Помощь  -  Правила  -  Контакты

Поиск:
Расширенный поиск
 
Category: Жития

98-летний нищий, дедушка Добри из болгарской деревни Баилово, одетый в домотканные одежды и древние кожаные ботинки, которые он носит зимой и летом, часто стоит у собора святого Александра Невского в Софии. Каждый день он рано встает и проходит 10 километров от своей деревни Баилово до столицы.

alt

В 2010 году во время съемок документального фильма о соборе Александра Невского, журналист болгарского телевидения сделал в архивах церкви шокирующее открытие — самое щедрое частное пожертвование, которое когда-либо получал собор — EUR 40 000 было сделано старым нищим — дедушкой Добри.

98-летний святой не касается ни одной копейки из денег, которые ему подают. Он живет на свою пенсию в 100 евро в месяц, а также на неденежные подаяния в виде фруктов и хлеба.

Дедушка Добри помогает и многим другим, например, он оплатил коммунальные счета детского дома, оказавшегося на грани отключения тепла и света. Он также помогает бездомным. Но о всех добрых делах дедушки Добри мы никогда не узнаем, потому что он никогда о них не говорит.

Category: Пешее паломничество

Храм свт. Николая в Малореченском, воздвигнутый в память о всех погибших на водах, расположен на берегу моря и одновременно служит маяком. Высота с верхним и нижним уровнями составляет 54 м. 

alt

В нижней части комплекса находится музей, посвященный катастрофам на морях. В средней части находится сам храм. А в верхней части - колокольня и маяк.

alt

Несмотря на то, что этот храм построен не так давно (2007 г.), он стал очень популярным объектом для паломников и путешествующих.  

Ещё фото смотрите в моем альбоме: http://pravznak.ru.net/album.php?user=pilgrim&album_id=14835

Category: Пешее паломничество

Древний монастырь Андрея Первозванного (не действует) находится в 1,5 км от с. Генеральское близ Алушты, в бассейне реки Улу-Узень (Мегапотам), на высоте 500 м над уровнем моря.

alt alt

Храм – ранневизантийская базилика, был построен из местного камня и устроен таким образом, что источник, почитавшийся животворящим, вытекал ранее из-под его алтаря. Храм с алтарной апсидой был обращен на восток. До алтарной преграды по четыре шага в длину и ширину. Особенно был красив вход, он обращал на себя внимание величественностью. Внутри храма стояли колонны: с правой стороны – целая с капителью (сохранилась до начала ХХ в.). Храм имел два входа. Вторая дверь располагалась с северной стороны.

Сегодня источник отведен в отдельный каптаж. Он всегда полноводен.

alt
 

Это одно из самых укромных святых мест Крыма.

Апрстоле Андрее, моли Бога о нас!

alt 

Category: Пешее паломничество

Крепость Фуна была в XIII-XIV веках форпостом княжества Феодоро на его восточной границе. Укрепления крепости Фуна расположены на небольшой возвышенности у подножья горы Демерджи. Фуна - в переводе с греческого - "дымящаяся".

alt

alt

Важное место в архитектурном ансамбле Фунской крепости занимает церковь св. Феодора Стратилата, руины которой можно наблюдать и сегодня.

alt

После разрушения крепости в 1475 году турками-османами именно церковь сохранилась лучше всего. Церковь св. Феодора Стратилата неоднократно ремонтировалась и перестраивалась, в результате она сохранялась до начала XX века.  

Сегодня мы живем в эпоху слома суверенитета. Глобализация, которую нам обычно преподносят как что-то хорошее, как раз и являет собой слом суверенитета во всех смыслах. Государство теряет экономический суверенитет, потому что на его территории хозяйничают транснациональные корпорации, бюджеты которых подчас больше бюджета всей страны. Понятно, что эти корпорации могут покупать чиновников и диктовать свою волю.

Во всем мире идут войны. В некотором смысле происходит слом системы международного права. Происходит вторжение в Сирию, перед этим было вторжение в Ливию… За последние 10, 15, 20 лет слом суверенитета часто происходит через информационные войны. Если вам удается добиться информационного доминирования в какой-то стране — это все-равно, что господствовать в воздухе. В Ливии все именно так и начиналось: сначала произошел слом информационного суверенитета, вызов цветной революции, а потом небо сделали бесполетной зоной и сломили сопротивление.

Таким образом, сегодня, если у вас нет информационного суверенитета, вы можете потерять обычный суверенитет, то есть перестать быть независимым государством.

