Святитель Игнатий Брянчанинов: "Не скажи сам себе в
унынии и расслаблении душевном: я впал в тяжкие грехи, я стяжал долговременною греховною жизнию греховные навыки. Они
обратились от времени как бы в природные свойства, сделали для меня покаяние
невозможным. Эти мрачные мысли внушает тебе враг твой, ещё не примечаемый и не понимаемый
тобою: он знает могущество покаяния, он боится, чтоб покаяние не исторгло тебя
из его власти и старается отвлечь тебя от покаяния, приписывая Божию
всемогущему врачеству немощь". Это всё про врагов, а далее про чистое и
светлое. Найдено во Псалтири:
"Яко
Ангелом своим заповесть о тебе: сохранити тя во всех путех твоих. На руках
возмут тя да не когда преткнеши о камень ногу твою. На аспида и василиска
наступиши и попереши льва и змия. Яко на мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко
позна имя Мое". (Пс.90:11
Яснее завершит
тему свт. Игнатий Брянчанинов: "Установитель покаяния: Творец твой, создал
тебя из ничего. Тем легче Он может воссоздать тебя, претворить твоё сердце:
сделать сердце боголюбивое из сердца грехолюбивого, создать сердце чистое,
духовное, святое из сердца чувственного, плотского, злонамеренного,
сладострастного". Добавить можно лишь слова св. апостола Дионисия
Ареопагита: "За дела бесовские мы часто принимаем вразумительные деяния
ангелов, которые нам неугодны". Приняв к сведению такое утешение, можно
перейти от внешнего напускного покаяния к покаянию истинному, спокойному,
рассудительному: это чтобы впредь не грешить.