ПРОЛОГ.
Я, с моими друзьями-братьями езжу (пока не выпал снег) в паломнические поездки. Переодически буду их выкладывать в фотоальбомы и рассказывать о них т.к. впечатлений масса. Кому интересно - милости прошу. Комментируте, делитесь впечатлениями, если сами были или хотели бы побывать в этих местах.
Так вот. В ночь с 7-е на 8-е сентября мне было очень плохо т.к. я отравился моей любимой украинской кухней в одном прекрасном шинке, а 8-го утром в Храме Святителя Николая в Толмачах Молебен перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери. Мои братия уже там, я всю ночь не спал мне было очень-очень не до сна((( и я приезжаю в Храм еле шевелясь в непрезентабельном виде на службу, а по окнчанию мы едем до Раифы через Муром и Дивеево.
Только за МКАД, как мне передает привет этот шинок)) Наконец-таки в последний раз. Пришел я в себя под Владимиром. За окном мелькают деревья, машины носятся, как огалделые. Мы едем 120, а нас обгоняют, как стоячих. С ума народ посходил. Старец и Наставник Антоний как говорил? Он сказал: "раньше, люди передвигались где пешком, где на лошадях к обители и обратно и во время пути задумывались над многими вещами: о жизни, о Христе в их жизни, о Боге, о вере в целом. Сейчас же сели в машину вжик и через 3 часа на другом конце соседней области. Приехали в Храм, монастырь, обитель толком не сообразив и не подготовились духовно. Механически сделали дела и уехали. Грустно.". Я задумался, ведь прогресс, как же ж без этого. Жизнь ускорилась, не могу ни я не мои братия пешком до Татарстана через Муром и Дивеево идти. Но мне повезло больше всего. Один за рулем, второй штурман, а я балласт, который сидит на заднем сидении и читает всю дорогу. Паисия Святогрца половину 1-го тома "съел", по совету отца Силуана Оптинского "съел", брошюру правда, но прочитал же, и понял - "Об Исповеди и Святом Причастии" оказывается, есть такие нюансики в этих Таинствах, которые никто не соблюдает, а это важные моменты. Вот так всю дорогу и едем, как стемнеет включаем Валаамский хор и слушаем. Дорога в радость.
Часть Первая.
Первая остановка Муром. В Муроме я до этого был лет-таки 5-6 назад, когда у нас по МХК в институте поездки педагог организовывала. Поэтому на монастыри и Храмы я смотрел с точки зрения архитектуры, иконописи и истории. Духовная же сторона освещалась на столько поверхностно, что можно сказать ее не было и я в то время ею не интересовался. Так вот Свято-Троицкий монастырь. Всем известные и многими почитаемые Петр и Феврония. Город с более 1000-летней историей. Ходишь-бродишь по нему - слов нет как же там красиво, панорама на Оку, купола. И пока мы любовались городом перед прям нашим носом за 4 минуты 56сек и 33 миллисекунды ворота монастыря закрываются((( 3 богатыря, в лице меня, как Алеши Поповича, Олега - Добрыни Никитича и Александра - Ильи Муромца, нахмурились, погрозили пальцем супостату воротному-охраннику монастырскому, сели на коня железного, японского с 10литровым расходом корма на 100км и поехали куда глаза глядят. Но к изображению Козельской Божьей Матери приложиться каким-то чудом успели. А очи глядят на Дивеево. Чудное Дивеево. Уже стемнело окончательно, хотя на часах 8-й час вечера. Включив иеродьякона Германа, он же Рябцев, он же регент Валаамского хора мы двинулись дальше. Через пару поворотов и прямых дорог мы в Дивеево.
Часть Вторая.