Что такое  цифровой суверенитет? Это право государства определять свою информационную политику самостоятельно, распоряжаться инфраструктурой, ресурсами, обеспечивать информационную безопасность и т.д. Цифровой суверенитет также можно поделить на несколько категорий. Одна из них — электронный суверенитет, который связан с защитой от кибератак. Сюда входит все: хакеры, DDoS-атаки, вирусы, спам и т.д. У большинства стран мира, к сожалению, с защитой электронного суверенитета все плохо.

Лаборатория Касперского за последние несколько лет нашла уже 4 боевых вируса. Изучение этих вирусов показало, что они созданы отнюдь не группой частных лиц, чтобы воровать персональные данные, деньги с кредитных карт или организовывать всякие неприятности органам местного самоуправления. Это вирусы, созданные на государственном уровне. Стоимость разработки одного или двух таких вирусов в Лаборатории Касперского оценили в $100 млн. Этого не может себе позволить ни одна группа хакеров. Кроме того, вирусы настолько сложные, что совершенно очевидно, что их много лет разрабатывало много людей очень высокой квалификации. Один из первых таких вирусов был запущен в Мраке, чтобы сжигать центрифуги. Позже американцы признали, что это их рук дело, но с тех пор появилось еще несколько подобных боевых вирусов.

Кибервойны мало чем отличаются от обычной войны. Они позволяют обрушить инфраструктуру целой страны. Как, например, разрушить центрифуги. Это часть горячей войны. Но массовых кибервойн в мире не происходит, начало такой войны будет заметно. А вот информационная война — холодная война — идет все время. Она, в отличии от кибервойн, не запрещена никакими законами, не входит ни в какие международные соглашения, она идет все время, мы просто этого не замечаем.

Мы видели много примеров информационных войн: СССР был развален именно в результате такой войны, затем мы наблюдали, что происходило в Югославии, в Ираке, Ливии и так далее. С помощью информационной войны можно либо сменить режим, либо направлять военное вторжение в страну.

Все начинается со слома информационного суверенитета. Информационный суверенитет — это возможность государства управлять информацией, которая доходит до населения, решать — что до него доходит, а что нет. Это фактически информационная безопасность государства, устойчивость к атакам и возможность проводить свою политику. Конечно, это вроде как противоречит свободе слова, которая, на самом деле, тоже является частью информационной войны.

Подробнее смотрите в этом видео:

 http://pravznak.ru.net/video.php?user=pilgrim&video_id=25211

alt

Их-то господь — вон какой!
Он-то и впрямь настоящий герой!
Без страха и трепета в смертный бой
Ведет за собой правоверных строй!
И меч полумесяцем над головой,
И конь его мчит стрелой!
А наш-то, наш-то — гляди, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

А у тех-то господь — он вон какой!
Он-то и впрямь дарует покой,
Дарует-вкушает вечный покой
Среди свистопляски мирской!
На страсти-мордасти махнув рукой,
В позе лотоса он осенен тишиной,
Осиян пустотой святой.
А наш-то, наш-то — увы, сынок –
А наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

А у этих господь — ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его веселой гурьбой
— Эван эвоэ! — пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.
Но наш-то, наш-то — не плачь, сынок –
Но наш-то на ослике цок да цок
Навстречу смерти своей.

На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдет,
Никуда не спрятаться ей!

 

Category: Юмор :)

- А как же ты можешь разговаривать, если у тебя нет мозгов? — спросила Дороти. 

- Не знаю, — ответило Чучело, — но те, у кого нет мозгов, очень любят разговаривать.

"Волшебник из страны Оз"

alt 

От всяких скорбей и печалей избавлял и избавляет нас Господь наш Иисус Христос, и мы благодарим Его за то всем сердцем своим. Но как быстро охватывает нас враг невесть откуда нечаянно наносимыми скорбями, особенно от злых и лукавых людей или от непредвиденных обстоятельств. Слава Тебе, хранящему живот наш от печалей и скорбей!

Иоанн Кронштадский

alt

Умей нести свой крест и веруй.

А.П. Чехов "Чайка"

alt

Category: Пешее паломничество

Умение отдыхать для некоторых искусство потруднее, чем умение работать! :)

alt 

Category: Пешее паломничество

Скит св. Анастасии относится к Бахчисарайскому Свято-Успенскому монастырю, организован недавно. В 2005 г. здесь поселились первые иноки, использовавшие под храм пещеру, вырубленную в советское время при разработке находящегося рядом карьера.

alt

За очень короткое время скит значительно вырос и украсился. Только те, кому приходилось бывать в этих местах раньше, могут оценить колоссальный подвижнический труд братии, преобразившей когда-то неприглядное место. Сегодня, кроме молодого монастырского сада и органично вписанных в окружающий ландшафт хозяйственных помещений и келий, строится новый просторный наземный храм, расширяется территория для дальнейшего строительства.

alt

Пещерный храм в скиту св. Анастасии оригинально украшен сотнями лампад ручной работы и кованым иконостасом.

