Category:
Духовное поучение
Мнимая праведность Всего более надобно опасаться уклонения в праведность. Как только начнете уклоняться в нее, знайте что криво шагать начали. Берите тогда себя за ноги и тащите немилосердно опять в грешность. Разумеется чувство праведности и чувство грешности. Господь того только принимает, кто приходит к Нему в чувстве грешности. От того же, кто приходит к Нему в чувстве праведности, он отвращается. Он и пришел грешников спасать, а не праведников. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Самая злая вещь есть сытость. Сыт, ну и развалился и пыхтит. Духовно так бывает. Движениям молитвы никогда не поперечьте и ничего ей не предпочитайте; напротив, всегда готовы будьте все ей принести в жертву. Ибо она царица. И ея точка опоры есть дух сокрушен (2 п. 261, с. 102 103 ). Вечные муки Вечно ли зло или оно будет побеждено? Читайте, что пишется в Евангелии. Придет второе пришествие. Господь и сотворит суд: праведных введет в вечное блаженство, а грешных выгонит в ад, на муку вечную. Добро восторжествует; но зло не превратится в добро и примет должное воздаяние. Как мы о будущем своим умишком познать ничего не можем, то нечего туда соваться с ним. Один Бог Владыка веков ведает то. Он говорит или скажет: идут сии в муку вечную, а праведницы в живот вечный. Так Бог сказал; нечего потому и голову ломать. Вопрос решен авторитетно. Вопиют: как так, вечные муки для временно согрешивших? Они хотят быть филантропнее Самого Бога, пострадавшего и умершего на кресте за грешников. Еслиб мы люди изобрели такое учение, уместно было бы возражать. Но когда так положил Сам Бог, умерший за грешников, надо покорно принять то и веровать, как бы умишко наш тут ни ершился. Свободе дана воля делать и добро и зло. Решите, может-ли сия свобода ожесточиться на зло до того, что ни за что не согласиться отстать от него и зная, что в этом ея пагуба? Что может, примет вам сатана... Подрешите еще, может ли осатаниться человеческая свобода? Сколько примеров нераскаявшихся грешников?! Что же теперь сделать с этими осатаненными?! В рай злых принять нельзя, а измениться они не хотят. Остается: или переделать их творчески или уничтожить. Переделывать нужды нет. И без них много святых. К тому же и материал совершенно испорчен. Остается уничтожить. Но дарования Божии не сокрушимы. Не умеет Он уничтожать. Прибавлю еще, что ангел сказал св. Антонию Великому: Антоний! Себе внимай, а это дело Божие! (2 п. 266, с. 117 118).
|
В вузы приезжают выдающиеся психологи, но почему-то мало кому из них удается заинтересовать аудиторию. И вот неожиданно появляется православный священник и начинает что-то рассказывать. Поначалу его мало кто воспринимает. Но вот он произносит такую фразу: “Бог милостив и может простить любого человека”. Многие юноши и девушки пытаются ухватиться за эти слова. А после лекции вокруг священника собирается немало желающих задать вопросы. Спустя время, многие из них приходят на исповедь. Но воцерковляются они очень трудно, так как со временем большая часть из них просто уходит. И причина такого оттока в том, что в наше время исповедь стала трудной для понимания.
Что же такое исповедь? На исповеди священник заглядывает в самые сокровенные уголки души, помогает человеку раскрыть себя, ничего не утаивая, преодолевая лицемерное и стыдливое желание нечто скрыть. Это откровение души требует максимального доверия — нужно просто вручить священнику свою душу. Приходя на исповедь, человек поступает так, как поступает больной, который идет к врачу. Часто мы болеем, но к врачу идти не хотим, надеясь, что как-то сами поправимся. Бывают такие болезни, с которыми неприятно обращаться к врачу. И вот человек оттягивает этот момент в надежде на лучшее. Но болезнь не проходит. И приходится идти. А ведь врач требует выполнения самых неприятных процедур. Человек должен подчиниться, сделать над собой усилие ради того, чтобы победить болезнь и остаться живым. Нечто подобное происходит и на исповеди. Как больной вручает себя в руки врача-хирурга, ложась на операционный стол, и идет на риск в надежде, что хирург будет добрым врачом и поможет ему. Так и кающийся вручает священнику свою душу. И от того, насколько он доверяет ему, зависит многое. Но есть разница между врачом телесным и врачом духовным. Здесь никак нельзя обойтись без воли кающегося. Ведь в руках духовника нет средств насилия, он должен убедить кающегося не уйти, не остаться больным. Когда человек начинает исповедываться, ему открывается совершенно новая сторона его жизни. Самыми лучшими духовниками всегда были благочестивые люди — не психоаналитики, психиатры и психологи, которые занимаются “службами доверия”, дают советы и разбираются в психических тонкостях человека. Самыми лучшими духовными врачами оказываются простые люди, которые умеют молиться и призывать на помощь Бога.
