Авва Даниил славился своей мягкостью и милосердием к грешникам. Однажды, придя к больному выслушать исповедь, он увидел, что тот колеблется. - Я не настаиваю, чтобы ты исповедался, - сказал старец. - Я не хочу, чтобы под влиянием страха ты принял поспешное решение. Засыпай спокойно, и если завтра утром проснешься, позови меня.
|
Авва Филимон обнаружил однажды, глядя на весело играющих на деревенской площади мальчишек, что весьма недалеко еще продвинулся по пути совершенства. Он спросил их: - Во что вы играете? - Мы играем, кто больше всех соврет. - Ох, - сказал старец, - в мое время не играли в такие игры! - Молодец, отче, ты выиграл! - закричали хором ребята.
|
Category:
Юмор
Однажды епископ посетил монастырь в пустыне. Братья, жившие там только на хлебе и воде, лезли из кожи вон, чтобы приготовить для епископа подобающую трапезу. В конце обеда, трепеща, они спросили его: - Владыка, как ты нашел нашу козлятину? - Случайно, под листиком салата, - отвечал епископ.
|
Благотворность молитв родителей о заблудших детях (Память св. мученика Миракса) От дурного поведения детей страдают многие родители. Особенно в настоящее время часто приходится видеть, что дети или неповиновением, или безбожием, или развратом наносят жестокие раны сердцу родителей и доводят последних нередко до того, что они приходят в уныние, не зная, как обратить заблудших детей на путь истины. "Все меры, говорят несчастные родители, употребляли, чтобы исправить сына или дочь, ничто не помогает! Наказал нас Бог!" Последнее конечно правда; ибо дурное поведение детей есть действительно сущее наказание Божие; но отчаиваться никогда не должно. Вы, говорите, испытали все средства, какие? Вразумление, наказание, мольбы и т.п. И только? - Да. - Ну, так средства еще не все. Вы забыли главное-молитву. Если ничто не помогает, как говорите вы, то обратитесь к ней. Будьте уверены, что она послужит весьма сильным средством и к исправлению детей ваших, и к вашему утешению. Св. мученик Миракс, родом из Египта, был сын христианских родителей, которые и воспитали его в христианской вере и благочестии. Но враг рода человеческого смутил его. Он явился однажды к Агарянскому князю Амире; публично отрекся от Христа; попрал крест и сделался магометанином. Увещания родителей не привели ни к чему; отступник сын не бросал заблуждения и оставался в зловерии. Но родители не отчаивались в его обращении и день и ночь молились Богу о спасении погибавшего. Что же? Молитва их не осталась тща. Благодать Божия коснулась сердца грешника, и Миракс раскаялся. Пришедши раз к родителям, он сказал им: "родители! помрачился я умом и согрешил тяжко. Но что делать? Что прошло, того ведь не воротишь; по крайней мере, хочу хотя отселе раскаяться и быть опять христианином". - "Чадо, отвечали ему обрадованные отец и мать, день и ночь мы молились о тебе, и вот услышал нас Господь. И ныне благодарим Господа, что Он призрел на нашу мольбу и обратил сердце твое к Себе. Но что делать теперь? Ты знаешь, насколько жесток агарянский князь и как жестоко поступит с нами, когда узнает, что мы содействовали твоему обращению. Поэтому, пойди сам к князю и сам заяви ему о своем обращении. Мы же снова будем молиться, чтобы Господь сотворил с тобою по милости Своей и поспешествовал тебе во благое". Миракс не задумываясь, пошел к князю, проклял агарянскую веру и исповедал Христа. Преданный на мучения, он мужественно перенес их и, наконец, усекнутый мечем, принял венец мученический. Итак, в виду этого примера, не забывайте, родители, что если сами вы не сильны исправить своих детей, то силен по молитвам вашим восставить их от падения Бог. Отчаянием или ахами да вздохами, сами знаете, делу не поможешь, а молитва благотворна всегда. Значит к ней и прибегайте и печаль свою всю на Бога возлагайте (1 Петр. 5, 7). Он, приходивший не праведников спасти, а грешников погибающих, услышит вопль ваш и. заблудших чад ваших обратит на путь истины. Он и не сущая творит яко сущая и последних часто творит первыми. Значит и убиваться много нечего. Аминь.
