Category:
Икона
Иконы в доме.
Икона освещает дом. Комната без образов - как без окон. Как же украсить свое жилище святыми образами? Что следует знать и помнить? Давайте попробуем хотя бы немного разобраться.
Прежде в каждой русской избе был красный угол, в который ставились иконы. С XVI в. сохранился интереснейший памятник письменной культуры - книга "Домострой". Книга эта представляет собой сборник правил и советов, касаемых всех сторон жизни семьи. Что же там сказано об иконах в доме (текст литературно отредактирован, немного приближен к современному языку):
Как дом свой украсить святыми образами и храм чистым иметь
В доме своем всякому христианину во всякой храмине (комнате) святые и честные образы, написанные на иконах, по существу ставить на стенах, устроив благолепно место со всяким украшением и со светильниками, в них же свечи пред святыми образами возжигаются на всяком славословии Божьем: и по пении погашаются и завесою закрываются - не всякой ради нечистоты и от пыли, благочиния ради и бережения; и всегда чистым крылышком обметать и мягкою губкою вытирать их, и храм тот всегда чистым держать, паче иных храмин. А святых образов касаться достойным, в чистой совести; и на славословии Божьем, и на святом пении, и на молитве свечи зажигать и кадить благовонным ладаном и фимиамом; а образы святые ставятся вначале свято почитаемы, именами прежде нареченными; в молитвах и во бдении, и в поклонах, и во всяком славословии Божьем, всегда почитать их; со слезами и рыданием, и с сокрушенным сердцем исповедаемся о своих согрешениях, - и прося отпущения грехов.
Устройство красного угла
Так как же устроен красный угол и что вообще это такое? Красный угол - самое важное и почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев. Дом христианина - это символ храма. И как в каждом храме есть самое святое, сакральное помещение - алтарь, так и в избе символическим аналогом алтаря был красный (значение: красивый, хороший, светлый) угол (синонимы: большой, кутный, передний, святой угол). Как и христианский храм, каждый жилой дом был строго ориентирован на местности по сторонам света и красный угол устраивался в дальнем углу избы, с восточной стороны, в пространстве между боковой и фасадной стенами, по диагонали от печи. Это всегда была самая освещенная часть дома: обе стены, образующие угол, имели окна.
Иконы размещались в киоте (иное название - божница) - специальном открытом шкафчике или полочке с лампадкой. Иконы обязательно должны были стоять, а не висеть. Божница изготавливалась из дерева и всячески украшалась резьбой, росписью и т. д. Очень часто полочка была двухъярусной. Иногда образа в божнице украшались божником (или иконником) - длинным и узким полотенцем домотканого холста, украшенным вдоль одной стороны и на концах вышивкой. Божник вывешивался так, чтобы прикрыть иконы сверху и с боков, но не закрывать лики. Часто (и особенно у старообрядцев) иконы в красном углу завешивались задвигаемой занавеской - благовесткой, состоящей из двух частей и украшенной вышивкой (еще одна аналогия с алтарной частью храма, скрытой от глаз). Кроме икон, на божнице хранились освященные в церкви предметы: святая вода, верба, пасхальное яйцо. Иногда туда клали Евангелие, Псалтирь, молитвослов и иные книги, необходимые при молитве. Там же лежало крылышко для обметания икон, лампадное масло, ладан, свечи т. д.
Иконы в современном доме
Что же из крестьянского красного угла можно оставить в современной квартире? Как устроить красный угол в своем доме? Давайте разбираться по порядку:
Где располагать иконы
Вспомним еще раз, что красный угол подобен церковному алтарю. Это место сосредоточения на молитве, молитвенного общения с первообразами, изображенными на иконах. Икона - окно из мира горнего (небесного) в мир дольний (земной). Ничто не должно отвлекать от молитвы и возвращать к реалиям быта. Прежде всего, рядом не должно быть телевизора, светских книг, картин, плакатов, календарей светского содержания, статуэток, масок и т. п. Подобно ориентации алтаря на восток, иконы желательно располагать на восточной стене комнаты. "Оглянись, Иерусалим, на восток, и посмотри на радость, грядущую к тебе от Бога" (Вар. IV, 36) "Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого" (Мф. XXIV, 27).