Вред формализма Часто бывает и так: в больницу приходит человек, с виду совершенно здоровый. А ему говорят: “Вы давно не были у врача. Вам нужно пройти обследование”. Он этого не хочет, чувствуя себя здоровым. Но после обследования, оказывается, что у него рак, о котором он даже не подозревал. Подобное происходит и на исповеди: приходят люди, которые хотят жить церковной жизнью, но не потому, что они осознают себя смертельно больными. Человек хочет исповедываться, каяться, причащаться, жить по-христиански. Но он совершенно не умеет каяться по-настоящему, не понимает, в чем грешен, совершенно не чувствует своих грехов. Вот и ограничивается формальной исповедью.
А ведь святые отцы, оставившие нам покаянные молитвы, считали себя первыми из грешников. В отличие от них мы убеждены, что у нас все благополучно. Люди, погруженные в греховный мрак, ничего не видят в своем сердце; а если и видят, то не ужасаются, так как им не с чем сравнивать. И, наоборот, чем ярче свет Христов озаряет сердца, тем яснее сознаются все недостатки.
Наиболее действенное средство, ведущее нас к познанию своих грехов — время от времени вспоминать, в чем обычно обвиняют нас другие люди. Почти всегда их обвинения, укоры и нападки имеют основания. Нужно также следить, чтобы не впасть в чрезмерную мнительность и мелочную подозрительность ко всякому движению сердца. Став на этот путь, можно потерять чувство важного и неважного, запутаться в мелочах.
Особое внимание следует уделять приготовлению к исповеди. Но оно заключается не в том, чтобы как можно полно вспомнить и даже записать свои грехи, а в том, чтобы достигнуть состояния сосредоточенности и серьезности, при которых, как при свете, станут ясны все грехи. Приносить на исповедь нужно не список грехов, а покаянное чувство; не детально разработанную диссертацию, а сокрушенное сердце. Знать свои грехи — это еще не значит каяться в них.
Многие люди не решаются подойти к исповеди, задаваясь вопросом: “А что если мы не способны на искреннее покаяние?” Но это не повод откладывать исповедь. Так как даже наименование наших грехов может смягчить духовное зрение и обострить покаянное чувство. Зачастую бесчувствие на исповеди связано с отсутствием страха Божьего и скрытым неверием.
|
Category:
Духовное поучение
Говорят: "Почему не на всех простирается действие благодати? Некоторые просветились ею, но много остается и не просвещенных. Разве Бог не хотел или не мог облагодетельствовать всех равно щедро?" И то, и другое неверно: Бог не может не хотеть или не быть в силах делать добро... Но Имеющий власть над вселенной, по преизбытку оказанной нам чести, многое оставил и в нашей власти, и над этим каждый единственный господин. Мы призваны не к рабству, а к свободе воли. Поэтому справедливо возложить эти обвинения на тех, кто не пришел к вере, а не на Призывающего к ней. Святитель Григорий Нисский (20, 77). Почему благодать Божия нисходит не на всех? Сначала она испытывает произволение, а потом нисходит. Ибо хотя это и благодать, но изливается она, соизмеряясь с возможностями приемлющих, истекает в зависимости от вместительности представленного сосуда веры. Преподобный Исидор Пелусиот (51, 295). Божественная благодать не дается тем, кто не имеет благого произволения (39, 792). Кто сам желает и старается приобрести дары благодати, тому и Бог все дарует. А в ком нет этого желания и старания, тому не принесет пользы даже то, что он имеет, и Бог не сообщает ему даров Своих. Это не значит, что Бог отнимает у него, но что не удостаивает его Своих даров (41, 476). Когда благодать бывает с нами? Когда мы не оскорбляем этого благодеяния, не пренебрегаем этим даром. Кто же, оскорбляя благодать, может сохранить ее и не лишиться ее? Бог даровал тебе отпущение грехов, как же пребудет с тобою благое настроение или действие Духа, если ты не удержишь его добрыми делами? Причина всех благ в том, чтобы всегда пребывала с нами благодать Духа. Она ведет нас ко всему доброму, а когда удаляется от нас, мы остаемся покинутыми и погибаем. Не будем удалять ее! От нас зависит, останется она при нас или нет. Остаётся она, когда мы заботимся о небесном; удаляется, когда погружаемся в житейское (46, 279). Когда действует рука Божия, невозможна безуспешность в чем бы то ни было, или, вернее, невозможно не дойти даже до блеска и славы, только бы при этом было и должное стремление с нашей стороны (35, 120). Божия благодать сделала бы нас тверже алмаза и совершенно непобедимыми, если бы мы пожелали (38, 23). От благодати и то, чтобы стоять твердо и не колебаться. Но когда слышишь о благодати, не думай, что будет отвергнута награда за произволение (43, 500). ...Душа, преданная миру, не может иметь Духа. Много нужно усердия с нашей стороны, чтобы Он оставался с нами, устраивал наши дела и сохранял нас... Святитель Иоанн Златоуст (46, 279). По мере веры и благодать обитает в душе. Преподобный Ефрем Сирин (25, 193). Божественная благодать, которая в одно мгновение может очистить человека и сделать совершенным, начинает посещать душу постепенно, чтобы испытать человеческое произволение. Преподобный Макарий Египетский (33, 273). Есть люди, которые так высоко ценят свои заслуги, что все приписывают самим себе, а не Тому, Кто их сотворил и умудрил, не Подателю благ. Слово Божие учит их, что нужна Божия помощь даже для того, чтобы пожелать добра, тем более само избрание должного есть нечто божественное, дар Божиего человеколюбия. Ибо дело спасения зависит как от нас, так и от Бога. Святитель Григорий Богослов (113,427)
