НЕСОГЛАСИЕ С ПРОИСХОДЯЩИМ В ЕПАРХИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ. КАК ВЫНЕСТИ ЭТО НА ОБСУЖДЕНИЕ, НЕ ПОВРЕДИВ ЦЕРКВИ?
Иеромонах Амвросий (Стрекачев), протоиерей Валентин Кобылин
5 апреля 2011 г. Источник:
Газета Эском – Вера Время от времени возникает несогласие священнослужителей, мирян с чем-то из происходящего в епархиальной жизни. Каким образом они могут вынести это на обсуждение, получить ответы, не повредив при этом ни себе, ни Церкви?
Иеромонах Амвросий (Стрекачев), г. Сыктывкар:
– Во всём нужно руководствоваться Священным Писанием и Преданием, а также решениями Святых Вселенских Соборов. Не думаю, что мы имеем право придумывать что-то своё или оспаривать решения святых отцов, просвещённых благодатью Божией.
Вот что говорит апостол Павел в своём послании к апостолу Тимофею: “Обвинение на пресвитера не иначе принимай, как при двух или трёх свидетелях” (1 Тим. 5, 19). Это справедливо, так как возможно, что возводится напрасный поклёп на священнослужителя по умышлению диавольскому».
Святитель Григорий, епископ Акрагантийский Например, такое было со святителем Григорием, епископом Акрагантийским. Завистники тайно, когда тот был в храме, провели в его покои подкупленную блудницу, а затем перед народом, который после богослужения провожал своего владыку до дверей дома, вывели её и обвинили святителя Григория в смертном грехе прелюбодеяния. Святого епископа тут же взяли под стражу. Народ пытался защитить владыку, но безуспешно. На суде блудница лжесвидетельствовала против него. Как только она произнесла слова клеветы, с ней случился приступ беснования. Тогда судьи обвинили святителя в колдовстве и он был отправлен на суд к Римскому епископу вместе с доносом о его «преступлениях». Папа, прочитав донос, не пожелал видеть обвиняемого и приказал заключить его в темницу. Безропотно переносил святой своё унижение, пребывая в постоянной молитве. О его молитвенном подвиге и даре чудотворений скоро стало известно в городе и округе. В темницу стали приходить благочестивые римляне, которых заключённый святитель учил праведной жизни, а больным испрашивал у Господа исцеления.
В Евангелии подробно сказано о том, как должны выдвигаться такие обвинения: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним… если же не послушает, возьми с собою ещё одного или двух, дабы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18, 15-17).
Допустим, нам чем-то не угодил священник и мы в приступе «праведного гнева» готовы растерзать его. Задумаемся, христианское ли чувство нас посетило? Уверены ли мы, что священник действительно поступил неправильно? Настолько ли хорошо знаем церковные каноны, чтобы выступать судьями? Мне в пастырской практике достаточно часто приходится сталкиваться с совершенно нелепыми обвинениями и упрёками в адрес священнослужителей. Обычно этим грешат так называемые захожане, люди, редко посещающие храм Божий, плохо знающие устав Церкви, маловерующие. Зачастую обвиняют там, где как раз батюшка и поступил правильно, согласно церковным правилам. Не допущенный ко святому крещению, или временно отлучённый от причастия, или укорённый в смертном грехе на исповеди, человек хочет немедленно сообщить об этом правящему архиерею, а лучше – сразу Святейшему. Можно представить, какое количество таких писем приходит в Патриархию. Сейчас, к сожалению, у многих в голове своя религия и никакие Вселенские соборы им не указ.
Что уж говорить о том, когда обвинения выдвигают атеисты, закоренелые безбожники или еретики? На II Вселенском Соборе установлено: если кто-то обвиняет священника или епископа в том, что может привести к лишению сана, Церковь должна неукоснительно следовать принципу рассмотрения лица. Обвинять священника в каноническом преступлении имеет право только православный, состоящий в каноническом общении с Церковью, не пребывающий ни под каким отлучением или обвинением и не обращавшийся по этому вопросу ни к каким мирским инстанциям. Тот, кто этому критерию не соответствует, от всякого обвинения должен быть отстранён уже потому, что с высокой вероятностью это может быть враг Церкви, который стремится к её разрушению, к личной мести или внесению смуты. С таким даже разговаривать не о чем – даже если его обвинение справедливо (не говоря уж о случае, если оно несправедливо): очевидно, что он выдвигает его не чтобы очистить Церковь от порока, а для того, чтобы нанести ей вред.
