Иногда я задумываюсь о существовании вечного и преходящего. Под вечным мне видится прежде всего стремление к Богу, а, соответственно, под преходящим – мирская суета, стремление к материальным ценностям и славе земной. И вот что я замечаю: стремление к преходящему никогда не трогает по-настоящему душу. Любая затея человека, не относящаяся к области духовного, развивается как бы в иной плоскости, задевая лишь его «ветхого человека» - чувства, физическое состояние, страсти. Причем подобный процесс ощущается при движении человека в самых различных направлениях: искусство, наука, профессиональное развитие, достижение богатства и славы и т.д. Даже научное развитие, якобы обогащающее личность, не способно принести человеку мир в душе, если перед ним не стоит стремление к Богу как высшая цель. Хотя на первых порах я и обманываюсь, познавая нечто новое и принимая это за некую «вечную истину», потом обман все равно вскрывается – душу не обманешь. Истинной радости как не было – так и нет. К примеру - я разработал нечто новое для науки, получил какую-то долю земной славы, публикации, интерес со стороны научного мира – но это тоже преходящее. Внутри все равно пустота.
Также и с земной славой. Древние были мудрее современных людей. Они, стремясь прежде к нравственному развитию, признавали за ценное качество осознание человеком тщеты видимого мира. Иногда в средние века на надгробии вырезали крылатую фразу на латыни: «Sic transit gloria mundi» - «Так проходит слава мирская». Один очень умный священник как-то сказал, что жизнь без Бога, без молитвы подобна жизни в скорлупе. Человек может и 70, и 80 лет прожить без истинного света, и в этой скорлупе умереть, так и не осознав иллюзорности видимого мiра.
Впрочем, как говорят Старцы, в последние часы жизни перед некоторыми людьми открывается эта истина: мiр – величайший обманщик. Когда умирающий «прокручивает» в голове образы из прошлого, то видит, что кроме любви к своей семье (с которой, он, может быть, по Милости Божией будет и в вечности) и духовной жизни с Богом зацепиться там и не за что. Все его «достижения», «почести», «ученые степени» рассыпаются в руках как труха.
Жизнь с Богом, напротив, наполняет душу человека именно жизнью, нетварным светом Благодати Божией. Он сам может нищенствовать, жить в презрении и убожестве… Казалось бы, самое дно… Но он счастлив! Почему? Потому что Истина и Истинная Жизнь – только в Боге. И только присутствие Божие в жизни человека может дать его душе ту радость, про которую Апостол пишет: ибо на сердце человеку не восходило, око не видело, ухо не слышало, что приуготовил Бог любящим Его в Царствии Небесном (2 Кор. 2, 9).
В свое время я встретил человека, который по всем законам «мирской мудрости» должен был страдать. Он служит звонарем в церкви Михаила Архангела в Грозном. В Москву он приезжал на лечение по содействию о. Анатолия Берестова. Одна его нога практически не двигается, сильно повреждены мышцы и нервы, очень сильно сгорблена спина. Раньше этот человек был мусульманином, но потом уверовал и крестился. Местные так ему этого и не простили. Однажды они выкрали его и посадили «в яму». Там они избивали его и требовали, чтобы он снял с себя крест и вернулся в ислам. Он не соглашался. Эти «радикалы» избивали его каждый день несколько недель. В один из дней ему удалось сбежать. Отлежавшись, он снова приступил к своей службе. Он рассказывал, что били его и так, после службы подкарауливая возле храма. Через какое-то время местные снова его выкрали. Посадили за городом в одном доме. На этот раз били куда сильнее. Требовали «вернуться в веру предков». Но он снова не соглашался. Их очень злило, что этот человек был таким же чеченцем. Под конец, видя, что он стоит на своем, они перерезали ему горло и выбросили на дороге. И он выжил. По сути, свершилось настоящее чудо. Люди в принципе не выживают после настолько глубокого разреза. Либо умирают от кровопотери, либо захлебываются кровью. На лице он носит бороду и когда он приподнял подбородок, то я увидел широкий косой шрам – от уха до уха. На этом человеке обильно почивает Благодать Божия, что мне было очевидно в течение разговора с ним. Несмотря на пережитые скорби и опасность убийства он был радостен и смотрел в будущее с твердой верой в Милость Божию. Зла на тех мусульман он не держал, даже не стал писать какие-либо заявления в милицию. К сожалению, после таких побоев со здоровьем у него стало совсем плохо. Он обратился в Патриархию с просьбой оказать ему помощь с лечением и приехал в Москву. Сама жизнь такого человека, его алмазная твердость в вере служит доказательством первоочередной истинности духовной жизни.
Мне лично этот случай напомнил историю о. Николая Турки, одного из старцев Оптиной пустыни. Он был турком-мусульманином, имел знатный статус и высокий военный чин, но впоследствии принял православие. Когда его соратники узнали об этом, то его сначала уговаривали возвратиться в ислам. Когда же он наотрез отказался – его чуть не запороли кнутами до смерти. Один из старцев как-то упоминал в записях, что как-то увидел спину о. Николая – она была вся в шрамах, а кожа больше напоминала по структуре жесткую древесную кору. Но и Бог его не оставил. За его стойкость в вере Бог даровал ему видение рая, которого удостаивались немногие подвижники. В частности, Блаженный Андрей, Христа ради юродивый, живший в Константинополе в X веке.