|
Свобода – избавление от страстей. (Авва Исаия) Будучи создан свободным и призван к свободе, не допускай себя раболепствовать нечистым страстям. (Авва Фалассий)
Свободен тот, кто не рабствует сластям и чувственным удовольствиям, но душою в рассуждении и целомудрии господствует над плотию. (Св. Антоний Великий)
Человек, не сделавшись истинным христианином, делает не то, что хочет, а то, чего не хочет, – он в рабстве у своих страстей. Можно среди уз быть свободным духом, равно как и на престоле можно быть рабом страстей. (Иннокентий архиепископ Херсонский)
Бесы вводят нас в грех всегда лживым мечтанием. Так мечтанием обогащения и корысти настроили они нечестивого Иуду предать Господа и Бога... (Св. Исихий Иерусалимский)
Свободен и блажен тот, кто в чистоте и презрении временного. (Св. Антоний Великий)
Добрый, если и служит, свободен, а злой, хотя бы царствовал, есть раб, и притом такой, у которого не один господин, а столько господ, сколько пороков. (Блаж. Августин)
Свободен только тот, кто стяжал свободу внутреннюю, равно раб тот, хотя он и богач, кто во власти страстей и пороков. Не будь же рабом того, чего владыкою сделал тебя Бог. Тот истинно свободен, кто живет для Христа: он стоит выше всех бедствий. Если он сам не захочет себе сделать зла, то другой никогда не будет в состоянии сделать ему это. (Св. Иоанн Златоуст)
Чем менее желаний, тем менее оков. Не тот свободен, кто может делать, что хочет; но тот свободен, кто может хотеть того, что должно ему делать.
|
Хочешь ли знать, как нужно выражать благодарность?.. Исповедовать свои согрешение - и значит благодарить Бога. Кто исповедует свои грехи, тот показывает этим, что он сознает виновность в бесчисленных грехах и только не получил достойного наказания. Он-то и наиболее благодарит Бога.Святитель Иоанн Златоуст (41, 32).
|
Письмо Бога к человеку Приветствую, тебя! Как поживаешь? Хотелось бы поговорить с тобой, Но временем ты не располагаешь, Поэтому пишу тебе домой. Я и вчера Был у твоей постели И Ждал, когда расстанешься со сном, Чтобы Предать уверенности в деле И Одарить счастливым новым днем. Но ты лицом к стене поворотился, Чтоб сон продлить на несколько минут, А Я Стоял и Ждал, не Торопился, Так люди на земле не ждут. Потом и вовсе времени не стало. Ты мылся, одевался и ушел. Но беглый взгляд твой в зеркале усталый Сказал Мне, что не все так хорошо. На миг твой взгляд упал на Мое Слово. Я Думал, ты поговоришь со Мной. Я был Готов Утешить тебя снова, Но нет, ты увлечен был суетой. И днем, Мое дитя, Я вновь и вновь пытался Вступить с тобой в полезный разговор. Я Ждал. Я ни на миг не отлучался, Но не Меня искал твой слабый взор. А помнишь завтрак - вкусненькую пищу? Все это было от Меня. Кого Люблю, те кушанья не ищут, А все сидят у Моего стола. Потом обед. И вздох тяжелый снова, А Я Стоял так близко, за спиной. Я Ждал, что ты промолвишь слово, Что ты заговоришь со Мной. Что ты о чем-нибудь Меня попросишь, Чтоб Я Помог в решении проблем, Но мысль тебя какая-то уносит И ты ко Мне все так же глух и нем. А когда весть к тебе пришла плохая И слезы побежали в два ручья, Я так Хотел их Вытереть, Мечтая, Что наконец-то пригодился Я. Я Отвлекал тебя от горьких мыслей, Я солнышка лучами Согревал. Я Сделал так, что радуги повисли, Как разноцветный горный перевал. Я ветерок Послал тебе навстречу И дождь Пролил обильно стороной. Все птицы песни пели целый вечер, Но все ж ты не заговорил со Мной. И даже вечером, придя с работы, Ты почему-то не побыл со Мной И, в спешке приняв ужин без заботы, Ты канул в телевизор с головой. Программа увлекла тебя надолго. Она важна, как видно, для тебя. Она важнее разговора с Богом, Ты просто игнорируешь Меня. Иль уйму дел хотел бы ты закончить. Насколько важно все сейчас? Чтоб переделать их - не хватит ночи, А ты уже не размыкаешь глаз. Ты выбился из сил, Я Понимаю, Изнемогая, бросился в постель. Меня, увы, совсем не замечая, А Я так много выслушать хотел! Мысль обо Мне мелькнула на мгновенье, Но это было сквозь пространство сна. И, к Моему большому сожаленью, Сон одолел тебя до дна. За целый день не проронил ни слова. За что же ты не любишь так Меня? Но завтра Я Приду, чтоб снова Благословить тебя в начале дня. Не для того Я Написал все это, Чтоб упрекнуть тебя, доставить боль. А чтоб Помочь и делом, и советом, Чтоб Проявить к тебе Свою любовь. Общенье тебе нужно и полезно. Я рядом буду, Я тебя дождусь! Со Мной, поверь, тебе намного лучше будет. С любовию, СПАСИТЕЛЬ твой, ИИСУС
