Вроде бы найдены нужные слова: любовь —это жертвенность,
способность к самоотдаче. Но жертвенность возможна и при отсутствии любви к
ближнему. Не зря ведь апостол Павел предостерегает: если я раздам все имение
мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы
(1 Кор 13:3). Вопрос: а что же может стать причиной самопожертвования,
если не любовь к ближнему?
Дело в том, что, вкладываясь в объект своей любви, отдавая
ему силы, время, жертвуя ради него какими-то удовольствиями, человек потихоньку
начинает любить в нем именно свой вклад, а точнее — себя самого в любимом. В
итоге получается такая вот расширенная любовь к себе, пусть даже в нее будут
включены муж или жена, дети, собака. Но в центре подобного отношения общий знаменатель — «мое». Такая любовь может
превратиться в гордость. Христос пострадал за каждого человека, а
следовательно: каждый из людей — Его, потому что для Бога нет беспризорных.
Христиане призваны в каждом человеке видеть Христа и почитать в любом случайном
встречном образ Божий. При таком мировоззрении разделение людей на своих и
чужих по какому-либо признаку становится попросту невозможным. Вот как пишет об
этой «неразборчивости» христианской любви святитель Игнатий Брянчанинов: «И
слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и
уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение как образу Божию. Что тебе до
их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в
любви».
(Мф 25:40). Каждый человек, как бы ни был он
плох и неприятен нам, любим Им, несет Христа: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих
меньших, то сделали Мне. И для желающих исполнить христианскую заповедь о любви
к ближнему прежде всего необходимо помнить о том, что он — такое же любимое
Богом создание, как и ты сам. Лишь на почве такого мировоззрения способна
прорасти та любовь, о которой говорит Евангелие.
А вот - авва Дорофей: «Не делай зла ближнему, не огорчай его,
не клевещи, не злословь, не уничижай, не укоряй, и таким образом начнешь после
мало-помалу и добро делать брату своему, утешая его словами, сострадая ему или
давая ему то, в чем он нуждается. Сие и значит возлюбить ближнего своего, как
самого себя».
Прежде всего нужно научиться так любить самых близких своих
людей — мужа, жену, детей, родителей… Не потому, конечно, что они — наши
родственники. Просто именно с ними мы общаемся больше, и где же еще осваивать
христианскую любовь к ближнему, как не в собственной семье? Глупо учиться любви
к врагам, так и не научившись любить свою бабушку.
Конечно, в приведенных цитатах отцов описано лишь самое начало стяжания любви к ближнему.
Путь же ее совершенствования бесконечен, но это ее драгоценное начало.