Сегодня
одной из задач системы образования провозглашается подготовка «высоко
адаптируемой личности». Само сочетание этих слов наводит на размышления и
вызывает необходимость разобраться в них.
Три
слова «высоко – высокий», «адаптация – адаптируемый» и «личность».
Высокий
– раньше говорили «горний» – стремящийся к высокому. Например, высоко духовный,
высоко моральный. Такие сочетания понятны.
Адаптация
– приспособление, принятие на себя определенной роли, подстраивание. Попробуем
проверить на слух сочетание «высоко подстраивающийся человек». Не вяжется
как-то. Изменим сочетание «активно приспосабливающийся человек». Совсем не то.
Совсем плохо. Нет здесь человека, не может быть личности.
Личность
– внутреннее содержание человека, характеризующееся комплексом одному ему
присущих черт характера, сложившимся мировоззрением, цельностью натуры,
обретением самого себя.
Сочетание
«приспосабливающаяся личность» – это нонсенс, не имеющий права существовать.
Уместны такие сочетания, как творческая, духовная личность, хотя и здесь
присутствует элемент тавтологии, т.к. личность не может быть нетворческой и
бездуховной.
Таким образом, можно утверждать, что сочетание
«высоко адаптирующаяся личность» не имеет смысла или имеет скрытый разрушающий
характер. Еще хуже с выражением «высоко адаптируемая личность», т.е. личность,
на которую оказывается приспосабливающее, подминающее воздействие извне. С
этими сочетаниями мы как будто разобрались. Оставим пока слова «высокий» и
«личность», поговорим об «адаптации».
Мы уже отметили, что
адаптация – это процесс активного приспособления человека к условиям новой
социальной среды и сам результат этого процесса. Важным аспектом адаптации
является принятие человеком роли. Теперь очень важный вопрос, а к какой среде
этот человек будет приспосабливаться и как. Самим утверждением «высоко
адаптирующаяся личность» подразумевается приспособление его к любой обстановке.
Что-то здесь не так – очень смахивает на «с волками жить – по-волчьи выть».
Страшновато становится, тем более, если учесть приставочку «высоко» в смысле:
сильно, активно, энергично. Ведь таким образом мы допускаем введение в отрицательную
среду активного фактора – человека мощно приспосабливающегося к обстановке и
активно изменяющего ее в сторону ее направленности. Отрицательное становится
еще более негативным и опасным. Вывод: здесь адаптация не только не нужна, но
вредна и опасна. А что же нужно в этом случае? Человеку нужен внутренний
нравственный стержень, а это характеристика личности, позволяющий вообще
уклониться от попадания в такую среду, а в случае все же попадания человека в
нее, дающий ему способность противостоять ее воздействию и даже исправлять ее.
«Адаптация», как термин, как
понятие, как воздействие на человека, выгодна и нужна с целью приспособления, я
бы сказал, порабощения и уничтожения человека как личности. Есть очень большая
разница между приспособлением к окружающему миру и принятием его.
Приспосабливаясь, человек вынужден искать примеры подражания, создавать себе
кумиров, лицемерить, играть и подыгрывать в жизни, другими словами, не быть
самим собой. Принимая жизнь, человек ищет идеалы в высшем, ищет себя, остается
самим собой. В одном случае потеря себя, в другом – обретение. Не может быть
сочетаний «Приспособиться к Богу, приспособиться к высшим идеалам», но есть
«Принять Бога, принять высшие идеалы, следовать Богу». И, будучи в хорошем,
добром окружении, к нему нужно не подстраиваться, подыгрывая и лицемеря, а
раскрыться ему и измениться внутренне. Необходимо искать себя, а что такое
искать себя – искать в себе Божественное, Высшее.
Простите, размышления на
тему адаптации не закончены, есть необходимость подумать еще.
Июнь 2002г.