|
Category:
Духовное поучение
Не следует доводить себя до того, чтобы в чем-либо осуждала совесть, и в таком состоянии призывать Божию помощь. Призывать же ее нужно не с нерадением, не скитаясь умом туда и сюда,-такой человек не только не получает просимого, но еще более огорчает Владыку. Святитель Василий Великий (8, 323). Как мы можем привлечь к себе помощь Бога и расположить Его пребывать в нас? Добрыми делами и хорошей жизнью (37, 281). Если Господь видит, что мы обращаемся [к добру], делаемся скромными и полагаем хоть некоторое начало, то и со Своей стороны оказывает нам помощь, делая для нас все легким и удобным (38, 290). Знающий наши сокровенные помышления, если видит, что мы поступаем здраво и усердно подвизаемся в добродетели, немедленно и от Себя подает помощь, облегчая для нас труды, укрепляя немощь нашего естества (38, 460). Как без высшей помощи мы не в силах сделать ничего как должно, так и без приложения собственных усилий не можем удостоиться высшей помощи (38, 634). Как мы можем всегда быть с Господом и во всем получать Его содействие? Если будем всегда трезвиться и бодрствовать... будем помнить, что все нужно делать с таким тщанием, чтобы никогда не осудил нас Господь, помнить, что никто не может укрыться от Его неусыпного ока, что грешник будет непременно наказан (38, 670). Щедрая помощь свыше приходит, если и мы проявим много добродетели (38, 670). Своими дарами Бог не предваряет наших желаний, но когда мы начнем, когда обнаружим желание, тогда он подает нам многие способы к спасению (42, 122). Нам следует избирать доброе, а когда мы изберем, тогда и Бог оказывает содействие. Святитель Иоанн Златоуст (46, 115). Заботится о нас Бог, когда и мы заботимся о духовном. Преподобный Нил Синайский (49, 127). Если мы постоянно и со всей старательностью будем делать все, что от нас зависит, тогда можно призывать на помощь Божию силу-она придет и всеми способами доставит нам победу. Если же мы сами не сделали того, что должны сделать, то напрасно мы ее призываем (51, 383). Не только того, что не в нашей силе... но и того, что в нашей силе, мы не сможем привести к совершенному окончанию, если не снизойдет к нам великая помощь от Божественного Промысла. Снизойдет же она непременно к тем, которые сделают все, от них ависящее, и ничего не упустят. Ибо эта помощь, побуждая даже нерадивых, непременно возведет на самый верх преуспеяния тех, которые сами все делают и употребляют все средства (52, 88). Желающий удостоиться всесильной помощи должен просить только того, что согласно со справедливостью, чтобы самой сущностью прошения привлекалась содействующая всему благому сила; без зова приходя к обиженным, она не приходит к призывающим без нужды... (52, 340). Божественная сила приходит не без причины и не ко всем. Она оставляет тех, кто по нерадению изменяет собственному спасению, и помогает решившимся делать, что должно (52, 346). Кто стремится к добродетели, тот по праву призывает Божию помощь. А кто не заботится о добродетели, того не послушает Бог; Он благоволит только к тому, кто исполняет все, от него зависящее. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 420). Нужно и самим не унывать и не лениться, но трезвиться и бодрствовать, как святой Петр увещевает: "Трезвитесь, бодрствуйте" (1 Пет. 5, 8). Христос помогает труждающимся, а не лежащим и спящим; и брань требует подвига. Поэтому ленивый и сонливый напрасно надеется на Помощника Христа. Святитель Тихон Задонский (104, 1489). Когда святой великомученик Феодор Стратилат был распят на кресте и терпел ужасные истязания, он изнемог и духом, и телом и воскликнул: "Господи, Ты предрекал, что будешь со мной, зачем же Ты оставил меня? Укрепи меня. Господи, или возьми душу мою, ибо больше я не могу терпеть". Сказав это, мученик умолк. Мучитель Ликиний заключил, что святой умер, и, отдав повеление оставить тело на кресте до утра, ушел. В полночь явился Ангел, снял тело святого с креста, поцеловал его и сказал: "Радуйся, Феодор, воин Христов! Дерзай и укрепляйся именем Христа, Истинного Бога, Бог с тобою, зачем ты говорил, что Он оставил тебя? Докончи подвиг и придешь к Господу взять приготовленный тебе венец". Сказал это. Ангел сделался невидимым, а святой стал хвалить и благодарить Бога.