Как размещать иконы
Конечно же, иконы можно просто повесить на стену в удобном месте, но вспомните, что для лучшей сохранности икон, как и для обозначения особого пространства красного угла, использовался шкафчик-киот. В качестве киота допустимо применить книжную полку, но не стоит ставить на эту полку светские книги. Перед иконами подвешивают или ставят лампаду. Образ Господа должен находиться в сиянии вещественного света, напоминая нам о Его свете на небесах. Принято зажигать лампадку во время молитвы и накануне праздников. По воскресеньям и праздникам ее оставляют гореть в течение всего дня.
Каким иконам отдать предпочтение
Во-первых, возникает вопрос: можно ли использовать в домашнем иконостасе иконы-репродукции, не писаные вручную художником-иконописцем, а произведенные литографией или каким-либо иным механическим способом? Да, это вполне правомерно и вряд ли где-нибудь в Предании найдется возражение против репродукций. Кроме того, писаные иконы сравнительно дороги и могут быть просто не по карману. Но икона, написанная на доске вручную красками, покрытая слоем олифы или лака почти во всех отношениях превосходит печатную икону. Возможен такой вариант: построение красного угла из печатных репродукций с постепенной заменой на писаные образы.
Еще один вопрос - о стиле икон. Образы могут быть написаны по древним (Византийским, греческим, древнерусским) образцам, либо по западным, эпохи Возрождения (фряжским, академическим), более реалистическим и близким к светскому искусству. Существует много возражений против икон академического стиля, но какие иконы выбирать для красного угла - дело вкуса верующего, однако не очень желательно смешивать иконы западной и восточной техник.
Состав домашнего иконостаса и взаимное расположение икон
В размещении икон в красном углу заложены те же принципы, что и в иконостасе церковном. Композиционный и смысловой центр иконостаса - икона Спасителя. Это может быть Спас Нерукотворный, Спас Вседержитель и т. д. Остальные иконы подчинены ей. Нежелательно, например, включать в домашний иконостас иконы, большие по размеру иконы Спаса. Слева от иконы Спаса располагается образ Божией Матери с Младенцем. Эти две иконы являются основными и обязательными для красного угла. Остальные иконы выбирает верующий. Подобно церковному иконостасу, над иконами Христа и Божией Матери можно поместить изображение Троицы или Распятие. В то же время, лучше не размещать над образами Спаса и Богородицы икон святых.
Какие еще иконы входят обычно в домашний иконостас? Это именные иконы, т. е. иконы святых, чьи имена носят члены семьи. Практически в каждом домашнем иконостасе располагается икона святителя Николая, епископа Мир Ликийских (Николы Угодника). Из русских святых чаще всего встречаются изображения преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского; из икон мучеников наиболее распространены иконы Георгия Победоносца и целителя Пантелеимона.
Вообще же дома следует иметь только такие иконы, которым молишься, к которым знаешь тропарь, молитву и молитву эту читаешь.
Где еще размещать иконы
Вспомним указание Домостроя: иконы должны быть в каждой храмине (комнате). Иконы напоминают о Божием присутствии в повседневной жизни христианина. Можно разместить в комнате отдельную икону Николая Чудотворца. Икона должна быть и на кухне (в столовой), где обедает семья, лучше всего для этого подойдет икона Спасителя. Обязательно должен быть святой образ и в детской комнате.
Используемые материалы:
- Домострой. Под ред. В. Сенина. -СПб.: Лениздат, 1992. - 141 с., ил.
- Иконы в храме и в вашем доме. Д. Басов, С. Басов. -СПб.: Изд-во "А.В.К.-Тимошка", 2001. - 160 с., ил.
- Филатов В. В. Словарь изографа. Библиотека клирика.-М. Православное издательство "Лествица", 2000. -256 с.
- М. Козлов. "Детский катехизис".
и др.
P.S. Этот выпуск Листка был переведен на английский и опубликован на американском сайте Iconofile: Journal of Icons and Sacred Art