Category: Пешее паломничество

Не только былая слава, но и нынешнее благолепие и благочестие, бытующие в обители, привлекают тысячи паломников и путешественников поклониться и лицезреть уникальное место современного монашеского подвига.

Свято-Успенский Бахчисарайский монастырь сегодня служит реальным воплощением идеи свт. Иннокентия Таврического о возрождении Крымского Афона.  

alt

С праздником Благовещения!

И в празднике Благовещения Божией Матери переплетаются таинственно и страшно, страшно и дивно эти два настроения. С одной стороны – как не ликовать, как не изумляться и не трепетать при мысли, что глас Господень достиг Пречистой Девы Богородицы и ангел возвестил Ей, что Сам Бог через Нее станет человеком, войдет в этот мир, и что приходом Божиим весь мир уже будет преображен, уже не будет стоять лицом к лицу со своим Творцом только в трепете и благоговении, но будет ликовать, что в нём, в его сердцевине — Сам Бог: не только о том, что человек так велик, что Бог мог с ним соединиться, но вся тварь вещественная, видимая соединена с Ним таинственно …»


 

Митрополит Сурожский Антоний 

Рука надежды

Эта фотография появилась в ноябре 1999 года и должна была бы стать «Фотографией года» или даже «Фотографией десятилетия». Но ей не суждено было стать таковой. Фактически до недавнего времени эту фотографию можно было увидеть только в одном случае, если бы вы приобрели в США тот номер газеты, в котором был опубликован этот снимок. 

Хирургу Джозефу Брюнеру, лечащему врачу медицинского центра при университете Вандербильт в Нэшвилле, предстояло провести сложную операцию: 21 неделя беременности, младенцу поставлен диагноз spina bifida – врожденный дефект позвоночника, не позволяющий человеку держаться прямо и нормально передвигаться… 

Но все же выход есть: хирургическое вмешательство, при котором доктор делает матери кесарево сечение, извлекает матку из брюшной полости и через небольшой надрез оперирует младенца. Тогда ребенок рождается абсолютно здоровым. Будущая мама, Джулия Армас, сама работала акушеркой и слышала о сложных операциях, которые успешно делает доктор Брюнер, потому и пошла на этот рискованный шаг. Впрочем, другого выхода просто не было – малыша могло спасти только рискованное хирургическое вмешательство.

И вот, когда операция близилась к завершению, через надрез в полости матки вдруг просунулась крошечная, но уже полностью сформировавшаяся ручонка и крепко ухватила хирурга за палец. Врач замер, ошеломленный, он просто не мог пошевелиться. Этот уникальный момент удалось запечатлеть фотографу Майклу Клэнси, свою фотографию он назвал «Рука надежды» – еще не родившийся младенец как бы благодарит доктора, спасшего ему жизнь. 

Остается только добавить, что этот человечек родился в положенный срок, родители назвали его Сэмюэль Александер Армас. Кстати, мальчик родился абсолютно здоровым.
 

Category: Жития

Житие свт. Льва ВеликогоВеликий святитель и пастырь Божией Церкви - Лев, Папа Римский, родом был из Этрурии, Италия; имя его отца - Роман Квинтиан. С юных лет святой Лев был обучен всякой премудрости, познакомился с внешней философией [1] и был наставлен в добродетелях христианских. Возлюбив духовное житие более мирского, он всецело посвятил себя Богу. В 430 году Лев становится диаконом и ближайшем помощником папы Целестина I, a затем избирается архидиаконом [2] при папе Сиксте III [3]. За свое высокое целомудрие и чистоту он, по смерти Сикста, единогласно был избран Первосвятителем Римской церкви. Как добрый пастырь, святой Лев усердно пас словесных овец Христовых, полагая за них свою душу.