|
Category:
Духовное поучение
"Но почему,-говорят некоторые,-теперь не бывает чудес? Почему тогда все крещаемые говорили разными языками, а ныне уже не так?" По какой, в самом деле, причине теперь пресеклась и отнята у людей эта благодать? Не потому, что Бог захотел лишить нас этой чести, но потому, что Он благоволил нас еще более почтить. Каким образом? Те люди были очень неразумны, ибо недавно освободились от идольского служения; мысль их была так груба и нечувствительна, что они были совершенно привязаны к одним плотским предметам и, желая вещественного, ничего не понимали о дарах духовных, ничего не знали о благодати духовной, благодати, созерцаемой единой верой. Потому и бывали тогда чудеса... А ныне я не имею нужды в знамениях. Почему? Потому что и без чудес научился веровать Господу. Залога требует тот, кто не верит, а я, как верующий, не требую ни залога, ни чудес. Положим, я не говорю разными языками, но я знаю, что я очищен от грехов. Они тогда не веровали этому без чудес, затем и явлены были чудеса, как залог веры, ими приемлемой. Потому им давались знамения, не как верным, но как неверным, чтобы они уверовали. Таким образом, и святой Павел говорит: "Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих" (1 Кор. 14, 22). Видите, что не для бесчестия нашего, но для большей почести Господь сократил явление своих чудес. Он творит так, желая открыть нашу веру, чтобы мы веровали Ему без залогов и без всяких чудес. Те люди, не получив предварительно видимых знаков и залога, не поверили бы Ему в предметах невидимых, а я без этого показываю ему всю веру. Вот причина, почему теперь не бывает чудес. Святитель Иоанн Златоуст (114, 105-106). "Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы" (Мк. 16, 17-18). Если вы, братья, не творите тех знамений, которые были необходимы при начале Церкви Христовой, то по одному этому не исключайте себя из числа верующих. Чудеса нужны были только для распространения веры. Так и мы, насаждая деревья, до тех пор только поливаем их водой, пока они не укоренятся, а когда они вырастут и пустят корни глубоко в землю, то перестаем их поливать. Поэтому апостол Павел говорит: "Итак языки суть знамение не для верующих, а для неверующих" (I Кор. 14, 22). Впрочем, и мы обладаем этими знамениями и чудесами, только в духовном смысле, ибо Святая Церковь не перестает и ныне духовным образом творить то же, что делали апостолы видимым образом. Так, когда священники, при заклинании нечистых духов, возлагают руки на верующих, то они благодатью Христовой, подобно апостолам, изгоняют бесов. Равным образом, когда верующий, оставляя мирские разговоры, беседует о духовном, говорит о Таинствах Церкви, воспевает хвалебные гимны во славу Творца, то разве он не говорит новыми языками? Кто благими советами искореняет злобу в сердце брата своего, берет змея. Кто, слыша дурные советы, не следует им, тот испивает смертное, но оно не вредит ему. Кто всеми мерами содействует ближнему своему, еще не утвержденному в благочестивой жизни, и собственным примером добродетельной жизни утверждает его в благочестии, тот как бы на больных возлагает руки, чтобы они исцелились. Польза, которая происходит от таких духовных чудес, так же велика, и эти чудеса еще спасительнее, потому что врачуют не тела, а души. Святитель Григорий Двоеслов (116, 687-688).