|
Наедине с душой Что не желаешь ты, душа моя, молиться? Желаешь ты, да только силы нет? Ведь как хотела со Христом соединиться, А думаешь, что выхода уж нет! Ты Бога для себя сама закрыла – Паденьями, греховностью своей. И удивляешься: «Чего же я остыла?» Но будет еще хуже, холодней! Ты посмотри! Ну на кого похожа! Горда, несдержанна, полна пустых речей. Не образ Божий, а свиная рожа! Валяешься в грязи среди страстей! Что? Не понравилось тебе такое обращенье? Задело самолюбие твое? И как себе ты вымолишь прощенье, Коль для него не хочешь сделать ничего! Пора, пора тебе давно уж пробудиться! Иль думаешь, что много времени дано? Смотри! Жизнь может каждую секунду прекратиться, А там - что заслужила, то и суждено! послушница Анна.
|
Ты - мой Бог! Я за Тобой, как за широкою оградой, Я за Тобою, как за каменной стеной. Я лишь Тобой мучений избегаю ада, Ты просвещаешь ум, порабощенный тьмой Я чувствую, что Ты один со мной, Что Ты везде идешь со мною рядом. И если даже обойду весь шар земной, Меня Ты всюду обнаружишь взглядом. От сего ока мне не скрыться никуда, Но знать об этом — величайшая услада. Ведь Ты — мой Бог, и лучшая награда — Быть пред лицем Твоим повсюду и всегдА послушница Анна.
|
Category:
Смирение
Архимандрит Арсений (Папачок) – старейший и один из самых почитаемых румынских старцев. Он представитель той золотой плеяды румынских духовников ХХ века, которые не имеют себе равных по истовости и всецелой жертвенности своей веры, опыту подвижничества в суровых условиях безлюдной пустыни, подобно аввам из древних патериков, – опыту, сочетающемуся с духовной мудростью, тонкостью проникновения в тайники человеческой души и недюжинными литературными дарованиями. Старец Арсений подвизался в непроходимых лесных дебрях румынских гор вместе с отцом Клеопой (Илие), подвергался преследованиям со стороны богоборческих властей, сидел за исповедание веры в тюрьме. С 1975 года он является духовником монастыря во имя святой Марии в городе Текиргёл под Констанцей. 15 августа 2011 года маститому и умудренному румынскому старцу архимандриту Арсению исполнится 97 лет. Предлагаем вниманию читателей ответы старца на вопрошания, с которыми к нему обратился архимандрит Иоанникий (Балан; 1930-2007) – талантливый духовный писатель и поэт, автор «Румынского патерика», духовное чадо, сподвижник и биограф старца Клеопы (Илие). *** – Отец Арсений, скажите, как избавиться от множества земных забот, чтобы иметь больше времени для молитвы? – Отец Иоанникий, великое дело – чистая молитва из сердца и уст к Богу! Молитва – это острая стрела, которую устремляли в небо тысячи лет все святые, да и самые простые христиане. Молитва пронзала сердце небес – может, и негодовавших на обитателей земли, – и тем же путем приходили спасительные ответы – так сохранялась вера на земле из рода в род. Брат-христианин, у тебя тоже есть своя история: ты входишь в великий христианский союз – Церковь и навсегда искуплен жертвой Спасителя. Значит, ты стоишь очень дорого, и на тебе лежит великая и благородная ответственность. Разве тяжело каждому из нас хоть немного попросить Бога, просто и прямо, чтобы Он помог нам в стольких бедах и страданиях, и поблагодарить Его?! Где тот человек, которому нечего просить у Господа нашего Иисуса Христа и Матери Божией? Говорят, что Матерь Божия обижается на тех, кто никогда не просит Ее ни о чем! Она молитвенница за людей, и сколько может Бог Своей силой, столько может и Матерь Божия Своей молитвой. Покажи же, что ты – чадо Матери Божией, имеющее в груди детское сердце! А от земных забот мы можем