В то время лютый мучитель Аттила, предводитель гуннов [4], завоевав много стран, пришел и в Италию, намереваясь и ее опустошить огнем и мечом. Римские войска не смогли оказать захватчикам достойного сопротивления, а император Валентиниан III бежал из Равенны в Рим. Видя, что никто не может сопротивляться грозному завоевателю, Папа Лев обратился с прилежной молитвой к Богу и, наложив на себя пост, призывая на помощь святых первоверховных апостолов Петра и Павла, со слезами умолял Господа, чтобы Он защитил Своих рабов от свирепого врага. Почерпнувши в молитве мужество и твердость, святой Лев решил отправиться к мучителю, чтобы утишить его гнев и прекратить его ярость, готовый в случае необходимости даже положить душу за овец своих. По преданию, святитель Лев приветствовал вождя варваров словами: "Приветствую тебя, бич Божий". Мудрой боговдохновенной беседой святитель сумел вразумить Аттилу, превратив его из лютого волка в кроткую овцу; грозный и неукротимый воитель смиренно и мягко внимал увещеваниям угодника Божия, удивляясь его архиерейскому величию и ужасаясь пред святостию честного лица его. Исполнив все по желанию святого Льва, грозный Аттила отошел от пределов Италии в свои земли. Рим был спасен.

Воеводы Аттилы немало удивлялись, как Лев мог так скоро и так необычно сделать Аттилу из столь лютого князя столь кротким; они спрашивали Аттилу:

- Почему ты убоялся одного-единственного римлянина, пришедшего без оружия? Почему ты повиновался ему? Почему ты, словно побежденный, предался бегству, оставляя в Италии такое множество богатств?

- Не видели вы того, что я видел, - отвечал им Аттила. - А видел я двух ангелоподобных мужей, стоявших по обеим сторонам Папы (это были святые первоверховные апостолы Петр и Павел); в руках они держали обнаженные мечи и грозили мне смертью, если я не послушаюсь Божия архиерея.

Таков был великий угодник Божий Лев, наводящий страх не только на невидимых врагов, но даже и на видимых, горячо любимый овцами, так как ради них он не убоялся идти к страшному завоевателю, готовясь в случае необходимости даже пострадать от него. Однако главное деяние в жизни святителя Льва оказалось связано вовсе не с его дипломатическими или административными способностями. Промыслом Божиим именно ему суждено было стать главным защитником чистоты Православия.

Лев Великий принял управление Церковью в смутное для нее время. В Риме ему пришлось вести борьбу с манихейской ересью и пережитками язычества, колдовством и астрологией, по-прежнему весьма распространенными среди паствы. Во время его святительства после еретика Нестория [5] выступили с ересью Евтихий, архимандрит Цареградский, и Диоскор, патриарх Александрийский [6], бесстыдные хулители, которые сливали два естества во Христе Господе нашем, Божественое и человеческое, воедино. Своей ересью они сильно смущали Церковь Божию. Собрав в Ефесе[7] свое неправедное соборище [8], они несправедливо осудили и замучили святого Флавиана, патриарха Цареградского [9], защитника православия, который созвал против Евтихия поместный собор в Константинополе, и много зла причиняли православным. Весной 448 года святитель Лев получил послание от Евтихия с жалобой на Константинопольский Собор, осудивший его воззрения как еретические. Извратив в письме суть дела, Евтихий ввел святителя в заблуждение, и тот, в свою очередь, обратился к епископу Флавиану, выражая свое недовольство действиями последнего. Недоразумение скоро обнаружилось, и святитель Лев пишет еще одно послание епископу Флавиану, излагая в нем свое понимание соединения во Христе человеческого и Божественного естества. Об этом послании рассказывается, что сам святой верховный апостол Петр своей рукой апостольской исправил его; свидетельство тому мы находим в Лимонаре святого Софрония Иерусалимского [10].

"Поведал нам, - пишет святой Софроний, - авва Мина, настоятель киновии, именуемой Саламановой, находившейся близ Александрии, что он слышал такой рассказ аввы Евлогия, Александрийского патриарха [11]. Когда пришел я (рассказывал Евлогий) в Константинополь, я жил с господином Григорием, архидиаконом римской Церкви, мужем поистине отменным и добродетельным, и часто беседовал с ним. Он-то и рассказал мне о блаженнейшем и святейшем Льве, Папе Римском; именно о нем записано в церкви Римской следующее: когда святой Лев написал послание к святому Флавиану, епископу Константинопольскому, против злочестивого Евтихия и Нестория, он положил сие послание на гробе первоверховного апостола Петра, а сам с молитвой и постом просил апостола:

- Если я, как человек, в чем-либо ошибся или же чего-нибудь не пояснил, то ты, которому от Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа поручена Церковь и сей престол, исправь написанное.

Спустя сорок дней ему во время молитвы явился апостол и сказал:

- Прочитал и исправил.

