегкую миссию свидетельства о Боге перед людьми, тот крест, под тяжестью которого и мы порой сгибаемся, не находя в себе сил, чтобы его понести. Иногда мы говорим: Господи, это невозможно, этот крест слишком тяжел для меня. И тогда приходит благодать Божия в «веянии тихого ветра», и ее освежающее и укрепляющее дуновение дает нам новые силы. Митрополит Иларион (Алфеев) Человеческий Лик Бога. М., 2000
|
Сегодня у меня двойной праздник! Во первых моей сладкой доченьке исполнился годик и во вторых я стала тетей! Моя сестренка родила дочку. Наши девочки родились в один день и я буду крестной. Я счастлива!!!
|
Красивым быть дано не каждому из нас. Красивыми становятся прощая. Душа прощающих сияет как алмаз, Своею чистотой вокруг все освещая. Красивыми становятся любя, Любовь способна заживить все раны. Способна исцелить, простить обманы, И даже те, которые прощать нельзя. Красивыми становятся ценя. Ценя родителей, друзей, хорошую подругу, Минуту, час и день, ценя друг друга, Все что дается Богом бережно храня. Красивыми становятся не зря, Ведь красота для нас так драгоценна. Мы внешность можем за день изменить. А душу не изменишь. Красота души бесценна.
|
|
|