В интернете православные собирают подписи под двумя открытыми письмами к патриарху Кириллу. Они оба касаются дела «панк-феминисток» из группы “Pussy Riot” (напомним, им 20 июня продлили срок содержания под стражей до конца июля), но просьбы к патриарху в письмах содержатся диаметрально противоположные.
В первом письме, которое подписали, среди прочих, писатель, критик и публицист Александр Архангельский, поэтесса Ольга Седакова, писательница Майя Кучерская, видный филолог проф. Виктор Маркович Живов, филолог-библеист Андрей Сергеевич Десницкий, фольклорист проф. Андрей Борисович Мороз и многие другие, в частности, говорится:
«Уже более двух месяцев находятся в заключении участницы группы Pussy Riot, арестованные за кощунственное выступление в храме Христа Спасителя. Мы не пытаемся каким бы то ни было образом оправдать участниц этого действа, но взываем к Вашей мудрости и Вашему милосердию… Мы, Ваши верные чада и чада Христовой Церкви, просим Вас проявить милосердие и обратиться к светским властям с ходатайством о помиловании участниц этой акции. Нам кажутся совершенно недопустимыми распространяемые от имени Церкви и православной общественности заявления о том, что ни прощение врагов, ни милосердие якобы уже не считаются христианскими добродетелями. Мы убеждены, что никакая политическая целесообразность не может «отменить» действие заповедей, данных нам Христом и освященных авторитетом двухтысячелетней аскетической и богословской традиции кафолической Церкви.
На наш взгляд, наказание, которое девушки уже понесли, вполне достаточно для предупреждения подобных акций в будущем».
Инициаторами второго письма выступили режиссер программы «Беседы с батюшкой» Валерий Николаевич Богатов, брат убиенного иерея Даниила Сысоева Пимен Алексеевич Сысоев, президент международного движения "Воины Жизни" Дмитрий Сергеевич Баранов, руководитель проекта "Материнство живой Вселенной" Татьяна Николаевна Зеленкова и руководитель общественного движения "Сопротивление убийству детей" Анна Викторовна Петрова. В их письме говорится:
«Большинство людей в нашем обществе думают, что православие это: тебя ударили по одной щеке подставь другую... Но мы знаем, что это не относится к тому, когда начинают глумиться над Заветами Божьими и верой Христовой... Мы не хотим разжечь в чьих-то душах ненависть или призвать к насилию. Но мы должны понимать, что христианство и «толстовство» - это разные вещи. Компромисса между добром и злом быть не может. Те кто писали это (т.е. предыдущее, - Regions.Ru) письмо – плохо знают основы христианского учения. Они заражены идеями толерантности и именно к ней хотят нас призвать под видом проявления милосердия к оскорбившим всех нас "Pussy Riot". Если поступить согластно их призывам - это будет означать, что с этого момента все враги Церкви смогут безнаказанно творить все, что им придет в голову! Оскорблять верующих, врываться и осквернять наши храмы, рубить иконы, рисовать кощунственные плакаты-пародии на Спасителя и т.д. и т.п. А все потому, что это будет можно! Можно, так как мы, православные, сами публично признали, что с нами можно так поступать.
Сейчас, впервые в новейшей истории России, после череды кощунственных нападок на наши храмы и анти-церковных выходок со стороны, так называющих себя, "людей искусства", у нас появилась реальная возможность защитится и показать всем врагам Церкви, что их действия не останутся безнаказанными, что им придется ответить по закону. Поэтому сейчас так важно добиться от властей наказания для "Pussy Riot"».
Корреспондент Regions.Ru попросил священнослужителей ответить на вопрос: «Какая из этих двух позиций вам ближе?»
Протоиерей Александр Шестак
заведующий сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Александр Шестак, кандидат юридических наук, полковник милиции в оставке
25.06.2012 10:22
Сначала светские власти должны дать правовую оценку, а уж потом можно решать, взывать ли к ним о помиловании. По просьбам осужденных, в том числе и за тяжкие преступления, которые нередко обращаются к Церкви, мы направляем ходатайства светским властям о помиловании. Но мы должны понимать и другое. Ведь смысл жизни человека на земле это подготовка к жизни в Царствии Небесном, подготовка души к встрече с Богом. И Господь попускает тем или иным образом какие-то испытания человеку, чтобы человек мог вразумиться, может быть, и через посредство светских властей. Ведь «не напрасно начальник носит меч», а чтобы наказывать зло. Об этом в своем послании к римлянам говорит апостол Павел.
Здесь, может быть, сам вопрос задан неправильно. У Патриарха доброе и любвеобильное сердце. И Господь милует. Но милует тогда, когда это полезно для спасения души. Может быть, нужно еще время, чтобы участницы этой акции осознали свое падение. Им дано время на покаяние. Смотреть на это надо и с духовной точки зрения. Все-таки главная цель Церкви – помочь человеку спасти свою душу.