|
Грех ослепляет. Человека - своего благодетеля человек любит, почитает и прославляет, хотя все, что ни получает от него, есть Божие. Но Богу, благами Которого живет, движется и существует (Деян. 17, 28), не воздает хвалы. Всякое создание Божие хвалит и прославляет Бога, Создателя своего. "Небеса проповедуют славу Божию" (Пс. 18, 2), солнце, луна и звезды своим светом прославляют Бога. Птицы летают, поют и славят Бога. Земля, со своими плодами, и море, с живущими и движущимися в нем, хвалят Господа. Словом, все создание творит слово и повеление Божие и так хвалит Господа своего. Но человек, на которого гораздо большая излилась Божия благость, чем на все созданное, ради которого созданы небо и земля, ради которого Сам Бог явился и пожил на земле, человек-разумное творение, окруженное Божиими благодеяниями, не хочет хвалить и благодарить Бога, Господа, Создателя и Благодетеля своего. Так бедственно ослепляет грех человека! (104, 1206). Скрывать дарование Божие или употреблять его не во славу Божию, а для своей корысти и прихоти-признак неблагодарности. Таковы те, кто имеет разум, но не помогает им ближним своим и те, кто богатство мира сего имеют и сокрывают или употребляют на излишества, а просящих Христа ради презирают... Злоупотребление дарованием Божиим потому можно считать неблагодарностью, что посылается оно для того, чтобы мы сами им пользовались и благодарили Бога, и другим помогали в честь давшего нам Свое добро (104, 1206-1207). Признак неблагодарности есть немилосердие и суровость к ближнему. Человек удостаивается великих милостей от Бога каждый день и час, а сам не хочет ради Бога пожалеть подобного себе человека. Ради постоянного милосердия Божиего к человеку, сколько бы обид ни принял он от ближнего, все должен простить от сердца. Даже хотя бы несколько раз убит был и ожил (если бы такое могло случиться), должен простить убившему. Какую бы обиду ни нанес человек человеку и сколько бы ни было обид, все они ничто перед той обидой, которою человек, "прах и пепел" (Быт. 18, 27), оскорбляет величество Божие, преступая Его закон, но не лишаясь Его милости. Если человек не хочет простить согрешившему ближнему, значит, он не помнит этой великой милости Божией (104, 1209-1210). Неблагодарность наша, христиане, вредит не Богу, а нам. Солнце остается солнцем, равно сияет и излучает свет, ругают его или хвалят, и свет его ни от хуления не слабеет, ни от похвал не усиливается. Как не прибавляем мы славы Богу тем, любим ли мы Его, почитаем, хвалим и благодарим, а самим себе приносим пользу. И когда не любим, не почитаем, не хвалим или даже хулим, мы не убавляем Его славы, но вредим себе. Солнце светит всем: кто хочет видеть свет, открывает глаза и видит, но солнцу от этого ничего не прибавляется, кто закрывает глаза и не видит свет, вредит себе, а не ему. Так благость Божия изливается на всех; тому, кто чувствует ее и благодарит Бога, самому полезна его благодарность, а не Богу. Тот же, кто этого не чувствует и не благодарит Благодетеля, вредит себе, а не Ему. Святитель Тихон Задонский (104,1212-1213). Исцелены десять прокаженных, а благодарить Господа пришел только один (Лк. 17, 12-19). Не такова ли, в общей сложности, пропорция людей, благодарных Господу за благодеяния? Кто не получал благ, или, вернее, что есть в нас и что бывает с нами, что не было бы благим для нас? А между тем, все ли благодарны Богу и за все ли благодарят? Есть даже такие, которые позволяют себе спрашивать: "Зачем Бог дал жизнь? Лучше бы нам не быть". Бог дал тебе бытие, чтобы ты вечно блаженствовал. Он дал тебе бытие даром, даром снабдил тебя и всеми способами к достижению вечного блаженства. Дело за тобой стоит только немножко потрудиться ради этого. Говоришь: "Да у меня все горести, бедность, болезни, напасти". Что же, и это способствует стяжанию вечного блаженства: потерпи. Всю жизнь твою и мгновением нельзя назвать в сравнении с вечностью. Даже если бы и всю жизнь подряд пришлось страдать, и это ничто против вечности, а ты еще имеешь минуты утешения. Смотри не на настоящее, а на то, что готовится тебе в будущем, старайся сделать себя достойным этого, тогда и горестей не заметишь. Все они будут поглощаться несомненным упованием на вечные утешения, и благодарность не будет умолкать в устах твоих. Епископ Феофан Затворник (107, 427-428). Увидеть Бога, ясно видимого в видимой природе, воздать Ему поклонение, славословие, благодарение позволено всем людям. Но увидели Его весьма немногие, увидели Его те, которые не отняли у себя способности к зрению рассеянной чувственной жизнью (111, 290). Благодарение Бога имеет особенное свойство: рождает и усиливает веру, приближает к Богу. Неблагодарность и забвение Бога уничтожают веру, удаляют от Него. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 285-26).