Взяв свое послание с гроба блаженного Петра, Лев раскрыл его и нашел его исправленным рукой апостола".

После этого Папа Лев употребил все свое старание к тому, чтобы укрепить и умиротворить Церковь, смущаемую еретиками; он писал к царям, сначала к Феодосию [12], потом к Маркиану, чтобы они созвали вселенский собор. Наконец, в царствование Маркиана [13] и Пульхерии [14] созван был против Евтихия и Диоскора, проповедующих во Христе Господе единое естество, единое действование и волю, Вселенский собор в Халкидоне [15], по счету четвертый, на котором было 630 святых отцов [16]. На этом соборе святейшему Папе Льву нельзя было присутствовать - как по причине продолжительности пути и преклонного возраста, так и потому, что нельзя было ему удаляться из Италии вследствие часто случавшихся тогда нашествий врагов на эту страну; посему он послал своих наместников: епископов Пасхазия и Лукентия и пресвитеров Вонифатия и Василия. Во время прений с еретиками на этом соборе многими овладело сильное сомнение; тогда по повелению святых отцов, по поводу возражений еретиков, было прочтено послание святого Льва, Папы Римского к патриарху Флавиану.

Когда это послание святого Папы Льва было прочитано на IV Вселенском соборе, то все святые отцы воззвали:

- Святой апостол Петр глаголет устами Льва.

Таким образом, отцы собора в своих суждениях основывались на послании святого Льва и этим посланием посрамили еретиков. Наряду с антиохийским вероизложением 433 года и двенадцатью анафематствованиями против Нестория, оно легло в основу вероисповедания. Не только тогда, но и после грамота сия, утверждающая православие и заграждающая уста еретикам, была в великом почитании у святых отцов, и среди них у вышеупомянутого блаженного Евлогия, патриарха Александрийского. В то время как еретики сильно хулили послание Льва и возражали написанному в нем, Евлогий крепко защищал его, чем приятен был святому Льву, уже отшедшему в то время из этой жизни и предстоящему вместе со святыми пред Богом.

Об этом тот же святой Софроний повествует:

"Святой Феодор, епископ города Дарны в Ливии [17] рассказал нам следующее: когда он был кувикуларием [18] святого патриарха Александрийского Евлогия, он видел во сне мужа священнолепного и светлого, который сказал ему:

- Возвести обо мне патриарху Евлогию. Феодор спросил:

- Кто ты, владыко, и как мне сказать о тебе? Тот ответил:

- Я - Лев, Папа Римский.

Войдя к патриарху Евлогию, Феодор сказал ему:

- Святейший и блаженнейший Папа Лев, Первосвятитель Римский, хочет войти к тебе.

Услышав это, патриарх Евлогий, быстро поднявшись, вышел ему навстречу; совершив молитву, они поцеловались и сели. Тогда блаженный Лев обратился к святому патриарху Евлогию:

- Знаешь ли ты, зачем я пришел к тебе? Тот отвечал:

- Нет.

Лев сказал ему:

- Я пришел благодарить вас за то, что вы хорошо и сильно защищали мою грамоту, изъяснили мое понимание, заградили ею уста еретиков и объяснили, таким образом, грамоту, которую я писал брату моему Флавиану, патриарху Константинополя, во обличение злочестивой ереси Нестория и Евтихия. Знай же, брат, что не только я работал и трудился над этой грамотой, но также и святой первоверховный апостол Петр прочитал и исправил ее, а более всех ее освятил Сам Христос Бог наш - проповедуемая нами Истина". Подобное видение имело место не один раз: блаженные отцы - Лев и Евлогий трижды сходились и беседовали друг с другом пред духовными очами Феодора; об этом, повторенном троекратно видении он возвестил святому Евлогию. Услышав это, святой Евлогий прослезился и, простерев руки к небу, воздал благодарение Богу, говоря:

- Благодарю великую и неизреченную благость Твою, Владыко Христе Боже наш, за то, что Ты сподобил меня недостойного быть проповедником Твоей истины и, по молитвам рабов Твоих, Петра и Льва, благоволил принять малое дерзновение мое, подобное двум лептам вдовы [19]".

Изложенное здесь видение имело место спустя много лет после преставления святого Льва, ибо святой Евлогий жил гораздо позднее, а именно в царствования императоров Маврикия и Фоки [20], между тем как святой Лев, Папа Римский, скончался прежде того, в царствование соименного себе царя Льва Великого [21].