избавиться, если только захотим этого, ведь от нас зависит наше спасение. Как душам, Богом дарованным, нам нужно проявлять больше воли, чтобы не загружать и не обременять себя этими земными заботами до такой степени. Будем распоряжаться своей жизнью как люди, мыслящие более высоко и очень ответственные. Если бы мы спросили спасенных, живущих на небесах: «Чего вам стоило стяжать такое блаженство?» – они ответили бы нам: «Времени, немножечко времени, хорошо проведенного на земле!» Так значит, у нас вообще нет другого времени, чтобы довести до совершенства свои души – призванные, одаренные и полные такой решимости. Нам надо задуматься о том, что мы называемся «ангельским чином». Ангелы молятся непрестанно, во всю вечность. – А как легче всего преодолеть блудную брань и плотские помыслы? – Для преодоления блудной брани, на какой бы стадии она ни находилась, нужно, прежде всего, просить благодати у Благого Бога. Это не кратковременное сражение, потому что нам обязательно нужно достичь полной победы. Сначала каждый видит, что он бессилен противостоять ей, но у Бога все возможно. Вступающему в эту борьбу нужно: – хотеть во что бы то ни стало избавиться от этой брани, – молиться всем сердцем Богу и Матери Божией, прося помочь ему, – избегать, сколько возможно, обстоятельств, могущих возбудить страсти, – не принимать в свой ум привходящие прилоги, которые могут только показаться невинными, а потом начать конкретизироваться в образах; все эти мысли отгонять, переменяя ум свой в молитве, но в молитве собственной, а не рекомендованной кем-то, кто бы это ни был; в молитве с собственными воздыханиями, даже если они без слов. Если нападение стремительно, усладительно, покоряюще – взывать к Матери Божией и не уступать натиску. В зашедших вперед фазах – исповедоваться сокрушенно и чисто, не щадя себя и не складывая вину на момент, обстоятельства и лица. Если кто будет исповедоваться чаще, это очень поможет ему. Духовник поймет его, утешит, убедит, что он не один, но и не оставит его коснеть в мотивациях, будто это «необходимо и вполне естественно». Духовник должен иметь рвение и доброту, чтобы смочь оторвать чадо от этой страсти тайной и многоголовой. Рекомендуется чтение книг и все, что имеет предметом своим приготовление к смерти. Заблудший будет прощен через покаяние, каким бы ни было прегрешение, и это будет великим достижением, но пусть не обманывается никто и не полагает, что без покаяния он найдет какое-либо прощение. Из-за этого греха вы не можете познать, ни что такое рай, ни что такое ад на самом деле, и об этом следовало бы больше задумываться и молиться. Тем, кто имеет духовный склад, но все же бывает более или менее уязвлен и проходит через баню покаяния, это засчитывается как несчастный случай; у них появляются серьезные причины для действительно кроткого смирения — и это доставляет Богу большую радость, чем когда кто-то мнит о себе как о не падшем. Это не парадокс, а Божественная справедливость и милость. Он, Домовладыка и Пастырь добрый, оставил всю овчарню с овцами и пошел искать потерявшуюся овцу, и, счастливый, взял ее на Свои плечи и понес в ограду Царства славы. Я как-то прочитал то, что говорю вам теперь: «Брат христианин, поверь мне, есть два вида радости, которые нельзя совместить: ты не сможешь радоваться здесь, на земле, удовольствиям преходящим и грешным, и на небе царствовать с Иисусом Христом». «Тогда беззаконие заградит свои уста» (ср.: Пс. 106: 42). «Безумный, время, которое ты употребляешь на зло, роет тебе яму, а завтра наступит вечность!» Говоря это, думаю, духовник сможет ободрить того, кто борется с натисками извне и с естеством изнутри. – Как можно победить и отогнать от себя тщеславие и помыслы гордости? – Безобразная и нечистая страсть! Все зло ловит рыбу в этой мутной воде! Бог и слышать не хочет о гордом человеке! Он отнимает у него всю благодать, чтобы тот преткнулся, – небось смирится, как говорит Писание (см.: 1 Пет. 5: 5). Он оставляет его, и тот превращается в великую мерзость; отнимает у него