|
Category:
Явления и чудеса Божией Матери
В конце XVI - начале XVII века в Корсунаре Кифирском жил некий благочестивый человек по имени Федор Кубаниос. Согласно преданию, он был потомком того самого пастуха, который чудесным образом обнаружил всеми почитаемую икону Пресвятой Богородицы "Миртидиотиссу". К ней Федор испытывал особое благоговение. Добродетельный и набожный крестьянин ежегодно приходил в Миртидийский храм на торжественное всенощное бдение в честь обретения, святой иконы. Он приезжал со всей семьей, преподнося все необходимое для Божественной Литургии и проскомидии. Внезапно Кубаниос тяжело заболел и на многие годы остался парализованным. Однако он не впал в отчаяние, а принял это испытание со смирением. Не имея возможности ездить сам, он каждый год посылал в Миртиду своих родственников. Годы шли, и парализованный почувствовал, что приближается его конец. Он мечтал только об одном: сподобиться в последний раз перед смертью поклониться иконе Пречистой "Миртидйотиссе". Его мечта сбылась. В тот же год, 24 сентября, четыре его родственника принесли его на деревянной кровати в Миртиду и поставили прямо перед чудотворной иконой. Кубаниос был переполнен как радостью, поскольку снова сподобился поклониться иконе, так и скорбью о своем плачевном состоянии. Вскоре началось всенощное бдение. Закончились вечерня, лития, и шла утреня. Была глубокая ночь, когда один из паломников вышел ненадолго из храма, чтобы немного отдохнуть. Однако вскоре он буквально влетел в храм и нечеловеческим голосом завопил: - Спасайтесь, кто может, - пираты! Я слышал доносящийся с моря шум. Уже, должно быть, многие высадились. В ту эпоху пиратские набеги на остров были столь частыми, что паломники, едва заслышав о страшном известии, сразу же прервали бдение и бросились прятаться. В спешке никто и не вспомнил о несчастном парализованном. Одинокий и опечаленный своей судьбой, он неподвижно лежал на кровати, брошенный на милость бессердечных пиратов. Он поднял глаза, пристально посмотрел на икону и с еще более горячей молитвой стал просить у Пресвятой Девы милости. И тогда произошло чудо: сквозь слезы и мольбы он услышал исходящий от иконы голос, повелевавший ему: - Встань и беги! Он сделал попытку встать и вдруг обнаружил, что до сих пор неподвижные члены его тела стали двигаться. Он поднялся на ноги, вышел из церкви и побежал искать своих родственников. Сначала он думал, что все это происходит во сне. Однако вскоре он убедился в реальности своего исцеления, и тогда его радости и ликованию не было предела. На крики еще минуту назад парализованного из укрытий вышли все паломники и окружили его тесным кругом. Услышав его рассказ о великом чуде, все собрались внутри храма и со слезами умиления принесли благодарение неисчерпаемому Источнику милости. Однако, странное дело, пираты все не появлялись! И тогда люди догадались, что доносившийся с моря шум происходил не от пиратов, а по Божественному Промыслу! Все произошло так, чтобы беспомощный парализованный остался один, горячо помолился и сподобился чудесного исцеления. Уже будучи здоровым, Федор, переполненный благодарности, стал еще с большим благоговением участвовать в праздновании 24 сентября. И своим детям он дал наказ, чтобы те и после его смерти продолжали этот благословенный обычай.
|
Category:
Явления и чудеса Божией Матери
Однажды, в период партизанской войны, во время второй болгарской оккупации, монахи получили уведомление покинуть монастырь, так как их жизни угрожала опасность. Жители окрестных деревень приехали на повозках в монастырь, чтобы вывезти отсюда все, что можно, и спрятать в своих домах. И тут начало происходить нечто удивительное, иконы сами сходили со своих мест, и верующие с благоговением брали их в руки и складывали на повозки. А когда все вышли из церкви, то увидели, что монастырская живность (куры, свиньи, собаки и др.) выстроилась позади церковного притвора в ровный строй и начала громко кричать. Тысячи птиц звонко щебетали над куполами храма. Таким способом они участвовали в общей печали по поводу ухода Владычицы Ангелов, икону Которой благочестивые мужи несли на руках. А когда люд двинулся в деревню Никисиани, то на удивление всем оказалось, что караван замыкают никем не погоняемые, но тихо следующие со скорбно опущенными головами монастырские животные. Они не захотели оставаться в монастыре одни. На Пасху, в Рождественскую ночь и в праздники Божией Матери один местный пастух, Никос Кацикарис, слышал, как из опустевшей обители доносится радостный перезвон. Не беда, что в монастыре не было людей: "Двадцатифиниковой" служили Ангелы!
|
Category:
Явления и чудеса Божией Матери
Древняя рукопись сохранила описание следующего явления Приснодевы в монастыре Пресвятой "Хрисафитиссы". 15 августа монахини бодрствовали в храме. В какой-то момент добродетельная игуменья Марфа увидела Пресвятую Деву Марию. Богородица сидела в стасидии и с умилением смотрела на игуменью, а та на протяжении всей всенощной службы плакала от радости. Под конец славословия инокини громко запели, и Богородица исчезла. - Ах, что вы наделали?! - воскликнула расстроенная старица. Всенощное бдение закончилось, и монахини с недоумением спросили у игуменьи, что с ней случилось? - Во время всенощного бдения я сподобилась великого благословения лицезреть Пресвятую Богородицу. Но как только вы усилили голос во время пения славословия, Дева исчезла. В следующий раз пойте, пожалуйста, тише, со смиренным голосом и с сердцем сокрушенным. Перед смертным царем всякий человек стоит со смирением, вниманием и страхом. Если не будет достаточного смирения, царь может разгневаться и прогнать его прочь. Куда с большим вниманием мы должны предстоять Царю Небесному, дабы не прогневать Его и не быть наказанными!