История не оставила нам сведений о последующих годах жизни Льва Великого. Кончина его последовала 10 ноября 461 года. Вот что известно о последних днях жизни святого Папы Льва:

Достигнув глубокой старости и приблизившись к скончанию дней своей земной жизни, святой Лев был извещен от Бога о прощении своих немощей человеческих. Это произошло при таких обстоятельствах: Папа Лев пробыл сорок дней у гроба святого апостола Петра в молитве и посте, умоляя святого апостола, чтобы он просил у Господа, да отпустит ему всеблагий Бог его прегрешения; по прошествии сорока дней ему явился святой апостол Петр и сказал:

- Я молился за тебя, и отпущены тебе все грехи твои, кроме грехов, которые ты совершил при хиротонии других на священные степени. Лишь о том ты должен будешь отвечать: законно ли ты рукоположил кого или нет.

После этого извещения святой Лев усилил свои молитвы, усугубил свой пост, умножил свои милостыни, вопия в сокрушении сердца своего до тех пор, пока не получил отрады совершенного прощения. Потом, приготовившись, как должно, к исходу, он предал святую свою душу в руки Божий и присоединился к лику прежде почивших святых великих иерархов и учителей. Похоронен он был в Ватиканском соборе святого апостола Петра в Риме, в приделе, носящим сейчас его имя. Мощи святителя Льва и поныне почивают там.

фреска свт. Лев Великий

После Папы Льва осталось до ста слов и до 140 писем - догматического и нравственного содержания. Все эти сочинения отмечены духом строго выдержанного православного учения. Так, в известном послании к Константинопольскому патриарху Флавиану, которое было читано на IV Вселенском соборе, святой Лев высказывает такие мысли о воплощении Бога: "Божество восприяло нашу немощь, не нарушив свойств ни того, ни другого. Истинный Бог явился в истинном и совершенном естестве истинного человека, весь с тем, что свойственно Ему, и весь в том, что свойственно нам. Человек не уничтожается величием Божества. Та и другая природа действует при взаимном общении свойственным себе образом".

Нравственное учение Папы Льва также заслуживает особенного внимания. Святой Лев часто убеждал паству свою творить дела милосердия. Долг милосердия, говорил он, определяется не по мере благ, а расположением сердца.

Богатые сами должны отыскивать бедного и помогать ему. Бог для того и дает богатство, чтобы оно текло к бедному. Говоря о молитве, святой Лев убеждал обращаться за помощью к ходатайству святых и заповедал чтить святые мощи.

Память свт. Льва Великого празднуется 18 февраля/3 марта, почитается он как святитель и пастырь Церкви Божией, предстоящий и молящийся о нас пред престолом Христа Бога нашего, славимого и покланяемого со Отцем и Святым Духом во веки. Аминь.

Тропарь, глас 8:

Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / вселенныя светильниче, архиереев Богодухновенное удобрение, / Льве премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная. // Моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 3:

На престоле, славне,/ священства сед и львов уста словесных заградив,/ догматы богодухновенными/ Честныя Троицы озарил еси свет богоразумия твоему стаду./ Сего ради прославился еси,// Божественный таинник Божия благодати.