чувство прекрасного, оставляет его блуждать в хаосе по всяческой грязи закоулков мира. Нет у него уже образа, нет подобия, ни здравого рассудка. Правду говорят святые отцы: «Где случилось падение, там прежде поработала гордость». Ни одна страсть так не уподобит тебя диаволу, как гордость. Все страсти могут, скажем так, быть извинены природой и дурными обстоятельствами жизни, а гордость не может быть оправдана ничем! Она имеет невыносимое нахальство – пристраиваться к любой добродетели, она даже, если можно, прячется в смирении, которое служит ей ширмой. Такое встречается очень часто, и, в подтверждение этих слов, это то, о чем один отец выразился так: «Смирен же горделивец!» Поскольку она так опасна и так широко представлена во всех возрастах и чинах, то хорошо было бы, чтобы никто не пренебрегал никаким человеком, сколь бы незначительным тот ни был, ибо и в нем сокрыт Христос, и даже спрашивал бы его, чтобы узнать его мнение, пусть даже понарошку, и это стало бы первым шагом, то есть одной вехой, на пути по Евангелию. Хорошо будет спрашивать мнения и совета у всякого, кем бы ты ни был, ибо кто знает, ведь благодать Божия больше почивает в людях простых и незаметных. Сделай поклон, как говорится, хотя б ради смирения телом, ибо это тоже хороший тон, и увидишь, как нужны тебе подобные, с которыми Бог судил тебе жить, видеться, и ты по жизни убедишься в том, что премудрость действительно больше обитает там, где есть смирение, потому что там Бог. Вот, Люцифер пал непоправимо, грандиозное его падение произошло в силу одного только слова его: «Я». И, пав, сделался противником навеки, мерзостью запустения. Да не обманывается никто, будто без настоящего очищения в единственной воде смирения он сможет войти в то Царство, из которого ниспали ангелы! Вот вкратце мои мысли и увещания об этом, чтобы человек смог осознать, что Бог создал нас прекрасными только для Себя! – Что делать, чтобы обуздать свой язык и стяжать дар молчания? – Воистину серьезное дело – не быть хозяином своему языку, как говорят святые: «До великого падения доводит язык». От многословия бывает скорее суета, чем польза, а злословие несет большую опасность не только в этом мире, но и в том. Говорят, что в аду больше всего тех, кто убил злым словом! Нужно любить, брат, брата твоего. Разве не это самая главная заповедь Спасителя? Он дал эту заповедь в увенчание всех Своих наставлений – что единственный путь к спасению – любовь – и взошел на незабываемую и душераздирающую Голгофу! Нужно все время твердить людям об ответственности, которую мы несем за свою жизнь – единственное время, данное нам, чтобы мы заперли на замок свой язык и очищали свое сердце от зла. Святитель Григорий Богослов говорит: «За всякое излишнее слово мы дадим ответ, тем более за всякое слово срамное», а насколько ужаснее — за всякое убийственное слово! «Патерик» здесь очень полезен с его главой «Польза молчания». Святой Исидор Пелусиот говорит: «Говорение с пользой есть благословение, а если оно подкреплено делом – увенчивается». «Ибо жизнь без слова приносит больше пользы, а слово, и взывая, злит. Если же слово и жизнь соединятся, то составят олицетворение всей философии». Сокрой Господа в сердце твоем, и пребудь вниманием там, и стой там пред Господом неисходно. Тогда ты заметишь в себе каждую пылинку. Так начинается таинственное научение. Оно что зеркало для ума и светильник для совести. Оно иссушает блуд, погашает ярость, смиряет гнев и рассеивает печаль, укрощает дерзость, развеивает отчаяние, проясняет ум, прогоняет лень, воистину смиряет тебя и делает рассудок твой непрельщаемым; уязвляет бесов, очищает тело, и человек уже не бывает участником во всяком скверном деле, а чуждается его. И думает все время: «К кому я пойду? Я, червь…» Это и иное, относящееся к памяти смертной и вечной участи человека, принадлежит к таинственному учению. Перевод выполнен по: Ne vorbeste parintele Arsenie. Editia ingrijita de а Arhimandrit Ioanichie Balan. Vol. 1–3. Editura Manastirea Sihastria, 2004.
|
|
|