Category:
мои размышления
Почему обручальное кольцо носят на безымянном пальце?
Откуда пошла традиция?
Есть ли упоминания в Библии?
Версию из китайской мудрости, пожалуйста, не приводите как пример.
Или это все же из той же серии литургической дисциплины: что раньше крестное знамение совершали одним пальцем, по прошествии времени двумя, далее, что бы отличаться от монофизитов, кажется, ввели крестное знамение тремя перстами...
...нашла в разных интернет-источниках о значении названий...
Откуда происходят названия пальцев
Древние римляне любили хорошо пожить - вкусно поесть и попить, сладко поспать, сходить в баню. Они не считали, что телесные нужды ниже духовных, и не стеснялись своего тела. Своим пальцам римляне давали названия в зависимости от выполняемых ими функций. Палец, который вытягивают, когда хочется что-то потрогать или надо на что-то показать, они назвали index, то есть указательный.
Средний палец римляне называли obscoenus или impudis, что означает нечистый, так как им пользовались в туалете - римлян это нисколько не смущало, поэтому не должно смущать и нас.
Ты когда-нибудь замечал, как трудно двигать одним только безымянным пальцем? Почти невозможно поднять его, не сдвинув другие пальцы. Поскольку этим пальцем нельзя ничего сделать: ни отскрести грязь, ни помыть себя, римляне считали его самым чистым и называли digitus medicus - медицинский. Доктора и аптекари размешивали им мази и микстуры. Мизинец же римляне называли auricularis, то есть ушной, - легко догадаться почему, ведь им удобнее всего чистить или чесать ухо.
Безымя?нный па?лец (лат. digitus annularius) — четвёртый палец, считая с большого пальца и находящийся по соседству со средним пальцем и мизинцем. По длине примерно соответствует указательному пальцу. Из всех пальцев безымянный наиболее редко применяется в одиночку, в большинстве случаев он используется вместе с соседними пальцами для хватания. Это объясняется общностью сухожилий рядом расположенных пальцев. К немногим деятельностям, в которых безымянный палец порой играет самостоятельную роль, относятся игра на музыкальных инструментах и печатание на клавиатуре.
В большинстве языков безымянный палец таковым не является. Во многих европейских языках он называется «кольцевым» пальцем, так как на нём часто носятся кольца. Например в английском языке его называют ring finger. В древности существовало поверие, что из безымянного пальца левой руки ведёт прямая вена в сердце, символ любви. Поэтому и египтяне и римляне носили обручальные кольца на безымянном пальце левой руки.
В финском, татарском, персидском, китайском языке и санскрите безымянный палец также называется безымянным, так как палец не имеет никаких особенностей.
В ряде языков Дальнего Востока этот палец называется «лекарственным» (яп. ?? кусури-юби, кор. ???? як-сонккарак) — это связано с тем, что в восточной медицине лекарства принято размешивать именно этим пальцем.
Может из-за того, что он особо не функциональный на него стали нанизывать кольца?...
Еще увидела вопрос про обручальные кольца на сайте Сретенского монастыря:
Вопрос:
Скажите, пожалуйста, существуют ли чёткие канонические правила, по которым женатым священнослужителям запрещается носить обручальное кольцо после хиротонии? Если этих правил нет, то откуда эта норма берет своё начало, везде ли в Поместных Православных Церквях она имеет место, и является ли грехом ношение обручального кольца клириком после хиротонии.
Владимир
Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):
Это традиция Русской Православной Церкви. Она не закреплена в соборных постановлениях. Однако, если такой обычай есть, то его надо уважать.
23 / 05 / 2005
Вопрос:
Правда, что иерей снимает обручальное кольцо, когда служит? Почему?
Максим
Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:
В традициях нашей Церкви перед хиротонией (таинство рукоположения) ставленник снимает обручальное кольцо и больше его не носит. Объяснить это можно тем, что человек возводится на новую ступень: он символически обручается с Церковью. Во-вторых, священнослужитель не должен иметь никаких мирских украшений, если даже они символически указывают на его брачные отношения.
06 / 10 / 2004
...вот еще один случай одного священника...
Мне вспоминается такой забавный случай: когда меня рукополагали в диаконы, у меня на правой руке было кольцо. Я тогда еще не знал, что в Православной Русской Церкви не принято священнослужителям носить обручальные кольца, и поэтому свое кольцо не снял. И уже в алтаре, после того, как произошло рукоположение, и меня поздравляли с ним, Владыка Ювеналий указал мне на кольцо и сказал: «У нас в Русской Православной Церкви есть такая традиция, что священнослужители не носят колец». Несмотря на его замечание, я почему-то не догадался снять кольцо сразу. Думал: сниму после службы. Но после службы как-то забыл об этом. И вот уже хожу в подряснике, такой счастливый — сбылось самое заветное желание! А это было в Новодевичьем монастыре. И вот входит туда какая-то иностранная группа туристов, и я тут же стою рядом. Экскурсовод что-то говорит, говорит не по-русски, а потом вдруг подходит ко мне, указывает на мое обручальное кольцо и спрашивает: «Скажите, пожалуйста, почему у вас, православных, принято обручальное кольцо носить на правой руке, а у нас, католиков, на левой? Ведь именно левая рука идет от сердца!» Я, конечно, внутренне посетовал на себя, что вовремя не догадался снять кольцо. Но тут надо было как-то выкручиваться, и я выкрутился, может быть, не лучшим образом. Я сказал: «В браке человек должен давать. Поэтому кольцо на правой руке, ведь обычно даем мы правой».
...из чего, конечно не вытекает пока истинный вывод, но он напрашивается, что КОЛЬЦО - это всего лишь светская аттрибутика и "метки" и свидетельство перед всеми, что твое сердце занято.