Примечания:
1. Внешней философией в то время назывались произведения языческих философов - Платона, Аристотеля, Пифагора и других, т.е. тех писателей, которые, по вере, находились вне Церкви Христовой.
2. Архидиакон - старший или первый диакон. При каждой епископской кафедре было по одному архидиакону. В древней Церкви должность архидиакона почиталась очень почетной, и архидиакон был одним из самых приближенных лиц к епископу. Часто в епископы избирались архидиаконы, как это можно видеть на примере святого Афанасия Великого, Льва, Папы Римского, и многих других. Ныне архидиаконами называются первенствующие иеродиаконы, т.е. диаконы монашествующие в больших монастырях, особенно ставропигиальных, и кафедральных соборах. Звание это дает только первенство чести, а не власти, потому что архидиакон не есть начальник диаконов, а только первый из них по месту в служении и собраниях.
3. Папа Сикст III занимал римскую кафедру с 432 по 440 годы.
4. Гунны - азиатский народ, вторгшийся в конце IV века в Европу и произведший в ней значительные опустошения, разрушая города и целые царства. В Европе свое местопребывание гунны утвердили в долине реки Тиссы, притока Дуная (территория современной Венгрии). Время правления Аттилы (433-454) представляет собой период гуннского могущества. Аттила держал в постоянном страхе византийского императора, заставил его выплачивать огромную дань и предоставить гуннам все земли к югу от Дуная. В 440 году Аттила во главе 500000-ной рати двинулся на Запад. Предавая все огню и мечу, он прошел всю Германию до Рейна, потом переправился через эту реку и разрушил целый ряд городов. На юге Франции он получил однако отпор и принужден был возвратиться в Германию. В 452 году он предпринял новый набег - в этом раз на Италию. Риму и всей Италии грозила опасность стать жертвой врагов, но Аттила остановил свое победное шествие и после переговоров с папой Львом Великим возвратился назад. Вскоре после этого похода Аттила умер.
5. Несторий, патриарх Константинопольский, занимавший кафедру с 428 по 431 год, проповедывал еретическое учение о том, что Иисус Христос не есть истинный Бог, а человек, сын Иосифа и Марии, удостоенный за святость жизни особенной благодати Божией и спасающий нас не искупительной смертью, а наставлениями и примером жизни. За эту ересь Несторий отлучен от Церкви на III Вселенском соборе и умер в ссылке в 436 году.
6. Занимал александрийскую патриаршую кафедру с 444 по 451 год
7. Ефес - город на западном берегу Малой Азии, бывший первоначально центром малоазийских греческих колоний, а во времена императоров - одним из главных городов Малой Азии. В Ефесе провел остаток жизни и скончался святой апостол Иоанн Богослов. Здесь также проходили заседания III Вселенского Собора.
8. Это было в 449 году.
9. Святой Флавиан занимал Константинопольскую патриаршую кафедру в 434-447 годах.
10. Святой Софроний был иерусалимским патриархом с 634 по 644 год. До своего избрания патриархом Софроний сначала подвизался в Палестинской обители преподобного Феодосия, под руководством известного подвижника Иоанна Мосха, а потом с ним же посещал Фиваидских (Египетских) пустынников. Подвиги и чудеса последних он описал в книге, которая называется Лимонаръ (от греч. слова лимон - луг, пажить), поскольку представляет собой собрание цветов добродетелей с луга духовного.
11. Святой Евлогий занимал патриаршую кафедру в Александрии с 579 по 607 года. Память его - 13 февраля.
12. Царствовал с 408 по 460 год.
13. Царствовал с 450 по 467 год.
14. Святая Пульхерия, сестра императора Феодосия, была супругой императора Маркиана. Память ее - 10 сентября.
15. Халкидон - предместье Константинополя, находился поблизости от него, па азиатском берегу Босфора.
16. Заседания собора открылись 8-го октября 451 года.
17. Ливия - провинция в северной Африке, смежная с Египтом, тянущаяся на запад от него по берегу Средиземного моря вглубь Африки.
18. Кувикуларий - спальник, постельничий.
19. Мк.12:41-44.
20. Император Маврикий занимал престол с 682 по 602 год. Император Фока - с 602 по 610 год.
21. Византийский Император святой Лев I царствовал с 467 по 474 год.

Источник: Электронная библиотека "Православие и мир".  

 

Н.С. ЛесковПусть не секут отцов, если они
не справятся одеть детей в школу.
Н.С. Лесков

Первые попытки ввести нечто отдалённо напоминающее «ювенальную юстицию», т.е. систему узаконенных государственных репрессий в отношении «недобросовестных», по мнению того же государства, родителей, в России предпринимались давно, ещё во второй половине XIX века. Это было связано с деятельностью созданных в 1864 г. земских учреждений.


Русская интеллигенция, возлагавшая большие надежды на реформаторские возможности земств, активно обсуждала вопрос о «введении обязательного обучения грамоте», прежде всего, среди крестьян, получивших «свободу» 1861 года. По этому поводу высказывались В.И. Даль, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Н.А. Корф и многие другие. Пристально за дискуссией наблюдал министр народного просвещения Д.А. Толстой. Он поручил известному русскому педагогу, другу Ушинского, Андрею Степановичу Воронову, подготовить в Учёный комитет министерства народного просвещения документ на обсуждаемую тему. Воронов составил записку: «О введении обязательного обучения по ходатайствам некоторых земских собраний». Комитет собрался 25-26 ноября 1874 г., в количестве 18 заседателей, среди которых были философ Н.Н. Страхов, поэт А.Н. Майков и «самый русский из наших писателей» Н.С. Лесков. Если бы не педантичность и привычка Николая Степановича к ежедневной «литературной работе», мы об этой истории ничего бы и не узнали.