|
Category:
Явления и чудеса Божией Матери
Один из списков чудотворной иконы "Достойно есть", перевезенный беженцами из Малой Азии в Грецию после гонения 1922 года, имеет следующую удивительную историю. В годы греческой революции 1821 года, во время хиосской трагедии, когда турками было вырезано большинство жителей острова, два грека в попытке спастись бегством столкнулись с одним турком, который дал им икону Пресвятой Богородицы со словами: - Возьмите эту Мерием (Марию)! Греки пришли в замешательство и медлили с решением, и тогда турок поспешил им объяснить: - Я попробовал было изрубить ее топором, чтобы сжечь. Топор неоднократно ударял по иконе, но никакого вреда ей не причинял. Тогда я внимательно вгляделся в изображенное на ней лицо и увидел, что оно мне, улыбается. И я понял, что велика ваша вера и что эта икона не должна быть уничтожена. Возьмите же ее и поместите в своем храме. Греки взяли образ, спрятали в мешке и отправились в город Рэйзбере, что в Малой Азии. Икону поместили в храме монастыря святого Николая, где она утешала страждущих и исцеляла немощных. Из множества сотворенных ею чудес мы приведем следующее. Одна больная женщина молилась Пресвятой Деве, прося исцелить ее, и дала обет пожертвовать Богородице свои браслеты. В скором времени она выздоровела. Однако огромное расстояние между ее домом и Рэйзбере затруднило исполнение данного ею обещания. Благочестивая христианка все же не переставала думать о своем обязательстве перед Богоматерью. Однажды, к своему великому огорчению, женщина заметила, что ее браслеты исчезли. Молитвенница подумала было, что их украли. Она сразу же собралась и пошла в монастырь, дабы возместить их стоимость деньгами. Придя в святую обитель, паломница рассказала обо всем игуменье, и та отвела ее к иконе, у которой женщина с великим изумлением обнаружила свои браслеты. Богородица Сама исполнила горячее желание верующей женщины.
|
Category:
Явления и чудеса Божией Матери
Наказание По древней традиции, чудотворная икона Божией Матери "Миртидиотисса" ежегодно обносится по кифирским деревням для благословения и освящения. Это шествие начинается в столице острова в понедельник Страстной седмицы и заканчивается в среду Светлой седмицы, когда она возвращается в Миртиду. Однажды вскоре после воссоединения Ионических островов с Грецией (в 1864 году), в понедельник Фоминой недели, икона находилась в храме святых бессребреников деревни Фацадика. Секретарь епархиального управления Диомид Фандрид с дерзостью приблизился к священной иконе, вздумав щегольнуть перед присутствующими своим неверием и нечестием. Поцарапав ногтем лицо Приснодевы, он ударил по нему пальцем и громко сказал верующим, пришедшим в ужас от такого нечестивого поступка: - Икона "Миртидиотисса" - это просто кусок почерневшего от древности дерева. Вскоре святотатец был приглашен на обед в один из деревенских домов. Сев за стол, Фандрид взял бутылку с вином и попытался ее откупорить. Когда он вынимал пробку, по непонятной причине горлышко бутылки откололось и глубоко поранило палец, которым он царапал святую икону. Из раны потекла кровь, которую никак не удавалось остановить. На помощь Фандриду сбежалось множество людей, но остановить кровотечение не удавалось. Тогда Фандрид, видя непосредственную угрозу жизни, оставил свое высокомерие и с сокрушением начал молить Богородицу о прощении. И в самом деле, Богородица охотно его простила и чудесным образом остановила кровотечение. Это чудо является единственным наказанием Пресвятой "Миртидиотиссы", направленным, однако, на спасение человеческой души.
