Станислав Минаков 5.09.2007
Старец Зосима духовный символ православного
Донбасса.
"Из уст в уста передавайте о его молитвах, поучениях,
деяниях – из поколения в поколение, ибо среди нас жил воистину великий человек:
духовник, монах, наставник, друг, брат и отец…"
Митрополит Иларион, Слово на годовщину блаженной кончины
схиархимандрита Зосимы
+ + +
Его путь был путем праведника. А праведников почитают по дню
кончины, поскольку именно в этот день душа предстает пред Господом.
Он был удивительным подвижником и ревнителем Православия,
прозорливцем, основателем Успенской Свято-Васильевской и Успенской
Свято-Николаевской обителей в Донецкой епархии. Многие в России знали его, а на
Украине его знали все и почитали, как знаменитого о. Николая Гурьянова, ездили
к нему так же, как к о. Николаю со всеми своими скорбями, получая исцеления и
узнавая о своем будущем. Да и почил он через три дня после о. Николая. Дату
кончины ему Господь открыл заблаговременно. Так, что он в последние дни
раздавал множество указаний (как потом стало понятно, посмертных) братьям и
сестрам обителей, всем, кого встречал по пути на службу и с кем виделся в
келлии. Одной, например, сказал, чтобы она через пару дней начала печь пироги и
пекла бы их 40 дней без перерыва.
Схиархимандрит Зосима почил 29 августа 2002 года, в возрасте
58 лет. Философская мудрость, сила веры и знание пути для спасения души
человеческой сделали его старцем уже в 40 лет. Ведь старец в Православии – это
не старый, а мудрый человек, отличающийся прозорливостью и особым молитвенным
даром.
О старце, живущем в селе Никольское Волновахского района
Донецкой области и обладающем Божьей силой, знал весь православный мир. Имевшие
великое счастье общаться с ним возвращались в мирскую жизнь добрее, чище,
светлее. Он лечил людские души, тем самым исцеляя тела. Он безгранично любил
людей. Всех. И тех, кто пытал его, заставляя стоять сутками босиком на бетонном
полу, и тех, кто посылал служить из прихода в приход, подальше от магистралей и
цивилизации – чтобы быстрее сломить.
Он нес свой крест достойно, ни на йоту не поколебавшись в
вере. Он крестил детей своих палачей. Он прошел четыре клинические смерти и
борьбу с болезнью. Он умирал, а потом вставал и служил. Врачи становились
верующими, общаясь с ним и поражаясь его человеческому мужеству…
Еще святые отцы древности пророчествовали, что праведники
будут скрыты от взоров человеческих, их знания и сама духовная жизнь будут
утаены от мира. Но отца Зосиму знали в Иерусалиме и на святом Афоне, в Москве и
Киеве. Он был духовным отцом священства всей Донецкой епархии, братии и сестер
двух основанных им монастырей, а также любимым батюшкой множества мирян,
повсюду следовавших за ним на протяжении четверти века.
"Меня всегда поражало его храмостроительство, –
рассказывал митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион. – Куда бы он ни пришел
служить, везде сразу же затевал капитальные ремонты и строительство. Помню, как
в 1980 году, когда я служил еще псаломщиком в Свято-Успенском храме Донецка, на
праздник Почаевской иконы Божией Матери мы поехали к отцу Савватию в
Александровку – на освящение нового престола. Ему удалось сделать этот престол
в тот самый период, когда церкви в СССР только закрывали да разрушали. По тем
временам это было чуть ли не сенсацией".
По сообщению журналиста С. Голохи, с благодарностью принимая
помощь и пожертвования от меценатов, старец, однако, беспокоился не только о
благолепии своей обители, но наказывал благодетелям позаботиться и о других
храмах и монастырях. Сначала он благословил восстановить Свято-Успенский
монастырь в донецком Святогорске, помочь отреставрировать русский
Свято-Пантелеймоновский монастырь на святой горе Афон в Греции и Горненский
монастырь Русской Миссии в Иерусалиме, и только потом было развернуто широкое
строительство в Никольском.
"Первое, что мне врезалось в память о Батюшке, –
вспоминал р. Б. Сергий, – это когда немощного Старца под руки привели в
крестилку, он едва сидеть мог, и вот первые слова, которые я от него услышал:
"Любовь превыше всего, – и опять повторил, – Любовь превыше всего…"
"Научись, – написал о. Зосима в своей единственной
записочке, – терпению и молитве. Живи чисто. Бог любит чистоту. Воспитывай в
себе христианскую тихую любовь и жалость. Что такое христианская любовь? Это
когда всех жалко…".
"Было уже начало двенадцатого ночи, когда я попал к
батюшке", – вспоминал р. Б. Владимир. – Он вел непринужденную беседу,
шутил, как вдруг неожиданно отключился, закрыв глаза. Я замер, боясь
потревожить усталого батюшку. Через минуты две-три о. Зосима пришел в себя и
сказал слова, больше всего поразившие меня: "Прости, у меня высокая
температура – около 42 градусов, не выдерживаю, проваливается сознание".