Приблизительно в январе 1895 г., незадолго до своей кончины, Лесков пишет заметку «О сечении розгами родителей». Для какого издательства или газеты она предназначалась – неизвестно. Опубликовать её текст писатель не успел или не стал, может быть, потому, что не считал завершённым.* Начинается она по-лесковски ясно и определённо: «Самое первое дело к просвещению народа есть грамотность». Но в вороновском документе автора «Соборян» и «Очарованного странника» смущало предусмотрение системы наказаний, касающееся крестьянских семей. А именно: в случае пропуска детьми обязательных занятий – родители, не захотевшие отправлять своего ребёнка в школу, не имеющие финансовой возможности и т.п., получали, на первых порах, выговор, потом – денежный штраф, который «при повторении вины увеличивался и взыскивался через волостные или полицейские управления».


То есть «ювенальная» концепция XIX века считала возможным, в случае если ребёнок, точнее, дети многочисленных крестьянских семей недоедают, болеют, их не во что одеть и они «прогуливают школу», то государство через подконтрольные, разумеется, земства накажет родителей. В упомянутых «полицейских управлениях», Лесков знал, пороли, и довольно жестоко. В комитете министерства понимали, что если предполагаемые меры ввести, то «такого рода узаконения породят большое неудовольствие в крестьянах». Мера была отвергнута, и видимо, при активном участии или даже по инициативе Лескова. Протокол заседаний ничего толком не поясняет, но вот И.С. Аксаков, осведомлённый о происшедшем, пишет Н.С. Лескову: «Я от души рад, что нелепый проект обязательного обучения провалился и удивляюсь, как мог он собрать столько голосов в свою пользу. Не рекомендует же он и ваших сочленов в Учёном комитете». («Не рекомендует» в значении: «не делает им чести» – вежливо тогда говорили о законченных политиках.)
Что возмутило Лескова, можно понять из статьи. Вот несколько выдержек:
«…Я всегда был за (подчёркнуто Лесковым) обязательное обучение, но меня ужасало: как мужика будут сечь за то, что он не может справить сыну обуви и одёжи, и что потом этот мужик наделает в обиде и ожесточении над собою и над парнишкой, за которого его отстегали по голому телу… Какие штрафы можно взыскивать с людей, которые не имеют во что одеть своих детей…».


Лескова принято считать классиком русской «реалистической школы», а ведь в публицистике он ещё больший реалист,** поскольку для убедительности доводов идёт на определённый по тем годам эпатаж: «Пожалуй, и очень здоровый человек может умереть под розгами… это может случиться даже не от жестокости наказания, а от нравственного потрясения и влияния позора, которое испытывают взрослые люди, когда их обнажают и секут прутьями по таким частям тела, которых из скромности никто друг перед другом не обнажает. … Я подал один свой голос против обязательного обучения детей, пока не отменена мера телесного наказания их родителей».


Голос Лескова был услышан. Упомянутые выше Н. Страхов и А. Полонский проект не поддерживали, но и не оспаривали. Их подписи в протоколе, по какой-то причине, отсутствуют. Министр, «несентиментальный человек» Д.А. Толстой, документ просто «отложил». Загадкой остаётся, почему, спустя 21 год после заседаний комитета, Лесков решил рассказать о своей позиции. Быть может, был прав граф Лев Николаевич, когда назвал его «писателем будущего». Быть может, Николай Семёнович предчувствовал, что в будущем России настанут дни, когда придётся защищать права отцов бедных многодетных русских семей, право на отцовство в стране, где само выживание остаётся делом не из лёгких.


Мы говорим про необходимость защиты детей от ювенальной юстиции. Лесков ужаснулся бы, узнав о таких «нравственных потрясениях», и вполне мог поддержать идею прот. Дмитрия Смирнова, посоветовавшего выдавать родителям средства самозащиты от жадных омбудсменов. «Упрямый христианин» – он жертвовал «всеобщей грамотностью» ради сохранения священного мира семьи, прекрасно понимая, что среди Заповедей Блаженств нет «…блаженны грамотные и книги читающие», но есть: «Блаженны миротворцы, ибо они сынами Божиими нарекутся».


Кстати, «ювенальная» Юстиция – это модернизированная римлянами греческая Фемида, у которой в руках раньше был не разделяющий меч, а рог изобилия. То есть не кара, а набор, пусть различных, но даров.
____________
* См.: Неизданный Лесков. Кн. 2. ИМЛИ РАН. – М.: Наследие, 2000. – С. 112-113.
** То есть этический, а не неврастенический автор. 

Протоиерей Александр Шабанов


Требуется материальная помощь
овдовевшей матушке и 6 детям.

 Помощь Свято-Троицкому храму