|
Category:
Духовное поучение
1915 году газета "Афинская пресса" опубликовала на своих страницах рассказы о множестве разных чудес, происшедших от Тиносской чудотворной иконы Божией Матери, которая в тот год была привезена в Афины. Святая икона была принесена для исцеления тяжело больного короля Константина , который был исцелен чудесным образом. В утренней газете "Молния" было описано следующее чудо, о котором поведал торговец Дмитрий Бурнияс, владелец магазина по улице св. Марка, 36. "В прошедшую среду, 8 июля 1915 года, я принимал дома одного близкого друга. Во время обеда я сказал ему: - Слава Тебе, Боже! Многомилостивая Богоматерь Тиносская совершила чудо, и наш царь спасся. Внезапно мой друг перебил меня и сказал: - Слушай, ты серьезно?! Эта старая доска... которую привезли... Не успел он договорить фразы, как внезапно схватился за горло, словно проглотил раскаленный уголь. У него началась отдышка, он потерял дар речи, а его глаза смотрели на меня испуганно и умоляюще. Мы все вскочили, чтобы оказать ему помощь. Предложили воды, но он ничего не брал. Внезапно меня словно осенило. Я бросился к домашнему иконостасу, схватил икону Пресвятой Богородицы и протянул ему. Едва увидев икону Божией Матери, нечестивец тут же упал на колени, простер руки и с благоговением облобызал ее. В тот же момент ему стало легче, и со слезами на глазах он проговорил: -Бог наказал меня за мое богохульство. Но Божия Матерь совершила чудо!
|
Category:
Притча
Жил-был один сапожник. Овдовел он, и остался у него маленький сын. И вот накануне праздника Рождества Христова мальчик говорит своему отцу: — Сегодня к нам в гости придет Спаситель. — Да полно тебе, — не поверил сапожник. — Вот увидишь придет. Он Сам мне об этом сказал во сне. Ждет мальчик дорогого гостя, в окно выглядывает, а там все нет никого. И вдруг видит — во дворе на улице двое ребят бьют какого-то мальчишку, а тот даже и не сопротивляется. Выбежал сын сапожника на улицу, разогнал обидчиков, а избитого мальчика в дом привел. Накормили они его с отцом, умыли, причесали, и тут сын сапожника говорит: — Папка, у меня двое сапог, а у моего нового друга пальцы из обуви вываливаются. Да-вай я ему свои валенки отдам, а то ведь на улице страсть как холодно. Да сегодня и праздник к тому же! - Что ж, пусть будет твоя воля, - согласился отец. Отдали они мальчишке валенки, и тот радостный, сияющий домой пошел. Прошло некоторое время, а сынок сапожника все от окна не отходит, ждет в гости Спасителя. Проходит нищий мимо дома, просит: — Добрые люди! Завтра Рождество Христово, а у меня три дня крошки во рту не было, покормите, Христа ради! — Заходи к нам, дедушка! — позвал его через окно мальчик. — Дай Бог тебе здоровья! Накормили, напоили они с отцом старика, ушел он от них радостный. А мальчик все Христа ждет, уже беспокоиться начал. Наступила ночь, на улице фонари зажглись, вьюга метет. И вдруг кричит сын сапожника: — Ой, папка! Там какая-то женщина у столба стоит, да с ребеночком маленьким. Посмотри, как им, бедным, холодно! Выбежал сын сапожника на улицу, привел женщину с ребенком в избу. Накормили они их, напоили, а мальчик и говорит: — Куда же они пойдут в мороз-то? Вон, на улице, какая метель разыгралась. Пускай, папка, они у нас дома заночуют. — Да где у нас ночевать? — спрашивает сапожник. — А вот где: ты на диване, я на сундуке, а они на нашей кровати. — Что ж, пускай. Наконец, все улеглись спать. И снится мальчику, будто приходит к нему наконец-то Спаситель и говорит ласково: — Чадо ты Мое милое! Будь ты счастлив на всю твою жизнь. — Господи, а я тебя днем ждал, — удивился мальчик. А Господь говорит: — Так Я к тебе три раза днем приходил, дорогой мой. И три раза ты принял Меня. Да так, что лучше и придумать нельзя. — Господи, не знал. Но когда же? — Вот не знал, а все равно принял. Первый раз ты не мальчишку спас от рук ребятишек- хулиганов, а Меня спас. Как Я когда-то принял от злых людей плевки и раны, так и мальчишечка этот... Спасибо тебе, мой родной. — Господи, а когда же Ты второй раз ко мне приходил? Я в окно все глаза проглядел, — спрашивает сын сапожника. — А второй раз — вовсе не нищий, это Я к тебе приходил на трапезу. Вы с отцом сами корочки ели, а мне праздничный пирог отдали. — Ну, а третий раз, Господи? Может быть, я бы тебя хоть в третий раз узнал? — А третий раз Я у тебя даже ночевал со Своей матерью. — Как же так? — Когда-то нам пришлось бежать в Египет от Ирода. Так ты и Мою мать у столба, как в египетской пустыне, нашел, и пустил нас под свой кров. Будь счастлив, мой родной, вовеки! Проснулся мальчик утром и первым делом спрашивает: — А где же женщина с ребенком? Смотрит — а дома уже нет никого. Валенки, которые он вчера бедному мальчику подарил, снова в углу стоят, на столе — праздничный пирог нетронутый. А на сердце — такая несказанная радость, какой никогда вовек не было.+м
|
Category:
Притча о добре и зле.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину: — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
|
|
|