Получив наставление, около 12-ти я вышел от старца. Благославляя меня на сон
грядущий, он произнес: "Ну, иди баиньки. А мне еще свое схимническое
правило вычитывать".
Весь 2001 год старец провел в реанимации. Только под великие
праздники его на день-два доставляли в обитель. На Пасху того года схимника
привезли из больницы в обитель в очень тяжелом состоянии. Возле храма несла
дежурство реанимационная машина. Старцу становилось все хуже и хуже – он
умирал. Врачи, которые были возле него, настаивали на том, чтобы немедленно
ехать обратно в больницу. За 15 минут до полуночи Батюшка облачился и
отправился возглавлять Пасхальную службу.
А перед самой своей кончиной схимник сподобился некоего
откровения. "Когда я умру, вы будете знать, – говорил Старец братии, –
часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся". В 23-45
остановилось сердце великого Молитвенника. Без пятнадцати двенадцать
остановились и часы на столике о. Зосимы в алтаре. Так закончилось время его
земной молитвы, так начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной
вечности…
Отец Зосима был духовным символом православного Донбасса.
Верил и нас учил верить в единство и духовное единение всех славянских Если и
остается что добавить к этим весомым словам, так то, что старец Зосима не
только был, но и остается духовным символом Донбасса. Поскольку слава о нем,
посмертное почитание его только растут в Русском Православии, и все больше
людей прибегает к духовной помощи почившего. Повсеместно выходят книги,
рассказывающие о нем, в Интернете опубликованы текстовые, фото- и
видеоматериалы, аудиозаписи проповедей старца. Отойдя в мир иной, отец Зосима
продолжает духовно окормлять нас, во исполнение собственных слов: "А ко
мне и после смерти приходите, как к живому, все расскажите – и я услышу,
помогу".
Из Духовного Завещания старца Зосимы
Аз, грешный Схиархимандрит Зосима, основатель двух обителей:
Успенского Свято-Васильевского мужского и Успенского Свято-Николаевского
женского монастырей, оставляю последнюю свою волю:
и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания,
храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанные
братьями и сестрами в монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей
и не допуская никаких отступлений.
Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего
Патриарха Московского и Всея Руси.
В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была
автокефалия, – беззаконная или "законная", – автоматически
прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда
образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия –
служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно.
Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и
беззаконные.
Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В
случае отпадения от единства Русской Православной Церкви, – правящего архиерея
не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление, под омофор
Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что
Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет
невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по
подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых
будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо
наступят, с чем и ухожу в вечность.
…Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, братья,
сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви –
в ней спасение.
Из проповеди старца о покаянии
Первое слово Иоанна Крестителя, первая проповедь нашего
Спасителя: "Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное". И для нас
всех это Царствие Небесное приблизилось, и мы близко стоим, покайтесь – только
искренне, исправьте свою жизнь, исправьте свое безбожие, исправьте свои
недоразумения, уныние и отчаяние гоните от себя полностью. Свет Христов,
радость Христова да сопутствуют нам. Нечего нам ныть, что Бог жестокий, не
простит, не помилует – ложь это все. Бог милостив, долготерпелив и
многомилостив ко всем нам, Бог всех нас ждет. Ждет, простирает руки, чтобы мы
пришли, дети заблудшие, в объятия Отчия. Отец Небесный прощает, милует и
возвращает нам потерянное Царство Небесное.
Из проповеди старца о вечном блаженстве
Господь такое уготовал вечное блаженство, что ни помыслить
мы не можем, ни язык человеческий не может о нем рассказать – это глубокая
тайна, иное измерение человеческого мышления, восприятия, совершенно непонятное
чувство для живущих на земле. Лишь тогда, когда мы увидим это блаженство, тогда
мы поймем: что Господь уготовал для всех любящих Его. Одно только можно
сказать: это такое озарение восторга духовного, что на земле нет такого
восторга. Когда ты восхитишься чем-то, когда ты поймешь что-то возвышенное,
прекрасное – вот это состояние приблизительно что-то отдаленно напоминает…
Господи, хоть частичку блаженств райских даруй и нам грешным по велицей милости
твоей!
Справка
Иван Алексеевич Сокур (так звали старца в миру) родился 3
сентября 1944 г.
в селе Косолманка Свердловской области. С 1951 года жил в г. Авдеевка Донецкой
области, где в 1961 году окончил среднюю школу. Затем учился в Донецком
сельхозтехникуме и занимался гражданской работой. С 1968 по 1975 гг. учился в
духовных семинарии и академии Ленинграда. Академию окончил со степенью
кандидата богословия и сразу принял монашеский постриг с именем Савватий, был
рукоположен сначала в иеродиаконы, затем – в иеромонахи. После учебы несколько
месяцев прослужил в Одессе, после чего, 25.12.75 г., был принят в клир
Ворошиловградско-Донецкой епархии. В 1980 г. возведен в сан игумена, в 1990 г. – в сан
архимандрита. 21.08.92 г. пострижен в схиму с именем Зосима.