Дивеево - Четвертый Удел Пресвятой Богородицы, известил меня Илья Муромец. Честно сказать, я этого не знал. Подивился-удивился-возгордился за Россию-матушку, хотя не служил и патриот я в душе, а не на деле. Муромец наш Александр поняв, что мне есть что рассказать о Дивеево и о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастрые т.к. я о нем ничего не ведал, кроме того, что там мощи преподобного Серафима Саровского. Да, такая я вот темнота. Но ничего. Растем-развиваемся. Саша вещает мне Житие Серафима. И тут я неуч - житие-то я не читал. Думаю, к утренней надо Сашу потрясти всё выудить, чтоб я сильно не тупил а на утром уже купить Житие и прочитать как положено. Пока мы поехали заселились к бабе Нине. Бабуля хорошая, чистой души человек, акцент у нее такой веселый. Наверное все так в глубинках разговаривают))) порадовала она меня. За 350р. за койко-место в эту сумму входило еще питание. Мы с дороги в душ и тут тебе уже горяченькое на столе. Мы поужинали, почаевали и поехали на источники. Они были закрыты (до 23-х часов работают), развернулись и поскакали на нашем японобогатырском коне к обители. За Канавку я услышал тоже в самом Дивеево и раньше о ней не ведал. Илья Муромец, он же Александр, просвятил меня что да как, а Канавка "работает" круглосуточно. Значит надо 150 раз "Богородица Дево радуйся...", а в промежутках "Отче Наш...". Я усек-понял. А Добрыня Никитич, он же водитель и владелец японоконя, он же Олег, привез мне с Афона четки. Чёткие такие каменные чётки - сотка. Думаю, ну вот пришло-настало их время показать себя. Ночь. пасмурная ночь, воздух...вот не знаю, как это описАть, настолько свежий и чистый после московского, что дышишь и задыхаешься. Наглотал я полную грудь чистого воздуха. Муромец все вещает про Канавку, что да как и почему она тут есть. Потом я это еще раз прочел в Житие. Идем "на старт". У входа надпись "обувь не оставлять". Думаю, ну, раз нельзя оставлять, значит можно взять с собой. Братия богатырская пошла по Канавке в обуви, что не карается, а я решил босиком. Дожжжжик моросит, а мне все равно. Канавку прошел за 45 минут 264 раза "Богородицу" прочитал вместо положеных 150. Оказывается надо не меньше 150 раз, а не ровно 150, но не суть... На "финише" меня ждали богатыри. Муромец все никак не успокаивался подавай ему Цыгановку. В час ночи решил он окунуться в Источнике Серафима Саровского. Есесьно Добрыня, каким бы он добрыней не был, сказал,что на сегодня хватит. Пора спать. Мы дома прочитали Вечернюю и баинькать, но не тут-то было. У Муромца, оказывается, предсонная болтовня. Ну, вот есть такие люди, пока не натрещаться не уснут. Муромец из таких. Я и Добрыня в ответ ему угукали в темной комнате закрытыми глазами. Под это угуканье (пародия на филинов) я и уснул.
Будильник не проспал и разбудил меня ровно в 5:45 по МТСовскому времени (по москве было чуть больше). Олег, он же Добрыня, храпел так шомамадорогая, как полагает богатырю, одним словом. Под это музыкальное сопровождения я и Саша (Муромец) собрались и пошли на Святые Источники. У меня уже опыть "окунания" имелся...в Оптино, неделей ранее)))) фишка в том, что я в Шамордино "окунулся" напоколено правой и пощиколотку левой ноги))). Тут же я после Канавки, собрался духом стою...я на Источник, Он на меня. Я смотрю снова на Источник. Источник тоже взгляд не отводит. Муромец уже выныривает и одевается на следующий, к Пантелеймону, я все с Богородским не могу разобраться. Первая ступень - голень в воде, вторая - поколено вода. В глазах читается - мамадорогаякудаделсявесьмойдух! Как вы поняли, мои хорошие, я не окунулся не в один из трех Источников. Добрыня Никитич-то он знал, что я пока что не настолько готов к таким испытаниям. По натуре своей я теплолюбивый. Сам-то я с Кавказа и там школы закрывают, если в зиму больше -10, а тут вода 12-14градусов. Муромец - довольный, Попович (тобишь я) - как всегда)) Идем в Храм. Уже минут 5-7 как читается Акафист Серафиму Саровскому. Мы присоединяемся. Окинув взглядом весь Храм Добрыниной шапки я не узрел - значит читает Утренние Правила, решил я и дальше стою. К Литургии подошел и Олег. Утрення была просто восхитительна - народу понаехало несмотря на то, что пятница очень много. Я представляю, что по субботам и воскресениям там происходит... Кончилась Служба Добрыня решил поехать окунуться. Я сказал, что уже там был, умылся и мне хватило. Пока парни окунались я решил еще раз пройти Канавку - уж больно она мне понравилась. Моросит дождик, местами даже хорошо так капает, на этот раз босиком не решился. И так получилось, что я выхожу с территории монастыря, а братия как раз только возвращается с источников. И пока они ходили по Канавке я дочитывал Житие Серафима Саровского. Начало сбываться желание Муромца - Цыгановка. Счастья в глазах, как у 3-хлетнего. А я понимаю, что снова будут уговаривать, говорить, что я маловер, что духа во мне нет. Едем. По дороге решили позавтракать в забегаловке. Попросили пирожков с капустой и картошкой. Ититьеёжнехай приносит с яичком, а мы ж едем на Причастие в Раифу, какие яички, матушка. Ой-ой, а других нет - призналась несчастная)) Ну, думаем, всё! Недельному посту хана. "Ой-ой других нет" - сделали свое дело. Сели. Едем. Вот я никак не могу понять. Маленькие детки ныряют в источник, а я не могу. Ужас ужасный. Муромец наокунался аж 12 раз!!! После 3-хпредыдущих в Дивеево Добрыня окунаться не решился, а про меня вообще говорить не надо)))) Кстати, сухарики дивеевские очень вкусные. Источник Серафима Саровского был последний приют перед марш-броском до Раифы.
Часть Третья.
Путь на Восток.