Протоиерей Валентин Кобылин, п. Красноборск Архангельской обл.:
– Это трудный вопрос. Вспоминается такой анекдот. Петька подходит к Василию Ивановичу и спрашивает: «Василий Иванович, что такое гласность, равноправие, свобода слова?» «Что такое равноправие, Петька? Это значит, что мне новые галифе и тебе новые галифе, мне сапоги – тебе сапоги, у меня белый конь и у тебя белый конь». «А гласность?» – напоминает Петька. «Гласность – это когда ты можешь говорить что угодно и ничего тебе за это не будет». «Да? – радуется Петька. – Совсем-совсем ничего?!» – «Совсем ничего, – подтверждает Василий Иванович. – Ни коня, ни галифе, ни сапог…»
Не нужно рассчитывать, что, уязвив кого-то, ты заслужишь всеобщую благодарность. Но иногда случается, что нужно пойти на эту меру, выразив протест. В этом случае ты должен сначала лично укорить собрата, если не поможет – найти свидетелей и вместе с ними отправиться к священнику или епископу. Это очень тяжело, но, если ты готов это понести, дерзай, имея в виду, что можешь ошибаться.
К сожалению, у нас всё часто происходит совершенно иначе. Начинается поливание грязью, чаще всего бездоказательное. Мы с огромной лёгкостью судим друг друга.
Нередко так же выражается несогласие по поводу каких-то обычаев, событий. Чтобы убедить братьев по вере в своей правоте, ты должен уметь пользоваться аргументами. Хорошо разобраться в вопросе, который хочешь поднять. А у нас дилетантизм – это норма. Все лезут что-то доказывать, соблазнять других, втягивая их в смуту. Даже если ты прав, но сам толком не понял, почему и как это доказать, то можешь навредить. А если не прав – тем более.
Мы привыкли всего добиваться через крик, через бузу. Навешать на кого-нибудь обвинений – пусть потом отмывается. Патриарх такой-сякой, епископ – еретик и так далее. Кто-то пустит слух, сплетню, а остальные её разносят. При ближайшем рассмотрении выясняешь, что это неправда, но уже поздно – ложь пошла гулять по свету. Что поразительно, разносят её люди, считающие себя правдолюбцами.
Поэтому того, кто говорит правду, бывает очень трудно расслышать – все шумят, истина теряется среди клеветы, необоснованных подозрений. Если епископу каждый день приходится выслушивать обвинения чад Церкви в адрес друг друга, если в Патриархию кляузы приходят мешками, то во всём этом становится просто невозможно разобраться.
Что же делать? Искать единства. В Церкви много проблем. В стране тоже. Чтобы справиться с ними, нам нужно стать единым целым. Перед смертью Спаситель молил Отца: «Я к Тебе иду. Отче Святый! Соблюди их во имя Твоё, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». Вот к чему мы должны стремиться, о чём молить Бога, а не искать спасения в раздорах и укоризнах. Когда на множество правдоискателей приходится один миротворец – не будет мира. Без мира же обесценится и правда.
Чаще всего правдоискательством занимаются люди, не живущие церковной жизнью. У нас в приходе очень редко возникают споры, стараемся всё решать с любовью. А внешние где-то что-то услышат, что-то узнают и начинают «наводить порядок». А ты помолись, поисповедуйся, поживи церковной жизнью, потом обличай. И это ведь не только в Церкви страсть судить и судиться. Мирские суды не могут нормально работать, потому что завалены претензиями людей друг к другу.
Если действительно серьёзная проблема – обратись к священнику, благочинному, епископу. Если никто не смог помочь тебе – смирись, так бывает. Нужно понимать, что мы живём в мире, где далеко не по каждому поводу можно добиться справедливости. Это падший мир, где всё запутано, где нет конечной инстанции, которая разрешит все твои вопросы. Остановись, прежде чем начнёшь разрушать себя, Церковь. Перетерпи и уповай на Бога.
Это невозможно объяснять неверующему, но мы ведь веруем, а значит, должны понимать: надеяться нужно на Христа, а не на власти, пусть даже и церковные. К Небу обратись, когда здесь остался не понят, и через это укрепишься.