Духовная жизнь человека живущего во Христе, по-преимуществу - жизнь внутренняя, протекающая в глубинах души, в недрах человеческого духа и имеет личностно-сокровенный характер в непрестанном богообщении.
Спаситель наш может и должен в нас духовно зачинаться, рождаться, креститься, преображаться, умудрять нас и умирать за нас и воскресать в нас и для нас, с всё возрастающей глубиной и силой, и нашей ответной любовью к Нему.
"Я есть путь...", говорит сам Христос (Ин. 14,6), указывая этим единственный путь к цели нашего
бытия - к Богу. Путь этот – Христос, жизнь в Нем и с Ним, жизнь Его в душах наших.
Прежде всего, Христос должен родиться в глубине души, в тайниках нашего духа. Но для этого внутри нашего «я» должна наступить невозмутимая, благостная тишина (характерная душе после покаяния, всепрощения и примирения), святой вифлеемской ночи. Непорочная чистота Пресвятой Девы должна стать уделом души (попостившейся и целомудренно-настроенной на встречу с Богомладенцем), собирающейся родить в себе – в недрах души - Христа. Дух Святой преобильно в святые дни праздника Рождества Христова должен прийти и осенить её. В глубине благоговейно-трепетной души должны быть приготовлены ясли полного смирения: «я - раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1, 38). Когда все это совершится, раздастся в нашей душе ангельское славословие, и родится долгожданный Богомладенец - Христос.
Тихо будет лежать он в яслях умиротворенного духа, и преклонится перед Ним и вера наша в образе пастырей и мудрость знания, в образе волхвов, и смиренно сложит мудрость наша эмблемы обретённого прежде знания, к колыбели родившегося Христа.
И тихо будет возрастать в душе нашей Христос, ничего не давая о Себе знать, кроме постепенно возрастающей вместе с Ним тишины, благости и любви к Нему, Божьему миру и людям.
Достигнув отроческого возраста, войдет Христос в храм духа нашего, и вступит там, в мудрую беседу с «учителями и книжниками», то есть со всем тем земным мудрованием, что приобрели мы до рождения в нас Христа; и поразится дух наш глубине учения Божественного Отрока, и преклонятся пред Ним прежние знания, и никогда уже не смолкнут в нас Его благостные слова зовущие к вере, покаянию, милосердию и любви.
И снова скроется Христос в душе, предоставив нам самим воспитывать Его в тайниках нашего духа, пока не достигнет Он полного возраста, пока «не придет час Его» /Ин.2,4/. Тогда сотворит Он в нас первое чудо - претворение воды в вино, то есть одухотворение и преображения нашего естества деятельным началом любви Божественного учения.
С этого момента Христос начнет в духе нашем Свою спасительную проповедь, сопровождая ее рядом изумительных чудес. Раздастся в глубине нашего духа нагорная проповедь, откроются очи наши, как очи слепорожденного, изгонит Он из нас легион бесов в образе бесчисленных прегрешений наших, удалит торгующих из храма, то есть очистит дух наш от помыслов страстных и суетных и грозно обличит мудрования ума человеческого и узкое толкование Его благостного учения, как некогда обличил Он книжников и фарисеев.
Одна за другою будут раскрываться перед нами притчи Спасителя в их глубоком сокровенном значении, а потом скажет нам Христос: «Вам дано разуметь тайны Царствия Небесного» (Мф. 13,11), и наступит для нас тайная ночная беседа духа нашего со Христом; и как некогда Никодиму, откроет нам Христос сокровенные глубины своего учения.
И в тайниках духа нашего преобразится Христос, и увидим мы духом, как просветятся ризы Христовы «как снег» (Мф.17, 2), и рядом со Христом увидим мы во образе Илии и Моисея сокровенные тайны ветхозаветного учения и поймем смысл пророческого слова и свяжем в одно неразрывное целое учение о Боге и Духе, раскрытое перед нами в сиянии преображенного Христа. И скажет наше человеческое начало, пораженное величием картины, пред нами раскрывшейся: «я хочу остаться «здесь» и «построить три кущи» (Мф.17,14), и пребывать в вечном общении с Тобой, Господи». Но надо не то. Надо вернуться в жизнь и «молчать о происшедшем до времени» (Мф.17,9), как велел Христос ученикам, и, впитав духом дивное видение преображенного Христа, нести миру то, что открылось духу нашему в эти светлые мгновения сокровенного духовного переживания.
И посетит нас Господь в Духе, как посетил Марфу и Марию. И человеческое в образе Марфы будет заботливо служить Ему, а дух в виде Марии будет сидеть у ног Его, внимая Его благостному учению, и никогда «не отнимется от него благая часть» (Лк. 10,42).
И приступят к Нему в душе нашей книжники и фарисеи, искушая Его. И будут ставить они всевозможные сложные вопросы, и отойдут от Него, посрамленные простотою Его ответов и ясностью духовного смысла сокрытого в них. То будут мудрования человеческого разума, требования человеческого начала, восстающего на дух просветленный. Но не устоять им против голоса Христа, живущего в нас. И умрет человеческое, как умер Лазарь, и воскресит его Христос. И отвалят по слову Его камень от гроба, камень плоти человеческой, и воззовет Христос к духу нашему: «Лазарь, гряди вон» (Ин. 11,43), и выйдем мы из гроба плоти нашей, воскрешенные Духом, получившие благодать Христа, и просветлеет в нас человеческое начало, и заговорим мы духом, и через нас будет говорить Христос, обитающий в нас. Но и одухотворенное человеческое по примеру Христа будет распято в Нем, как был распят Иисус. И будет оно страдать, искупая свои грехи кровью Спасителя, и в духе нашем будет ликовать Христос, побеждающий грех и смерть и тление. И умрет на Кресте человеческое, и воскресит его Христос и выведет из гроба, но выведет не в мир, как при первом воскресении наподобие Лазаря, а в царство вечного совета сияющей Истины, в Царствие Божие, куда вошел и Сам Христос по Своем Воскресении.
Велико тогда будет счастье духа нашего, и никакими словами нельзя передать его, но и это еще не конец. Впереди еще вознесение к Отцу светов, то есть в высь недосягаемую, в свет неизреченный, в блаженство непостижимое, к престолу Царя Славы.