Выехали мы из Дивеево в 15:00 по Мск. Японоконь был накормлен, богатыри сытые и довольные. Едем. Я, значит читаю чередуя старца Паисия с Таинствами и Житие. Не могу читать одну книгу - обязательно миксую. Олег и Саша разглагольствуют о своем. Пока ехал одна за другой книги закончились, кроме Паисия, а уже темнело не стал портить глаза закрыл книгу. Саша, он же Муромец, познакомился с Чувашскими названия городов. Посмеялись от души - Сярьмыськасы, Юнгапоси, Ивановка и Синдукассы. Вопрос. Какой поселок лишний?))) Потом проехали Рыкакасы, Питикасы с Крикакасами и поняли,что бедные чуваши))) Граница Чувашии с Татарстаном отметилась помимо дорожной надписью еще и самим дорожным полотном. Не могу не отметить,что в Татарстане, а я его обкатал в свое время вдоль и поперек, дороги оооочень хорошие. Японоконь, впоследствии ему Олег дал имя Самсунг т.к. марка машины Ssong Yang - чувствуется богатырская логика)) мчался во весь опор. Нам уже названивают из Дома Паломников Раифы, видители до 22-х часов они принимают гостей. Телепартацией из нас троих никто не обладал, японоконь тоже - итого четверых. Зато приехали тютелька в тютельку в 22 часа пятницы мы зашли в свои нумера Дома Паломников. Заведя будильник на 6 утра, прочитав Вечерние Правила выбившись с ног богатыри улеглись спать. Попович (который я) под лампой с книгой, Добрыня (Олег) захрапел сразу, у Муромца же (Александра) приход. Снова не уснет пока не выговорится)) Рассказав, что-то там я помычал уткнувшись в книгу, прочитав перед сном Иисусову 100 раз - меня уткнуло в подушку ничком. И снова, будильник разбудил меня без опазданий. Мы - я и Саша пошли на Правила, Олег остался читать в келье. Выходим с Сашей из Храма в 6:45 - тишь да гладь, птички поют, рассвет, туман-дымка, воздух снова хоть задыхайся от чистоты. И тут Саша говорит: Прикинь, сейчас откроются ворота, а там народу тьма?)) Я - да, кому ж надо быть в монастыре в 7 утра?! и идем дальше на выход в Дом Паломника. Ворота почему-то закрыты на засовы, охранника-супостата рядом нет. Мы сами их открываем и действительно народу мамадорогая, аж до самого поворота тянутся толпы. Мы думаем, Усекновение только завтра, а народу много. Ну, и ладно, посмеялись над "пророчеством" Муромца и к Олегу. Олег уже готов после Правил прогуляться по берегу Раифовского озера, а озеро и вправду красивое. Лес такой плотный, ели,сосны, деревья всяко-разные. Правда, в этом озере утонул брат схимонаха, отца Андрея. Прохлада тянется от воды, общаемся о всяком. Колокол призвал нас на Литургию. После пошли потрапезничали и навстречу идет уважаемый многими и почитаемый избранными отец Марк. Отец Марк, уникальная личность, в прошлом журналист, окончил журфак МГУ, принял постриг и теперь "лечит" в Раифе. К нему приезжают со всех концов и углов России. Взгляд мне его нравится и манера общения. Общается простыми незамысловатыми фразами, но так точно и без лирических отступлений, что не замечаешь в беседе с ним, как время летит. Все эти дни в Раифе шла подготовка к Причастию, съездили в Храм в Нижний Услон. Захудалая деревенька в глубинке республики, Храм восстанавливается, приход из 10-15 человек, иконостас еще не готов, но службы проходят во всю, что очень радует. Батюшка молодой-молодой - на лет 5 старше меня. Но речи и проповеди мне его понравились, не всякий старец повидавший жизнь так разглагольствовать может. Вернулись в Раифу на вечернюю службу. Хор поет очень здОровски. Есть один певчий поет контр-тенором, а говорит басом. Вот как так?))) Мощный мужик, а контр-тенор. Все "верхушки" его. День прошел, как одни час. Столько много всего произошло. И в Услон съездили и на службах были и с о.Марком пообщались. На ужине "Отче Наш..." на чувашском языке услышал. Впервый раз такое)) Но я решил что чувашский чувашским, а на церковном мне ближе,поэтому я перемолился так сказать)). Настал день воскресный. Праздничный перезвон призывает в Храм, народу столпилось много, очень много молодежи, что не видел такого даже в московских Храмах - это отрадно. Весь день лил дождь, погода осення, а на душе весна. Служба прошла просто замечательно, подружился со священником одним. Может кто его из Раифских и знает, Валерой зовут. Его мама Домом Паломников заведует. Он все свое свободное время четки плетет - получается здоровски. за 2 дня сотку сплетает за раз. Причастился, как после бани ощущения. Еще чуть-чуть и летать начну. Одним словом, поездка выдалась на славу.
P.S. Если были замечены ошибки-опечатки. Сообщайте, не стесняйтесь.Исправлю. P.S.P.S. - концовочку еще допишу...